ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.03.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие и типы денежных систем.
3. Банки и банковская система. Роль Центрального банка в банковской системе.
4.Сущность финансов. Структура финансовой системы государства.
5.Государственный бюджет. Государственный долг и бюджетный дефицит.
6.Методы борьбы с государственным долгом и бюджетным дефицитом.
5.Государственный бюджет. Государственный долг и бюджетный дефицит.
Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет — самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
Источниками государственного (центрального) бюджета являются:
— прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются — подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость;
— государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20 %;
— эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег.
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».
Превышение расходов по государственному бюджету над доходами называется бюджетным дефицитом. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетнымпрофицитом.
Причины бюджетного дефицита : спад общественного производства, завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики.
По природе своего происхождения необходимо различать циклический и структурный бюджетный дефицит.
Циклический дефицит — результат наступления фазы спада производства, который обусловливает сокращение поступления доходов в бюджет в связи с сужением сферы налогообложения и увеличением расходов на социальные нужды (например, пособия по безработице), поддержание общественно необходимых секторов экономики.
Структурный дефицит — это превышение расходов над расходами, вызванное финансовой политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада или оживления экономики и вывода ее из депрессивного состояния.
В зависимости от характера проводимой государством финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным.
Активный дефицит обусловлен финансовой политикой государства, направленной на увеличение его расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.
Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.
Для покрытия дефицита бюджета правительства, как правило, прибегают к кредитам центрального банка, а также государственным займам, осуществляемым посредством выпуска ценных бумаг — государственных облигаций. В результате появляется и растет государственный долг. Государственный долг это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным к государственным займам.
В зависимости от рынка размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний государственный долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов. Огосударственного долга позволяет судить его доля по отношению к внутреннему валовому продукту или сумме бюджетных расходов.
Внешний государственный долгвозникает в результате размещения займов за рубежом и других форм задолженности иностранным физическим, юридическим лицам и государствам, а также народным финансовым организациям.
Таким образом, постоянный бюджетный дефицит, вызывая рост государственного долга, может иметь самые серьезные последствия для развития экономики. Поэтому правительство при наступлении очередного финансового года стремится «разгрузить» бюджет, т. е. уменьшить его дефицит. Практика принятия бюджетов показывает, что «разгрузка» бюджета осуществляется за счет широких слоев населения страны. Обычно «урезаются» социальные ассигнования: на образование, здравоохранение, жилищное строительство, социальное обеспечение.
6.Методы борьбы с государственным долгом и бюджетным дефицитом.
Проблемы, связанные с государственным долгом, заключаются в том, что выплаты процентов по государственному долгу:
1) увеличивают неравенство в доходах;
2) требуют повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов;
3) вызывают перевод определенной части реального национального продукта за рубеж;
г) увеличивают ставки процента и вытесняют частные инвестиции.
К методам борьбы с бюджетным дефицитом и государственным долгом относятся:
а) принятие ежегодно сбалансированного государственного бюджета;
б) увеличение доходной части бюджета за счет установления новых федеральных налогов или введения более высоких ставок действующих налогов;
в) использование методов разумной приватизации экономики посредством продажи государственных активов;
г) выход правительства на мировой рынок капиталов с целью получения дополнительных средств;
д) сокращение военных расходов.