ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мулируются в законодательстве как более общие – социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Функциональная роль фондов в странах с рыночной экономикой состоит в том, чтобы аккумулировать денежные средства и распределять их, предоставляя субсидии, гранты, пособия.

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений

вотдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» предполагает разделение государственных (муниципальных) организаций на три категории: автономные, казенные и бюджетные учреждения с расширенным объемом прав, между которыми сходства существуют по параметрам: по формам собственности (государственная или муниципальная); по учредителю (РФ, субъект РФ, муниципальное образование); по целям и видам деятельности; по гарантированному финансированию из соответствующего бюджета; по имуществу (государственное или муниципальное) на базе оперативного управления и закреплению земельного участка в бессрочное пользование.

Основные отличия между государственными (муниципальными) учреждениями автономного, бюджетного, казенного типа7 представлены

втаблице 2.

Таблица 2. Основные признаки казенного, бюджетного,

автономного учреждений

 

Казенное

Бюджетное учреждение с

Автономное

 

расширенным

учреждение

учреждение

объемом прав

 

 

 

 

Гарантия бюджетного финансирования учреждения

Есть, в виде смет-

Есть в виде субсидии:

Есть в виде субсидии:

ного финансирова-

- на финансирование вы-

- на финансирование выполне-

ния

(учредитель

полнения

обязательного

ния обязательного задания

обязан финансиро-

задания (формирует учре-

(формирует учредитель);

вать

учреждение

дитель);

 

- на содержание закрепленного

по смете) (ст. 13

- на содержание закреп-

имущества и уплату налогов.

Закона № 83-ФЗ,

ленного имущества и уп-

Уменьшение субсидии воз-

ст. 6, 69.1 и 161 БК

лату налогов. Уменьшение

можно при уменьшении зада-

РФ)

 

субсидии

возможно при

ния (ст. 13 Закона № 83-ФЗ,

7 Мельвиль Е. Х. Новые механизмы развития сферы культуры: организационные, экономические, правовые // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. –

№ 8. – С. 31.

14


Казенное

Бюджетное учреждение с

Автономное

расширенным

учреждение

учреждение

объемом прав

 

 

 

уменьшении задания (ст.

ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ)

 

13 Закона № 83-ФЗ, ст. 9.2

 

 

Закона № 7-ФЗ8)

 

 

Степень самостоятельности

учреждения

 

в расходовании бюджетных средств

Имеет право рас-

Обязательна проверка фи-

Имеет право расходовать сред-

ходовать средства

нансовым органом доку-

ства субсидии на выполнение

только по утвер-

ментов о возникновении

задания по своему усмотрению

жденной смете.

денежных обязательств,

так, как руководитель учреж-

Изменения должны

соответствия операций

дения считает более рацио-

быть согласованы

кодам классификации

нальным для выполнения зада-

с учредителем

и целям предоставления

ния

 

субсидии

 

Государственное или муниципальное задание на оказание услуг

Обязательно

Обязательно

Обязательно. Автономное уч-

 

 

реждение не может отказаться

 

 

от выполнения задания

 

Право распоряжения имуществом

Не вправе распо-

Без согласия собственника

Вправе распоряжаться своим

ряжаться имущест-

не вправе распоряжаться

имуществом за исключением

вом без согласия

особо ценным движимым

недвижимого имущества и

собственника: как

имуществом, закреплен-

особо ценного движимого

закрепленным, так

ным или приобретенным

имущества, закрепленных или

и приобретенным

на средства собственника,

приобретенных на средства

имуществом

а также недвижимым

собственника

 

имуществом

 

Право

осуществлять приносящую

доходы деятельность

и распоряжаться полученными доходами

Имеет право в со-

Имеет право в соответст-

Имеет право в соответствии с

ответствии с учре-

вии с учредительными до-

учредительными документами.

дительными доку-

кументами. Доходы от нее

Доходы от нее поступают в са-

ментами. Доходы

поступают в самостоя-

мостоятельное распоряжение

от нее поступают в

тельное распоряжение

 

соответствующий

 

 

бюджет

 

 

 

Ответственность по обязательствам

Отвечает находя-

Отвечает всем своим

Отвечает всем своим имущест-

щимися в его рас-

имуществом за исключе-

вом за исключением недвижи-

поряжении денеж-

нием особо ценного дви-

мого имущества и особо цен-

ными средствами,

жимого имущества, закре-

ного движимого имущества,

а при их недоста-

пленного за ним или

закрепленных за ним или при-

8 О некоммерческих организациях: Федеральный закон № 7 от 12.01.1996 [Электрон-

ный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10105879/. – Загл. с экрана. 15


Казенное

 

Бюджетное учреждение с

Автономное

 

расширенным

учреждение

 

учреждение

 

объемом прав

 

 

 

 

точности субсиди-

 

приобретенных за счет

обретенных за счет средств уч-

арную ответствен-

 

средств учредителя, а так-

редителя. Собственник имуще-

ность несет собст-

 

же недвижимого имущест-

ства не несет ответственности

венник

 

ва. Собственник имущест-

по обязательствам учреждения,

 

 

ва не несет ответствен-

а автономное учреждение не

 

 

ности по обязательствам

отвечает по обязательствам

 

 

бюджетного учреждения

собственника

 

Номенклатура и

тарифы на платные услуги для населения и юридических лиц

Согласовываются

 

Согласовываются и уста-

Устанавливаются

самостоя-

и устанавливаются

 

навливаются учредителем

тельно (но на одинаковых ус-

учредителем

 

 

ловиях при оказании однород-

 

 

 

ных услуг) исключение состав-

 

 

 

ляют тарифы на платные услу-

 

 

 

ги, регулируемые государст-

 

 

 

вом или органами

местного

 

 

 

самоуправления

 

 

 

Исполнение расходов и получение доходов

 

Через лицевые сче-

 

Через лицевые счета в ка-

Через самостоятельно выбран-

та в казначействе

 

значействе

ное кредитное учреждение или

 

 

 

лицевые счета, открытые учре-

 

 

 

дителем в казначействе

 

 

Право по привлечению заемных средств

 

Не вправе полу-

 

Не вправе получать креди-

Вправе получать кредиты

чать кредиты

 

ты

 

 

Право на

операции с ценными бумагами

и открытие депозитов

Не имеют права

 

Не имеют права

Имеют права

 

 

 

Количество сотрудников

 

Устанавливается в

 

Устанавливается в соот-

Устанавливается

самостоя-

соответствии со

 

ветствии со штатным рас-

тельно в рамках своей кадро-

штатным расписа-

 

писанием, согласованным

вой политики и в зависимости

нием, согласован-

 

с учредителем

от финансовых ресурсов

ным с учредителем

 

 

 

 

Назначение

и освобождение от должности руководителя

 

Осуществляется

 

Осуществляется учредите-

Осуществляется учредителем

учредителем

 

лем

 

 

Санкции со

стороны учредителя в случае

неудовлетворительной

 

 

работы учреждения

 

Административные

Административные по от-

Административные по отно-

по отношению

 

ношению к руководству

шению к руководству учреж-

к руководству

 

учреждения.

дения.

 

учреждения.

 

Финансовые санкции не

Возможность финансовых

Финансовые санк-

 

предусмотрены. Руково-

санкций к учреждению не от-

ции по отношению

 

дство несет ответствен-

ражена в законе об автоном-

 

16

 

 


Казенное

Бюджетное учреждение с

Автономное

расширенным

учреждение

учреждение

объемом прав

 

 

к учреждению не

ность в виде убытков в ре-

ных учреждениях. Но, руково-

правомерны

зультате совершения

дитель несет ответственность

 

крупной сделки с наруше-

в виде убытков в результате

 

нием, а также в случае

совершения крупной сделки

 

превышения просрочен-

с нарушением

 

ной кредиторской задол-

 

 

женности допустимых

 

 

значений, установленных

 

 

учредителем

 

Общественный контроль за деятельностью учреждения

Ежегодная публи-

Ежегодная публикация в

Формами контроля является

кация в сети Ин-

сети Интернета отчетов о

работа наблюдательного совета

тернета отчетов

деятельности и использо-

и регулярная публикация

о деятельности

вании имущества

в средствах массовой инфор-

и использовании

 

мации отчетов о работе учреж-

имущества

 

дения

 

Ежегодный аудит

 

Не обязателен

Не обязателен

Обязателен

Право учреждать

другие юридические лица и

участвовать в уставном капи-

 

тале других юридических лиц

Не имеют

Имеют право с согласия

Имеют право с согласия собст-

 

собственника в качестве

венника выступать

 

учредителя и участника

в качестве учредителя и участ-

 

с передачей денежных

ника с передачей денежных

 

средств и иного имущест-

средств и иного имущества в

 

ва в качестве учредитель-

качестве учредительного взно-

 

ного взноса, за исключе-

са, за исключением особо цен-

 

нием особо ценного

ного движимого имущества,

 

движимого имущества, за-

закрепленного или приобре-

 

крепленного или приобре-

тенного на средства собствен-

 

тенного на средства собст-

ника, а также недвижимого

 

венника, а также

имущества

 

недвижимого имущества

 

 

Отчетность

 

Бюджетный учет

Бюджетный учет в соот-

Бухгалтерский учет. Исключе-

в соответствии

ветствии с Бюджетным

ние составляют данные, непо-

с Бюджетным

кодексом РФ

средственно связанные с ис-

кодексом РФ

 

полнением бюджетной сметы,

 

 

а также показатели, учтенные

 

 

учреждением в качестве адми-

 

 

нистратора определенных до-

 

 

ходов бюджета. После измене-

 

 

ния типа бюджетного

 

 

учреждения и создания на его

 

17

 


Казенное

Бюджетное учреждение с

Автономное

расширенным

учреждение

учреждение

объемом прав

 

 

 

 

базе автономного не изменя-

 

 

ются требования к первичным

 

 

документам, которые могут

 

 

быть приняты к учету, а также

 

 

к учетным регистрам. Остатки

 

 

денежных средств, числящиеся

 

 

на лицевых счетах получателя

 

 

бюджетных средств в рамках

 

 

приносящей доход деятельно-

 

 

сти, перечисляются на новые

 

 

счета (лицевые счета) авто-

 

 

номного учреждения9

Перечень форм коммерческих организаций также определен в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Полное товарищество – организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором образуют складочный капитал и занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества, неся ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Прибыль и убытки распределяются пропорционально долям участников

вскладочном капитале. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – это организация, в которой наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов). Последние несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества,

впределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные пред-

9 Бухгалтерский учет в автономных учреждениях – бухгалтерский учет в автономных учреждениях с 2011 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. buhvesti.ru/news/news_budgetnii_ychet/news_budgetnii_ychet_250111_buhgalterskiy_uchet

18