Файл: Ём Олегович техническая подготовка юных тхэквондистов на основе оперативной информации о двигательных действиях соперника 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7
Полученные результаты исследования и практические рекомендации могут быть использованы в практике работы тренеров детско-юношеских спортивных школ, клубов и секций по различным видам единоборств, а также в учебном процессе студентов вузов физической культуры, на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки тренеров и преподавателей физической культуры.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют:
– системный подход (Л. фон Берталанфи);
– теория функциональных систем (П.К. Анохин);
– теоретико-методические основы управления процессом многолетней подготовки юных спортсменов-единоборцев (А.В. Еганов, В.С. Медведев,
Р.А. Пилоян, Е. Садовски, А.Г. Ширяев, Ю.А. Шулика, О.Г. Эпов);
– основы теории спортивной тренировки
(Л.П.
Матвеев,
Ю.В. Верхошанский, В.Н. Платонов, В.П. Филин);
– концепции обучения двигательным действиям (Д.Д. Донской,
В.Б. Коренберг, Ю.В. Менхин);
– концепции развития физических способностей (Л.С. Дворкин,
В.И. Лях);
– концепции индивидуализации подготовки спортсменов (М.С. Бриль,
Н.Ж. Булгакова, В.П. Губа, В.П. Черкашин);
– концепции объективизации контроля подготовки спортсмена
(М.А. Годик, Б.Х. Ланда, М.Я. Набатникова);
– научно-методические основы технической подготовки в единоборствах
(В.И. Филимонов, Е.И. Глебов, Чой Сунг Мо, Сагат Ной Коклам).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Ведущим средством методики технической подготовки юных тхэквондистов на основе оперативной информации о двигательных действиях противника выступает программно-диагностический комплекс тренировочных заданий, позволяющий определять и улучшать показатели двигательной реакции, повышающий точность отмеривания временных интервалов движений, обучающий быстро выявлять ошибочные действия соперника, обеспечивающий своевременное реагирование на первоначальные признаки подготовки противником атаки.
2. Уровень спортивного мастерства и технической подготовленности единоборца в современном поединке тхэквондо определяется умением точно отмеривать интервалы времени между выполняемыми техническими действиями и зависят от навыков спортсмена, обеспечивающих точность и своевременность выявления двигательных проявлений соперника.
3. Практическое применение экспериментальной методики технической подготовки юных тхэквондистов на основе оперативной информации о действиях соперника обеспечивает прирост показателей технической, тактической подготовленности и повышение эффективности соревновательной результативности единоборцев 15 – 17 лет.


8
Достоверность
и
обоснованность
результатов
исследования обеспечена надежной и непротиворечивой научно-методологической базой; применением методов, соответствующих задачам исследования; логикой представления научного исследования; репрезентативностью представленной выборки; корректной статистической обработкой результатов собственных исследований; адекватной интерпретацией полученных в ходе экспериментов результатов.
Апробация
результатов
исследования.
Основные положения диссертации были представлены на научно-практических и научно- методических конференциях Всероссийского (Ростов, 2016; Прокопьевск, 2017) и международного (Волгоград, 2018; Челябинск, 2019) уровня. Результаты проведенных исследований обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики физического воспитания
ФГБОУ
ВО
«Волгоградская государственная академия физической культуры». Итоги собственных исследований опубликованы в 8 научных публикациях, из которых 3 статьи в журналах, входящих в перечень рецензируемых научных изданий.
Структура и объем диссертации.Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов, заключения, практических рекомендаций, списка литературы и 4 приложений. Содержание работы изложено на 148 страницах, включает 18 таблиц и 9 рисунков. Список литературы состоит из
142 наименований, среди которых 45 – на иностранных языках.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во
введении
обоснована актуальность темы исследования, обуславливающая выбор проблемы. Определены объект предмет, цель исследования, сформулированы гипотеза и задачи работы, методологическая база диссертации. Отражены методы исследования, определены научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, обозначены этапы исследования.
В первой главе «Современные представления о технической
подготовке в тхэквондо на основе оперативной информации о

двигательных
действиях
соперника»
проводится теоретико- методологический анализ исследуемой проблемы, выявляются особенности построения процесса развития способности к получению и обработки оперативной информации о двигательных действиях соперника в различных видах единоборств и, в частности, в тхэквондо.
Успешность в соревновательной практике тхэквондо определяется техническими, тактическими, психологическими, физическими и физиологическими характеристиками спортсмена (F.A. Campos, 2012).
Следовательно, тренировочный процесс в тхэквондо направлен на улучшение вышеуказанных показателей (K.A. Matsushigue, 2009). Выявлено (J.B. Lee, 1999;
V.G. Santos, 2011), что в соревновательных поединках активные атакующие или защитные действия выполняются в течение 1 – 5 с. После чего следуют пассивные двигательные действия (маневрирование, подготовительные

9 действия для атаки, блоки и уклоны), их длительность составляет от 5 до 15 секунд. Учитывая временные интервалы активных двигательных действий, специалисты (F. Allard, 1980; G. Markovic, 2005) полагают, что в тренировочном процессе необходимо делать акцентированный упор на развитие скорости и координации движений.
Ориентация в спортивном поединке тхэквондо осуществляется за счет совокупной деятельности анализаторов, которая позволяет создать целостное представление о положении спортсмена и его соперника в пространстве и времени. Определенное чувство, приобретаемое за годы тренировок, связанное непосредственно с двигательной деятельностью, уместно отнести к специальным навыкам (качествам) спортсмена. Это чувство формируются за счет работы различных анализаторов: зрительный – в основном формирует
«чувство дистанции»;
«чувство времени» характеризуется психофизиологическими качествами спортсмена. Определенный перцептивный состав двигательных действий, их осознание и автоматизация определяют уровень мастерства спортсмена (И.А. Черкашин, 2015). Неудачи на спортивной арене чаще объясняются тем, что спортсмен не чувствует нужного движения при освоении техники (Е.К. Аганянц, 2001).
В качестве специальных навыков тхэквондиста, напрямую связанных с проявлениями психомоторики, выделяют (О.В. Пирожков, 2000):
– интенсивность внимания (умение проводить атакующие и контратакующие удары в нужное время и на выгодной дистанции, адекватно воспринимать пространственно-временные параметры движения);
– память тхэквондиста (оценка прошедшей боевой ситуации, анализ проведенного поединка, сбор и обработка информации);
– тактическое мышление тхэквондиста (предвидение предстоящего удара или маневрирования в ограниченное поединком время, оперативное принятие решений и контроль точности применяемых ударов);
– быстродействие (скрытый период двигательных реакций, точность и рациональность движений, принятие нестандартных в тактическом и техническом плане решений, правильная траектория движения);
– ловкость тхэквондиста (взаимодействие с противником на основе пространственных и временных характеристик в постоянно меняющихся условиях боя);
– гибкость тхэквондиста (подвижность тазобедренного сустава, обеспечивающего достижение необходимых параметров выполнения защитных движений, «финтов» в нападении и в ответных действиях).
Проявление «чувства дистанции», по мнению многих авторов
(Е.К. Аганянц, 2001; О.Г. Эпов, 2000, 2007, 2009), напрямую связано с восприятием пространства и оценкой временных параметров мышечно- двигательных ощущений, вследствие чего возможна реализация двигательных задача маневрирования.
В тренировках тхэквондистов широко применяются упражнения на маневрирование и развитие атаки, проведение технических действий при


10 разрыве дистанции противником. В отдельных исследованиях (И.А. Суренков,
1996) описывается комплекс упражнений с соперником, помогающий в решении специальных задач на удержание заданной дистанции, в зависимости от ситуации в поединке. Автором отмечается, что необходимо начинать тренировку «чувства дистанции», начиная уже с момента освоения боевой стойки, используя для передвижения простейшие приставные шаги.
«Роль диагностики и тренировки времени реакции подчеркивается в большом количестве работ, посвященных аспектам психологической подготовки спортсменов в различных видах спорта» (Ю.А. Волкова, 2010; R.
Cohen, 2012). Например, в единоборствах и игровых видах спорта – быстрота реагирования в условиях двух и более альтернатив, в том числе при наличии обманных действий соперника («реакция выбора» / «сложная моторная реакция») (С.Р. Иванченко, 1994; П.Н. Левашов, 1998; Н.Н. Данилова, 2000;
В.Г. Никитушкин, 2009).
Специалистами (А.И. Грушко, 2016) «получены и систематизированы показатели времени реакции у спортсменов различных видов спорта при прохождении тестового протокола «Стандартный». Его характеристиками являются следующие пункты: лампочки панели устройства работают в одном
(красном) цвете; спортсмен тестируется в собственном темпе: новый стимул предъявляется после успешной реакции на предыдущий; лампочки по одной загораются в хаотическом порядке по всей площади панели прибора; время работы ограничено 60 сек.; работа проводится двумя руками; во время работы не дается помех; спортсмен выполняет задание 2 раза (первый – в целях разминки)».
Ряд авторов (Т.С. Мельникова, 1976; О.В. Пирожков, 2000;
Г.И. Анисимов, 2006; И.Н. Пашков, 2007) утверждает, что «время реакции используется как показатель индивидуальных характеристик корковой нейродинамики у спортсменов. Данные, полученные авторами, характеризуют важные для единоборцев качества индивидуальной нейродинамики – уравновешенность и подвижность нервных процессов, лабильность сложной функциональной системы, отвечающей за движение. Полученные сведения дают возможность определить у спортсмена его индивидуальные особенности.
Латентное время моторных реакций в первую очередь влияет на скорость тхэквондиста в атакующих и защитных действиях». Исследования, проведенные В.С. Келлером (1977), выявляют «наименьшую зависимость времени моторного компонента реакции в действиях квалифицированных спортсменов от состояния тренированности. На изменение данного состояния более чутко реагирует скрытый период реакции, являющийся важным показателем индивидуальной подготовленности спортсмена».
В свою очередь удалось получить данные (С.Е. Бакулев, 2009), которые доказывают, что «простая двигательная реакция на неспецифичный раздражитель не является показателем различий в уровне подготовленности спортсменов». При этом, исследователи (П.Н. Левашов, 1998) утверждают, что


11
«латентное время реакции в специальных упражнениях изменяется и может быть доведено до минимума».
Исходя из вышеизложенного следует констатировать, что формирование и проявление двигательных реакций на спортивной арене значимо, особенно, в тхэквондо. В тоже время, количество исследований о влиянии данных реакций на содержание поединка в тхэквондо крайне ограничено. Встречаются лишь отдельные факты, демонстрирующие влияние
«чувства времени» тхэквондистов на разные стороны подготовки. Данные факты дают основания подтвердить актуальность проблемы, так как вышеупомянутые авторы утверждают, что в условиях изменчивости поединка, ограниченности действий лимитом времени, важнейшими качествами, обеспечивающими результат деятельности спортсмена, являются своевременность и быстродействие в атаке и защите, а также предвидение и вероятностное прогнозирование.
Во второй главе работы «Методы и организация исследования» дается описание методов исследования, раскрывается содержание и характеризуются основные этапы организации диссертационного исследования.
Опираясь на исследование С.В. Павлова (2004), нами использована методика определения уровня сформированности технической подготовленности, которая явилась одним из способов определения эффективности экспериментального программно-диагностического комплекса в сравнении с существующими средствами и методами развития способности к получению и обработке оперативной информации о двигательных действиях соперника.
Определение уровня технической подготовленности в целом (КТехП) производилось по формуле:
6
Кр
Кэбд
Кэзд
Кэад
Кртехд
Котехд
КТехП






(условные единицы), где:
К
отехд
– коэффициент объема технических действий;
К
ртехд
– коэффициент разносторонности технических действий;
К
эад
– коэффициент эффективности атакующих действий;
К
эзд
– коэффициент эффективности защитных действий;
К
эбд
– коэффициент эффективности боевых действий;
К
р
– коэффициент результативности.
Для сбора информации было проведено анкетирование 63 тренеров, работающих командами сборных страны и ряда регионов России. Исследование двигательных реакций проводились при помощи компьютерного программного комплекса «Лонгитюд ЭДК Б». В качестве аппаратуры для измерений использовался монитор компьютера (диагональ 19 дюймов), на который выводились задания и стимульные сигналы, а также отдельный блок магнитных датчиков Холла в количестве четырех штук, подключаемых к компьютеру через usb интерфейс.
В третьей главе «Техническая подготовка юных тхэквондистов на
основе оперативной информации о двигательных действиях соперника»