ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 483

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

36 Глава 1. Пользовательский интерфейс

Рис. 1.21. Перемещение пульта управления объектами, представленного в виде плавающей панели инструментов Control Panel

Motion — управление анимацией объектов с помощью специальных контроллеров;

Display — настройка цвета, видимости, фиксации и других свойств отображения;

Utilities — различные инструментов, не отнесенные к другим частям пользовательского интерфейса.

Специализированные панели инструментов пульта управления объектами со держат кнопки, списки и группы параметров (rollout), предназначенные для вы полнения соответствующих операций. При этом группу параметров можно свер нуть, щелкнув мышью на ее заголовке (в заголовке свернутой группы параметров появляется символ «+»). Затем таким же способом свернутую группу параметров можно развернуть (в заголовке развернутой группы параметров отображается символ «»).

Кроме того, если элементы управления, размещенные на текущей панели ин струментов пульта управления, выходят за пределы окна Command Panel или

окна 3ds Max, панель инструментов пульта управления можно прокручивать, как и независимую панель инструментов (рис. 1.25).

Пульт управления объектами Command Panel 37

Рис. 1.22. Управление отображением панелей инструментов с помощью контекстного меню

Пример

Для освоения базовых принципов использования видовых экранов и пульта управле ния объектами 3ds Max создайте простую трехмерную сцену, состоящую из па раллелепипеда и сферы.

Создание сцены начнем с создания параллелепипеда.

1.Щелкните правой кнопкой мыши в левом нижнем видовом экране (вид Top), чтобы активизировать его.

2.Перейдите на вкладку Create пульта управления объекта ми (ПУО) и щелкните на кнопке Geometry, чтобы получить доступ к инструментам создания трехмерных геометричес

ких фигур.

3.В расположенном ниже раскрывающемся списке выберите элемент Standard Primitives. К стандартным примитивам относятся сферы, параллелепипе ды, конусы, цилиндры и т.п.

4.В группе параметров Object Type щелкните на кнопке Box.

5.Щелкните на активном видовом экране и, удерживая нажатой левую кноп ку мыши, нарисуйте основание параллелепипеда размером примерно 60 ×


38 Глава 1. Пользовательский интерфейс

 

 

 

Пульт управления объектами Command Panel 39

 

 

 

 

 

Рис. 1.23. Прокручивая панель инструментов Main Toolbar влево, можно получить доступ к кнопкам, скрытым за правой границей экрана

120 см. Размеры основания отображаются в полях Length и Width ПУО, как видно из рис. 1.26, однако особая точность построений в данном слу чае не важна.

6.Отпустите кнопку мыши и сместите указатель вверх, чтобы задать положи тельную высоту фигуры значением примерно 40 см (поле Height ПУО). Щелкните мышью, чтобы зафиксировать высоту (рис. 1.27).

Теперь назначим созданному объекту имя и установим для него точные размеры. Для этого щелкните на кнопке Select Object панели инструментов Main Toolbar, а затем щелкните в любом видовом экране на ребре только что со

зданного параллелепипеда, чтобы выделить его.

Перейдите на вкладку Modify ПУО и введите вместо имени Box01 имя Осно вание, а также точные значения в полях Length (0,6m), Width (1,2m) и Height (0,4m) (рис. 1.28).

Теперьсоздадимнаоснованиикупол.Дляэтоговыполнитеследующиеоперации.

1.Щелкните правой кнопкой мыши на видовом экране Front, чтобы активи зировать его.

Рис. 1.24. Вкладки пульта управления

Рис. 1.25. Прокрутка панели инстру

объектами Command Panel

ментов Hierarchy пульта управления

 

объектами Control Panel

Рис. 1.26. Рисование основания параллелепипеда на виде сверху


40 Глава 1. Пользовательский интерфейс

Рис. 1.27. Параллелепипед нарисован

2.Перейдите на вкладку Create ПУО.

3.В группе параметров Object Type щелкните на кнопке Sphere.

4.Щелкните на видовом экране Front и, удерживая нажатой левую кнопку мыши, нарисуйте сферу радиусом примерно 30 см (текущий радиус отобра жается в поле Radius ПУО) так, чтобы ее центр был расположен посредине

верхней грани основания. Отпустите кнопку мыши, чтобы за вершить со здание сферы.

Откорректируем размеры и расположение купола. Для этого щелкните на кнопке Select and Move панели инструментов Main Toolbar, а затем щелкните мышью на любом видовом экране на одном из ребер сферы, чтобы выделить ее.

Перейдите на вкладку Modify ПУО и введите вместо имени Sphere01 имя Ку пол, а также задайте точное значение 0,3m в поле Radius. Если необходимо, пере тащите на видовом экране вниз или вверх зеленую стрелку так, чтобы купол рас полагался приблизительно над центром основания (рис. 1.29).

Полученная в результате модель представляет собой простейшую трехмер ную сцену (3D scene). Методы работы с трехмерными сценами подробнее рассмот рены в главе 2, поэтому пока что сохраните полученную сцену в файле Павильон.max. Для этого выберите из меню команду File Save или File Save As (можно также нажать Ctrl+S) и введите в поле Имя файла имя Павильон (рис. 1.30), а затем щелкните на кнопке Сохранить. Расширение max буде добав лено к имени файла автоматически.

Настройка пользовательского интерфейса 41

Рис. 1.28. Результат модификации параметров объекта Основание

Настройка пользовательского интерфейса

Помимо расположения видовых экранов и цветовой гаммы, пользователь 3ds Max может по своему усмотрению настраивать клавиатурные эквиваленты различных команд, панели инструментов, секционные контекстные меню (quads), обычные меню и ряд других элементов интерфейса.

Настройка упомянутых элементов пользовательского интерфейса выполняет ся с помощью уже знакомого вам диалогового окна Customize User Interface, вкладка Colors которого описана в начале этой главы. Рассмотрим другие вклад ки этого окна, которое открывается с помощью команды меню Customize

Customize User Interface.

Клавиатурные эквиваленты команд

В 3ds Max используется целый ряд установленных по умолчанию клавиатур ных эквивалентов команд (shortcut). Некоторые из этих клавиатурных эквивален


42 Глава 1. Пользовательский интерфейс

Рис. 1.29. Коррекция смещения объекта Купол по вертикали на видовом экране Front с помощью инструмента Select and Move

тов уже упоминались в данной главе. Доступ к полному перечню клавиатурных эквивалентов команд можно получить с помощью вкладки Keyboard диалогового окна Customize User Interface (рис. 1.31).

Группа команд выбирается из раскрывающегося списка Group, а категория — из раскрывающегося списка Category (для просмотра всех команд текущей груп пы в этом списке следует выбрать элемент All Commands).

Для того чтобы назначить или из менить клавиатурный эквивалент команды, следует выбрать в спис ке нужную команду, щелкнуть в

поле Hotkey и нажать на клавиа туре требуемую комбинацию кла виш. Если такая комбинация уже назначена какой либо команде,

Рис. 1.30. Диалоговое окно Save

File As

Настройка пользовательского интерфейса 43

Рис. 1.31. Вкладка Keyboard диалогового окна Customize User Interface

название такой команды отобразится в поле Assigned to. Для того чтобы назна чить указанный клавиатурный эквивалент выбранной команде 3ds Max, необхо димо щелкнуть на кнопке Assign, а для удаления связи между командой и комби нацией клавиш — на кнопке Remove.

Схему назначения клавиатурных эквивалентов можно сохранить во внешнем файле (имеет расширение .kbd), щелкнув на кнопку Save, или же загрузить из ранее сохраненного файла, щелкнув на кнопке Load. Щелчок на кнопке Reset приведет к сбросу списка клавиатурных эквивалентов команд в исходное состоя ние, установленное по умолчанию.

Панели инструментов

Для настройки панелей инструментов 3ds Max служит вкладка Toolbars диалого вого окна Customize User Interface (рис. 1.32).

Группа команд выбирается из раскрывающегося списка Group, а категория — из раскрывающегося списка Category (для просмотра всех команд текущей груп пы в этом списке следует выбрать элемент All Commands).

Примечание

Как видно из рис. 1.32, с помощью вкладки Toolbars диалогового окна Customize User Interfaceможнонастроитьтолько8скрытыхпоумолчаниюпанелейинструментов. Панели инструментов MainToolbar,InfoCenterи ControlPanelнастроить нельзя.

Для того чтобы добавить элемент управления на какую либо панель инстру

ментов, необходимо перетащить мышью соответствующую команду из окна Cus tomize User Interface на панель в окне 3ds Max. Щелкнув на кнопке New, можно предварительно создать новую панель инструментов.


44 Глава 1. Пользовательский интерфейс

 

 

 

Настройка пользовательского интерфейса 45

 

 

 

 

 

Рис. 1.32. Вкладка Toolbars диалогового окна Customize User Interface

Для того чтобы отредактировать внешний вид и всплывающую подсказку эле мента управления, размещенного на панели инструментов пользователем, необ ходимо щелкнуть на этом элементе управления правой кнопкой мыши и выбрать из контекстного меню команду Edit Button Appearance (рис. 1.33). Команда Delete Button в этом контекстном меню предназначена для удаления элемента управления с панели инструментов, а команда Customize — для перехода к вклад

ке Toolbars диалогового окна Customize User Interface.

Схему распределения команд по панелям инструментов можно сохранить во внешнем файле (имеет расширение .cui), щелкнув на кнопке Save, или же загру зить из ранее сохраненного файла, щелкнув на кнопке Load. Щелчок на кнопке Reset приведет к сбросу перечня панелей инструментов и их содержимого в ис ходное состояние, установленное по умолчанию.

Секционные меню

Секционные меню (quads) — это контекстные меню видовых экранов (рис. 1.34) и объектов, которые могут иметь до четырех секций (отсюда и название — на техни ческом сленге слово «quad» означает «четверка», например четырехпроводной кабель, четырехсторонняя плашка и т.п.).

Настройка подобных меню осуществляется на вкладке Quads диалогового окна Customize User Interface (рис. 1.35).

Группа команд выбирается из раскрывающегося списка Group, а категория —

из раскрывающегося списка Category (для просмотра всех команд текущей груп пы в этом списке следует выбрать элемент All Commands). Кроме того, в секцию меню можно добавить разделительную линию (separator) и подчиненные меню.

Рис. 1.33. Вкладка Toolbars диалогового окна Customize User Interface

Список секционных меню, определенных в 3ds Max, расположен в правом вер хнем углу вкладки Quads. Для создания нового меню необходимо щелкнуть на кнопку New и ввести имя в открывшемся диалоговом окне New Quad Set. Для удаления секционного меню его следует выбрать в списке и щелкнуть на кнопке Delete. Щелчок на кнопке Rename используется для выполнения операции пере именования.

Для того чтобы определить набор команд для той или иной секции меню, необ ходимо щелкнуть в схеме меню на соответствующем квадратике (будет выделен желтым цветом), ввести название секции в поле Label и перетащить требуемые элементы в расположенный ниже список из списков, расположенных слева. При этом порядок следования элементов в секции меню также настраивается путем

перетаскивания мышью.

Для редактирования надписи того или иного пункта внутри секции следует щелкнуть на нем правой кнопкой мыши и выбрать из контекстного меню команду Edit Menu Item Name. Для удаления пункта из секции следует выбрать команду

Delete Menu Item.

Вызов секционного меню можно сопоставить с клавиатурным эквивалентом. Для этого необходимо установить курсор в поле Quad Shortcut, нажать на клавиатуре требуемую комбинацию клавиш, а затем щелкнуть на кнопке Assign.