Файл: 1. История развития и становления системы воспит. Деятельности дол. Три основных этапа Скаутское движение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Детское самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающее развитие самостоятельности и реализации для достижения групповых целей.
Формы самоуправление:
1. королевство
2. государство
3. президент и министры
Развитие самоуправления зависит:
1. поиск д-сти
2. планирование д-сти
3. включение детей в д-сть
Функции самоуправления детей
1. самоактивизация (предполагает приобщение большого числа членов коллектива к решению проблем управления)
2. организационное саморегулирование (предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива изменять свою структуру)
3. коллективный самоконтроль (предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей д-сти и на основе этого – поиск новых путей решения задач)
8. Система работы вожатого по адаптации ребенка в дол
Существует ряд особенностей адаптации детей:
1. небольшая продолжительность лагеря.
2. насыщенная коллективная д-сть детей
3. ребята не знакомы друг с другом
4. непонимание д-сти в лагере
5. ограниченное пространство
6. режим дня
7. контингент разный
Приемы:
1. чудо дерево
2. цветопись
3. ведение дневника
9. Оформление отрядного уголка.
Оформление зависит от названия или направления д-сти всей смены
- экологическое – культурно-досуговое – спортивное – патриотическое – духовно-нравственное
Рубрики:
- название отряда и девиз
- список детей
- песня и эмблема
- план-сетка
- план работы на каждый день
- режим дня
- экран чистоты
- анализ дня
- забор откровений
- достижения
- законы отря
10. Формы анализа дня в дол
Анализ дня – одна из воспитательных форм работы в детском оздоровительном лагере. Анализ дня подразумевает под собой анализ групповой и индивидуальной деятельности в кругу коллектива. Подразумевает настрой коллектива на серьезную аналитическую работу. В качестве настроя может быть использована песня (как правило, выбирается лирическая песня), хорошо продуманная речь (должна содержать предварительный итог дня, что бы руководитель хотел услышать на анализе) или анализ может начинаться с тренинговых упражнений (выбирается в зависимости от готовности коллектива к работе).
Метод анализа «Пять пальцев». Этот способ подведения итогов занимает 5 минут. Каждому ребенку предлагается посмотреть на свою ладонь и подумать, глядя на нее.
Мизинец (М) - «мысль»: какие знания и опыт я сегодня приобрел.
Безымянный (Б) - «близка ли цель»: что сегодня я сделал для достижения
Средний (С) - «состояние духа»: каким было мое настроение и от чего оно зависело
Указательный (У) - «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их.
Большой (Б) - «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья.
Этот анализ можно сделать в форме личных дневников.
Метод оценки. Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.
«Я хочу сказать». Я хочу сказать» (в форме пресс-конференции). Каждому ребенку выдается листок бумаги, на котором он пишет первую фразу: «Я хочу сказать, что...». После того, как он написал первую фразу, он пишет все, что хочет сказать отряду о дне, об отряде и Т.д. Затем, не подписывая листок, сворачивает и опускает в коробку. После того, как все справятся с заданием, вожатый открывает коробку и поочередно зачитывает записки ребят. При этом, отвечая на поставленные вопросы, комментирует. К комментарию подключаются и ребята.
«Если бы я был…». Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дне я бы…
исправил…
сделал…
добавил…
«Цвета». Ребятам предлагается ответить на вопрос: «Каким цветом вы бы окрасили сегодняшний день и почему?», после чего ответы коллективно обсуждаются.
Метод коллективного рассказа. Каждый ребенок по очереди произносит предложения на тему «На что похож сегодняшний день?».
Метод фотосъемки. Педагог задает ситуацию: ребята, представьте, что сегодня. Весь день снимал фотограф. Все что мы делали сегодня., он засняли на фотопленку. Но, увы, из-за неумелости фотографа, пленка засветилась. Давайте сейчас попробуем с вами восстановить каждый кадр этой пленки.
самые яркие, эмоциональные, веселые кадры;
и кадры, которые получились «не очень».
Выставка картин. Каждому ребенку предлагается нарисовать картину сегодняшнего дня (для этого заранее приготовить краски, фломастеры, альбомные листы). Каждый ребенок представляет свою картину - как она называется, что на ней изображено, и Т.д. Все работы вывешиваются на стенд.
Педагог сам или совместно с детьми ранее пишет вопросы, которые волнуют ребят или которые необходимо затронуть на вечернем сборе отряда. Затем листочки пускаются по кругу. Каждый пишет свое мнение. Итогом является озвучивание вопросов и ответов на поставленные вопросы (своего рода рассказов).
Рассказ-эстафета (с передачей предмета). К кому попадает предмет, тот и высказывается по дню. Что для меня сегодняшний день? Работает правило свободного микрофона, Т.е. кто хочет сказать, тот передает и говорит. Если ребенку нечего сказать, он передает предмет дальше по кругу. В завершении вожатый предлагает кому-то из ребят подытожить все услышанное. Если нет желающих, педагог подводит итоги сам.
«Ниточка». Перед началом огонька вожатый предлагает ребятам взять кусочек нитки. Разноцветные нитки – длиной от 10 до 30 сантиметров лежат рядом с вожатым. Во время обсуждения дня по схеме: Что получилось? Что не получилось? Что надо сделать, чтобы было лучше? Каждый ребенок, высказывая свою точку зрения, наматывая ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается. Таким образом, выбрав нитку той или иной длины, ребенок «заявляет» о своем желании выступать и настраиваться на развернутую сцену дня или на короткую реплику.
«Строим дом». Каждый представляет лист («кирпичик»), на котором рисует, как он себя видит в сегодняшнем дне и комментирует свой рисунок. Из этих «кирпичиков» потом строится дом, а на крыше пишется анализ дня.
«Я». Перед ребятами лежит много картинок, на которых нарисована сложенная из различных предметов буква «Я». Каждый ребенок выбирает ту букву, которая, на его взгляд, больше похожа на него, а потом объясняет почему.
«Позитрон». Игроки садятся или встают в круг. Один игрок перебрасывает другому мяч – “положительный заряд”. Игрок, поймавший мяч, должен указать что-нибудь хорошее и перебросить мяч следующему участнику. Вариант = вожатый предлагает группе тему для высказываний. Начните с чего-нибудь нейтрального – погоды, событий в лагере. Затем перейдите к более глубоким и личным темам, касающихся отдельных участников или группы в целом. Эту игру можно использовать в течение всего дня, когда есть необходимость поделиться впечатлениями.
11. Предложите методические рекомендации по организации и проведению игр в ДОЛ.
Как ввести детей в игру?
1. Изложить детям содержание игры надо кратко, образно. Правила игры давать желательно не все сразу, так как быстро усвоить их дети не смогут и невольно будут нарушать. В дальнейшем правила игры пусть дети вспоминают сами.
2. Вожатый участвует в игре вместе с детьми.
Младшие школьники – подвижные игры.
Подростки – соревнования
Юноши – осмысленные с целью
Рекомендации по организации и проведению игр с детьми младшего возраста.
Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени и сопровождаться частыми перерывами, сменами характера движений.
Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками, с длительным неподвижным сидением за столом,
Если по правилам игры ребенок вынужден выйти из нее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения.
Дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть»на месте. Такие игры способствуют развитию функции торможения.
Все дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован: «он у нас еще ни разу не водил», «он был очень смел в предыдущей игре», «очень честно соблюдал правила игры»... Водящий может быть выбран с помощью считалки или им может быть назначен победитель предыдущей игры.
Детей надо учить играть, не нарушая правил, приучать действовать по сигналу.
Заканчивая игру, нужно отметить лучших, инициативных игроков. Полезны сюжетно-ролевые игры (исполнение ролей животных) и, конечно, разнообразные подвижные игры.
Изложить детям содержание игры надо кратко, образно. Правила игры давать желательно не все сразу, так как быстро усвоить их дети не смогут и невольно будут нарушать. В дальнейшем правила игры пусть дети вспоминают сами.
Разделить детей на команды можно так: построить отряд в одну шеренгу по росту и рассчитать на «первый-второй»; «первые» — одна команда, «вторые» — другая команда. Либо поступают таким образом:
Рекомендации по организации и проведению игр с детьми среднего возраста:
подвижные игры выбирать такие, которые бы не содержали излишних эмоциональных нагрузок;
некоторые игры-соревнования желательно проводить отдельно для мальчиков и девочек;
Объяснять правила игры, проводить игру и «судить» необходимо в темпе, образность не обязательна.
Вожатый играет роль не прямого наставника, а старшего члена коллектива, руководит игрой «изнутри». Если дети принимают ошибочное решение, вожатый недолжен спешить его отменять; лучше вначале убедить детей в его ошибочности, а может быть даже дать детям возможность убедиться в ошибке на практике (если предполагаемые отрицательные последствия неверного решения допустимы).
Рекомендации по организации и проведению игр для подростков:
• игра должна быть осмысленная, деятельная, достаточно сложная;
• она может быть рассчитана на длительную подготовку;
• важно, чтобы подростки осознавали нужность игры, полезность ее
12. Несколько негласных методов, позволяющих нейтрализовать влияние неформального лидера или же задать ему нужное направление:
1) Обычно индивидуумы и группы лучше реагируют на затрагивающие их решения, если с ними заранее советуются. Беседы вместо попытки навязать произвол демонстрируют уважение к достоинству и тем самым ослабляют сопротивление. Коллективные обсуждения также дают возможность неформальному лидеру взять на себя часть заслуг в принятии решения — это неосязаемая ценность, которая расположит его к вам и сделает вас союзниками.
2) Психологические игры, тренинги на сплочение коллектива, взаимопонимание. Необходимо сформировать лояльность посредством неявных методик. Играя, общаясь, моделируя ситуации, лидер и группа в целом будут оказываться в острых ситуациях и на примере упражнений, в мини-формах, смогут найти решение, приятное вам.
3) Насыщение деятельности неформального лидера в рамках решения необходимых вам задач. Другими словами, стоит задать единый вектор движения, не «ломая» при этом взгляды самого лидера. Формулировка «он ничем не интересуется», к которой прибегают в этом случае вожатые, означает только, что взрослые не нашли, не догадались, не сумели подсказать. Если хотите, чтобы группировки «играли» по вашим правилам — измените их взгляды, заинтересуйте чем-то общим для них, а не нужным для вас.
4) Вывести деятельность неформального лидера за рамки отряда. Кроме того, важно обеспечить неформальному лидеру успех в новой деятельности, где он сможет раскрыться для окружающих. Это может быть организация новой полевой игры, где он вместе с выбранным вами лидером на пару станет «сражаться» с общими противниками. Превратить неформала в достояние всего лагеря возможно: подойдет должность ведущего радиопрограммы, лидера вожатской планерки, организатора дня самоуправления для всего лагеря и т.д. Выведя его за рамки отряда, вы тем самым позволите ему самореализоваться и перестать выражать себя с помощью агрессии.