Файл: Теория систем лаб.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2024

Просмотров: 499

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Транспортная задача

Контрольный пример

Фирма имеет 4 фабрики и 5 центров распределения ее товаров. Фабрики фирмы располагаются в Денвере, Бостоне, Новом Орлеане и Далласе с производственными возможностями 200, 150, 225 и 175 единиц продукции ежедневно соответственно. Центры распределения товаров фирмы располагаются в Лос-Анджелесе, Далласе, Сент-Луисе, Вашингтоне и Атланте с потребностями в 100, 200, 50, 250 и 150 единиц продукции ежедневно соответственно. Хранение на фабрике единицы продукции, не поставленной в центр распределения, обходится в $0,75 в день, а штраф за просроченную поставку единицы продукции, заказанной потребителем в центре распределения, но там не находящейся, равен $2,5 в день. Стоимость перевозки единицы продукции с фабрик в пункты распределения приведена в табл. 2.14.

Таблица 2.14

 

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лос-Анджелес

Даллас

Сен-Луис

Вашингтон

Атланта

 

 

 

 

 

 

 

1

Денвер

1,50

2,00

1,75

2,25

2,25

 

 

 

 

 

 

 

2

Бостон

2,50

2,00

1,75

1,00

1,50

 

 

 

 

 

 

 

3

Новый

2,00

1,50

1,50

1,75

1,75

Орлеан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Даллас

2,00

0,50

1,75

1,75

1,75

 

 

 

 

 

 

 

Необходимо так спланировать перевозки, чтобы минимизировать суммарные транспортные расходы.

Поскольку данная модель сбалансирована (суммарный объем произведенной продукции равен суммарному объему потребностей в ней), то в этой модели не надо учитывать издержки, связанные как со складированием, так и с недопоставками продукции. В противном случае в модель нужно было бы ввести:

вслучае перепроизводства – фиктивный пункт распределения, стоимость перевозок единицы продукции в который полагается равной стоимости складирования, а объемы перевозок объемам складирования излишков продукции на фабриках;

вслучае дефицита – фиктивную фабрику, стоимость перевозок единицы продукции с которой полагается равной стоимости штрафов за недопоставку продукции, а объемы перевозок – объемам недопоставок продукции в пункты распределения.

28


Для решения данной задачи построим ее математическую модель:

4

5

Z

cij xij .

i 1

j 1

Неизвестными в данной задаче являются объемы перевозок. Пусть xij – объем перевозок с i-й фабрики в j-й центр распределения. Функция цели – это суммарные транспортные расходы, т. е. где сij – стоимость перевозки единицы продукции с i-й фабрики j-й центр распределения.

Неизвестные в данной задаче должны удовлетворять следующим ограничениям:

Объемы перевозок не могут быть отрицательными.

Так как модель сбалансирована, то вся продукция должна быть вывезена с фабрик, а потребности всех центров распределения должны быть полностью удовлетворены.

В результате имеем следующую модель:

4

5

 

 

 

Z

cij xij – минимизировать при ограничениях:

i 1

j 1

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

xij

bij , j

[1,5]

 

i

1

 

 

 

xij

0, i

[1,4], j

[1,5

4

xij аi , i [1,4],

i 1

где aij – объем производства на i-й фабрике, bj – спрос в j-м центре распределения.

Решение задачи с помощью MS Excel

1. Ввести данные, как показано на рис. 2.6.

Рис. 2.6. Исходные данные транспортной задачи

29


Вячейки А1:Е4 введены стоимости перевозок. Ячейки А6:Е9 отведены под значения неизвестных (объемы перевозок). В ячейки G6:G9 введены объемы производства на фабриках, а в ячейки А11:Е11 введена потребность в продукции в пунктах распределения. В ячейку F10 введена целевая функция =СУММПРОИЗВ(А1:Е4; А6:Е9).

Вячейки А10:Е10 введены формулы

=СУММ(А6:А9) =СУММ(В6:В9) =СУММ(С6:С9) =СУММ(D6:D9)

=СУММ(Е6:Е9), определяющие объем продукции, ввозимой в центры распределения.

В ячейки F6:F9 введены формулы

=СУММ(А6:Е6) =СУММ(А7:Е7) =СУММ(А8:Е8)

=СУММ(А9:Е9), вычисляющие объем продукции, вывозимой с фабрик.

2. Выбрать команду Сервис/Поиск решения (Tools/Solver) и за-

полнить открывшееся диалоговое окно Поиск решения (Solver), как показано на рис. 2.7.

Внимание! В диалоговом окне Параметры поиска решения (Solver Options) необходимо установить флажок Линейная модель (Assume Linear Model).

Рис. 2.7. Диалоговое окно Поиск решения для транспортной задачи

30


3. После нажатия кнопки Выполнить (Solve) средство поиска решений находит оптимальный план поставок продукции и соответствующие ему транспортные расходы (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Оптимальное решение транспортной задачи

Индивидуальное задание

1.Построить математическую модель задачи согласно вашему варианту.

2.Решить задачу с помощью средства MS Exscel Поиск решения.

3.Сделать соответствующие выводы.

Вариант 1

Решить транспортную задачу со следующими условиями (табл. 2.15).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пункты назначения

 

 

Пункты отправления

 

 

 

 

 

 

Запасы

В1

 

В2

В3

 

В4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А1

3

 

4

6

 

1

460

 

 

 

 

 

 

 

 

А2

5

 

1

2

 

3

340

 

 

 

 

 

 

 

 

A3

4

 

5

8

 

1

300

 

 

 

 

 

 

 

 

Потребности

350

 

200

450

 

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

Для строительства трех объектов используется кирпич, изготовляемый на трех заводах. Ежедневно каждый из заводов может изготов-

31


лять 100, 150 и 50 уcл. ед. кирпича. Ежедневные потребности в кирпиче на каждом из строящихся объектах соответственно равны 75, 80, 60 и 85 усл. ед. Известны также тарифы перевозок 1 усл. ед. кирпича с каждого с заводов к каждому из строящихся объектов:

6 7 3 5 С 1 2 5 6

8 10 20 1 .

Составить такой план перевозок кирпича к строящимся объектам, при котором общая стоимость перевозок является минимальной.

Вариант 3

На трех железнодорожных станциях скопилось 120, 110 и 130 незагруженных вагонов. Эти вагоны необходимо перегнать на железнодорожные станции В1, В2, ВЗ, В4 и В5. На каждой из этих станций потребность в вагонах соответственно равна 80, 60, 70, 100 и 50. Тарифы перевозок задаются матрицей

2 4 1 6 7 С 3 3 5 4 2

8 9 6 3 4 .

Составить такой план перегонок вагонов, при котором общая стоимость была бы минимальной.

Вариант 4

Компания «Royal Wedgetoun Pottery» специализируется на выпуске трех видов продукции (бокалы, чашки и вазы). Она получила заказы, которые необходимо выполнить в течение следующей недели. Размеры заказов следующие:

Продукт

Размер заказа, единиц

 

 

Бокалы

4000

Чашки

2400

Вазы

1000

 

 

В распоряжении компании имеются три станка, на каждом из которых можно выпускать любой из указанных видов продукции с одинаковой производительностью. Однако единичные затраты по каждому виду продукции варьируют в зависимости от используемого станка. В табл. 2.16 приведены единичные издержки (ф. ст.) по каждому станку:

32

 

 

 

Таблица 2.16

 

 

 

 

Станок

Бокалы

Чашки

Вазы

 

 

 

 

А

1,20

1,30

1,10

 

 

 

 

В

1,40

1,30

1,50

 

 

 

 

С

1,10

1,00

1,30

Кроме того, известно, что производственные мощности станков В и С на следующую неделю составят 3000 единиц, а станка А – 2000 единиц.

Требуется, используя транспортную модель, найти план производства для видов продукции и станков, минимизирующий общую стоимость производства. Определить значение минимальной стоимости.

Если найденное оптимальное решение не единственное, нужно привести другие варианты решений, которым соответствует минимальная стоимость производства. Если бы менеджер по производству захотел, чтобы в производственном плане было как можно меньше изменений в производстве изделий на различных станках, то какое оптимальное решение вы бы порекомендовали?

Вариант 5

Компания «Orange Computer» производит только один вид продукции – матричные печатающие устройства, которые в настоящее время являются дефицитом. Четыре основных покупателя – это крупные специализированные компьютерные универмаги, расположенные в Аббатстауне, Бесвиче, Карлике и Денстоуне, уже подали заявки, общий размер которых превышает общие производственные мощности трех заводов компании в Рексфорде, Сидоне и Тристроне. Компания должна принять решение о том, как распределить производственные мощности, чтобы получить максимальную прибыль. После того, как каждый принтер тщательно упакован в мягкую упаковку, предохраняющую его от каких-либо повреждений, его помещают в отдельную коробку. В табл. 2.17 приведены значения стоимости транспортировки одной единицы от каждого завода-производителя в каждый специализированный универмаг (ф. ст.):

 

 

 

 

Таблица 2.17

 

 

 

 

 

 

«Аббатстаун»

«Бесвич»

«Карлик»

«Денстоун»

 

 

 

 

 

Рексфорд

22

24

22

30

Сидон

24

20

18

28

Тристрон

26

20

26

24

 

 

 

 

 

Поскольку все четыре специализированных универмага расположены в различных частях страны и, следовательно, стоимость транспортировки продукции между заводами-производителями и универмагами

33