Файл: МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РФ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;

20) обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа;

21) создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;

22) формирование и содержание муниципального архива;

23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

25) организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;

26) утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа;

27) выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе»;

28) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов;


29) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

30) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа;

30) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа;

31) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории городского округа;

32) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

33) создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;

34) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе;

35) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов;

37) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

8) осуществление муниципального лесного контроля и надзора.

Органы местного самоуправления городского округа вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).1


Вопросы местного значения, предусматривающие содействие или участие органов местного самоуправления, предполагают определенное участие в их решении и органов государственной власти. Объем такого участия органы государственной власти, как правило, определяют самостоятельно, в результате чего на органы местного самоуправления могут быть возложены значительные обязанности, и при этом без каких-либо дополнительных финансовых компенсаций. Либо, наоборот, по инициативе государства степень участия органов местного самоуправления в решении того или иного вопроса может быть сведена к минимуму.2

Основанием осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, как правило, является закон о соответствующем наделении.3

Для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления в силу ст. 17 Закона обладают перечисленными в ней полномочиями. В частности, к ним относятся: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; установление официальных символов муниципального образования; создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа; установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами и т.д. Как видим, общее понятие полномочий органа местного самоуправления Закон не дает, перечисляя лишь их примерный перечень.

Очерченный круг полномочий органов местного самоуправления вместе с их предметом ведения составляет компетенцию органов местного самоуправления - сложную политико-правовую категорию, характеризующую поле деятельности конкретного органа местного самоуправления.

На сегодняшний день нормы, регулирующие компетенционные отношения, разбросаны по многим федеральным законам, законам субъектов РФ и подзаконным правовым актам, требующим скорейшего согласования с нормами специального законодательства, регулирующего местное самоуправление.1


Глава 3. Анализ и оценка деятельности органов местного самоуправления в республике северная осетия-алания

На основании ранее названного Федерального закона от 06.10.2003 г №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» субъекты Российской Федерации приняли свои законы о местном самоуправлении. Так 25 апреля 2006 года в Республике Северная Осетия-Алания был принят Закон «О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания». В соответствии со статьей 9 данного Закона местное самоуправление осуществляется на всей территории Республики Северная Осетия-Алания в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах. В главе 3 Закона Республики Северная Осетия-Алания «О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания» содержатся определенные перечни вопросов местного значения, закрепленные за каждым из указанных муниципальных образований. Они практически идентичны и сводятся к регулированию отношений в сфере бюджета, местных налогов и сборов, собственности, обеспечения жизнедеятельности граждан муниципального образования, безопасности населения и др.1

Органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 утвержден Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов,1 который распространяется и на органы местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания. Данный Указ Президента РФ - один из первых актов, который позволит в той или иной степени контролировать, на основе объективных данных, эффективность работы органов местного самоуправления, а также косвенным образом иных органов власти.

Анализ деятельности органов местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания через призму Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Республики Северная Осетия-Алания от 25.04.2006 N 24-РЗ «О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания»2 указывает на наличие некоторых проблем.


1. Во-первых, это блок проблем, связанных с передачей ряда полномочий от муниципальных органов власти государственным органам. В частности, вопросы сельского хозяйства, социальной защиты населения, оказания специализированной медицинской помощи, молодежной политики законодателем выведены из сферы полномочий органов местного самоуправления и должны реализовываться органами государственной власти субъекта Федерации. При этом увеличение бюджетных потоков не предполагается. Очевидно, что предполагается создание соответствующих структур органов государственной власти.

Например, Министерство труда и социальной политики Республики Северная Осетия-Алания разработало ряд проектов нормативных актов, декларирующих включение в состав министерства структур органов социальной защиты, ранее действовавших в составе районных администраций, что одномоментно приводит к увеличению кадрового состава Министерства более чем на полторы сотни работников и, изменению статуса муниципальных служащих на статус государственных служащих. Аналогичная модель разрабатывается в настоящее время и Министерством сельского хозяйства и продовольствия республики.

Учитывая несомненную важность этих вопросов, указанный механизм разрешения проблемы представляется наиболее оптимальным.

Тем не менее, стоит обратить внимание и на тот факт, что бюджет республики отличается высоким уровнем дотационности, и возложение разрешения указанных вопросов на органы государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, несомненно, увеличит уровень расходов на содержание государственного аппарата.

Несколько менее сложная ситуация складывается в сфере обеспечения населения специализированной медицинской помощью. Министерством здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания достаточно давно проведен анализ по уровням необходимой медицинской помощи населению с достаточно четким разделением вопросов первичной и специализированной медицинской помощи. Ситуация в некоторой степени облегчается и чрезвычайно активной позицией Правительства РФ, принявшего в последнее время достаточно серьезный массив нормативных актов, направленных на обеспечение как государственных, так и муниципальных учреждений здравоохранения диагностическим оборудованием, выделение субвенций на финансирование учреждений здравоохранения муниципальных образований.

Гораздо более проблемная ситуация сложилась в сфере реализации молодежной политики. Законодатель пошел по пути исключения реализации этой группы полномочий из числа обязательных для органов местного самоуправления, что ведет к ликвидации рабочих мест специалистов в данной области. Сложившаяся ситуация внесена в повестку заседания Республиканской комиссии при Главе Республики Северная Осетия-Алания по реализации в Республике Северная Осетия-Алания требований Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».