ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проект подготовлен к общественно-профессиональному обсуждению

Единый государственный экзамен по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ

Демонстрационный вариант

контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года

по информатике и ИКТ

подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ИНФОРМАТИКА и ИКТ, 11 класс.

(2014 - 2 / 39)

Единый государственный экзамен по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ

Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ

При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2014 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2014 г. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2014 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2014 г. по информатике и ИКТ.

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, об их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ.

© 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ИНФОРМАТИКА и ИКТ, 11 класс.

(2014 - 3 / 39)

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов

для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по информатике и ИКТ отводится 235 минут. Экзаменационная работа состоит из 3 частей, содержащих 32 задания. Рекомендуем не более 1,5 часа (90 минут) отвести на выполнение заданий частей 1 и 2, а остальное время – на выполнение заданий части 3.

Часть 1 содержит 13 заданий (А1–А13). К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 15 заданий с кратким ответом (В1–В15). К этим заданиям Вы должны самостоятельно сформулировать и записать ответ.

Часть 3 состоит из 4 заданий (С1–С4). Для выполнения заданий этой части Вам необходимо написать развёрнутый ответ в произвольной форме.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

© 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ИНФОРМАТИКА и ИКТ, 11 класс.

(2014 - 4 / 39)

В экзаменационных заданиях используются следующие соглашения.

1. Обозначения для логических связок (операций):

a) отрицание (инверсия, логическое НЕ) обозначается (например, А);

b) конъюнкция (логическое умножение, логическое И) обозначается /\ (например, А /\ В) либо & (например, А & В);

c) дизъюнкция (логическое сложение, логическое ИЛИ) обозначается \/ (например, А \/ В);

d) следование (импликация) обозначается → (например, А → В);

e) тождество обозначается ≡ (например, A ≡ B). Выражение A ≡ B истинно тогда и только тогда, когда значения A и B совпадают (либо они оба истинны, либо они оба ложны);

f) символ 1 используется для обозначения истины (истинного высказывания); символ 0 – для обозначения лжи (ложного высказывания).

2.Два логических выражения, содержащих переменные, называются равносильными (эквивалентными), если значения этих выражений совпадают при любых значениях переменных. Так, выражения А → В и ( А) \/ В равносильны, а А \/ В и А /\ В неравносильны (значения выражений разные, например, при А = 1, В = 0).

3.Приоритеты логических операций: инверсия (отрицание), конъюнкция (логическое умножение), дизъюнкция (логическое сложение), импликация (следование), тождество. Таким образом, А /\ В \/ С /\ D означает то же,

что и (( А) /\ В) \/ (С /\ D).

Возможна запись А /\ В /\ С вместо (А /\ В) /\ С. То же относится и кдизъюнкции: возможназаписьА\/ В\/ Свместо(А\/ В) \/ С.

4. Обозначения Мбайт и Кбайт используются в традиционном для информатики смысле – как обозначения единиц измерения, чьё соотношение с единицей «байт» выражается степенью двойки.

© 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ИНФОРМАТИКА и ИКТ, 11 класс.

(2014 - 5 / 39)

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого Вами задания (А1–А13) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

A1 Дано N = 2278, M = 9916. Какое из чисел K, записанных в двоичной системе,

отвечает условию N < K < M?

 

 

 

 

1)

100110012

2)

100111002

3)

100001102

4)

100110002

A2 Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.)

 

A

B

C

D

E

F

A

 

2

4

6

 

16

B

2

 

 

3

 

 

C

4

 

 

3

 

 

D

6

3

3

 

4

9

E

 

 

 

4

 

3

F

16

 

 

9

3

 

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).

1)

12

 

2)

13

 

3)

14

4)

16

 

 

 

 

 

 

 

 

A3

Дан фрагмент таблицы истинности выражения F.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

x1

x2

x3

x4

x5

x6

x7

x8

 

F

 

 

 

1

1

0

 

1

1

1

1

1

 

0

 

 

 

1

0

1

 

0

1

1

0

1

 

1

 

 

 

0

1

0

 

1

1

0

1

1

 

1

Каким выражением может быть F?

1)¬x1 /\ x2 /\ ¬x3 /\ x4 /\ x5 /\ ¬x6 /\ x7 /\ x8

2)¬x1 \/ ¬x2 \/ x3 \/ ¬x4 \/ ¬x5 \/ ¬x6 \/ ¬x7 \/ ¬x8

3)x1 /\ ¬x2 /\ x3 /\ ¬x4 /\ x5 /\ x6 /\ ¬x7 /\ x8

4)x1 \/ ¬x2 \/ x3 \/ ¬x4 \/ ¬x5 \/ x6 \/ ¬x7 \/ ¬x8

©2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ИНФОРМАТИКА и ИКТ, 11 класс.

(2014 - 6 / 39)

 

 

A4

Для групповых операций с файлами используются маски имён файлов.

 

Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих

 

 

допустимых в именах файлов символов, в которых также могут встречаться

 

следующие символы.

 

 

 

 

Символ «?» (вопросительный знак) означает ровно один произвольный

 

символ.

 

 

 

 

 

Символ «*» (звёздочка) означает любую последовательность символов

 

произвольной длины, в том числе «*» может задавать и

пустую

 

последовательность.

 

 

 

 

Определите, по какой из масок может быть выбрана указанная группа

 

файлов:

 

 

 

 

 

comfort.c

 

 

 

 

 

cobalt.cpp

 

 

 

 

 

coat.c

 

 

 

 

 

cost.cpp

 

 

 

 

 

1) co?t.c?

2) c*.c*

3) co*t.с??

4) c*.???

 

A5 В некоторой информационной системе информация кодируется двоичными шестиразрядными словами. При передаче данных возможны их искажения, поэтому в конец каждого слова добавляется седьмой (контрольный) разряд таким образом, чтобы сумма разрядов нового слова, считая контрольный, была чётной. Например, к слову 110011 справа будет добавлен 0, а к слову

101100 – 1.

После приёма слова производится его обработка. При этом проверяется сумма его разрядов, включая контрольный. Если она нечётна, это означает, что при передаче этого слова произошёл сбой, и оно автоматически заменяется на зарезервированное слово 0000000. Если она чётна, это означает, что сбоя не было или сбоев было больше одного. В этом случае принятое слово не изменяется.

Исходное сообщение

1100101 1001011 0011000

было принято в виде

1100111 1001110 0011000.

Как будет выглядеть принятое сообщение после обработки?

1)1100111 1001011 0011000

2)1100111 1001110 0000000

3)0000000 0000000 0011000

4)0000000 1001110 0011000

©2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации


A6

A7

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ИНФОРМАТИКА и ИКТ, 11 класс.

(2014 - 7 / 39)

Ниже представлены две таблицы из базы данных. Каждая строка таблицы 2 содержит информацию о ребёнке и об одном из его родителей. Информация представлена значением поля ID в соответствующей строке таблицы 1. Определите на основании приведённых данных фамилию и инициалы дяди Гресс О.С.

Пояснение: дядей считается родной брат отца или матери.

 

Таблица 1

 

 

Таблица 2

ID Фамилия_И.О. Пол

ID_Родителя ID_Ребёнка

14

Грач Н.А.

Ж

24

25

24

Петренко И.П.

М

44

25

25

Петренко П.И.

М

25

26

26

Петренко П.П.

М

64

26

34

Ерёма А.И.

Ж

24

34

35

Ерёма В.С.

Ж

44

34

36

Ерёма С.С.

М

34

35

44

Лебедь А.С.

Ж

36

35

45

Лебедь В.А.

М

14

36

46

Гресс О.С.

Ж

34

46

47

Гресс П.О.

М

36

46

54

Клычко А.П.

Ж

25

54

64

Крот П.А.

Ж

64

54

1) Петренко И.П. 2) Петренко П.И. 3) Лебедь В.А. 4) Гресс П.О.

 

Коле нужно с помощью электронных таблиц построить таблицу двузначных

 

чисел от 10 до 49.

 

 

 

 

 

 

 

Для

этого

сначала

в диапазоне В1:К1 он записал числа от 0 до 9, и

 

в диапазоне А2:А5 он записал числа от 1 до 4. Затем в ячейку В2 записал

 

формулу двузначного числа (А2 – число десятков; В1 – число единиц), после

 

чего скопировал

её во все ячейки диапазона B2:К5. В итоге получил таблицу

 

двузначных чисел. На рисунке ниже представлен фрагмент этой таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A

 

 

B

 

 

C

 

D

 

E

 

 

 

1

 

 

 

 

 

0

 

 

1

 

2

 

3

 

 

 

2

 

 

1

 

 

10

 

 

11

12

 

13

 

 

 

3

 

 

2

 

 

20

 

 

21

22

 

23

 

 

 

4

 

 

3

 

 

30

 

 

31

32

 

33

 

 

 

5

 

 

4

 

 

40

 

 

41

42

 

43

 

 

Какая формула была записана в ячейке В2?

1) =$A2*10+$B1 2) =A$2*10+$B1 3) =$A2*10+B$1 4) =A2*10+B1

© 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

 

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ИНФОРМАТИКА и ИКТ, 11 класс.

(2014 - 8 / 39)

 

 

A8

Производится четырёхканальная (квадро) звукозапись с частотой

 

дискретизации 48 кГц и 32-битным разрешением. Запись длится 2 минуты, её

 

 

результаты записываются в файл, сжатие данных не производится. Какая из

 

приведённых ниже величин наиболее близка к размеру полученного файла?

 

1)

15 Мбайт

2)

27 Мбайт

 

 

3)

42 Мбайт

4)

88 Мбайт

 

 

A9

Для передачи данных по каналу связи используется 5-битовый код.

 

Сообщение содержит только

буквы А, Б и В, которые кодируются

 

следующими кодовыми словами:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A – 11010,

 

Б – 00110, В – 10101.

 

 

 

При передаче возможны помехи. Однако некоторые ошибки можно

 

попытаться исправить. Любые два из этих трёх кодовых слов отличаются

 

друг от друга не менее чем в трёх

позициях. Поэтому если при передаче

 

слова произошла ошибка не более чем в одной позиции, то можно сделать

 

обоснованное предположение о том, какая буква передавалась. (Говорят, что

 

«код исправляет одну ошибку».) Например, если получено кодовое слово

 

10110, считается, что передавалась буква Б. (Отличие от кодового слова для

 

Б – только в одной позиции, для остальных кодовых слов отличий больше.)

 

Если принятое кодовое слово отличается от кодовых слов для букв А, Б, В

 

более чем в одной позиции, то считается, что произошла ошибка (она

 

обозначается ‘x’).

 

 

 

 

 

 

 

 

Получено сообщение 00111 11110 11000 10111. Декодируйте это сообщение –

 

выберите правильный вариант.

 

 

 

 

 

 

 

1)

БААВ

2)

БААx

 

 

3)

xxxx

4)

xААx

 

На числовой прямой даны два отрезка: P = [1, 39] и Q = [23, 58].

A10

 

Выберите из предложенных отрезков такой отрезок A, что логическое

 

 

выражение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( (x P) → ¬ (x Q) )→ ¬ (x А)

 

 

 

тождественно истинно, то есть принимает значение 1 при любом значении

 

переменной х.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)

[5, 20]

2)

[25, 35]

 

 

3)

[40, 55]

4)

[20, 40]

 

 

 

 

A11

В

велокроссе участвуют 359

спортсменов. Специальное устройство

 

регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша,

 

записывая его номер с использованием минимально возможного количества

 

бит, одинакового для каждого спортсмена. Какой объём памяти будет

 

использован

устройством, когда

промежуточный

финиш прошли

 

168 велосипедистов?

 

 

 

 

 

 

 

 

1)

168 бит

2)

168 байт

 

 

3)

189 байт

4)

359 байт

© 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации


 

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ИНФОРМАТИКА и ИКТ, 11 класс.

(2014 - 9 / 39)

 

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ИНФОРМАТИКА и ИКТ, 11 класс.

(2014 - 10 / 39)

A12

Ниже

приведён фрагмент программы, записанный на

четырёх

языках

A13

Система

команд

исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном

 

программирования.

 

 

 

 

 

лабиринте на клетчатой плоскости, включает в себя 4 команды-приказа и

 

Массив A одномерный; в программе рассматривается его фрагмент,

 

4 команды – проверки условия.

 

 

 

 

 

 

соответствующий значениям индекса от 1 до n.

 

 

 

Команды-приказы:

 

 

 

 

 

 

 

 

Бейсик

Паскаль

 

 

 

 

 

вверх

 

вниз

 

влево

 

 

вправо

 

J = 1

j := 1;

 

 

 

При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку

 

FOR I = 1 TO n

for i := 1 to n do

 

 

 

 

 

 

 

соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →.

 

 

 

 

IF A(I) < A(J) THEN J = I

begin

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если РОБОТ начнёт движение в сторону находящейся рядом с ним стены, то

 

NEXT I

 

if A[i] < A[j] then

 

 

 

s = J

end;j := i

 

 

 

он разрушится, и программа прервётся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие 4 команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой

 

 

 

 

s := j;

 

 

 

стороны той клетки, где находится РОБОТ:

 

 

 

 

Си

 

Алгоритмический

 

 

 

сверху свободно

снизу свободно

слева свободно

справа свободно

 

j = 1;

j := 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

for (i = 1; i <= n; i++) {

нц

для i от 1 до n

 

 

 

Цикл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

if (A[i] < A[j]) {

 

если A[i] < A[j] то

 

 

 

 

ПОКА условие

 

 

 

 

 

 

 

 

}

j = i;

 

j := i

 

 

 

 

 

 

последовательность команд

 

 

 

 

 

}

 

кц

все

 

 

 

 

 

КОНЕЦ ПОКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполняется, пока условие истинно.

 

 

 

 

 

 

s = j;

s := j

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чему

будет равно значение переменной s после выполнения

данного

 

В конструкции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕСЛИ условие

 

 

 

 

 

 

 

фрагмента программы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТО команда1

 

 

 

 

 

 

 

1) минимальному элементу в массиве A

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНАЧЕ команда2

 

 

 

 

 

 

2)

индексу минимального элемента в массиве A (наименьшему из таких

 

 

 

КОНЕЦ ЕСЛИ

 

 

 

 

 

 

 

 

индексов, если минимальных элементов несколько)

 

 

 

выполняется команда1 (если условие истинно) или команда2 (если условие

 

3) индексу минимального элемента в массиве A (наибольшему из таких

 

ложно).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

индексов, если минимальных элементов несколько)

 

 

 

Сколько клеток лабиринта соответствуют требованию, что, начав движение

 

4) количеству элементов, равных минимальному в массиве A

 

 

 

 

 

в ней и выполнив предложенную программу, РОБОТ уцелеет и остановится

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в закрашенной клетке (клетка А1)?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАЧАЛО

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОКА слева свободно ИЛИ сверху свободно

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕСЛИ слева свободно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТО влево

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНАЧЕ вверх

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНЕЦ ЕСЛИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНЕЦ ПОКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНЕЦ

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A

B C D E F

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)

14

 

 

2)

18

3)

20

 

4)

22

 

© 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

 

© 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации


B1

B2

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ИНФОРМАТИКА и ИКТ, 11 класс.

(2014 - 11 / 39)

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1–В15) является число, последовательность букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:

1. возведи в квадрат,

2. прибавь 1.

Первая из них возводит число на экране в квадрат, вторая увеличивает его на 1. Запишите порядок команд в программе, которая преобразует число 1 в число 10 и содержит не более 4 команд. Указывайте лишь номера команд. (Например, программа 2122 – это программа

прибавь 1, возведи в квадрат, прибавь 1, прибавь 1.

Эта программа преобразует число 3 в число 18.)

Ответ: ___________________________.

Определите значение переменной c после выполнения следующего

фрагмента программы (записанного ниже на

разных языках

программирования). Ответ запишите в виде целого числа.

 

 

 

 

Бейсик

Паскаль

 

a =

25

a := 25;

 

b =

12

b := 12;

 

a = 3 * b - a

a := 3 * b - a;

 

IF a > b THEN

if a > b then

 

c = 2 * a - b

c := 2 * a - b

ELSE

 

else

 

 

c = 2 * a + b

c := 2 * a + b;

ENDIF

 

 

 

Си

 

Алгоритмический

 

a = 25;

a := 25

 

b = 12;

b := 12

 

a = 3 * b - a;

a := 3 * b - a

 

if (a > b)

если

a > b

 

c = 2 * a - b;

то

c := 2 * a - b

else

 

иначе c := 2 * a + b

c = 2 * a + b;

все

 

 

Ответ: ___________________________.

© 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ИНФОРМАТИКА и ИКТ, 11 класс.

(2014 - 12 / 39)

B3 Дан фрагмент электронной таблицы.

 

A

B

C

 

 

 

 

1

8

 

6

 

 

 

 

2

=(B1+1)/(2*A1)

=1/(B1+1)

=3/(2*B1+C1)

 

 

 

 

Какое целое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:С2 соответствовала рисунку?

Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.

Ответ: ___________________________.

B4 Для передачи аварийных сигналов договорились использовать специальные цветные сигнальные ракеты, запускаемые последовательно. Одна последовательность ракет – один сигнал; в каком порядке идут цвета – существенно. Какое количество различных сигналов можно передать при помощи запуска ровно пяти таких сигнальных ракет, если в запасе имеются ракеты трёх различных цветов (ракет каждого вида неограниченное количество, цвет ракет в последовательности может повторяться)?

Ответ: ___________________________.

© 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации