ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 232
Скачиваний: 0
мулируются в законодательстве как более общие – социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Функциональная роль фондов в странах с рыночной экономикой состоит в том, чтобы аккумулировать денежные средства и распределять их, предоставляя субсидии, гранты, пособия.
Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений
вотдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» предполагает разделение государственных (муниципальных) организаций на три категории: автономные, казенные и бюджетные учреждения с расширенным объемом прав, между которыми сходства существуют по параметрам: по формам собственности (государственная или муниципальная); по учредителю (РФ, субъект РФ, муниципальное образование); по целям и видам деятельности; по гарантированному финансированию из соответствующего бюджета; по имуществу (государственное или муниципальное) на базе оперативного управления и закреплению земельного участка в бессрочное пользование.
Основные отличия между государственными (муниципальными) учреждениями автономного, бюджетного, казенного типа7 представлены
втаблице 2.
Таблица 2. Основные признаки казенного, бюджетного,
автономного учреждений
|
Казенное |
Бюджетное учреждение с |
Автономное |
||
|
расширенным |
||||
учреждение |
учреждение |
||||
объемом прав |
|||||
|
|
|
|||
|
Гарантия бюджетного финансирования учреждения |
||||
Есть, в виде смет- |
Есть в виде субсидии: |
Есть в виде субсидии: |
|||
ного финансирова- |
- на финансирование вы- |
- на финансирование выполне- |
|||
ния |
(учредитель |
полнения |
обязательного |
ния обязательного задания |
|
обязан финансиро- |
задания (формирует учре- |
(формирует учредитель); |
|||
вать |
учреждение |
дитель); |
|
- на содержание закрепленного |
|
по смете) (ст. 13 |
- на содержание закреп- |
имущества и уплату налогов. |
|||
Закона № 83-ФЗ, |
ленного имущества и уп- |
Уменьшение субсидии воз- |
|||
ст. 6, 69.1 и 161 БК |
лату налогов. Уменьшение |
можно при уменьшении зада- |
|||
РФ) |
|
субсидии |
возможно при |
ния (ст. 13 Закона № 83-ФЗ, |
7 Мельвиль Е. Х. Новые механизмы развития сферы культуры: организационные, экономические, правовые // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. –
№ 8. – С. 31.
14
Казенное |
Бюджетное учреждение с |
Автономное |
|
расширенным |
|||
учреждение |
учреждение |
||
объемом прав |
|||
|
|
||
|
уменьшении задания (ст. |
ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ) |
|
|
13 Закона № 83-ФЗ, ст. 9.2 |
|
|
|
Закона № 7-ФЗ8) |
|
|
|
Степень самостоятельности |
учреждения |
|
|
в расходовании бюджетных средств |
||
Имеет право рас- |
Обязательна проверка фи- |
Имеет право расходовать сред- |
|
ходовать средства |
нансовым органом доку- |
ства субсидии на выполнение |
|
только по утвер- |
ментов о возникновении |
задания по своему усмотрению |
|
жденной смете. |
денежных обязательств, |
так, как руководитель учреж- |
|
Изменения должны |
соответствия операций |
дения считает более рацио- |
|
быть согласованы |
кодам классификации |
нальным для выполнения зада- |
|
с учредителем |
и целям предоставления |
ния |
|
|
субсидии |
|
|
Государственное или муниципальное задание на оказание услуг |
|||
Обязательно |
Обязательно |
Обязательно. Автономное уч- |
|
|
|
реждение не может отказаться |
|
|
|
от выполнения задания |
|
|
Право распоряжения имуществом |
||
Не вправе распо- |
Без согласия собственника |
Вправе распоряжаться своим |
|
ряжаться имущест- |
не вправе распоряжаться |
имуществом за исключением |
|
вом без согласия |
особо ценным движимым |
недвижимого имущества и |
|
собственника: как |
имуществом, закреплен- |
особо ценного движимого |
|
закрепленным, так |
ным или приобретенным |
имущества, закрепленных или |
|
и приобретенным |
на средства собственника, |
приобретенных на средства |
|
имуществом |
а также недвижимым |
собственника |
|
|
имуществом |
|
|
Право |
осуществлять приносящую |
доходы деятельность |
|
и распоряжаться полученными доходами |
|||
Имеет право в со- |
Имеет право в соответст- |
Имеет право в соответствии с |
|
ответствии с учре- |
вии с учредительными до- |
учредительными документами. |
|
дительными доку- |
кументами. Доходы от нее |
Доходы от нее поступают в са- |
|
ментами. Доходы |
поступают в самостоя- |
мостоятельное распоряжение |
|
от нее поступают в |
тельное распоряжение |
|
|
соответствующий |
|
|
|
бюджет |
|
|
|
|
Ответственность по обязательствам |
||
Отвечает находя- |
Отвечает всем своим |
Отвечает всем своим имущест- |
|
щимися в его рас- |
имуществом за исключе- |
вом за исключением недвижи- |
|
поряжении денеж- |
нием особо ценного дви- |
мого имущества и особо цен- |
|
ными средствами, |
жимого имущества, закре- |
ного движимого имущества, |
|
а при их недоста- |
пленного за ним или |
закрепленных за ним или при- |
8 О некоммерческих организациях: Федеральный закон № 7 от 12.01.1996 [Электрон-
ный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10105879/. – Загл. с экрана. 15
Казенное |
|
Бюджетное учреждение с |
Автономное |
|
|
расширенным |
|||
учреждение |
|
учреждение |
||
|
объемом прав |
|||
|
|
|
|
|
точности субсиди- |
|
приобретенных за счет |
обретенных за счет средств уч- |
|
арную ответствен- |
|
средств учредителя, а так- |
редителя. Собственник имуще- |
|
ность несет собст- |
|
же недвижимого имущест- |
ства не несет ответственности |
|
венник |
|
ва. Собственник имущест- |
по обязательствам учреждения, |
|
|
|
ва не несет ответствен- |
а автономное учреждение не |
|
|
|
ности по обязательствам |
отвечает по обязательствам |
|
|
|
бюджетного учреждения |
собственника |
|
Номенклатура и |
тарифы на платные услуги для населения и юридических лиц |
|||
Согласовываются |
|
Согласовываются и уста- |
Устанавливаются |
самостоя- |
и устанавливаются |
|
навливаются учредителем |
тельно (но на одинаковых ус- |
|
учредителем |
|
|
ловиях при оказании однород- |
|
|
|
|
ных услуг) исключение состав- |
|
|
|
|
ляют тарифы на платные услу- |
|
|
|
|
ги, регулируемые государст- |
|
|
|
|
вом или органами |
местного |
|
|
|
самоуправления |
|
|
|
Исполнение расходов и получение доходов |
|
|
Через лицевые сче- |
|
Через лицевые счета в ка- |
Через самостоятельно выбран- |
|
та в казначействе |
|
значействе |
ное кредитное учреждение или |
|
|
|
|
лицевые счета, открытые учре- |
|
|
|
|
дителем в казначействе |
|
|
|
Право по привлечению заемных средств |
|
|
Не вправе полу- |
|
Не вправе получать креди- |
Вправе получать кредиты |
|
чать кредиты |
|
ты |
|
|
Право на |
операции с ценными бумагами |
и открытие депозитов |
||
Не имеют права |
|
Не имеют права |
Имеют права |
|
|
|
Количество сотрудников |
|
|
Устанавливается в |
|
Устанавливается в соот- |
Устанавливается |
самостоя- |
соответствии со |
|
ветствии со штатным рас- |
тельно в рамках своей кадро- |
|
штатным расписа- |
|
писанием, согласованным |
вой политики и в зависимости |
|
нием, согласован- |
|
с учредителем |
от финансовых ресурсов |
|
ным с учредителем |
|
|
|
|
Назначение |
и освобождение от должности руководителя |
|
||
Осуществляется |
|
Осуществляется учредите- |
Осуществляется учредителем |
|
учредителем |
|
лем |
|
|
Санкции со |
стороны учредителя в случае |
неудовлетворительной |
||
|
|
работы учреждения |
|
|
Административные |
Административные по от- |
Административные по отно- |
||
по отношению |
|
ношению к руководству |
шению к руководству учреж- |
|
к руководству |
|
учреждения. |
дения. |
|
учреждения. |
|
Финансовые санкции не |
Возможность финансовых |
|
Финансовые санк- |
|
предусмотрены. Руково- |
санкций к учреждению не от- |
|
ции по отношению |
|
дство несет ответствен- |
ражена в законе об автоном- |
|
|
16 |
|
|
Казенное |
Бюджетное учреждение с |
Автономное |
|
расширенным |
|||
учреждение |
учреждение |
||
объемом прав |
|||
|
|
||
к учреждению не |
ность в виде убытков в ре- |
ных учреждениях. Но, руково- |
|
правомерны |
зультате совершения |
дитель несет ответственность |
|
|
крупной сделки с наруше- |
в виде убытков в результате |
|
|
нием, а также в случае |
совершения крупной сделки |
|
|
превышения просрочен- |
с нарушением |
|
|
ной кредиторской задол- |
|
|
|
женности допустимых |
|
|
|
значений, установленных |
|
|
|
учредителем |
|
|
Общественный контроль за деятельностью учреждения |
|||
Ежегодная публи- |
Ежегодная публикация в |
Формами контроля является |
|
кация в сети Ин- |
сети Интернета отчетов о |
работа наблюдательного совета |
|
тернета отчетов |
деятельности и использо- |
и регулярная публикация |
|
о деятельности |
вании имущества |
в средствах массовой инфор- |
|
и использовании |
|
мации отчетов о работе учреж- |
|
имущества |
|
дения |
|
|
Ежегодный аудит |
|
|
Не обязателен |
Не обязателен |
Обязателен |
|
Право учреждать |
другие юридические лица и |
участвовать в уставном капи- |
|
|
тале других юридических лиц |
||
Не имеют |
Имеют право с согласия |
Имеют право с согласия собст- |
|
|
собственника в качестве |
венника выступать |
|
|
учредителя и участника |
в качестве учредителя и участ- |
|
|
с передачей денежных |
ника с передачей денежных |
|
|
средств и иного имущест- |
средств и иного имущества в |
|
|
ва в качестве учредитель- |
качестве учредительного взно- |
|
|
ного взноса, за исключе- |
са, за исключением особо цен- |
|
|
нием особо ценного |
ного движимого имущества, |
|
|
движимого имущества, за- |
закрепленного или приобре- |
|
|
крепленного или приобре- |
тенного на средства собствен- |
|
|
тенного на средства собст- |
ника, а также недвижимого |
|
|
венника, а также |
имущества |
|
|
недвижимого имущества |
|
|
|
Отчетность |
|
|
Бюджетный учет |
Бюджетный учет в соот- |
Бухгалтерский учет. Исключе- |
|
в соответствии |
ветствии с Бюджетным |
ние составляют данные, непо- |
|
с Бюджетным |
кодексом РФ |
средственно связанные с ис- |
|
кодексом РФ |
|
полнением бюджетной сметы, |
|
|
|
а также показатели, учтенные |
|
|
|
учреждением в качестве адми- |
|
|
|
нистратора определенных до- |
|
|
|
ходов бюджета. После измене- |
|
|
|
ния типа бюджетного |
|
|
|
учреждения и создания на его |
|
|
17 |
|
Казенное |
Бюджетное учреждение с |
Автономное |
|
расширенным |
|||
учреждение |
учреждение |
||
объемом прав |
|||
|
|
||
|
|
базе автономного не изменя- |
|
|
|
ются требования к первичным |
|
|
|
документам, которые могут |
|
|
|
быть приняты к учету, а также |
|
|
|
к учетным регистрам. Остатки |
|
|
|
денежных средств, числящиеся |
|
|
|
на лицевых счетах получателя |
|
|
|
бюджетных средств в рамках |
|
|
|
приносящей доход деятельно- |
|
|
|
сти, перечисляются на новые |
|
|
|
счета (лицевые счета) авто- |
|
|
|
номного учреждения9 |
Перечень форм коммерческих организаций также определен в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Полное товарищество – организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором образуют складочный капитал и занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества, неся ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Прибыль и убытки распределяются пропорционально долям участников
вскладочном капитале. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – это организация, в которой наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов). Последние несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества,
впределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные пред-
9 Бухгалтерский учет в автономных учреждениях – бухгалтерский учет в автономных учреждениях с 2011 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. buhvesti.ru/news/news_budgetnii_ychet/news_budgetnii_ychet_250111_buhgalterskiy_uchet
18