Файл: Выявление и профилактика экзаменационного стресса у старшеклассников 911 классов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 289

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

« Выявление и профилактика экзаменационного стресса у старшеклассников 9-11 классов»

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы экзаменационного стресса в психологической науке

1.1. Понятие и сущность стресса

1.2. Физиологические проявления стресса

1.3. Познавательные процессы при стрессе

1.4. Основные отличия биологического и социального стресса

1.5. Особенности экзаменационного стресса

Выводы по главе 1:

Глава 2. Эмпирическое изучение экзаменационного стресса среди учащихся 9-11 классов

2.1. Организация исследования

2.2. Методологический инструментарий

2.3. Математико-статистическая обработка данных

2.4. Анализ результатов и их обсуждение

Выводы по главе 2:

Глава 3. Разработка программы психологической помощи во время экзаменационного стресса

Рассмотрим программу профилактики деструктивного стресса для учащихся в период экзаменационных испытаний:

Программа для учащихся «Психопрофилактика деструктивного стресса»

Индивидуально-коррекционная программа

Тренинговая программа «Профилактика деструктивного стресса»

Выводы по главе 3:

Заключение

Список литературы

Приложение

Алгоритм – схема реализации программы “Психопрофилактика деструктивного стресса”

Приложение 2.

Общая схема - модель переживания стресса



Согласно полученным данным, всех детей можно разделить на две группы: I — уверенность в себе и высокая самооценка (84 %), II — неуверенность в себе и низкая самооценка (16 %).

Исследуемые подростки характеризуются достаточно уверенным поведением и адекватным уровнем самооценки. Уверенное поведение предполагает, что человек знает, чего он хочет и чего не хочет (по крайней мере, в данной конкретной ситуации), и может это четко сформулировать - без страха, неуверенности, напряжения, иронии, сарказма и любых других форм нападения на противоположную сторону.

Вербальные и невербальные характеристики уверенного поведения (Занковский А.Н., 2000):

  • Активное слушание

  • Твердый, спокойный голос

  • Прямой контакт глаз

  • Прямая, сбалансированная, открытая позиция тела

  • Громкость голоса, подходящая к ситуации

  • Использование: «Я», «Я люблю, хочу...», «Я не хочу...»

  • Фразы сотрудничества: «А что Вы думаете по этому поводу?»

  • Подчеркнутые утверждения заинтересованности: «Мне бы очень

Самооценка подростков в общем вполне адекватная и соответствует норме. Но, тем не менее, 16 % подростков соответствует заниженный уровень самооценки. Опишем некоторые варианты самооценок.

1. Феномен «эхо» — самооценка ребенка является прямым воспроизведением оценки матери. Для некоторых детей происходит «оборачивание» в сознании принятия точки зрения на себя родителей: «Мои родители меня оценивают так же, как и я сам». Дети отмечают в себе прежде всего те качества, которые подчеркиваются родителями. Когда ребенку внушается негативный образ, и он полностью принимает точку зрения родителей на себя, у него формируется устойчивое негативное отношение к себе, в котором преобладают чувства неполноценности и неприятия себя. В сознании подростка причина и следствие как бы меняются местами: подросток негативно относится к себе, потому что так к нему относятся родители, но сам воспринимает это отношение как следствие своих плохих качеств. Для сензитивного зависимого ребенка с узким диапазоном социальных контактов вне семьи родительские оценки становятся внутренними самооценками в силу авторитетности и значимости родителей, тесной эмоциональной связи с ними.

Неблагоприятность «эхо-самооценки» (пусть даже и в позитивном ее варианте) заключена в опасности фиксации крайней зависимости самоотношения от прямой оценки значимых других, что препятствует выработке собственных внутренних критериев, обеспечивающих стабильность позитивного отношения к самому себе, несмотря на ситуативные колебания уровня самооценки.


2. Смешанная самооценка, в которой сосуществуют противоречивые (а порой взаимоисключающие) компоненты: один — это формирующийся у подростка образ Я в связи с успешным опытом социального взаимодействия, расширением навыков и умений и т.п., а второй — отголосок родительского видения ребенка. Например, подросток оценивает себя как общительного, доброго, привлекательного для окружающих, сильного, спортивного, демонстрируя формирующийся у него образ себя как «хорошего, сильного, успешного». И одновременно, повторяя оценки родителей, он называет противоположные качества, с которыми безуспешно ведет борьбу, испытывая чувство вины: нечуткий, грубый, ленивый, безвольный, изнеженный и т.п., показывая тем самым, что одновременно у него существует образ себя как «плохого, слабого, никчемного, ни на что не способного». Образ Я оказывается очень противоречивым, создаются препятствия на пути развития целостного и интегрированного самосознания. Тем не менее ребенку удается до некоторой степени разрешить конфликт: успешность взаимодействия вне семьи позволяет ему испытывать необходимое чувство самоуважения; принимая родительские требования и разделяя их ценности, он восстанавливает чувство близости с ними.

3. Подросток, воспроизводит точку зрения родителей на себя, но дает ей другую оценку. Например, называя в качестве своей отрицательной черты «упрямство» (что является отражением домашних конфликтов, когда мама не может добиться от него послушания), подросток в качестве противоположного полюса шкалы называет «бесхарактерность», получая таким образом шкалу с двумя отрицательными полюсами. Поскольку для подростка этого возраста по-прежнему важны одобрение и поддержка взрослых, то мальчик вслед за матерью воспроизводит негативную оценку своего «упрямого» поведения. Но одновременно послушание означает для подростка отказ от реализации собственных значимых потребностей, утрату собственного Я. Поэтому в сознании подростка любое изменение своего поведения в сторону большей кооперативности и покладистости грозит обернуться «бесхарактерностью». В отношении со сверстниками у него также отмечается повышенная конфликтность и драчливость. Таким образом, неуважение потребности в самостоятельности и независимости подростка приводят к формированию в его самосознании конфликтного противоречия, стороны которого, обладая равной значимостью для личности, оказываются совершенно несовместимыми. Переживание этого конфликта, как невозможности отвечать требованиям матери и сохранить свое Я, приводит к тому, что подросток начинает оценивать себя как «плохого», но «сильного».



4. Подросток ведет активную борьбу против мнений и оценок родителей, но при этом оценивает себя в рамках той же системы ценностей и с позиций тех же требований, что и родители. Так, если родители оценивают его как недоброго, нечуткого, незаботливого, безвольного, ленивого, бессовестного, а хотят, чтобы он обладал противоположными качествами, то ребенок в самооценке приписывает себе все те качества, в которых родители ему отказывают, и как бы воспроизводит в самооценке не точку зрения родителей на него, а родительское представление о том, каким он должен быть,

5. Подросток воспроизводит в самооценке негативное мнение родителей о себе, но при этом подчеркивает, что таким он и хочет быть, отвергая родительские требования и ценности. Это отвержение приводит к очень напряженным, аффективно заряженным отношениям в семье, взаимным обидам и отсутствию чувства общности. Учителя квалифицируют таких подростков как «трудных», «конфликтных». Этим детям свойственны высокий уровень притязаний, стремление продемонстрировать свое превосходство (интеллектуальное или физическое). Они прилагают огромные усилия, причем методично и в течение длительного времени, чтобы упрочить свой авторитет в классе, часто являются зачинщиками драк. Главная причина конфликтов — стремление постоять за себя, постоянная готовность проявлять агрессию. У этих подростков нарушается идентификация и эмоциональная маркировка «хорошего» и «плохого». Конфликт в структуре ценностей носит характер спутанности ценностных ориентации, который можно было бы обозначить как «желание быть сильным и плохим». Привлекательными для них являются негативные, социально не одобряемые качества.

6. Подросток как бы не замечает той негативной оценки и образа, который существует у родителей. Характерно, что ожидаемая оценка значительно выше самооценки, хотя реальная родительская оценка является негативной. Этот вариант можно назвать защитным. Игнорируя реальное эмоциональное отвержение со стороны родителей, ребенок трансформирует в самосознании родительское отношение так, как если бы он реально был любим и ценим. В этом феномене проявляется защитное искажение в восприятии под влиянием потребности в эмоциональной поддержке и чувстве «мы» с родителями.


Попробуем теперь статистически достоверно доказать, что экзаменационному стрессу в большей мере подвержены школьники с повышенной тревожностью, низкой самооценкой и неуверенностью в себе, то есть существует взаимосвязь между экзаменационным стрессом, повышенной тревожностью, низкой самооценкой и неуверенностью в себе. С этой целью используем процедуру корреляционного анализа Спирмена.

Таблица 5.
Корреляционные связи между экзаменационным стрессом, повышенной тревожностью, низкой самооценкой и неуверенностью в себе учащихся 9 – 11 классов

Параметры

ЛТ

СТ

Самооценка

Уверенность в себе

Подверженность экзаменационному стрессу


0,62**

0,03

0,54**

0,05*


Критические значения коэффициента корреляции:

* p < 0,05 = 0,41;

** p < 0,01 = 0,54;

*** p < 0,001 = 0,67.

В результате корреляционного анализа были получены значимые взаимосвязи между экзаменационным стрессом, повышенной тревожностью, низкой самооценкой и неуверенностью в себе учащихся 9 – 11 классов.

Так при p < 0,001 и при p < 0,01 подверженность экзаменационному стрессу коррелирует с повышенной тревожностью, низкой самооценкой и неуверенностью в себе, то есть тревожные, неуверенные в себе и имеющие заниженную самооценку учащиеся в большей мере будут подвержены экзаменационному стрессу и наоборот, экзаменационный стресс будет провоцировать у них тревожность и неуверенность в себе.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.

Выводы по главе 2:


  1. Большая выраженность стрессовых симптомов обнаружена среди учащихся 11 класса. Данный факт может быть обусловлен тем обстоятельством, что в 11 классе более серьезные и ответственные экзамены, от которых зависит успешность среднего образования и перспектива поступления в престижный ВУЗ. По этой причине учащиеся 11 класса испытывают большее напряжение по сравнению с учащимися 9 класса.

  2. Наиболее тревожными оказались учащиеся 11 класса. Они в большей мере, нежели учащиеся 9 классов склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

  3. Самооценка учащихся обоих классов, в общем, вполне адекватная и соответствует норме. Но, тем не менее, 16 % подростков соответствует заниженный уровень самооценки. Уверенность в себе соответствует норме, как среди учащихся 9, так и для учащихся 11 классов.

  4. В результате корреляционного анализа были получены значимые взаимосвязи между экзаменационным стрессом, повышенной тревожностью, низкой самооценкой и неуверенностью в себе учащихся 9 – 11 классов. то есть тревожные, неуверенные в себе и имеющие заниженную самооценку учащиеся в большей мере будут подвержены экзаменационному стрессу и наоборот, экзаменационный стресс будет провоцировать у них тревожность и неуверенность в себе.

  5. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась

Глава 3. Разработка программы психологической помощи во время экзаменационного стресса


Чтобы предупредить возникновение у школьников и студентов экзаменационного стресса, следует, по мнению психологов, как можно лучше подготовить детей к экзаменам. Причем речь идет о подготовке не только предметной (знание материала по экзаменационной дисциплине), но и эмоционально-психической, позволяющей подростку не разнервничаться и не растеряться в самый ответственный момент.