ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.03.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие и типы денежных систем.
3. Банки и банковская система. Роль Центрального банка в банковской системе.
4.Сущность финансов. Структура финансовой системы государства.
5.Государственный бюджет. Государственный долг и бюджетный дефицит.
6.Методы борьбы с государственным долгом и бюджетным дефицитом.
Муниципальными называют банки, основанные на городском, местном капитале, или находящиеся в управлении города. Основной задачей таких банков является обслуживание потребностей города в банковских услугах.
Капитал международных банков составляет совокупность капиталов разных стран. Примером такого банка являются Всемирный, или Мировой, банк, Международный банк реконструкции и развития.
Если попытаться сгруппировать систему банков по характеру экономической деятельности, то можно выделить: эмиссионные, коммерческие, специализированные банковские учреждения.
Эмиссионный банк — это банк, осуществляющий выпуск денежных знаков, банкнот, являющийся центром и регулятором банковской системы. Чаще всего в роли эмиссионного банка выступает центральный банк страны. Такой банк занимает особое положение в экономике, так как он, по существу, является «банком банков».
Коммерческие банки представляют собой кредитные учреждения, которые осуществляют кредитно-расчетное обслуживание промышленных, торговых и других предприятий, организаций, а также граждан. Специализированные банковские учреждения могут заниматься каким-либо определенным видом кредитования, например обслуживанием внешнеэкономической деятельности.
Инвестиционные банки осуществляют финансирование и долгосрочное кредитование различных отраслей хозяйства, главным образом промышленности, торговли, транспорта, для осуществления капитальных вложений или обслуживают определенные категории клиентов (например, биржевые, кооперативные или коммунальные банки).
Роль Центрального Банка в банковской системе.
Центральный банк устанавливает и изменяет нормы обязательных резервов, которые коммерческие банки должны держать в Центральном банке.ЦБ выдает
Коммерческим банкам лицензии на банковскую деятельность.
Центральный банк осуществляет следующие операций: предоставляет кредит правительству (Министерству финансов), выдает кредиты другим банкам на срок по соглашению, покупает и продает векселя, а также ценные бумаги, выпускаемые правительством, предоставляет кредиты на срок, под залог векселей, ценных бумаг; покупает и продает иностранную валюту и платежные документы в иностранной валюте, которые выставляют российские и иностранные банки; участвует в отечественных и иностранных кредитных организациях (в виде такого участника он может инвестировать средства как в отечественной, так и в иностранной валюте); устанавливает официальный курс рубля к денежным единицам иностранных государств; осуществляет расчетное и кассовое обслуживание государства, коммерческих банков и, в порядке исключения, отдельных организаций.
В связи с широким развитием в условиях рыночной экономики коммерческих банков важной функцией. Центральный банк ведет общегосударственную книгу регистрации банков. Иностранные банки, их филиалы могут осуществлять банковские операции также только с момента их регистрации в этой книге.
ЦБ называют банком банков.
Руководящими органами банка является Совет директоров и Правление банка. Совет директоров рассматривает директивы государственной кредитно-денежной политики, принимает решения по введению ограничений на объем кредитования со стороны коммерческих банков, устанавливает размер процентных ставок за кредиты, предоставляемые этим банкам, определяет генеральную линию ведения дел и управления банком. Совет может принимать к рассмотрению любой вопрос деятельности банка как по собственному усмотрению, так и по предложению Правления. Правление Центрального банка состоит из Председателя, его заместителей, членов Правления.
Обязательные резервы банка - это средства коммерческих банков и иных кредитных институтов, которые они обязаны хранить на счету в Центральном Банке в качестве гарантийного финансового (страхового) фонда, обеспечивающего надежное выполнение своих обязательств перед клиентами.
Для чего коммерческому банку резервный фонд?
Резервный фонд банка - часть собственного капитала, образуемая за счет ежегодных отчислений от прибыли. Резервный фонд служит для покрытия убытков банка, возникающих в результате его деятельности, а также создается для увеличения уставного фонда. Норматив отчислений в резервный фонд устанавливается общим собранием акционеров, однако не может составлять менее определенной величины уставного капитала.
Минимальные размеры резервов банка определяются Центральным Банком РФ. Размеры отчислений в резервы банка из прибыли до налогообложения устанавливаются федеральными законами о налогах.
4.Сущность финансов. Структура финансовой системы государства.
Финансы возникли впервые в 13-15 веках в Италии, города которой - Флоренция, Венеция – являлись крупными центрами торговли, денежных расчетов и банковского дела.
Материальной основой финансов является производство, так как накопление и денежные доходы предприятий и организаций образуются в результате процесса создания экономического продукта, его реализации. В то же время финансы обслуживают саму сферу производства и должны строиться так, чтобы способствовать увеличению, развитию, структурному изменению производства.
Финансы представляют собой денежные ресурсы производства и потребления, а также денежные отношения, возникающие в процессе распределения стоимости созданного экономического продукта и части национального богатства с целью формирования денежных доходов и накоплений у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на воспроизводство, вознаграждение работников и удовлетворение общественных потребностей.
Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации:— это система финансовых учреждений, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения Государственной налоговой службы.
В современных условиях фин. система состоит из четырех звеньев — государственного бюджета, муниципальных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов.
В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента:
1) функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи;
2) территориальность — каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов;
3) единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обусловливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.
Государственный бюджет - представляет собой централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения социально-экономических задач.
На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов — местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.
Роль местных финансов в обществе составляет от 30 до 60 % (США, ФРГ, Япония — 50—60 %, Великобритания, Франция — более 30 %).
Составными частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды специального назначения и финансы муниципальных предприятий.
Местный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный. Он включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали.
Субсидия и субвенция — это государственная дотация местному бюджету. Их различие заключается в том, что субсидия — это дотация общего назначения (местные органы власти имеют право использовать ее по своему усмотрению), а субвенция — это дотация специального назначения, ее можно использовать только для финансирования строго определенного вида деятельности (например, строительства моста, здания школы и т. д.). Доля субсидий в доходах местных бюджетов составляет от 20 до 40%.
Основной источник финансов государственных предприятий определяется их взаимоотношениями с центральным правительством.
Главной особенностью государственных предприятий является их обычно невысокая рентабельность, хотя в отдельных фирмах эффективность производства не уступает частным компаниям.
Особое место среди предприятий, в работе которых принимает участие государство, занимают смешанные компании .Они создаются либо путем образования новых компаний с участием частного капитала, либо путем приобретения государством акций компаний, принадлежащих частному капиталу. Такие предприятия создаются в форме акционерных обществ открытого типа.
Специальные внебюджетные фонды — важнейшее звено финансовой системы современных государств. По своей сущности они представляют собой денежные фонды специального назначения.
Эти фонды создаются с целью финансирования выполнения возникающих перед обществом задач.
Правительственные фонды отличаются друг от друга в зависимости от срока действия, цели использования, правового положения.
В зависимости от цели использования государственные специальные фонды подразделяются на следующие:
— научно-исследовательские; как правило, направляются на финансирование фундаментальных исследований, государственных научных центров, на строительство инженерных центров;
— экономические; используются для поддержки убыточных государственных предприятий, для антиинфляционного регулирования экономики, для содержания аэропортов, автострад, электростанций;
— социальные фонды; используются для выплаты пенсий по старости, пособий по болезни, по безработице;
— фонды личного и имущественного страхования; используются для выплаты страховки при наступлении страхового случая, предусмотренного страховым полисом — документом, подтверждающим договор страхования.
— военные фонды; находятся в распоряжении правительства или главы государства, создаются для финансирования специальных военных мероприятий и военных научно-исследовательских работ особой важности;
— инвестиционные фонды; создаются и используются для финансирования, создания новых компаний. С их помощью осуществляется значительная часть необходимых при этом капиталовложений.
Бюджетный кодекс РФ включает в число государственных внебюджетных фондов Российской Федерации:
• Пенсионный фонд РФ;
• Фонд социального страхования РФ;
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Целевыми федеральными бюджетными фондами, средства которых консолидируются в федеральном бюджете, являются:
• Федеральный дорожный фонд РФ;
• Федеральный экологический фонд РФ;
• Государственный фонд борьбы с преступностью;
• Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
• Фонд развития Федеральной пограничной службы РФ;
• Фонд Министерства РФ по атомной энергии;
• Фонд развития таможенной системы РФ;
• Федеральный фонд Государственной налоговой службы РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ.
Основная часть специальных фондов образуется либо за счет государственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные специальные фонды). Их источником являются прямые государственные субсидии или отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и имущественного страхования) образуются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц.