Файл: МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РФ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. В сфере установления границ муниципальных образований внутри Республики Северная Осетия-Алания спорных вопросов нет. Спорные вопросы могут возникнуть при согласовании внешних границ муниципальных районов граничащих с иными субъектами РФ. Согласование этих границ также может вызвать определенные трудности.

Повышение квалификации, подготовку и переподготовку прошли большое количество руководителей и специалистов органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания. Кроме того, в перечень вузов Российской Федерации, вошедших в Систему подготовки кадров, поддержки и сопровождения органов местного самоуправления, созданную Министерством регионального развития Российской Федерации совместно с Академией народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации в соответствии с планом мероприятий по вступлению в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в рамках Федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления, включен Владикавказский институт управления и Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова.

В рамках финансового обеспечения реформы органы местного самоуправления должны принять следующий ряд нормативных правовых актов:

  • Положение о бюджетном процессе;

  • Решение об установлении налога на имущество физических лиц;

  • Решение об установлении земельного налога;

  • Положение о порядке ведения реестра расходных обязательств;

  • Положение о выдаче бюджетных кредитов и гарантий;

  • Порядок самообложения граждан;

  • Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа;

  • Положение о порядке создания и использования резервных фондов;

  • Положение о муниципальном контрольном органе;

  • Положение по регулированию муниципального долга;

  • Положение о целевом бюджетном фонде;

  • Решение о бюджете на очередной финансовый год.

Если говорить об особенностях, присущих институту местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания, то можно отметить, что в республике насчитывается 114 муниципальных образований, в том числе: один городской округ, восемь муниципальных районов, пять городских и сто сельских поселений).


В 21 муниципальном образовании главы АМСУ являются также председателями собраний представителей муниципальных образований. Из них – 1 городской округ город Владикавказ, 1 Моздокский район, 1 городское поселение и 18 сельских поселений. В 5 сельских поселениях Алагирского района представительных органов нет, а существует сход граждан.

Всего муниципальных служащих в республике по данным на 1 января 2010 года – 1345 чел. Из них в городском округе город Владикавказ – 363 чел., в районных администрациях – 663 чел., в администрациях местного самоуправления городских поселений – 32 чел., в администрациях местного самоуправления сельских поселений – 287 чел. Количество депутатов представительных собраний муниципальных образований республики – 1051 чел. Из них: 35 – в городском округе город Владикавказ, 185 – в районных собраниях представителей, 68 – в собраниях представителей городских поселений, 768 – в собраниях представителей сельских поселений.

Сегодняшнее состояние местной власти в Республике Северная Осетия-Алания таково, что местные органы находятся в прямой зависимости от федерального, а по большей части регионального уровней. Главным образом эта зависимость носит экономический характер. Более того, региональные органы имеют и другие механизмы воздействия на местную власть, в частности, региональная власть могла досрочно прекратить полномочия мэра или представительного органа местного самоуправления в случае нарушения законодательства, что на практике вело к особым (в основном неформальным) формам кооперации местных и региональных сил либо их противостоянию. Местное население не рассматривает местные органы власти как структуры, способные решить вопросы местного значения.

Можно сделать вывод о том, что к настоящему моменту местный уровень представляет собой зависимое от федеральных и региональных властей образование, но не систему с четкой структурой, кругом обязанностей и финансовых ресурсов для осуществления своих полномочий. Данная власть никак не может подпадать под определение местного самоуправления, к тому же само население пассивно, и такая позиция вызвана прежде всего недоверием к любому властному уровню.

Характерная особенность традиции местного самоуправления заключается в том, что она может замыкаться в строго определенном пространстве и, как правило, распространяться на группу поселений, объединенных общими интересами.

Арановский отмечает, что традиция в наибольшей мере ограждена от прямого общественного внимания, которое может быть враждебным, если общество беспокойно и разочаровано.1 Другое дело, когда традиции представляют собой прочно сложившуюся систему социальных связей, посредством которой население муниципальных образований воспроизводит свою культуру. Данные традиции следует относить к общественным традициям, близким к традициям местного самоуправления.


Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что местное самоуправление осуществляется в границах муниципальных образований с учетом исторических и иных местных традиций, тем самым отдавая на откуп правовое регулирование данного круга вопросов региональному законодателю и самим муниципальным образованиям. С этой точки зрения логично, что традиции местного самоуправления могут иметь эффективное действие как в сфере социальной организации по решению местных вопросов, выступая в виде социальных норм, так и в муниципальных нормативных актах, способных детализировать порядок осуществления той или иной традиции местного самоуправления (культурной, связанной с отправлением власти (политической), экономической и других), тем самым трансформируясь в право, и способных выступать одним из основных регуляторов местных правоотношений.

Приоритетом местного самоуправления выступает благо населения, его нужды, самобытность, традиции, обычаи и общественная жизнь. В этом и должна заключаться сущность местного самоуправления. Отправлять местную власть в условиях полного отсутствия исторических и иных местных традиций - значит, отправлять ту власть, которая существует в государствах с политическим режимом авторитарного и тоталитарного государств. В этих условиях расцветают не только маргинальные явления, но и более опасные социальные явления, такие, как преступность.

Вместе с этим традиции этнических групп и народностей до сегодняшнего дня имеют огромное влияние на особенности организации местного самоуправления в России, а в частности, в Республике Северная Осетия-Алания. Во многом рост популярности оценочных инструментов на местах объясняется постепенным повышением квалификации муниципальных кадров. Это выражается как в совершенствовании их профессиональных знаний, так и в определенной смене менталитета.Иными словами, нельзя игнорировать фактор правового менталитета там, где речь идет о соблюдении права народом как исторически сложившейся общностью с определенными предпочтениями и взглядами относительно общественного устройства, который стремится к способу организации своего бытия, соответствующему имеющемуся культурно-историческому опыту.1

Ситуация на сегодняшний в Республике Северная Осетия-Алания осложняется и постоянным оттоком сельского населения в город. Как известно в горных сельских поселениях проживает ничтожный процент населения. Между тем, горы – это наш стратегический ресурс, колоссальные гидроресурсы, серьезный потенциал развития животноводства и птицеводства, огромные рекреационные ресурсы. Тем не менее в горах нет современных дорог. Для совершения элементарных правовых действий приходиться отправляться за километры.


Актуальность развития горских сельских поселений подтверждается также рядом шагов республиканского руководства. Глава Республики Северная Осетия-Алания в своем Указе о внесении изменений в Указ о конкурсе на лучшее сельское поселение ввел новую градацию «Лучшее горное сельское поселение», подчеркнув тем самым важность этого направления.

В качестве основных проблем в деятельности органов местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания можно обозначить также следующие:

  1. Не проведена инвентаризация имущества. Разработаны паспорта всех муниципальных образований, но информация, содержащаяся в них, требует серьезного уточнение. Проведение инвентаризации необходимо для реализации положений ч.1 п.3 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о безвозмездной передаче в муниципальную собственность республиканского имущества, предназначенного для выполнения полномочий, возложенных на муниципальные образования.

  2. Не отработана методика передачи имущества, находящегося в республиканской собственности в собственность муниципальную.

  3. Отсутствует методика разделения собственности на муниципальном уровне, между муниципальными районами и муниципальными поселениями.

  4. Не завершена работа по приведению в соответствие с федеральным законодательством уставов муниципальных образований, причем всех уровней. Отсутствие соответствующим образом закрепленных уставов выводит муниципальное образование за рамки государственно-правовых отношений, а их администрации, как хозяйствующие субъекты за рамки гражданско-правовых отношений.

  5. В частности, существует реальная проблема определения налоговой базы муниципальных образований, в особенности налоговой базы поселений. Главной причиной отсутствия подлинной картины является отсутствие в программных продуктах территориальных органов Федеральной налоговой службы России обеспечения учета доходов в разрезе не только бюджетов поселений, но и бюджетов муниципальных районов.

При этом практически невозможно определить истинные объемы региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований республики. Вместе с тем, представляется весьма сомнительной перспектива установления на долгосрочной основе реальных, отражающих социально-экономическую ситуацию в муниципальных образованиях, нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов для обеспечения равных стартовых условий для всех муниципальных образований.


Далее, до настоящего времени четко не определены расходные обязательства по множеству расходных полномочий:

- по передаче полномочий обеспечения содержания органов противопожарной службы из республиканского бюджета на федеральный уровень;

- по передаче значительного числа сельскохозяйственных и экологических полномочий с федерального на региональный уровень;

- по передаче с местных бюджетов на региональный уровень, при отсутствии механизма и обоснованных нормативов финансирования начального и среднего общего образования.

В целом ряде случаев наблюдается кадровая неподготовленность и недостаточное программно-техническое оснащение органов местного самоуправления, в основном поселенческого звена, для обеспечения полноценного и грамотного бюджетного процесса в новых условиях, со значительными усложнениями новой системы бюджетного учета и отчетности.

В целях стимулирования инициативы органов местного самоуправления и вовлечения населения в решение вопросов поселений в рамках Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» согласно Указу Главы республики был проведен республиканский конкурс «Лучшее сельское поселение года», в котором приняло участие каждое третье поселение республики.

Местное самоуправление не может успешно развиваться без постоянной поддержки и внимания всех ветвей власти. Установившееся в республике взаимодействие представительных и исполнительных органов власти в итоге дает положительный результат. Опираясь на уже созданное, предстоит двигаться дальше - решать задачи по дальнейшему укреплению правовых и экономических основ местного самоуправления, содействовать повышению эффективности их работы, открытости и развитию общественного контроля.

В целях повышения эффективности работы необходимо сосредоточиться на решении следующих задач:

- осуществление непрерывного мониторинга практики реализации Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления муниципальных образований, анализа и распространения лучшей практики деятельности муниципального управления, оперативное реагирование на возникающие проблемы, оказание муниципальным образованиям Республики Северная Осетия-Алания требуемой организационной, правовой, методической поддержки;