ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 409

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ке свой характер, собственную индивидуальность, собственное неповторимое решение» [134, с. 12].

Здесь следует сделать и еще одну очень важную оговорку: сценарий театрализованного массового праздника не обязательно должен иметь в основе своей подробно разработанный сюжетный ход и в литературнойзаписисвоей,какмыужеговорили,необязательнодолжен походить на классическую пьесу. Скорее и чаще всего он представляет собой подробный сценарный план, тщательно оснащенный ремарочно, хорошо литературно изложенный. Сюжетный ход может быть совсем простым, а хороший м о н т а ж номеров и эпизодов, динамично развивающий тему, ярко обнажающий идею, активно призывающий к сверхзадаче, может прекрасно заменить подробную разработку событий и характеров. «Одним из самых действенных и современных приемов создания единого целого из отдельных самостоятельных частей является прием монтажа, монтажное соединение» [111, с. 50]. «Монтажный метод является тем инструментом, который позволяет соединить казалось бы не соединимые элементы сценической выразительности, выявить через их столкновение новое эстетическое качество и объединить все выразительно-изобразительные средства сценического действия в единое целое» [59, с. 299]. И этим приемом чаще всего (хотя и не всегда умело и результативно) пользуются сегодня сценаристы. Монтаж как «драматургический метод конфликтной организации сценарного материала» [78, с. 63] весьма эффективен в выявлении идеи представления и в воздействии её на массы19. И, конечно же, совсем не обязательно сценаристу писать самому стихи. Можно подобрать уже готовый стихотворный материал, что великолепно делают многие сценаристы и режиссеры. Можно, если это необходимо, обратиться за помощью к поэтам-профессионалам.

Почему так важно это предупреждение?

Потому, что некоторые сценарии страдают такой литературной слабостью, а «стихотворные», с позволения сказать, связки, с па-

фосом со сцены читаемые (и не только самодеятельными артистами), вызывают такую оторопь, что не знаешь – смеяться или плакать.

Хотя, если есть к поэтическому творчеству способность, вкус

19 О монтаже как творческом методе организации материала мы более подробно будем говорить в параграфе «Композиция», здесь же ограничимся сказанным.

98

и желание, писать полностью самостоятельные сценарии не возбраняется, но поощряется.

Хороший оригинальный сценарий – большая редкость. К тому же стихотворный.

Да и тяга к поэтическому слову у сценаристов вызвана не просто и не только их вкусовыми пристрастиями, но и насущной профессиональной потребностью: поэтическое слово – яркое выразительное средство, имеющее большую силу воздействия на людей. «Ведь в нем, как правило, авторская мысль не только сконцентрирована, но и выражена в отточенной форме» [111, с. 51].

Удачная стихотворная строка мгновенно запоминается, обретает силу крылатой фразы, пословицы, имеет удивительную способность сплачивать людей вокруг волнующей идеи, отпечатывается в сердце и живет в нем долго и после праздника.

2. Социальный заказ

С о ц и а л ь н ы й з а к а з  – это заказ, поручение государственной или общественной организации, учреждения, предприятия (либо через них частных лиц) конкретному специалисту (группе специалистов) на выполнение определенных социально значимых, общественно полезных видов работ.

В данном случае – это заказ сценаристу и режиссеру (постановочной группе) на выполнение работы по написанию сценария и постановке того или иного театрализованного массового праздника, представления, концерта.

Как правило, заказчиком здесь выступает государственное учреждение культуры или же через него другие учреждения, организации, предприятия, частные лица.

Социальным заказ называется по своему статусу – общественной значимости. Общественная значимость социального заказа о п р е д е л я е т с я ш и р о т о й и н т е р е с а к п р а з д н у е м о - м у с о б ы т и ю , г л у б и н о й м ы с л и , з а л о ж е н н о й в н е м , в ы с о т о й ж и з н е у т в е р ж д а ю щ е г о п р и з ы в а п р а з д - н и к а . По большому счету, социальный заказ – это чувствуемая

99


художником, постоянно обновляющаяся в обществе созидательная потребность, тенденция. И здесь важно подчеркнуть, что тенденция эта, общественная созидательная потребность, ощущаемая, осознаваемая и художественно воплощаемая художником, должна обязательно характеризоваться полезным, положительным для общества зарядом, укрепляющим, а не расшатывающим его традиционные социальные устои, даже в угоду сверхоригинальным художественным вкусам. Этот положительный заряд социальному заказу может придать только ориентация на высоко духовные цели, на абсолютные ценности. В противном случае, когда созидательный общественный мотив отсутствует в заказе, когда так называемый «социальный заказ» явно противостоит традиционному жизнеобеспечению социума, его нельзя назвать в полной мере социальным, ибо он выполняет прямо противоположные задачи. В таких случаях между художником и заказчиком могут возникать и возникают разногласия, если, ска-

жем, заказывающая сторона не только заказывает ч т о

д е л а т ь ,

но и чрезмерно строго определяет, регламентирует к а к

д е л а т ь ,

ставя собственные эстетические вкусы во главу угла, не оставляя художнику простора для его творческой фантазии. Конечно, желание заказчика художник обязан учитывать, но до определенной степени, ибо снижая или изменяя в угоду заказчику свой профессиональный и мировоззренческий уровень, художник рискует потерять свое имя. Яркий пример подобного рода привожу из книги кемеровского публициста Естамоновой З. Н. «Просвети мои очи мысленные». «Я побывала в мастерской керамистки из Красноярска. Среди элементов заказанного художнице оформления на столе красовалась керамическая рука с натуральным кукишем. «Так пожелал мой заказчик, для ванны, вешать полотенце…». Что касается заказчика, то иметь фигу в собственном доме – это, как теперь говорят, его проблемы. Но, может быть, ответственность высокого призвания поможет нашим молодым талантам уберечься от неразборчивости и унижения» [44, с. 189]. Таким образом, художник, получая социальный заказ от государственных, общественных организаций или частных лиц, всегда соотносит его с самыми высокими духовными инстанциями – абсолютными ценностями, идеалами, с общественным благом и пользою. Ощущение художником социального заказа из области духовной позволяет

100



говорить о богословии праздника. Мы уже упоминали в первой главе данного пособия слова М. Бахтина, что «никакое «упражнение» в организации и усовершенствовании общественно-трудового процесса, никакая «игра в труд» и никакой отдых или передышка в труде сами по себе никогда не могут стать праздничными. Чтобы они стали праздничными, к ним должно присоединиться что-то из иной сферы бытия, из сферы духовно-идеологической. Они должны получить санкцию не из мира средств и необходимых условий, а из мира высших целей человеческого существования, то есть из мира идеалов. Без этого нет и не может быть никакой праздничности» [8, с. 14].

Высота идеала, общественная значимость, художественная красота – составляющие художественного образа любого произведения искусства, в том числе и с о ц и а л ь н о   – х у д о ж е с т в е н н о г о о б р а з а театрализованного массового п р а з д н и к а . В процессе истории праздник выделил из себя и искусство и теперь театрализованный массовый праздник на родственных правах широко пользуется услугами всех искусств. «Следует заметить, что в таком отношении между праздником и искусством нет, вероятно, ничего противоестественного: просто художественная культура как бы выплачивает свой долг празднику, который, надо полагать, достаточно велик» [76, с. 76]. Все виды искусств теперь украшают праздник. Особенно обрядовые его элементы, которые, как мы помним, составляют ядро праздника. Весь видеоряд и звукоряд праздника состоит из обрядов, гармонически сочетаемых фрагментов произведений разнообразных искусств, украшающих эти обряды, сопровождающих праздник

инеразрывно (уже на новом историческом этапе) связанных с ним.

Вразряд социальных заказов входит весь тематический объем театрализованных массовых праздников, представлений, концертов – от самых грандиозных проектов (открытия и закрытия Олимпийских игр, Всемирных Фестивалей Молодежи, других международных форумов), широкомасштабных общенациональных праздников в рамках всей страны, таких как День Конституции, День Защитника Отечества, День Победы, в том числе Церковных религиозных праздников, ныне широко празднуемых обществом – Рождество Христово, Пасха, День Святой Троицы и других до праздников города, улиц, предприятий, коллективов, отдельных героев.

101


Социальным заказом может считаться и праздник ранее не существовавший в календаре праздников, но «придуманный» и осуществленный по «заказу своей души», если он общественно, социально значим. Например, праздник выпускников школ «Алые паруса» в Петербурге, общероссийские Молодецкие игры и другие профессиональные, трудовые, досуговые мероприятия.

Возникающие время от времени (или существовавшее ранее, но получившие вдруг широкое распространение), безобидные, вроде, увеселения, такие как «пивные праздники», «праздники дурака», «живота» и другие более новые, шокирующие общество разнообразные экзотические движения, шоу и акции, не говоря уже о секспарадах и об откровенных дьяволиадах, не являются в нашем понимании социальным заказом, хотя могут заказываться и субсидироваться как отдельными людьми, так и организациями, и даже проводиться на государственном уровне. Весь этот набор «праздников», как правило, навязываемых обществу извне или выплескивающихся вдруг и разом из своих узкогрупповых пределов на широкую аудиторию, является, в принципе, асоциальным явлением, так как направлен на расшатывание жизненно важных традиционных общественных устоев и представляет собой не такой уж безобидный вызов обществу. Например, на сегодняшний день в Европе получила широкое распространение тенденция утверждение прав человека, прав личности вопреки устоявшимся нравственным нормам общественной традиционной морали. Утверждение свободы различных меньшинств вопреки воле большинства. «Так, в 2005 году Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла резолюцию «Женщины и религия в Европе», в которой говорится: «Свобода вероисповедания ограничена правами человека» [58, с. 3]. А Резолюция Европарламента, принятая в январе 2006 года, «предписывает вести воспитание в школах в духе приятия гомосексуализма и даже фиксирует день в году, посвященный борьбе с гомофобией. Что же получается? Общество не просто призывается к уважению жизни определенного меньшинства, но и ему также навязывается пропаганда гомосексуализма как некой нормы. В результате эта пропаганда соблазняет тех, кто мог бы бороться с этим недугом и создать полноценные семьи» [58, с. 3]*17. На X Всемирном Русском Народном Соборе, прошедшем в Москве

102

4–6 апреля 2006 года эта тенденция вызвала весьма серьезные опасения. «Если сегодня не «снять» такой воинственный запал секулярного гуманистического подхода, который проникает в международное право, то автоматически разразится конфликт. Слава Богу, в случае резолюции Совета Европы ее положения не имеют юридических последствий, но они создают определенный общественный климат в общественном мнении» [58, с. 3]. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в своем докладе «Права человека и нравственная ответственность» особо подчеркивал создавшееся положение и настоятельно призывал к поиску достойного выхода из него. «Вероятно, было бы неправильным устанавливать уголовную ответственность за азартные игры, эвтаназию, гомосексуализм, но и нельзя принимать их в качестве законодательной нормы и, что еще более важно, в качестве общественно одобряемой нормы.

Ведь что происходит, когда принимается закон, официально разрешающий подобные формы поведения. Они не остаются только уделом небольших групп меньшинств, которые уже определили свой выбор. Эти законы становятся основанием для безудержной пропаганды таких форм поведения в обществе. А поскольку грех привлекателен, то он быстро заражает значительные слои общества. Тем более, если в эту пропаганду вкладываются большие деньги и используются передовые способы влияния на сознание человека» [58, с. 3]. В докладе также особо акцентировалось, что «в данном случае правами человека прикрывается определенная философия, которая разделяется небольшим кругом людей» [58, с. 3]. Но это именно та капля дегтя, которая портит бочку меда. Отступничество от традиционных нравственных норм поведения, основных религиозных заповедей губит целые народы. Так погибли библейские города Содом и Гоморра, так погиб Рим, так гибнут цивилизации. Подобные ситуации выхода праздников из-под контроля государственных, общественных и церковных властей характерны обычно для кризисных фаз общества. «В период кризиса центр тяжести празднования сдвигается в сторону развлекательных, художественных и заполняющих досуг элементов праздника, которые начинают трактоваться как автономная культурная ценность» [46, с. 155–156].

При «благоприятных» условиях общественных кризисов эти «автономные культурные ценности» имеют весьма динамичную осо-

103