ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 384

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ещё долго живём воспоминанием о нём и тем самым будни окрашиваются этим воспоминанием и изменяются в связи с ним. Таким образом, мы не живём постоянно только буднями или праздниками, мы участвуем в сложном переплетении этих составляющих нашей жизни. Думается, изучение взаимодействия праздничных и будничных состояний человека внесёт свою благодатную лепту в дело создания общей теории праздника, как назревшей необходимости целостного понимания этого феномена. Уже появляются работы, рассматривающие «диалектику праздника и повседневности как организации социального порядка» [151, с. 4]. Утверждается, что «континуальный взгляд повседневности радикально неполон без дискретного взгляда праздничности» [151, с. 8]. Делаются выводы, что праздник «задаёт смысл повседневности, как и всему человеческому бытию» [151, с. 9]. По праздникам, по взаимоотношению будничных и праздничных дней, по их гармоничному сочетанию можно многое сказать о народе, об эпохах, о человечестве в целом. Поэтому проблему праздника, актуальность и исследование его как жизненно важного для человека феномена переоценить, действительно, невозможно.

Предметом нашего внимания является праздник как таковой и театрализованный массовый праздник в частности. Праздник мы понимаем как высшую форму человеческого существования (бытия человека), полностью отвечающую его насущной внутренней потребности, смыслу жизни. Театрализованный массовый праздник – как отраженную в событийной основе и развернутую в пространстве и времени художественно оформленную духовную сущность праздника, ее бытие, образ (форму). Каждый конкретный театрализованный массовый праздник является конкретным выражением духовной сущности Праздника и его социально-событийных корней, конкретным художественно оформленным общественно значимым празднуемым событием.

О б ъ е к т о м нашего рассмотрения является процесс сотворения праздника от социального заказа до его воплощения, протекающий в три основных этапа через написание сценария, организационные мероприятия и непосредственно постановку праздника.

Ц е л ь ю нашего учебного пособия является выявление и описание общей технологической цепочки операций создания праздника как основы технологии праздничного производства. Наработок в этом

9

направлении сделано немало. «Спектр профессиональных технологий социально-культурной деятельности богат и разнообразен, он включает: управленческие технологии, используемые в организации работы учреждений культуры и искусства, программировании деятельности, делегировании поручений, контроле и анализе результатов выполненной работы; коммуникативные технологии, направленные на организацию досугового общения, вовлечения в активную творческую деятельность посетителей учреждения культуры в условиях свободного времени; проектные технологии, связанные с разработкой проектов культурно-досуговых программ, моделированием форм культурно-досуговой деятельности, модификацией современных культурно-досуговых программ; постановочные технологии, направленные на постановку различных культурно-досуговых программ: тематических, конкурсных, игровых, дискуссионных; исполнительские технологии, или технологии ведения культурно-досуговых программ, связанные с искусством – сценической речью, мастерством коммуникативного поведения и спецификой ведения разнообразных культурно-досуговых программ и т. д.» [63]. Действительно, наработок много, и в организационно-управленческой сфере, и в сценарной теории и практике, и в постановочном мастерстве, но общей технологии создания праздника на сегодняшний день не существует. Конечно, если под технологией понимать науку (учение) об искусстве, а не просто процессуальную цепочку операций. Techne в переводе с греческого и есть искусство, мастерство, а logos – учение. О такой технологии будущего мы и говорим. Упрощенное понимание технологии как механического, усредненного, унифицированного процесса создания художественного произведения в искусстве, слава Богу, невозможно вообще. «Любое произведение искусства, исходя из своего определения, имеет характер уникальности и единичности. Появление множественности однотипных произведений влечет за собой их обесценивание. Создание и повсеместное внедрение единой технологической системы приведет к унификации не только самой деятельности, но и ее результатов, а это недопустимо. Поэтому в настоящее время возможно говорить только о современных технологиях, но никак не о едином технологическом подходе» [116, с. 458]. Не противоречим ли мы здесь самим себе?

10



Нет.

Говоря об общей технологии создания праздника, мы имеем

ввиду выявление именно общих, свойственных всем частным технологиям (существующим и могущим существовать) строгих закономерностей и принципов, объемлющих и вмещающих в себя всё многообразие авторских технологий, свободно чувствующих себя

вобщем творческом пространстве.

Это цель будущих исследований. Но обобщение существующего практического и теоретического опыта постановки театрализованных массовых праздников в той или иной степени как раз и является подготовкой почвы для создания этой самой технологии. Это и является главной задачей данного учебного пособия.

Следует также заметить, что создание будущей технологии праздничного производства зависит в первую очередь не только (и не столько) в последовательном и подробном описании технологической цепочки операций создания праздника, но в глубинном культурологическом, философском, богословском осмыслении сути самого праздника, его онтологических оснований и отражения их в земной социальной жизни человечества. А это предполагает прежде всего весьма серьёзные исследования (в данном учебном пособии намеченные лишь пунктирно) в сферах онтологии, социологии, технологии праздника.

Ответ на вопрос о духовной сущности праздника и его отражённости (укоренённости) в социальной жизни человеческого общества является для нас основополагающим мировоззренческим ответом, определяющим поиск исследования, формирующим личность художника, направленность всего его творчества, его жизненные и творческие идеалы.

Исследование феномена праздника на наш взгляд сравнимо, как было акцентировано выше, с исследованием феномена самой жизни. Более того, два этих предмета в общем виде представляются нам одним предметом исследования – праздником жизни или жизни как праздника, а объектом исследования является исследование смысла жизни. Именно так. Не много, не мало. Мы склонны рассматривать праздник как концентрированное представление о жизни, как идеальный образ ее, как формулу счастья человеческого существования.

11

И дело здесь по большому счету совсем не в праздном, досуговом бездельи и отдохновенном времяпрепровождении, а в ощущении радостной полноты человеческого существования, смысла жизни. «Праздник позволяет людям глубже понять смысл их жизни, в том числе

иповседневной, связывающей их с постоянными и общими ценностями. Не о ценностях праздника идёт поэтому речь, – а о ценностях, пронизывающих всю жизнь, которые в обычное время по необходимости как бы скрыты от большинства людей и которые в особое время, в период праздника, всегда проявляются, подтверждаются

иактуализируются. Весь предшествующий опыт истории человеческой культуры подтверждает, что потребность в празднике является в жизни общества всеобщей и постоянной, при всей изменчивости форм празднования» [46, с. 277]. Исходя из сказанного, мы и можем определить праздник как высшую форму человеческого существования (бытия человека), полностью отвечающую его насущной внутренней потребности, смыслу жизни.

Вот, в принципе, и формулировка основного постулата (краеугольного камня) общей теории праздника.

Исследование механизма праздника позволяет сделать вывод, что «связанный с радостью он не может отождествляться с развлечением; праздник в своем генезисе всегда соприкасается с вопросами, важными для человеческой общности» [46, с. 22]. Хотя ощущение и понимание праздника как бегства от тяжелого будничного труда, как отдыха

иразвлечения широко распространено 2, но не это мнение о празднике выражает духовную сущность его и его социальную укорененность. Праздник не простая альтернатива будням (хотя и эта характеристика отражает его специфику), не просто «величайший досуг» (по Платону) или «высокий досуг» (по Аристотелю), но и высокий труд.

Праздник – это особая область праздничного труда, особая форма радостного духовного и телесного напряжения.

Праздник – время радостного существования. Время желае-

2 «Большинство празднеств в истории на всех ее этапах олицетворяло собой отрицательную свободу, «свободу от» труда («праздность»), от норм будничной жизни, от правил обычного поведения, в лучшем случае свободу как психологическое состояние, как оргиазм, экстаз и др.» Мазаев А. И. Праздник как социальнохудожественное явление. Опыт историко-теоретического исследования.-М.: Наука, 1978.- с. 113.

12


мой, осуществляемой и осуществленной радости. Время радостной игры. В отличие от скучного идеологического, коммунистического понимания мира. «Марксистское традиционное понимание человека всегда исходило из примата трудовой, производственной основы его жизни. Оппозиция «игра-труд» стало общим местом, а труд в качестве родового признака человека «уничтожил» значимость и ценность игрового фактора. Человек же – существо не только производящее (Homo faber), но и созидающее, играющее (Homo ludens). Игра же наравне с трудом, по нашему глубокому убеждению, должна выступать сущностным признаком Homo sapiens» [123, с. 8]. Человек разумный – человек играющий, праздничный, творящий.

«Игра издревле традиционно связывалась с сакральными

икультовыми действиями, с искусством. С древнейших времён игра использовалась людьми в качестве важного средства воспитания подрастающего поколения. Обучения охотников, воинов, спортсменов» [123, с. 4]. «История человеческого сообщества убедительно показывает, что жизнь и игра демонстрируют нерасторжимое единство, в котором зачастую теряются границы между ними. Повседневная жизнь человека, регламентированная определёнными социальными нормами, нередко оставляет ему не так много свободы и возможности для самореализации. Игра же зачастую такие возможности предоставляет. В ней реализуется свобода личности – важнейшая составляющая игровой реальности. В игре, в отличие от обыденноё реальности, личность может творить, импровизировать, находить оптимальные пути достижения поставленной цели. Игра способствует развитию личности таких качеств, как целеустремлённость, выдержка, понимание

иуважение партнёров» [123, с. 5].

Обретение опыта праздничного существования очень важно для человека. Этот опыт помогает человеку не просто легче переживать будничные промежутки от праздника к празднику, не только хорошо и умело праздновать, но и вносить в трудовые будни характер высокого праздничного труда, делать будни внутренне и внешне праздничными. А также сам будничный труд в процессе подготовки и празднования разнообразных профессиональных праздников делать предметом праздничного осмысления. А это положение в общей теории праздника, как нам кажется, должно рассматривать как один из основных, если

13

не основной её вывод. «Связь праздника с повседневными трудовыми буднями осуществляется через праздничное осмысление труда, через создание атмосферы праздника будней» [23, с. 46]. Само художественное начало, выделившись со временем из празднеств в различные виды искусств, украшает жизнь людей не только своими произведениями, но и облагораживающе воздействует на все сферы человеческой деятельности. «Например, проникновение художественного начала в производство рождает техническую эстетику, слияние искусства и спорта породило такие виды спорта, как фигурное катание, художественная гимнастика» [23, с. 17]. Плодотворная двухсторонняя взаимосвязь будней и праздника достаточно широко освещена в специальной литературе*2, мы же акцентируем здесь внимание на гармонии этих двух составляющих в жизни человека, на доминирующую в этой гармонии праздничность, на то, что именно опыт праздничного существования формирует человека как личность, духовно устремленную вверх, социально активную, целостную. Опыт праздничного существования реально помогает человеку открывать, осознавать, обретать смысл жизни. «Действительно, праздник – самый яркий феномен культуры, концентрирующий в себе высшие человеческие чувства и, следовательно, утверждающий жизненные идеалы» [106, с. 99]. Имея в наличие на сегодняшний день такие общепринятые установки, думается, уже можно решать, рассматривать вопрос и более радикально: праздник – самый яркий феномен жизни (не просто культуры, или культуры в самом широком её смысле), это – сама жизнь.

Так каковы же должны быть праздники!

Какой высоте мысли они должны соответствовать! Какой должна быть их постановочная культура!

Не следует и в малой степени забывать, что праздник наряду с другими социальными институтами формирует не только отдельную человеческую личность, но и личность коллективную – нацию, народ. «В Древней Греции в V в. до н. э. Геродот, именуемый потомками отцом истории, считал общие праздники третьим наряду с расой

иязыком элементом, обуславливающим чувство единства всех греков» [46, с. 21]. Потому развлечения, зрелища, забавы должны быть средствами, формами выражения предмета достойного созерцания

исопереживания, а не самоцелью, не функциями (во всяком случае

14


не первостепенными) искусства. Телесное, душевное и духовное здоровье нации – её непреходящая ценность, её богатство.

Праздники призваны утверждать высшие ценности. И демонстрация их в праздничные дни не является простой декларацией их, но явленные реально, в праздничном пространстве и времени, они животворят празднество, питают душу и тело его живительными соками. Это явление в празднике (посредством традиционных религиозно-культурных обрядов и широкого комплекса художественных выразительных средств) высших духовных ценностей народа – самое главное в празднике, собственно, сам праздник, само праздничное существование, праздничное бытие человека.

Дух, душа и тело народа полностью раскрываются в празднике*3. Так как же нам надо их оберегать, ценить и творчески развивать, чтобы не растерять, не растранжирить, не разбазарить свое духовное

богатство, самих себя!

Праздники – это самобытное достояние народа, эмоциональносмысловая доминанта его, способ и цель достижения праздничного бытия как высшей реальности, высшей формы человеческого существования. А это, на наш взгляд, является главной направленностью будущей общей теории праздника. Таким образом, мы уже здесь во введении обозначили три основных, фундаментальных понятия будущей общей теории праздника. А именно:

1)определение праздника как такового;

2)главную направленность (векторность, доминантность) праздника;

3)основной вывод общей теории праздника.

Но по православному мировоззрению общего праздника на Земле мы не достигнем – Праздник лежит за пределами земного бытия. Но стремиться к нему надо. Это наше возвращение в рай и это способ нашего достижения праздничного бытия как высшей реальности.

Впервой главе об этом будем говорить более подробно.

Впразднике сохраняются, утверждаются и творчески развиваются основные, жизненно важные сакраментальные ценности народа. И когда речь заходит о сохранении или упразднении основных праздников любого народа, речь на самом деле идет о жизни или смерти этноса. И если решать вопросы об изменении или упраздне-

15

нии каких-либо праздников, то принимать эти решения основательно продуманными, ясно представляя изменяющуюся в связи с этими решениями судьбу народа, смысл его существования на Земле в общей судьбе человечества.

Праздник – главная ценность народа, духовное его бытие, выраженное в традициях и обрядах, крепость в мирное и военное время.

Вэтой крепости рождаются, живут и умирают. Через нее (традиции) восходят в мир иной.

Вэтой крепости сохраняется душа народа. Каков народ, таковы и праздники. Каковы праздники, таков и народ.

Поэтому любое принижение праздника, профанация или откро-

венная дискредитация его, есть агрессия против народа*4. Поэтому мы должны быть весьма внимательны к своим и чужим традициям

ипраздникам.

Всегодняшнем многополярном и столь бурлящем конфликтами мире, где процессы глобализации и стереотипизации сознания приобрели вдруг такую активность, – особо актуален этот животрепещущий вопрос. «В целом вызов глобализации требует от современного общества достойного ответа, основанного на заботе о сохранении мирной и достойной жизни для всех людей в сочетании со стремлением их к духовному совершенству. Помимо сего необходимо достичь такого мироустройства, которое строилось бы на началах справедливости и равенства людей перед Богом, исключало подавление их воли национальными или глобальными центрами политического, экономического и информационного влияния» [96, с. 125]. Еще в начале XX века, когда на авансцену истории выплеснулись революционные массы, эта проблема встала остро, и многие люди искусства, в том числе известный французский актер и режиссер Фирмен Жемье, видели решение ее в уважении к национальному, в сохранении традиций, в их единении и многообразии. «На самом деле, гармония между нациями вовсе не требует, чтобы каждая из них отказывалась от своего характера во имя всеобщего единообразия. Напротив, все народы лучше смогут служить человечеству, только всемерно развивая свои национальные способности и свойства» [45, с. 219]. Мы должны противопоставить тенденциям разделения и столкнове-

16