Файл: ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА Учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 578
Скачиваний: 17
ской стилистики выбор тех или иных языковых средств связан прежде всего с решением ортологических вопросов, т.е. с правильностью и нормативностью речи. При этом главным критерием является языковая норма.
Вкачестве нормы, как отмечал С.И. Ожегов, выступает «совокупность наиболее пригодных (“правильных”, “предпочитаемых”) для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих»3. Или другими словами: «Норма — это совокупность правил выбора и употребления языковых средств (в данном обществе в данную эпоху)»4. Понятие нормы связано с понятием литературного языка, в соответствии с этим норму называют литературной, а литературный язык — языком нормированным.
Всовременном языкознании выделяют такие свойства языковой нормы, как объективность, вариативность, изменчивость. Объективность означает, что нормы не выдумываются специально учеными, а складываются постепенно, вырабатываются исторически в произведениях классических писателей
ив речи культурной элиты общества. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность.
Вариативность подразумевает наличие в литературном языке вариантов, что связано с изменением литературных норм и обусловлено постоянным развитием языка. Вариантная (диспозитивная) норма предусматривает возможность свободного выбора вариантов, два из которых признаются допустимыми в современном языке. Например, возможно употребление следующих существительных и в мужском, и в женском роде: лан-
густ — лангуста, проток — протока.
Появление нового варианта приводит к существованию в языке какое-то время двух норм, затем один вариант устаревает, а другой признается нормативным. И то, что было нормой даже
3 Ожегов С.И. Очередные вопросы культуры речи // Лексикология. Лексикография. Культура речи. — М., 1974. — С. 259–260.
4 Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. — М., 2001. — С. 39.
10
в недавнем прошлом, на современном этапе может оказаться отклонением от нее. Приведем некоторые примеры изменения норм.
Слово «недоросль» после выхода в свет одноименной комедии Д.И. Фонвизина приобрело резко негативную окраску, стало обозначением глуповатого избалованного барчука. Однако недорослями изначально назывались дворянские сыновья в возрасте до 15—16 лет, которые еще «не доросли» до несения государственной службы. Это слово было официальным термином, синонимичным современным словам «подросток», «несовершеннолетний». Вот почему в документах, поданных для поступления в Лицей, 12-летний Пушкин назван недорослем.
Слово «вокзал» как обозначение крупной железнодорожной станции вошло в язык в 1870-х годах, до этого говорилось «станцияжелезнойдороги».Хотясамословоупотреблялосьираньше, но в другом значении — «увеселительного заведения», так герои романа Ф.М. Достоевского «Игрок» часто посещали вокзал, где выигрывали и проигрывали крупные суммы денег.
Паровоз поначалу назывался пароходом, машиной, паровиком, проводник — кондуктором, вокзальные носильщики — артельщиками, так как были объединены в артели, перрон — дебаркадером, тамбур — сенями.
Или, например, прилагательное государственный долгое время было связано лишь со словом государство, оно сочеталось с определенным кругом слов: строй, граница, учреждение. Сейчас оно стало употребляться со словами мышление, ум, человек, действие, приобретая качественно-оценочное значение «способный мыслить и действовать широко».
Изменяются не только лексические, произносительные, но и морфологические нормы. Так, в древнерусском языке было шесть типов склонения существительных: на a$ (СТРАNА),
I%(NОЧЬ, ГОСТЬ), o%(КОNЬ, СЭЛО), u%(ДОМЪ, СЫNЪ), u$(ЛЮБЫ, БОУКЫ), на согласный: s (ТЭЛО, НЕБО), t (ТЕЛ¤, АГН¤), r (МАТЬ, ДОЧЬ), n (ИМЯ, КОРЕNЬ). В современном русском языке мы наблюдаем только три типа склонения и особый тип склонения на -ие, -ия, -ий.
11
В современном русском языке кроме традиционного окончания множественного числа имен существительных -ы (-и) (студенты, актеры, кони) существует окончания -а (профессора,
паспорта и др.). Наличие окончания -а — следы двойственного числа, которое употреблялось для обозначения двух предметов: круг (один), круга (два), круги (несколько). С XIII в. эта форма начинает разрушаться и постепенно исчезает. Однако следы ее обнаруживаются, во-первых, в окончании именительного падежа множественного числа существительных, обозначающих парные предметы: рога, глаза, рукава, берега, бока; во-вторых, в
словосочетаниях с числительным два (два стола, два дома, два студента).
Очевидно нормы исторически изменчивы, но меняются они медленно: на протяжении многих десятилетий норма остается стабильной.
Практическая стилистика рассматривает разные типы норм, которые выделяются в зависимости от того или иного признака.
1.По наличию вариантов: обязательные (императивные) и вариантные (диспозитивные) нормы. Обязательная норма закрепляет только один вариант употребления как единственно верный, вариантная — два.
2.По хронологическому признаку: «старшая» и «младшая» нормы. «Старшая» норма предшествует по времени и связана с традицией употребления, «младшая» обычно отражает современные тенденции языкового развития.
3.По уровню языка: лексические и грамматические. В соответствии с тем, какие нормы являются предметом исследования, в практической стилистике выделяют лексическую и грамматическую стилистику.
1.3.Коммуникативно-прагматический характер практической стилистики
Практическая стилистика переносит изучение языковых явле-
ний на коммуникативно-прагматическую основу, т.е. из всего ар-
12
сенала средств, которым располагает язык, она рекомендует выбирать такие, которые соответствуют особенностям адресата и задачам общения, или коммуникативным задачам. Это позволило Б.С. Мучнику определить практическую стилистику как науку «о правилах, приемах конструирования текста, обеспечивающего адекватную письменную передачу мысли от автора к читающему, ...об управлении процессом письменного выражения мысли на основе выявления общих закономерностей смыслового восприятия текста читающим»5.
Зависимость литературной нормы от условий, в которых осуществляется речь, называют коммуникативной целесообразностью. Этот принцип регулирует употребление языковых единиц в соответствии с особенностями функциональных стилей, законами жанра и условиями коммуникации. Например, одно из значений слова «вещь» определяется как «нечто, обстоятельство, явление» и имеет разговорную окраску. В соответствии с этим выражение «сталкиваться с такими вещами» тоже носит разговорную окраску и употребление его в деловом письме нарушает стилистическое единообразие текста. Приведем в качестве примера отрывок из делового письма: «Уважаемые коллеги, в письме указаны цифры общего количества автомобилей, которые являются подтвержденными и их корректировка может быть вызвана только форс-мажорными обстоятельствами. К сожалению, за последние пять лет мы несколько раз сталкивались с такими вещами и вероятность их повторения в дальнейшем остается».
Прогноз погоды МетеоТВ отличается официальностью ис-
пользуемых языковых средств: Циклон принесет на европейскую территорию России настоящую осеннюю погоду. Над столицей прольютсядожди.Ожидающиесяметеоусловиябудутспособствовать рассеиванию вредных примесей в приземном слое воздуха, что заметно улучшит экологическую обстановку. Коммуникативной задачей данного текста является передача информации в официальной ситуации, поэтому использование официально-деловой
5 Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. — Ростов н/Д: Фе-
никс, 1997. — С. 10.
13
лексики отвечает принципу коммуникативной целесообразности. А в разговоре двух приятелей такой текст звучал бы нелепо, несмотря на соблюдение в нем литературных норм. Уместным может быть такой, например, текст: Хорошо, что идет циклон, да и дождь обещают. Хоть дышать легче будет, а то в Москве такая загазованность.
В рассказе В. Шукшина «Чудик» приводится три варианта телеграммы: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка», «Приземлились. Все в порядке.
Васятка», «Долетели. Василий». Первый и второй варианты составлены главным героем Чудиком, которому важно не только передать информацию жене, но и сохранить привычный для разговорной речи стиль общения. Третий текст составлен телеграфисткой, которая оценивает коммуникативную задачу данного средства связи только как передачу информации: «В письмах можете писать что угодно, а телеграмма — это вид связи. Это открытый текст». В каждом из трех вариантов телеграммы литературная норма не нарушена, но выбор языковых средств обусловлен коммуникативно-прагматическим характером сообщения.
Таким образом, практическая стилистика, рассматривая проблему выбора языковых средств, выдвигает два основных принципа: соответствие языковой норме и соблюдение коммуникативной целесообразности.
Практикум
1. Прочитайте тексты, подумайте, какую бы редакторскую правку вы внесли.
1.В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет
снебольшого завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда.
14
Вощев взял на квартире вещи в мешок и вышел наружу, чтобы на воздухе лучше понять свое будущее. Но воздух был пуст, неподвижные деревья бережно держали жару в листьях, и скучно лежала пыль на безлюдной дороге — в природе было такое положение. Вощев не знал, куда его влечет, и облокотился в конце города на низкую ограду одной усадьбы, в которой приучали бессемейных детей к труду и пользе. (А. Платонов. Котлован)
2.Он вышел из последнего метро. По пути домой зашел в магазин, машинально купил банку пива и маленький пакетик сыра. Держа все в голых руках, подошел к кассе. Из наушников сильно билась музыка, чтобы оторвать его мир от внешнего, но все-таки смазливый голос продавщицы или пронзительный голос девушки прорывались сквозь музыку. Продавщица не смотрела ему в глаза, на ее лице не было улыбки, но не было и огорчения. Почему-то впервые ему подумалось, что она абсолютно чужая. («Одиночество»6)
3.Мой отец не был, в тесном смысле слова, коллекционером, но картины покупал, ... были неплохие вещи русских художников. После его смерти картины разделились нами троими...
Яговорил о нашем доме как о довольно парадном, добавлю, что он не был удобен для жилья: парадные комнаты были хороши, а жилые значительно хуже. По преданию, в нашем доме бывал Грибоедов. В доме была большая лестница. Ею будто бы вдохновился Грибоедов для четвертого акта «Горе от ума». (П.А. Бу-
рышкин7)
4.Жило около миллиона людей. Князю Андрею, подобно Онегину или Печорину, невозможна жизнь великосветского общества. Умирая, он оставил ничего за душой. Истинные художники слова творят на страницах своих произведений грандиозные эпические полотна. (Из сочинения)
6 Отрывок из рассказа японского студента Сакума Йосукэ «Одиночество», опубликованного в Вестнике Университета российской академии образования. 2006. № 3. С. 102.
7 Бурышкин П.А. Москва купеческая: Мемуары. — М.: Высш. шк., 1991. — С. 213.
15
5.В комедии Грибоедова «Горе от ума» автор помещает главного героя Чацкого в среду, в которой он не может находиться. Казалось бы, он тоже вырос в фамусовском обществе и должен походить на них, но нет. Автор наградил героя интеллектом, богатым внутренним миром, упорством и, самое главное, умением выражать свои мысли. (Из сочинения)
6.Катерине был симпатичен Аркадий, но ему на нее было все равно. Ему нравилось лишь с ней общаться, но не более. (Из сочинения)
7.Простонародный советский поэт Есенин пытался понять смысл жизни простого народа. Потухший, спившийся к концу жизни он наплевал на себя, а может, он нашел свой смысл жизни, приятный ему. (Из сочинения)
2.ПрочитайтеотрывкиизпроизведенийЛ.Н.ТолстогоиМ.Ю.Лермонтова. Определите, что не соответствует современным нормам.
1.Ростовы похвалили ее вкус и туалет и, бережа прически и платья, в одиннадцать часов разместились по каретам и поехали. 2. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь. 3. Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно старательно, по-бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые ажурные чулки
ибелые атласные башмаки с бантиками... 4. Он хотел встать, но Вера продолжала с еще более утонченной улыбкой. 5. Не говори вздору... — сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру. 6. Она, напившись чаю, пошла в залу, которую она особенно полюбила за сильный резонанс, и начала петь свои солфеджи.
7.Печорин бросился к дверям... перед ним человека за четыре мелькнул розовый салоп, шаркнули ботинки... лакей подсадил розовый салоп в блестящий купе, потом вскарабкалась в него медвежья шуба... 8. Когда она села в карету, то отец ее начал длинную диссертацию насчет молодых людей нынешнего века.
9.Частые прогулки сблизили еще более Жоржа и Верочку; несмотря на толпу мадамов и детей тетушки, они как-то всегда находили средство быть вдвоем: средство, впрочем, очень легкое, если обоим этого хочется.
16
Тема 2. Литературный язык в системе русского национального языка
2.1. Система русского национального языка
Система русского национального языка представляет собой структуру, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых форм, или подсистем языка: литературный язык, просторечие, жаргон, социолекты.
Структуру национального языка можно представить следующим образом:
Жаргон Социолекты
Литературный
язык
Просторечие Диалекты
2.2. Литературный язык как основа существования национального языка
Литературный язык — это главная форма существования национального языка, а также языка народности, обслуживающая самые разнообразные сферы жизни общества: науку, политику, культуру, делопроизводство, законодательство, словесное искусство, неофициальное общение, межнациональное общение. Литературный язык — это то, посредством чего создается един-
17