ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 402

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

коллектива постановщиков праздника через осуществление его идеи посредством художественного образа, активно воздействующего на чувства и мысли пришедших на праздник людей, и усилиями этих самых людей, откликнувшихся на праздничное событие, на праздник, жаждущих праздничного существования, преображающих себя

иокружающую действительность, входящих в это самое праздничное времяпространство.

Увлечь (увлечься), вовлечь (вовлечься) в праздничное времяпространство есть совместное желание, совместная работа, совместный труд организаторов и всех пришедших на праздник людей.

«Праздничное время служит в первую очередь организующим началом свободной творческой инициативы человека, которую можно определить как понимание (интерпретация) бытия человеком и выражение этого личностного понимания бытия; адекватное самовключение на этих условиях каждого участника в общий строй художественно-эстетической среды праздничного пространства способствует приобретению «человеком играющим» необходимого социокультурного опыта игровой культуры человека» [106, с. 119]. Таким образом, опыт праздничного существования, реального достижения праздничного времяпространства получают только включенные в атмосферу праздника, играющие, празднично настроенные, трудящиеся (праздничные) люди. Специалистам же организующим праздник, следует

ина минуту не забывать, что вовлечение зрителей в праздник, делание их активными участниками празднуемого события есть основная забота их профессиональной деятельности. И осуществлять эту заботу к людям пришедшим на праздник, специалисты должны действительно профессионально, с учетом всех театрально-выразительных средств своей профессии, направленных на выражение через художественный образ праздника его идеи и сверхидеи, его сверхзадачи

исверх-сверхзадачи. «Художественное время и художественное пространство, важнейшие характеристики образа художественного, обеспечивающие целостное восприятие художественной действительности и организующие композицию произведения» [72, с. 487]. Не следует забывать, что осуществление праздника, достижение праздничного существования, смысла жизни есть серьезнейшее дело из всех

199

дел на Земле и делать его надо как самое главное дело. Представление о празднике, о праздничном месте и времени, где все погромче, помасштабнее (или наоборот поинтимнее) и повеселее, конечно же, не соответствует профессиональному пониманию праздника. Праздничное времяпространство есть образ Вечности-Бесконечности, присутствующий во времени на Земле.

Так мы понимаем праздничное времяпространство, так мы понимаем праздник. А. И. Мазаев в своей книге «Праздник как социальнохудожественное явление», беспокоясь о чрезмерной идеализации в понимании праздника и праздничного времени «некоторыми исследователями» и конкретно О.-Ф. Больновым, пишет: «Характеризуя его (праздничное время – В. Е.) О.-Ф. Больнов говорит о «вечном настоящем», связывая с этой категорией особое время, как бы совмещающее прошлое, настоящее и будущее в одно целое и наполненное особым переживанием» [76, с. 88]. Заботясь, чтобы представления о праздничном времени не слишком отрывались от времени реального, земного, социального, он продолжает: «Некоторые исследователи не без основания определяют такое время с помощью категории «вечного». Но сведение праздничного времени к понятию «вечность» не должно в данном конкретном случае означать исключения из него социального времени». И уточняет: «Праздничное время древнего праздника как бы стремится к «вечному теперь», к состоянию «остановившегося» времени. В праздничных мифологических системах действительно есть представления о времени как о некой отвердевшей структуре, в границах которой отсутствует всякое движение и все то, что движение порождает в социальной жизни: смерть, болезни, различие между людьми и животными, труд, страдания, заботы и т. д. Но и эта временная структура все-таки приурочивается к какому-то историческому моменту в прошлом или будущем (или к прошлому и будущему) и обозначается как «начало мира» или «конец мира». Такое обращение к «земному», социальному аналогу и не позволяет праздничному времени окончательно затвердеть и полностью уподобиться остановившемуся навсегда времени – «вечности» [76, с. 88]. Мы согласны с замечаниями Мазаева об опасности исключении исторического (социального) времени из представления о праздничном времени, что действительно привело бы к весьма умозрительному,

200



чрезмерно абстрактному, не существующему в духовной реальности и, соответственно, не отраженной в реальности социальной (событийной), чисто иллюзорному «праздничному времени». Человек в празднике не отрывается от существующей социальной действительности, социально-исторического времени настолько, чтобы совсем исчезать из него, выходить из себя, не существовать материально. Он существует в двух пространственно-временных планах одновременно и- что самое главное в праздникечерпает энергию из плана духовночистого праздничного бытия и переводит ее, транслирует в план своего душевно-материального существования, чтобы наполнить его этой жизненной энергией, дабы преобразить себя и окружающую действительность в соответствии с действительностью высшей, духовной. Поэтому, разделяя опасения А. И. Мазаева об исключении временной социально-исторической составляющей в так называемом праздничном времени, мы тем не менее не снимаем с обсуждения актуальнейшее понятие праздничного времени и пространства (времяпространства), как реально существующего духовного феномена праздника.

Театрализованный массовый праздник, как и театр вообще, представляет собой пространственно-временной вид искусства в отличие, скажем, от живописи (пространственный вид) и музыки (временной вид). Все действие театрализованного праздника протекает в сфере пространственно-временных координат. Это специфика театра. И потому забота об организации места и времени проведения праздника – важнейшая забота постановщиков праздника. Уделяя внимание данной проблеме, в свете постановочной режиссуры праздника И. Г. Шароев пишет: « Одним из главных компонентов массового действа является пространство, которое в монтажной структуре приобретает и временной фактор.

Огромные пространства массового действа должны быть «смонтированы» режиссером и во времени, ибо многоплановость и параллелизм представления, одновременное возникновение различных «очагов действия», «наплывы» одного эпизода на другой дают режиссеру-монтажеру неограниченные выразительные средства» [144, с. 396]. Этот «монтаж пространства праздника во времени», добавим, закладывается уже в сценарии, что сразу наглядно выделяет, определяет, представляет развивающееся действие, темпоритм

201

праздника. Хорошо организованное времяпространство праздника – это не просто технически удобное и эстетически привлекательное расположение в пространстве и времени участников праздника с их четко продуманными маршрутами перемещений, не только грамотное соотношение локальных мест действия праздника с основной сценической площадкой праздника – основным местом действия, но и художественное решение праздничного бытия как зримого, образного воплощения идеи праздника.

Вот какой пример грандиозного оформления места и времени проведения праздника приводит в своей книге И. Туманов: «В 1957 году, во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, украшались все теплоходы, поезда, самолеты, порты, аэродромы, пограничные станции и города, через которые проезжали делегации, художественно оформлялась и Москва» [134, с. 17–18]. Пространственно-временное преображение Москвы в столицу Мира, Радости и Счастья, конечно же, сразу вводило участников праздника в атмосферу праздника, активизировало праздничную ситуацию, поднимало праздничное настроение, праздничную деятельность участников праздника, дух праздничности. «Улицы Москвы были празднично украшены, был декорирован и переименован (конечно, временно) весь маршрут от Сельскохозяйственной выставки (ВДНХ) до Дворца спорта в Лужниках, построенного специально к этому дню. Вместо Первой Мещанской стала улица Мира, Большой Садовой – улица Счастья, появилась улица Дружбы и т. д. (проспект Мира с тех пор так и сохранил новое наименование). Все участки пути были оформлены красочными панно, надписями в теме названий улицы; колонны делегатов были декорированы по темам девизов и лозунгов, отражавших идеи, во имя которых молодежь собралась на фестиваль» [134, с. 11–12].

Организация места и времени проведения праздника – это большая интереснейшая творческая работа. Умение увидеть реальные местность и время как времяпространство праздничного бытия, преобразить одну реальность в другую – ценнейшее качество сценаристарежиссера. Часто самые, вроде, обычные реальная местность, реальное время суток подталкивают вдруг фантазию художника к неожиданным формам преображения их, к неординарным постановочным решениям. Реальные пространство и время формируют праздник,

202


подсказывают его жанр, масштабы, композицию, преображаясь сначала в уме и сердце постановщика, затем на бумаге, в сценарии его, в постановочном плане и, наконец, в самой постановке в праздничное времяпространство, в реально осуществленный праздник.

Так было и с нами, когда в сентябре 1989 года автора этих строк пригласили в город Канск Красноярского края для постановки праздника, посвященного открытию 70 го театрального сезона Канского государственного драматического театра. Первоначально не было мысли о театрализованном массовом празднике, тем более на улице. Были соображения по торжественному открытию юбилейного сезона с приветственными речами, поздравлениями, подарками, театрализованным тематическим представлением – капустником в здании театра, на его сцене. Но само место властно подсказало и жанр, и форму, и размах празднования.

Увидев еще издали трехэтажное кубическое здание Дома культуры, который арендовал тогда Каннский драматический театр, здание с плоской крышей, с высокой задней железобетонной стенойпеналом, в котором скрывался поднятый пожарный занавес сцены, я сразу же подумал – сделать местом проведения основного театрализованного представления праздника само здание.

Громадные естественные подмостки! Трехэтажная сцена!..

Балаган!..

К тому же крыша, кроме «задника», имеет еще и «систему кулис и порталов» – это кирпичные боковые пеналы, внутри которых спрятаны лестничные проходы, ведущие на крышу. Идеальная классическая (и технически безопасная) сцена! Только нужно визуально чем-либо обозначить авансцену, так как с переднего края крыша не имеет никаких ограждений.

Ну, да это не проблема… Это придумаем. Обезопасим.

Фантазия разыгрывается мгновенно.

Над входом в здание – железобетонный козырек на хороших железных подпорках.

На нем тоже можно работать.

203

Прямо над козырьком – широкое окно второго этажа. Его можно открыть и задекорировать материей. Из него будут выходить скоморохи и некоторые другие персонажи. Козырек и окно – это будет у нас вторая сценическая площадка. Первая – само крыльцо и невысокий, квадратов в двадцать (его нужно будет сделать!) помост перед крыльцом. На нем будут озорничать скоморохи, идти концертная программа, появляться на Пролог Добрый Молодец и Красна Девица.

А на площади перед театром (мы так и наименовали ее – Театральная площадь) будет идти театральная ярмарка. Будут работать ларьки, лотки, аттракционы, звучать праздничный репортаж.

На третьей, самой главной сценической площадке, крыше, будет идти основное действие театрализованного представления. Остальную часть фасада здания от порталов на крыше до самой земли задекорировать двумя большими полотнищами, на которых можно дать крупные аппликации – солнце, луна, подсолнухи, скоморохи, заплаты…

Еще не войдя в здание, мы с главным режиссером театра уже «офантазировали» его. Так место действия подсказало нам основное постановочное решение.

Оттолкнувшись от театра-балагана*22 и Театральной площади, мы уже раздвигали границы праздника до пределов всего города.

Необходимо дать объявления в газете и по радио, выпустить афишу праздника, расклеить по всему городу, отпечатать приглашениялистовки, разнести жителям по почтовым ящикам, украсить город.

В день праздника участники самодеятельности должны идти шествием по городу к основному месту действия, по улицам должны разъезжать с праздничным репортажем автоклуб отдела культуры и конный поезд со скоморохами, по всем киоскам звукозаписи города транслироваться праздничный репортаж.

Театральный праздник!.. Ярмарка!..

Балаган!..

Опыт данной постановки с приведением сценария праздника описан мною в книге «Театральный сказ»36. Подобных опытов, по-

36 Еременко В. С. Театральный сказ. Опыт праздничного производства. Сценарий и постановка театрализованного массового праздника: Учебное пособие.– Кемерово: КемГУКИ, 2004. – 254 с.

204


добных случаев, когда место и время диктуют постановщикам «свое видение» будущих представлений, много. Каждый режиссер, в принципе, имеет в своем профессиональном багаже подобные примеры.

Итак, имея на руках уже написанный сценарий (литературный и режиссерский), режиссерско-постановочный план, уже встретившись и начав работать по осуществлению праздника с постановочной группой, с ведущими праздника, режиссер выходит на рабочие встречи (репетиции) с руководителями коллективов и непосредственно с коллективами. В зависимости от постановки, от ее сценария участие режиссера-постановщика непосредственно в репетициях конкретных коллективов различно. Режиссер-постановщик может, отсмотрев определенные номера или целые композиции в коллективе, перестраивать их с согласия и помощью руководителя коллектива, исходя из потребностей праздника; может заказывать и участвовать в сочинении новых номеров в содружестве с руководителем коллектива; может вести самостоятельные репетиции по постановке, например, центрального театрализованного представления праздника на базе определенного коллектива при организационной и творческой поддержке руководителя коллектива. Вот этот третий вариант работы режиссера-постановщика праздника с конкретным коллективом, репетиции с ним по постановке основного праздничного театрализованного представления мы и рассмотрим в дальнейших двух параграфах.

5. Первая встреча с коллективом

П е р в а я в с т р е ч а с к о л л е к т и в о м  – профессиональное знакомство, деловое общение, имеющие целью установление наиболее благоприятных творческих взаимоотношений для предстоящей успешной совместной работы.

Более того, само знакомство – это уже и есть начало творческой работы. Потому к встрече с коллективом режиссер-постановщик готовится тщательно, понимая значимость этого этапа работы.

К первой встрече с коллективом в том случае, если это самостоятельная режиссерская работа постановщика, режиссер знает

205

замысел постановки, хотя он может быть еще подробно не разработан, знает тему, идею, сверхзадачу, хотя и их формулировки еще далеки от чеканного совершенства, знает основные эпизоды праздника

иглавного театрализованного представления, знает сценические задачи и сверхзадачи каждого персонажа, знает, за сколько репетиций должена осуществиться постановка представления и весь праздник – это профессиональный минимум знаний режиссера по конкретной постановке, с каким он приходит на первую встречу с коллективом.

Кроме того, режиссер должен еще много чего знать и уметь, чтобы интересно, ненавязчиво и в то же время активно передать свое представление о постановке коллективу, зажечь его своим видением, вдохновить на сотворение праздника.

Правда, есть мнения, что первая встреча с коллективом, хотя

иподразумевает серьезную профессиональную подготовку к ней режиссера-постановщика, но не требует от него подробного изложения плана постановки. «Заблуждение режиссеров в том, что уже первая встреча с актерами требует подробного изложения замысла

ианализа путей к его воплощению, необычайно стойко» [87, с. 30]. Да, все это так, все правильно, кроме случаев срочных постановок, где нет достаточного времени естественного (совместно с актера-

ми), органичного в ы з р е в а н и я постановочного замысла и его осуществления, где как раз подробное его изложение (тут же проверяемое и уточняемое), является необходимым условием успешной постановки, что особенно характерно для репетиций театрализованных представлений и праздников. В очень сжатые сроки, как правило, осуществляются такие постановки. Потому режиссер уже на первой встрече выдает весь свой профессиональный минимум по полной программе: раскрывает общий замысел праздника, излагает сюжетный ход основного театрализованного представления, в котором будет работать данный коллектив, прочитывает сценарий представления, распределяет роли, определяет характеры, сценические задачи и сверхзадачи персонажей, намечает их входы и уходы, основные мизансцены представления и тут же выходит на репетиции. Да-да, именно на репетиции. Именно сегодня, именно сейчас, на первой встрече. К тому же чтение сценария (пьесы) уже и есть первый репетиционный этап постановки.

206