ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
31
Следует отметить еще одну проблему для инвестиционной деятельности, которую проявил опыт ЕС. Директивами ЕС были заданы условия для развития всех национальных электроэнерге- тик на перспективу. В частности, исходя из оценки суммарных мощностей всех стран, входивших (или намеревавшихся войти) в
ЕС, были заданы жесткие требования для генераторов (создавав- шие преимущества для развития ВИЭ и требовавшие существен- ной модернизации (или закрытия) действовавших мощностей те- пловой и атомной генерации для выполнения законов по защите окружающей среды).
При этом электроэнергетика в EC децентрализована, и не- смотря на наличие директив ЕС, большинство стран медленно
(и зачастую неохотно) меняют законодательство и энергетиче- скую политику в соответствии с общими требованиями.
Данные противоречивые обстоятельства создали значитель- ную неопределенность для инвесторов, и инвестиционная ак- тивность в странах ЕС в секторе генерации (не считая ВИЭ) на протяжении последних двух десятилетий остается на невысоком
(недостаточном) уровне. Но все же двадцатилетний опыт либера- лизации и бурное развитие ВИЭ привели к тому, что во многих странах создают стимулы для инвестиций в секторе генерации. По этому пути в ближайшие годы пойдут, например, в тех странах ЕС, где долгое время доминировала идея о возможности развития сек- тора генерации без дополнительных стимулов [Eurelectric, 2012].
В условиях глобализации и наблюдаемых тенденций разви- тия вырос уровень стратегической неопределенности глобального энергетического сектора, мировой экономики и геополитики в целом, что еще больше затрудняет возможность управлять долго- срочными рисками при капиталовложениях в строительство круп- ных объектов (в том числе в секторе генерации).
Наконец, следует отметить также, что плохой инвестици- онный климат, который в современных условиях в значительной на востребованность «зеленой» электроэнергии в перспективе. Но после кризиса
2008 г. во многих странах встал вопрос о сокращении бюджетных расходов на под- держку ВИЭ (субсидирования строительства ВИЭ и оплаты произведенной или электроэнергии) как в государственной сфере, так и в потребительском секторе.
Это породило неясность для дальнейших инвестиционных проектов ВИЭ, а так- же усложнило условия окупаемости для уже осуществленных, и в целом усилило неопределенность для всех инвесторов в генерирующие мощности.
32
степени формируется под влиянием действий государства, может стать препятствием для инвестиций в секторе генерации, где про- екты в силу своей капиталоемкости и длительности сроков оку- паемости, чувствительны к условиям деловой среды.
По опросу «Energy transformation. The Impact on the Power
Sector Business Model», проведенному PwC в 2013 г. среди спе- циалистов по электроэнергетике (топ-менеджеры 53 энергети- ческих компаний из 35 стран), 67% специалистов ожидают, что в ближайшие полтора десятилетия (до 2030 г.) в их странах сложится комбинированная модель централизованной и децентрализован- ной распределенной энергетики, а 9% опрошенных ожидают, что децентрализованная энергетика заместит централизованную. При этом только 24% участников опроса (преимущественно из стран
Ближнего Востока, Африки, Южной Америки) придерживаются мнения о том, что централизованная генерация и сети будут со- хранять лидирующую роль в развитии электроэнергетики в буду- щие десятилетия [13th PwC.., 2013].
Таблица 1.
Какая модель электроэнергетики наиболее подходит по Вашему мнению для Вашей страны?
(% опрошенных)
Централизованная
система (генерация
и передаточные
сети)
Сочетание центра-
лизованной генера-
ции и распределен-
ной энергетики
Распределенная
генерация вытес-
нит централизован-
ную генерацию
Северная
Америка
9 82 9
Южная
Америка
50 50 0
Европа
20 67 13
Азия
8 77 15
Ближний
Восток и Африка
50 50 0
Всего
24 67 9
Источник: [13th PwC.., 2013].
33
Инвестиционная деятельность в секторе генерации во мно- гих странах в условиях либерализации имела противоречивые ре- зультаты
1
, динамика капиталовложений в последние два десятиле- тия была нестабильна. Популярной стала идея об органичности в условиях рынка бума и спада капиталовложений в генерирующие мощности [Ford, 1999; US Energy.., 2013]. Проблема соблюдения
«правил игры» (особенно в долгосрочной перспективе) стала клю- чевой в условиях либерализованных электроэнергетик.
По упоминавшемуся выше опросу PwC, из-за быстрого раз- вития распределенной энергетики 94% опрошенных ожидают, что бизнес-модель электроэнергетических компаний претерпит се- рьезные изменения (полной трансформации ожидают 41% опро- шенных и серьезного изменения — 53%).
Следует отметить, что процесс реформирования и дальней- шего развития электроэнергетики разворачивается на фоне гло- бализации мировой экономики и динамично меняющегося кон- текста для развития электроэнергетики, ТЭКа и глобального мира в целом. В частности, в последнее десятилетие в мире усилилась тенденция на повышение экологической и энергетической без- опасности, снижение энергоемкости экономики; появились но- вые технологии в области добычи и переработки энергоресурсов
(в том числе возобновляемых источников энергии), коммуника- ции и управления; в глобальной экономике развиваются разно- образные новые сетевые связи на всех уровнях и т.д.
2 1
Во многих развитых странах реформа электроэнергетики начиналась в условиях избытка генерирующих мощностей, что на определенное время снижало остроту инвестиционной проблемы. Основное внимание было сосредоточено на конструировании модели оптового (и розничного) рынка, ее тестировании и со- вершенствовании. В развивающихся странах, где при старте реформы во многих случаях уже был дефицит генерирующих мощностей, широко применялись неры- ночные методы стимулирования инвестиций, что поначалу позволило привлечь
(но преимущественно в быстро развивающиеся крупные индустриальные эко- номики) значительные ресурсы для строительства новых станций. Однако после подъема 1990-х годов в период 1997–2007 гг. последовало снижение инвестицион- ной активности, как в развивающихся, так и во многих развитых странах.
2
«Энергетическая карта мира меняется... Возрождается нефте-и газодобыча в Соединенных Штатах, некоторые страны могут отказаться от атомной энергети- ки, быстро развиваются ветровая и солнечная энергетика, растут темпы добычи нетрадиционного газа... Международные усилия по повышению энергоэффектив- ности экономики, если они будут предприняты, также смогут сильно изменить мировую энергетику» [World Energy.., 2013, p. 4].
34
2.2. Проблемы выбора
технологического уклада
В последние годы в связи с прорывными решениями в раз- витии интеллектуальных технологий произошли существенные сдвиги в трендах развития отрасли, в первую очередь это косну- лось перехода к новому технологическому укладу. Традиционный путь развития энергетической отрасли предусматривал прежде всего наращивание новых мощностей и объектов и модернизацию отдельных видов оборудования с улучшенными характеристика- ми на базе существующего технологического базиса, что позво- ляло отрасли в течение 100 лет удовлетворять растущие запросы общества и экономики. Основными индустриально развитыми странами был проведен анализ возможных путей решения вышеу- казанных проблем, результаты которого показали наличие серьез- ных ограничений возможностей развития энергетики в рамках традиционных подходов [Кобец, Волкова, 2010].
Осознание необходимости принципиальных изменений мо- дели функционирования отрасли привело зарубежные страны к поиску новых подходов к решению: в основу нового подхода была положена классическая теория стратегического менеджмента, ко- торая представляет собой систему взглядов на образ объекта ис- следования в будущем, т.е. предполагает стратегическое видение.
Таким образом, начальной точкой разработки концепции интел- лектуальной энергетики стало формирование четкого видения энергетической системы, отвечающей требованиям будущего об- щества и всех заинтересованных сторон: государства, науки, эко- номики, бизнеса, потребителей и других институтов.
Разработка стратегического видения исходила из следующе- го: «Осуществить прорыв в энергетической системе (энергетике) посредством интеграции технологий XXI в., чтобы достичь плав- ного перехода на новые технологии в генерации, передаче и по- треблении электрической энергии, которые обеспечат выгоды для государства и общества в целом» [European Commission.., 2006].
Стратегическое видение энергетики будущего можно пред- ставить как совокупность следующих позиций:
1. Энергетика является инфраструктурной базой развития экономики любой страны, в развитии которой заинтересованы все институты: государство, бизнес, наука, население и др. Товары
35
и услуги, производимые в отрасли, имеют высокий уровень обще- ственной значимости и практически не имеют заменителей.
2. Оптимизация качества и эффективности использования всех видов ресурсов (топливных, технических, управленческих, информационных и др.) и энергетических активов.
3. В современном и будущем обществе энергия рассматрива- ется как источник (инструмент или средство), обеспечивающий получение человеком и обществом определенных потребитель- ских ценностей: жизненных благ, уровня комфорта и т.п.
4. Определяя для себя этот уровень, человек не должен встре- чать ограничения со стороны энергетики при выборе, где ему жить, какими приборами и услугами пользоваться и т.п.
5. Удовлетворение потребности в электрической энергии об- щества XXI в. при одновременном существенном снижении дав- ления на экологию планеты.
Возникающее при этом разнообразие и дифференциация тре- бований или ценностей коренным образом меняет традиционные взгляды на роль, место и цели развития энергетики: концепция интеллектуальной энергетики исходит из необходимости удов- летворения требований всех заинтересованных сторон в любой момент времени и в любом месте.
Таким образом, в рамках новой концепции ставится задача не получения некоего требуемого объема энергии с заданными (кем- то) параметрами и характеристиками, а обеспечение возможности потребителю самому выбирать сколько, где, как и с какими харак- теристиками он хочет потреблять и (или) производить энергии, дающей ему возможность получения требуемых как в настоящее время, так и в ожидаемом им будущем благ, уровня комфорта, а также эффективного осуществления его деятельности.
Концепция интеллектуальной энергетики базируется на до- статочно глубоком анализе тенденций развития общества, оцен- ке современных и прогнозируемых вызовов и угроз, формирую- щихся и ожидаемых запросов, мотивации и характера поведения как потребителей, так и других заинтересованных сторон, обус- ловленных в том числе направлениями общего технического и технологического развития, оказывающими влияние на форми- руемые ими требования к энергетике. Ее реализация позволит в ближайшие 15–20 лет ключевым образом изменить энергетику и обеспечить ее эффективное и надежное функционирование на благо обществу. Одним из ключевых решений для достижения це-
36
лей концепции является тренд постепенного смещения в сторону распределенной генерации на базе интеллектуальных технологий, позволяющих организацию функционирования и управления та- кого рода систем в режиме реального времени.
Традиционно к объектам электроэнергетики на территориях страны относятся крупные генерирующие мощности и распре- делительные сети, принадлежащие распределительным сетевым компаниям (РСК). Однако в настоящее время объектный состав электроэнергетики серьезно меняется. Активно стал развиваться сектор распределенной энергетики — собственная генерация у потребителей; модернизируемые коммунальные котельные, пре- образуемые в когенерационные установки; распределительные сетевые компании, не принадлежащие РСК (их называют терри- ториальными сетевыми организациями или ТСО). В этих услови- ях анализ и планирование развития электроэнергетики в прежних границах становится не адекватным новым реалиям.
Появление и активное развитие все более значимого сектора распределенной энергетики требует внесения изменений пара- дигмы развития электроэнергетики и соответствующей корректи- ровки нормативно-правовой базы.
В идеологическом плане необходимо преодолеть негативное отношение к малой распределенной энергетике со стороны пред- ставителей большой электроэнергетики и органов власти. Необ- ходимо определить рациональные пропорции сочетания крупных и малых мощностей исходя из баланса экономических интересов потребителей и производителей электроэнергии, учесть эти про- порции при разработке стратегических документов развития элек- троэнергетики, а также ввести необходимые изменения в правила рынка для обеспечения справедливой оплаты малой генерации.
В части развития нормативно-правовой базы необходимо: уточнить понятие муниципальной энергетической инфраструк- туры, включив в нее муниципальную электроэнергетическую ин- фраструктуру; ввести в федеральный закон «Об электроэнергетике» понятие малой распределенной энергетики и создать условия для ее недискриминационного развития (в частности, определить правила формирования цен на избытки электроэнергии, производимой по- требителями на собственных генерирующих установках и продава- емые на розничном рынке, чтобы эти правила стимулировали раз- витие экономически обоснованных собственных генерирующих установок у потребителей, а не сдерживали их строительство).
37
Также для выработки государственной политики в отноше- нии сектора распределенной энергетики и стимулирования его развития необходимо:
в первоочередном порядке обеспечить наблюдаемость это- го сектора, для чего необходимо спроектировать и запустить сбор соответствующей отчетной информации;
изменить правила ценообразования на сетевые услуги, пред- усматривающие: а) переход от схемы котлового тарифообразования на сетевые услуги, когда «котел» формируется на уровне субъекта
Российской Федерации, к муниципальным котловым тарифам на сетевые услуги для сетей напряжением 35 кВ и ниже; б) для генери- рующих установок малой мощности, работающих на конкретных потребителей, уход от обязательного распространения на продавае- мую ими электроэнергию котловых тарифов и оплату только необ- ходимого уровня резервирования сетевых мощностей;
для упорядочения процессов управления развитием рас- пределительной электросетевой инфраструктуры и установок когенерации малых мощностей ввести и регламентировать разра- ботку муниципальных схем развития электроэнергетики;
организовать взаимодействие между Минэнерго России и
Минрегионом России по координации развития муниципальной электроэнергетики и большой электроэнергетики на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.
Для России на сегодняшний день результатом решения этих задач должно стать привлечение инвестиций в секторе генерации
(для замены изношенного оборудования и наращивания мощно- стей в соответствии с прогнозируемым ростом спроса) на фоне за- медлившихся темпов роста экономики, ухудшившегося инвести- ционного климата, не решенных в ходе реформирования проблем в электроэнергетике и неосуществленной реформы ЖКХ, слабых неэффективных институтов (в том числе государства) и быстрого развития распределенной энергетики.
2.3. Организация системы
стратегического управления отраслью
Реструктуризация холдинга РАО «ЕЭС России» во множе- ство (более трех тысяч) хозяйствующих субъектов в электроэнер- гетике по факту ликвидировала отраслевой центр компетенций и
38
единого стратегического управления развития отрасли. В рамках реформы предполагалось, что таким центром станет Министер- ство энергетики России, однако до настоящего времени этого не происходит:
Минэнерго России является одним из инициаторов раз- работки Энергетической стратегии России, однако доведения требования по реализации ее основных положений до каждой из энергетических компаний нет.
Одним из возможных инструментов консолидации стра- тегий развития различных компаний энергетического сектора были призваны стать технологические платформы — Минэнерго
России поддержало создание четырех: «Интеллектуальная энер- гетическая система России», «Малая и распределенная энергети- ка», «Перспективные технологии возобновляемой энергетики» и
«Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффектив- ности». Но до настоящего времени технологические платформы не получили реальной организационно-методической поддержки со стороны Минэнерго России и не выполняют тех задач, которые перед ними ставились.
В ходе реформы предполагалось, что центром нормативного и методического обеспечения развития рынка будет НП «Совет рынка», на площадке которого должны балансироваться эконо- мические интересы производителей и потребителей энергии с уча- стием коммерческой и технологической инфраструктуры (ФСК и системного оператора ЕЭС), а также представителей государства от всех органов власти, имеющих отношение к электроэнерге- тике. Однако целевая роль этой организации в новой структуре отрасли де-факто не реализована. По-прежнему ключевые ре- шения в отношении отрасли принимаются вне этой площадки и для преодоления разногласий по значимым вопросам участники обращаются к госрегуляторам. Кроме того, в этой организации с самого начала ее создания интересы участников представляют, в основном, крупнейшие компании отрасли (крупные генерирую- щие холдинги и энергосбытовые компании), что существенно ис- кажает требования и сигналы от конечных потребителей и малой генерации.
На региональном уровне администрации субъектов Рос- сийской Федерации (за исключением некоторых национальных республик) практически отстранены или самоустранились от от-
39
ветственности за энергообеспечение жизнедеятельности в регио- нах. Стоит признать, что ответственность регионов в том числе
«размывалась» через механизмы приватизации, и к настоящему времени практически снята всякая ответственность с руководства регионами за энергообеспечение потребителей и надежное функ- ционирование региональных систем жизнеобеспечения. При воз- никновениях ЧП в регионах на ликвидации последствий работают, как правило, подразделения МЧС, а не службы электроэнергети- ческих акционерных компаний. Что касается роли регионов в це- новом регулировании только транспортной составляющей цены на электроэнергию, то этой роли оказалось совершенно недоста- точно для эффективной ответственности и отрицательно сказыва- ется на всей организации работ по развитию региональной энер- гетики.
В результате системных аварий в электроэнергетике Москвы,
Санкт-Петербурга, Саяно-Шушенской ГЭС, при ледяных дождях в ряде центральных областей страны, а также последней аварии в
Калининградской области в августе 2013 г., которые сопровожда- лись массовыми отключениями потребителей от электроэнергии, экономика понесла многомиллиардные убытки, но необходимость компенсации экономических ущербов конкретных потребителей не была предъявлена энергетикам. Государство в централизован- ном порядке все основные расходы по ликвидации последствий в электроэнергетике профинансировало за счет бюджета с макси- мальным использованием сил и средств МЧС России.
Такое размывание ответственности региональных админи- страций равносильно их отстранению от решения вопросов раз- вития региональной энергетики — коммунальной и промышлен- ной, вопросов доступа новых и развивающихся производств к электроэнергетической инфраструктуре в регионе.
Предпосылкой успешной модернизации на региональном уровне сегодня является децентрализация, перераспределение властных полномочий в пользу регионов и муниципалитетов, что соответствует и общемировым тенденциям.
Эффективное решение вопросов развития региональной эко- номики невозможно без возможности решать на местах развитие региональной энергетики на конкурентных условиях с большой системной энергетикой. Региональная энергетика и доступность инженерной инфраструктуры во многом определяют региональ-