Файл: Ём Олегович техническая подготовка юных тхэквондистов на основе оперативной информации о двигательных действиях соперника 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
18
Продолжение таблицы 4
2 группа
Стойка
Дистанция
ЭГ (n=7)
КГ (n=8) t
расч.
P
Открытая
Дальняя
6,1±0,3 4,5±0,4 3,0
<0,05
Средняя
5,5±0,3 3,9±0,3 3,5
<0,05
Закрытая
Дальняя
5,7±0,3 4,2±0,3 3,1
<0,05
Средняя
5,6±0,3 4,5±0,2 2,5
<0,05
3 группа
Стойка
Дистанция
ЭГ (n=4)
КГ (n=4) t
расч.
P
Открытая
Дальняя
7,5±0,3 5,6±0,2 4,4
<0,05
Средняя
7,1±0,4 5,3±0,3 3,3
<0,05
Закрытая
Дальняя
6,7±0,3 5,5±0,2 2,9
<0,05
Средняя
7,7±0,2 6,2±0,2 3,9
<0,05
Примечание:
х – среднее выборочное; m – ошибка среднего выборочного; n – количество
человек в группе; t
расч.
– расчётный критерий Стьюдента; P – уровень значимости различий.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности использования разработанных в рамках программно-диагностического комплекса специальных заданий, способствующих повышению уровня своевременной и правильной оценки двигательных проявлений соперника, планирующего выполнение атакующего удара.
1 2 3
В четвертой главе «Экспериментальное обоснование содержания
методики технической подготовки юных тхэквондистов на основе
оперативной информации о двигательных действиях соперника» выполняется сравнительный анализ двигательных реакций в экспериментальной и контрольной группах до педагогического эксперимента, описывается содержание методики технической подготовки юных тхэквондистов на основе оперативной информации о двигательных действиях соперника, проводится оценка эффективности авторской методики технической подготовки юных тхэквондистов по итогам педагогического эксперимента.
Исследование проводилось на базе сборных команд г. Волгограда и
Волгоградской области по различным возрастным группам. К участию в исследовании привлекались как спортсмены высокой квалификации (мастер спорта России, мастер спорта России международного класса), так и юные тхэквондисты, тренировочный стаж которых не превышает 2-х лет. Всего в исследовании приняли участие более 100 спортсменов различной спортивной квалификации и около 50 тренеров-преподавателей, работающих с группами тхэквондистов на различных этапах многолетней спортивной подготовки.
Основные исследования и педагогические эксперименты проводились на соревнованиях регионального и Всероссийского уровня, а также на учебно- тренировочных сборах по тхэквондо с 2015 по 2019 годы.
Методика технической подготовленности юных тхэквондистов на основе оперативной информации о двигательных действиях соперника имеет свою цель и задачи (Рисунок 1).
методики технической подготовки юных тхэквондистов на основе
оперативной информации о двигательных действиях соперника» выполняется сравнительный анализ двигательных реакций в экспериментальной и контрольной группах до педагогического эксперимента, описывается содержание методики технической подготовки юных тхэквондистов на основе оперативной информации о двигательных действиях соперника, проводится оценка эффективности авторской методики технической подготовки юных тхэквондистов по итогам педагогического эксперимента.
Исследование проводилось на базе сборных команд г. Волгограда и
Волгоградской области по различным возрастным группам. К участию в исследовании привлекались как спортсмены высокой квалификации (мастер спорта России, мастер спорта России международного класса), так и юные тхэквондисты, тренировочный стаж которых не превышает 2-х лет. Всего в исследовании приняли участие более 100 спортсменов различной спортивной квалификации и около 50 тренеров-преподавателей, работающих с группами тхэквондистов на различных этапах многолетней спортивной подготовки.
Основные исследования и педагогические эксперименты проводились на соревнованиях регионального и Всероссийского уровня, а также на учебно- тренировочных сборах по тхэквондо с 2015 по 2019 годы.
Методика технической подготовленности юных тхэквондистов на основе оперативной информации о двигательных действиях соперника имеет свою цель и задачи (Рисунок 1).
19
Основным средством является программно-диагностический комплекс, включающий в себя тренировочные задания, ориентированные на развитие способности к получению и обработке оперативной информации о двигательных действиях соперника.
Рисунок 1 – Блок-схема методики технической подготовки юных тхэквондистов на основе оперативной информации о двигательных действиях соперника
Методика технической подготовки юных тхэквондистов на основе
оперативной информации о двигательных действиях соперника
Цель: формирование у юных тхэквондистов навыков по получению и обработке оперативной информации о двигательных действиях соперника для повышения соревновательной результативности
Задачи:
1. Формирование понятия о временных параметрах двигательных действий в поединке тхэквондо на разных дистанциях и боевых позициях.
2. Развитие точности отмеривания временных параметров йствий в поединке тхэквондо на разных дистанциях и боевых позициях.
3. Развитие простых и сложных двигательных реакций на действия соперника в разных боевых позициях и на разных дистанциях.
4. Формирование понимания о двигательных проявлениях соперника на разных дистанциях и в разных боевых позициях.
5. Развитие умения предвосхищать атакующие действия соперника на разных дистанциях и в разных боевых позициях.
6. Формирование понятия об ошибочных технических действиях соперника на разных дистанциях и боевых позициях.
7. Развитие зрительного восприятия ошибочных технических действий соперника на разных дистанциях и боевых позициях.
Методические
приемы:
– определение дозировки заданий и разработка организационно- методических указаний;
– регулярный контроль и оперативная коррекция выполнения заданий по уровню сложности и скорости выполнения.
Методы:
Специфические:
– строго регламентированного упражнения;
– расчленено- конструктивного упражнения;
– соревновательный.
Психолого-
педагогические:
– наглядный;
– словесный
(рассказ, объяснение, убеждение).
Средства:
Программно- диагностический комплекс, включающий в себя тренировочные задания, ориентированные на развитие способности к получению и обработке оперативной информации о двигательных действиях соперника.
20
После проведения в начале эксперимента контрольных испытаний, на протяжении годичного тренировочного цикла контрольная и экспериментальная группы тхэквондистов осуществляли тренировку на базе спортивной школы № 3 г. Волжского (Волгоградская область) по программе, разработанной на основе Федерального стандарта по спортивной подготовке по виду спорта «тхэквондо» (Приказ Минспорта России от 19.01.2018 г. № 36).
На тренировочных занятиях тхэквондисты экспериментальной группы имели возможность работать с виртуальными противниками у экрана монитора, совершенствуя навыки получения и обработки оперативной информации о действиях соперника. После 2 – 3-х поединков с виртуальным соперником, спортсмены приступали к отработке навыков в бою с реальным оппонентом.
Цель педагогического эксперимента сводилась к выявлению и оценке преимуществ использования в рамках технической подготовки юных тхэквондистов программно-диагностического комплекса, включающего в себя тренировочные задания, нацеленные на развитие способности к получению и обработке оперативной информации о двигательных действиях соперника.
Мы предполагали, что испытуемые экспериментальной группы через один год занятий после контрольных испытаний должны превзойти представителей контрольной группы по показателям технической подготовленности, а также по спортивной квалификации. Для проверки данной гипотезы мы провели второе тестирование после года тренировочных занятий.
Измерения коэффициентов технической и тактической подготовленности проводилось на контрольных поединках, а также на соревнованиях регионального и Всероссийского уровней. Результаты измерений представлены в Таблице 5.
Таблица 5 – Межгрупповое сравнение экспериментальных факторов по итогам исследования
Экспериментальные факторы
ЭГ (n=34)
( х +m )
КГ (n=32)
( х +m ) t
расч.
P
Спортивная квалификация
(разряд)
1,2+0,1 1,8+0,1 3,0
<0,05
Коэффициент технической подготовленности (КтехП)
(у.е.)
36,9+1,5 30,6+1,7 2,7
<0,05
Коэффициент тактической подготовленности (КТП)
(у.е.)
26,8+1,9 20,5+1,5 2,6
<0,05
Примечание: у.е. – условные единицы; n – объем выборки; х – среднее выборочное; m –
ошибка среднего выборочного; t
расч.
– расчётный критерий Стьюдента; P – уровень
значимости различий.
Измерения, проведенные после педагогического эксперимента, показали достоверное превосходство ЭГ над КГ по всем экспериментальным факторам.
21
Показатель спортивной квалификации в ЭГ (1,3±0,1) практически у всех спортсменов вырос до I разряда, 15% сумели выполнить норматив, соответствующий званию «Кандидат в мастера спорта», два спортсмена выполнили норму мастера спорта России. В КГ (1,8±0,1) средний показатель был ближе ко II разряду, 10% выполнили норматив, соответствующий званию
«Кандидат в мастера спорта», норматив мастера спорта России выполнен не был. Достоверность различий двух средних величин подтверждается в 95% случаев.
Значение коэффициента технической подготовленности в ЭГ выросло на
32% и, в среднем, составило 36,9±1,5 баллов. В контрольной группе коэффициент повысился на 22% (30,6±1,7 баллов). В 95% случаев данные двух групп имеют достоверные различия.
Рост КТП в экспериментальной группе составил 43% (26,8±1,9 баллов). В контрольной группе уровень тактической подготовленности повысился всего на
23% (20,5±1,5 баллов). Достоверность различий подтверждена при 95% уровне значимости.
Столь значительный рост коэффициента тактической подготовленности у представителей ЭГ можно объяснить применением программного комплекса диагностики и развития двигательных реакций.
Успешное развитие способности «чувствовать» должный по времени момент для нанесения удара позволяет успешнее решать тактические задачи в ходе поединка.
В заключениидается анализ проведенных научных исследований, уточняются концептуальные положения методики развития технической подготовки юных тхэквондистов на основе оперативной информации о двигательных действиях соперника.
Обозначаются приросты экспериментальных факторов, изучаемых в ходе данной работы.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило сделать ряд выводов.
1. По результатам аналитической оценки свыше 1500 поединков с участием тхэквондистов различных возрастных групп и спортивной квалификации установлено, что в 36,6% случаев результативным является боковой удар сзади стоящей ногой; 30% получения баллов в бою приходится на тот же удар впереди стоящей ногой; 7,7% баллов в схватке начисляют за прямой удар впереди стоящей ногой и, в среднем, по 6,7% баллов приносят удары сверху впереди стоящей и сзади стоящей ногой. Удар отведенной назад рукой приносит баллы в 5,3% случаев. Боковые удары ногой с вращением, прямой удар сзади стоящей и прямой удар с вращением сзади стоящей ногой имеют результативность от 0,8% до 3%.
2. Анализ соревновательной деятельности юных тхэквондистов позволил определить две группы ошибочных технических действий, приводящих к
22 пропуску результативных ударов в ходе поединка, и причины возникновения данных ошибок:
1) причины, связанные с низким уровнем показателей двигательной реакции (ошибочные технические действия: открытая для результативного удара соперника зона на защитном жилете или шлеме; потеря безопасной дистанции с соперником; реагирование на ложный удар соперника);
2) причины, связанные с недостаточным уровнем технической подготовленности (ошибочные технические действия: несвоевременное сближение с соперником перед нанесением ему удара; потеря визуального контроля за действиями соперника; «провал» после атакующего удара).
Установлено, что наибольший пропуск результативных ударов в ходе соревновательного поединка происходит вследствие ошибочных технических действий, представленных в первой группе (открытая для результативного удара соперника зона на защитном жилете или шлеме – 45%, потеря безопасной дистанции с соперником – 22%, реагирование на ложный удар соперника –
17%). Число пропусков результативных ударов вследствие ошибочных технических действий, указанных во второй группе, варьирует от 2% до 11%.
Классификация ошибочных технических действий юных тхэквондистов позволила выявить перечень двигательных проявлений, приводящих к результативной атаке со стороны соперника:
1) ошибочное техническое действие – «провал» после атакующего удара; двигательное проявление – перенос значительной части веса тела на бьющую ногу после совершения удара;
2) ошибочное техническое действие – несвоевременное сближение с соперником перед нанесением ему удара; двигательное проявление – от выполнения поворота стопы впереди стоящей или сзади стоящей ноги до совершения нескольких шагов перед ударом;
3) ошибочное техническое действие – потеря визуального контроля за действиями соперника; двигательное проявление – поворот головы в сторону от соперника;
4) ошибочное техническое действие – открытая для результативного удара соперника зона на защитном жилете или шлеме; двигательное проявление достаточно часто возникает в момент выполнения удара, когда руки находятся в отведенном от жилета положении, тем самым открывая зону для контрудара.
Полученные данные указывают на наличие низкого уровня объёма и скорости обработки оперативной информации о двигательных действиях соперника в рамках существующего программно-методического обеспечения технической подготовки юных тхэквондистов на этапе углубленной специализации.
3. Исследование двигательных реакций ног у юных тхэквондистов различной квалификации установило снижение времени простой и сложной реакций в зависимости от уровня спортивной подготовки. Среднее время ошибки в реагировании на движущийся объект демонстрирует тенденцию к понижению с ростом квалификации тхэквондиста. Аналогичная взаимосвязь