Файл: Tukhvatulina_Vasilisa_GD-122.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа 1.

1.

комфОрт, обмАн, коридОр, трамвАй, компостИровать, комплимЕнт, инцидЕнт, компрометИровать, констатИровать, почтАмт, рУбль, спектАкль, журАвль, эскалАтор, пиджАк, сморОдина, пОчерк, прОчий, Яства.

2.

а) асфальт, прачечная, бадминтон, дикобраз, дуршлаг, инцидент, крыжовник, почерк, пуловер, пиджак, троллейбус, уплачено.

б) астматик, яичница, конечно, праздничный, лаборатория, туристский.

3.

скуШНой(скучной) – однозвуЧНый, скуШНо(скучно) – простодуШНо, полуноЧНой – моЩНой, сердеЧНый – бесконеЧНый.

4.

а) античный, библиотечный, бутылочный, восточный, вечно, единичный, убыточный, перечница, лавочник, лихорадочный, отличник, однозвучный, почечный. Пустячный, сливочный, тренировочный, уличный, шапочный, ячневая;

б) горчичник, копеечный, нарочно, порядочный, Савична, скучный;

в) булочная, Кузьминична, сердечный, скворечник, яичница.

5. Желоб (э), жернов (о), жердочка (э), желчь (э), шерстка (о), атлет (э), акушер (э), гренадер (о), береста(э\о), бесхребетный (э), бревенчатый (э), новорожденный (о), маневр (о), маневренный (э), двоеженец (о), многоженство (о), опека (о), оседлость (о), несовременный (э), никчемный (о), одновременно (э\о), осужденный (о), приведший (э), истекший (о), острие (э), бытие и сознание (э) , бытие (жизнь, существование (о)).

6.

а)агрессия, академик, аккордеон, анемия, гипотеза, компьютер, коэффициент , менеджер, резюме, темп,энергия.

б)автосервис, адекватный, антитеза, анестезия, апартеид, бартер, бизнес, безе, генезис, астероид, бестселлер, дебют, демагогия, дебаты, демарш, демпинг, музей, неологизм, непрезентабельный, паштет, стратегия, террор.

в)бестселлер,

Практическая работа 2.

2. арахИс, анАпест, апострОф, бюрокрАтия, догмАт, фОртель, кЕтчуп, кОлледж, щавЕль, тУфля, доцЕнт, маркЕтинг, экспЕрт, бАрмен, мышлЕние, мЕнеджмент, оптОвый, жАлюзи, огнИво, корЫсть, приговОр, пиццерИя, каталОг, экспЕрт, диспансЕр.

3. благовЕст, мизантрОп, еретИк, знАмение, молОх, полисемИя, пАсквиль, гЕнезис, мЕнеджер, фЕтиш, факсИмиле, фенОмен, филантрОпия, импИчмент, сАммит, некролОг.

4. Географический Атлас, облачный атлАс; мое вИдение мира, у меня было видЕние; хАос мыслей, в квартире у него хаОс; большой и холодный в море леднИк; харАктерный человек, характЕрная черта для него; остротА в супе; испеченные рожкИ.

5. алкогОль, алфавИт, анАлог, асбЕст, безопровОд, досУг, дефИс, докумЕнт, дОллар. дискАнт, квартАл, инсУльт, коклЮш, киломЕтр, магазИн, мусоропровОд, пАртер, портфЕль, псевдонИм, пУрпур, рАкурс, созЫв, отсвЕт, столяЯр, твОрог, цЕнтнер, шофЕр.


6. ветеринарИя, девИца, дремОта, дьяволИца, зевОта, индустрИя, Искра, истЕрия, икОнопись, кАмбала, кЕта, кулинарИя, ломОта, молодЕжь, петлЯ, простЫня, ракУшка, свЁкла, стАтуя, хвоЯ, щекОлда, флюоогрАфия.

7. вероисповЕдание, знАхарство, изобретЕние, намЕрение, озвУчение, обеспЕчение, переосмыслЕние, придАное, рОндо, сосредотОчение, упрОчение, ходАайство.

8. Из аэропОрта, срЕдства, мозгИ, блЮда, должностЕй, простЫней, прИбылей, шАрфов, Яслей, гОспиталей.

9. августОвский, Атомный, биржевОй, валовОй,грошОвый, джИнсовый, домовАя, кУхонный, мизЕрный, оптОвый, тигрОвый, сливОвый, украИнский,

10. беднА, беднО, беднЫ; близкА, блИзко, близкИ; вернА, вернО, вернЫ; гнЕвна, гнЕвно, гнЕвны; малА, малО, малЫ.

11. бАловать, бомбардировАть, звонИть, закУпорить, перчИть, принудИть, сгрУдиться, углубИть.

12. зАгнутый, увезЕнный, погружЕнный, заключЕнный, заржавЕвший, возбуждЕнный.

13. звалА, звАло, звАли; началА, началО, нАчали; занялА, зАняло, зАняли, понялА, пОняло, пОняли; СобралАсь, собралОсь, союралИсь, прибылА, прИбыло, прИбыли.

2. От данных существительных образуйте форму именительного па­дежа множественного числа.

Директора, доктора, договоры, бухгалтеры, катера, корпуса(воен.)/ы(туловище), паспорта, порты, отпуска, кондуктора, профессора, слесаря/и, торты, шоферы, шулера/ы, пропуска/и, соболи/я, ордена/ы, ордера/ы.

3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих существительных.

Валенок, молдаван, турок, литров, облаков, узбеков, блюдец, кры­льев, калачей, лохмотьев, грабель(ей), полусапожек, яблок, мест, рельс/ов, армян.

4. Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже. Объяс­ните особенности образования падежных форм:

1) Десятки тонн болгарских помидоров, украинских яблок, крымских мандаринов, вьетнамских бананов, африканских апельсинов доставляют в промышленные центры в специальных рефрижера­торных поездах.

2) Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых кочерег.

3) На фестивале молодежи и студентов можно было видеть нацио­нальные одежды таджиков, киргизов, якутов, узбеков, монголов, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен.

4) В универмаге был богатый ассортимент изящных туфель, узор­ных чулок, безразмерных носков, модных дамских сапог.


5) Пищей для болотных цапель служат лягушки, водяные черви, пиявки.

6) В общежитие поступили комплекты новых наволочек, простыней, одеял.

7) Из открытых детских яслей слышались веселые голоса.

5. Вместо точек вставьте окончания и мотивируйте свой выбор.

В компот положили много изюма и чернослива. Хозяйка протяну­ла гостю чашку горячего чая. Столько этого крика и визга было, что барабанные перепонки чуть не лопнули. Всадники быстро промчались и скрылись из вида. Отбоя нет от разных заманчивых предложений. Иные судят обо всем с наскока. Возьмите на складе побольше цемента и немного алебаста.

6. Выберите правильный вариант из скобок, объясните свой выбор:

1) Для проведения бесед и докладов были приглашены квали­фицированные лекторы.

2) Из ворот выехали пятитонные грузовики, кузовы-кузова их до краев были наполнены мешками и ящиками.

3) Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые тоны свирели.

4) Речь идет о том, чтобы устранить все тормозы, мешающие нашему движению вперед.

5) Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окраси­лись в мягкие темно-синие тона.

6) У причала столпились военные катера; на внеш­нем рейде стояли крейсеры.

7) Водить автобусы по горным дорогам могут только опыт­ные шоферы.

7. От приведенных слов, используя суффиксы -к, -ниц, -ш, -ичк, -иц, -ин,-есса, -их, образуйте существительные женского рода. Определите, какие из них могут быть использованы во всех функциональных стилях, употребление каких ограничено разговорно-обиходным стилем, а какие относятся к просторе­чию?

Приятельница, филолог(ичка), доктор (звание), доктор(ша) (профессия), кандидат(ка), диссертант(ша), журналист(ка), кадровик, солдат(ша), медик(ичка), декан(ша), критик, начальник(ца), гример(ша), мастер(ица), бармен(ша), бригадир(ша), свидетель(ница), киоскер, трус(иха), собеседник(ица), программист(ка).

8. Подберите определения к словам.

рояль, фамилия, тюль, толь, молодежь, кафе, туфля, какаду, пальто, шоссе, метро, мозоль, депо, какао, пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, портмоне, Сочи, Тбилиси, леди, шампунь.


9. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними оп­ределения (за справками обращайтесь к словарям).

Вульгарное арго, рискованное антраша, звучащее банджо, опасный динго, яркое индиго, юный кабальеро, большая гну, забавный гризли, крошечная колибри, остроумный конферансье, уважаемый кюре, сочное ман­го, прекрасная пери, старый рантье, заброшенное ранчо, справедливый ре­фери, маленькая цеце, увлекательное шоу, установленное эмбарго, ис­тинный денди, молодой шимпанзе.

10. Согласуйте в роде и числе определения и сказуемые с выделенными существительными, объясняя их значение и выбор грамматической формы:

1) Мой импресарио настаивает, чтобы для концерта привезли новый рояль.

2) Своей внешностью она производила впечатление типичной инже­ню.

3) У входа девушка оставила свое маленькое сабо.

4) С рекламы улыбалась красавица, весь наряд которой составляло ярое бикини.

5) Густое контральто ее звучало ровно и уверенно.

6) Здешняя молодежь увлекалась не футболом, а весьма популярным тогда регби.

7) Этот выскочка, сделавший головокружительную карьеру, этот парвеню, который просочился в высшее общество, теперь отворачивался от друзей.

8) В Багдаде я учился в большом медресе у знаменитых ученых.

11. Составьте со словами предложения, в которых четко был бы обозна­чен род.

диван-кровать.

усадьба-музей.

школа-интернат.

ТАСС.

МИД.

ВГИК.

роман-газету.

платье-костюм.

12. Слова, данные в скобках, поставьте в нужной форме.

1) На днях состоялся вечер памяти Жана Батиста Клемана.

2) В «Похождениях бравого солдата Швейка» ярко проявился сатири­ческий талант Ярослава Гашека.

3) Наше знакомство с Чарли Чаплином состоялось в период немого кино.

4) В произведениях Жоржа Санда затрагиваются многие социальные проблемы.

5) Наталья любила произведения Эрих(а)-Мария(и) Ремарка.

6) Мне очень нравились фильмы с Фани Ардан.

7) Мы прочитали новое эссе об Эрнсте Теодоре Амадее Гофмане.

8) У Этель Лилиан Войнич только три законченных романа.

9) Об этом ты можешь прочесть у Марселя Пруста.


10) У Остапа Сулеймана Берта Марии Бендер-Бейя было много способов раздобыть деньги.

11) Сценарий к «Дерсу Узала» Ю. Нагибин писал совместно с Акира Куросава.

12) Село наше находилось под старинным Черниговым.

13) После путешествия я все время думаю о знаменитом Болдино.

14) В то лето Маяковский проживал в подмосковном Пушкино.

15) «Аргументы и факты» писали об этом еще на прошлой неделе.

16) «Джентельмены удачи» сразу же завоевали зрительские симпатии.

17) «Как закалялась сталь» долгое время была культовой книгой.

18) «8 1/2» стал визитной карточкой Ф. Феллини.

13. В следующих предложениях найдите ошибки, связанные с образова­нием и употреблением степеней сравнения. Дайте аргументацию и пред­ложите правильный вариант.

1) Третий рассказ показался ему наиболее смешней (смешным).

2) Отношение к людям должно быть мягше (мягче), а взгляд на жизнь – ширше (шире).

3) Моя работа оказалась наихудшайшей (наихудшей, худшей, самой худшей) из всех.

4) Этот костюм мне менее велик (меньше), чем тот.

5) Алена гораздо красивше (красивее) Татьяны.

6) Такой зонт более (больше) женский, чем мужской.

7) Он из нас был самый честнейший (честный).

8) Первее (прежде) всего нужно доделать то, что мы начали.

14. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм. Определите, в каких случаях допустимо использование:

а) только краткой формы,

б) только полной формы,

в) обеих форм.

Свой выбор мотивируйте.

1) Я (сыт / сытый).в

2) Сегодня он (сердит / сердитый).в

3) Профессор (доволен / довольный) успехами студентов.а

4) Эти ошибки легко (исправимы / исправимые).а

5) Кто (бодр / бодрый) душой, тот всегда (весел / веселый) и (здоров / здоровый).а

6) Мясо уже почти (готово / готовое).а

7) Стены в этой крепости (высоки / высокие).б

15. Замените цифры соответствующими числительными. Раскройте скобки, употребив существительные (словосочетания с существитель­ными) в нужной падежной форме.

1) Вместе со всеми 374 (участник конференции) тремястами семидесятью четырьмя участниками конференции мы отправились в Старую Руссу.