ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 234
Скачиваний: 0
В силу экономических особенностей деятельности организаций культуры процесс ценообразования данных организаций имеет ярко выраженную специфику. Согласно тому, что в данной сфере присутствует эффект «болезни издержек» и предложение культурных экономических благ требует от государства субсидий, так как расходы некоммерческих организаций культуры растут быстрее их доходов, то это приводит к тому, что цены на услуги в сфере культуры отстают от среднего уровня цен в экономике.
Кроме того, на формирование цен в сфере культуры влияет наличие естественной монополии на рынке услуг, что говорит о наличии барьеров для входа на рынок. Это является результатом того, что, не испытывая конкуренцию со стороны других производителей, организация сферы культуры имеет большую свободу в установлении цены.
Также следует отметить тот факт, что организации культуры могут устанавливать дифференцированные цены в зависимости от возрастного признака потребителей, в зависимости от категорий граждан (школьники, студенты, пенсионеры), в зависимости от времени посещения некоммерческой организации (день-вечер, открытые – закрытые часы), популярности, уникальности услуг.
Таким образом, процесс ценообразования в сфере культуры имеет следующие особенности:
-во-первых, стоимость культурного продукта не состоит в прямой зависимости от его полезности;
-во-вторых, все критерии оценки качества того, что нельзя потрогать руками, достаточно субъективны, так как экономика культуры развивается по особенным законам;
-в-третьих, потребитель культурного продукта платит за сопричастность, а сам продукт зависит, в первую очередь, от уровня предложе-
ния на основе социальных, психологических, экономических факторов и «имиджа» культурного блага.
Анализ цены, как экономической категории в сфере культуры, показал, что цена не отражает качество продукта, не прогнозирует потребительский эффект. Все это, в какой-то степени, нарушает действие функции цен, что доказывает несовершенство процесса ценообразования в сфере культуры.
105
Указанные выше особенности обязательно нужно учитывать при установлении цены на экономическое культурное благо и применять следующую последовательность ее расчета:
1. Постановка задач по ценообразованию. При этом следует исходить из положения о том, какую роль отводит организация цене в своей коммерческой работе. В практике существуют различные ценовые стратегии.
Вчастности:
-стратегия высоких цен. Предусматривает первоначальную продажу по цене, которая значительно выше издержек, а затем следует понижение цены. Это относится к товарам новинкам, защищенным патентами. Стратегия возможна в условиях высокого уровня текущего спроса;
-стратегия низких цен. Вначале устанавливается минимальная цена, чтобы привлечь максимально возможное число покупателей и завоевать рынок, при этом предприятие стремится к увеличению объемов производства и снижению издержек;
-стратегия следования за лидером отрасли или на рынке. Цена устанавливается исходя из цены, предлагаемой главным конкурентом, либо ведущей фирмой отрасли;
-стратегия дифференцированных цен. Проявляется в установлении цен в сочетании со всевозможными скидками и надбавками к среднему уровню цен для различных рынков, их сегментов и покупателей;
-стратегия льготных цен. Направлена на работу с покупателями, в которых заинтересована организация;
-стратегия установления престижной цены. Основана на установлении высоких цен на благо высокого качества, обладающего уникальным свойством.
2. Определение характера спроса и предложения. Для выявления тенденций в развитии спроса и предложения в зависимости от цены применяются графики спроса и предложения. Качественный и количественный анализ графиков позволяет определить, какова будет политика цен предприятия, а также политика по выходу на рынок с тем или иным товаром.
3. Оценка издержек производства. При этом необходимо исходить из их сравнения со среднеотраслевыми издержками (себестоимостью) на аналогичное благо. Себестоимость, рассчитываемая как средневзвешенная величина индивидуальных затрат различных организаций. Если
106
издержки равны общественным или ниже их, организация получает прибыль, если же они выше, то теряется часть индивидуальной стоимости блага, и в итоге организации разоряются.
4.Анализ цен конкурентов. Основное внимание в данном случае должно быть обращено на систему скидок, которую он представляет. При назначении цены руководствуются тем, что слишком низкая цена – это невозможность получения прибыли. Возможная цена – это минимальная цена на уровне издержек; средняя цена – на основе цен конкурентов; максимальная цена – если благо имеет уникальные свойства и качества. Слишком высокая цена – это невозможность формирования спроса на культурное благо.
5.Выбор метода ценообразования.
а) наиболее распространенным методом является метод «средние издержки плюс предпринимательская прибыль»;
б) метод на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли;
в) установление цены на основе ощущаемой ценности блага; г) установление цены на основе уровня текущих цен.
6. Установление окончательной цены.
После проведения всех расчетов устанавливается окончательная цена на производимое экономическое благо.
Вопросы для самопроверки:
1.Раскройте понятие цены.
2.Что предполагает процесс ценообразования?
3.Перечислите этапы развития процесса ценообразования в сфере культуры.
4.Раскройте сущность методов ценообразования.
5.Какой из методов ценообразования с экономической точки зрения является самым оптимальным для сферы культуры?
6.Какие факторы влияют на установление цены в сфере культуры?
7.В чем особенность процесса ценообразования в сфере культуры?
8.Опишите последовательность разработки и расчета цены.
Задание:
Подготовить письменную практическую работу «Анализ особенностей ценообразования на примере… (наименование организации или услуги)». Содержание работы должно соответствовать следующему плану:
1.Информация об объекте исследования (описание организации или услуги).
2.Анализ ценообразующих факторов (конкуренция, цены государственного регулирования, спрос потребителей, инфляция, особенности услуг и т. д.).
107
3. Анализ динамики цен в отрасли в целом на экономическое благо за последние
3 года.
4.Анализ структуры цены (состав и структура цены).
5.Анализ затрат (состав и структура затрат).
6.Особенности процесса ценообразования на рынке исследуемой организации, услуги (цели, методы, стратегия, мероприятия по стимулированию спроса).
7.Выводы.
Глава 10. Коммерческая деятельность и система планирования в сфере культуры
КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в сфере культуры представляет собой деятельность собственника или уполномоченных им лиц по организации разработки производства и реализации культурных благ в целях экономической (получение дохода) и социальной эффективности деятельности.
Коммерческая деятельность в культуре имеет свои особенности и зависит от отраслевой принадлежности, организационно-правовой формы организации и от уровня ее включенности в рыночные отношения. Сегодня практически все учреждения социально-культурной сферы оказывают определенные услуги за плату. Традиционно выделяют следующие группы образовательных, информационных и культурных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю за плату:
•платные занятия в студиях, классах, кружках, секциях, коллективах художественной самодеятельности, технического творчества, физической культуры;
•лекции и консультации, тематические праздники, представления, вечера отдыха и танцев, дискотеки, концерты и спектакли, экскурсии, восстановительные и оздоровительные процедуры, выставки-продажи;
•услуги обслуживающего плана: настройка и прокат инструментов, инвентаря, реквизита, снаряжения, оборудования и аппаратуры;
•кино-, фото- и видеообслуживание;
•услуги по информационному обслуживанию: фото- и ксерокопирование, микрофильмирование материалов и документов из библиотечных, музейных и других фондов, услуги Интернета.
108
Помимо традиционных платных культурных услуг, это могут быть и банковский депозит, и сдача помещений в аренду.
Выбранный вид коммерческой деятельности позволит организации культуры получить доход. Кроме того, следует отметить то, что коммерческая деятельность тесно связана с процессом планирования.
ПЛАНИРОВАНИЕ – это часть системы хозяйствования, состоящая в разработке, реализации планов и контроле за их выполнением58.
В сфере культуры применяются различные виды планов.
По срокам планирования: перспективные (долгосрочные и среднесрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные) планы.
По содержанию планируемой деятельности различают планы твор-
ческого, экономического, социального развития.
По степени директивности: прогнозные (разрабатывают ориентировочные представления о планируемом периоде); рекомендательные (содержащие установочные рекомендации); директивные (подлежащие обязательному выполнению).
При реализации системы планирования в сфере культуры должны соблюдаться следующие принципы:
-системность – соотнесение планов по срокам и уровням планиро-
вания;
-перспективность – постановка целей на будущее;
-комплексность – учет социально-экономической ситуации в стране во взаимосвязи со всеми аспектами развития культуры;
-пропорциональность – сбалансированность отдельных элементов, показателей плана;
-непрерывность – постоянная реализация системы планирования и обоснованности планов.
Проблема планирования для сферы культуры является принципиально новой как в теоретическом, так и в практическом смысле. Хорошо спланированные проекты или виды деятельности в сфере культуры могут стать основой деятельности организации.
Ж. А. Алексанова отмечает следующие основные принципиальные моменты планирования:
– планирование целесообразно начинать с предпланового анализа, который базируется на годовых информационно-аналитических отчетах.
58 Игнатова Е. Л. Экономика культуры: учеб. пособие. – М.: ГИТИС, 2004. – С. 56. 109
На данном этапе важно определить главные проблемы внутренней деятельности организации и вызовы внешней среды;
–планирование разделяется на следующие этапы: подготовительный, предварительный, основной и заключительный. На подготовительном
ипредварительном этапах в организациях культуры необходимо содействовать тому, чтобы в составлении планов участвовало как можно больше работников;
–план работы обязательно должен следовать правилам деловой организации культуры;
–план – логичная и подвижная система. С одной стороны, все разделы плана должны быть взаимоувязаны между собой, служить единой цели. С другой стороны, каждый раздел может стать самостоятельным документом или программой действий в рамках стратегии организации59.
План деятельности организации культуры на год должен включать следующие разделы (подпланы):
1. Качественная или количественная характеристика ресурсов организации (кадровых, материально-технических, творческо-производствен- ных, финансовых).
2. Качественная характеристика показателей деятельности (относительные и натуральные).
3. Характеристика внешней среды.
4. Цели и задачи на плановый период.
5. План деятельности учреждения:
- план административно-управленческой деятельности; - план кадровой работы; - план финансово-хозяйственной деятельности;
- план деятельности структурных подразделений; - план инновационной, коммерческой деятельности; - план выполнения заявок.
Коммерческая деятельность организации предполагает использование системы бизнес-планирования.
Бизнес-план – это документ, подробно описывающий будущий проект, анализирующий проблемы и определяющий способы их решения.
59 Алексанова Ж. А. Планирование деятельности учреждений культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. – № 3. – С. 6–16.
110
Бизнес-план предполагает решение следующих задач:
-оценку организационно-экономического состояния предприятия;
-выявление потенциальных возможностей предприятия на основе анализа макро- и микросреды;
-анализ финансовой привлекательности проекта.
Бизнес-план имеет следующую структуру: титульный лист, аннотация, описание организации и отрасли, цели и задачи проекта, маркетинговый план, производственный план, финансовый план, заключение.
Аннотация предполагает изложение в сжатом виде основных положений предполагаемого проекта, в частности, цель проекта, его уникальность, объем требуемого финансирования.
Описание организации и отрасли, цели и задачи проекта дают характеристику самой организации (организационно-правовая форма, уставный капитал, направления деятельности, результаты работы) и отрасли в целом, а также описания экономического блага.
Производственный план показывает производственно-технические возможности организации по выпуску экономического блага в нужные сроки и в необходимом количестве. Под выбранную технологию приводится список технологического оборудования, инструментов, приспособлений. Данный план требует обоснования материального обеспечения проекта, в частности, определяются объемы сырья, материалов, уровень издержек и их динамика в перспективе.
Финансовый план включает оценку окупаемости проекта, анализ прогнозной прибыли, определение точки безубыточности деятельности. Отражается план поступления денежных доходов и план расходов. На основе расчетов в финансовом плане приводится оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации проекта и определяются уже имеющиеся ресурсы. В заключении обобщаются выводы по каждому из его разделов.
Вопросы для самопроверки:
1.Раскройте понятие коммерческой деятельности.
2.Каковы основные направления современной коммерческой деятельности
всфере культуры?
3.В чем заключаются сильные стороны деятельности коммерческого сектора
всфере культуры?
4.Перечислите виды планов в сфере культуры.
5.Какие принципы должны соблюдаться в процессе планирования?
6.Каковы функции бизнес-планирования?
111