ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»
Институт социально-культурных технологий Кафедра музейного дела
МУЗЕЙНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
(учебная)
Рабочая программа практики
Направление подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»
Профили «Культурный туризм и экскурсионная деятельность»
«Выставочная деятельность»
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная/заочная
Кемерово 2014
1
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 072300.62 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Профили «Культурный туризм и экскурсионная деятельность», «Выставочная деятельность»
Утверждена на заседании кафедры музейного дела 05.02.2014 г., протокол № 6.
Рекомендована к изданию учебно-методическим советом института социально-
культурных технологий КемГУКИ 14.02.2014 г., протокол № .
Ковешникова, Е. А. Музейно-ознакомительная учебная [Текст]: рабочая программа практики по направлению подготовки 072300.62 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», профиль «Культурный туризм и экскурсионная деятельность», квалификация (степень) выпускника - «бакалавр». – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2014. – 18 с.
2
Содержание
1.Цели учебной практики……………………………………………………….4
2.Задачи учебной практики……………………………………………………..4
3.Место учебной практики в структуре ООП…………………………………5
4.Формы проведения учебной практики……………………………………….6
5.Место и время проведения учебной практики………………………………6
6.Основные компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной практики…………………………………………………..7
7.Структура и содержание учебной практики………………………………….9
8.Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, исполь-
зуемые на практике……………………………………………………12
9.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике………………………………………………………………………..12
10.Формы промежуточной аттестации (по итогам учебной практики)……….16
11.Учебно-методическое и информационное обеспечение практики…………17
12.Материально-техническое обеспечение учебной практики………………...17
13. Приложение 1. Титульный лист отчета по практики……………………….19
3
Введение
1. Цели учебной практики
Целями музейно-ознакомительной учебной практики являются:
формирование у студентов представлений о музее и его функциях,
видах, формах работы и методах практической музейной деятельности;
развитие профессиональных умений и личностных качеств (комму-
никативных, организаторских, аналитических) студентов.
2. Задачи учебной практики
Задачами учебной музейно-ознакомительной практики являются:
получение представлений у студентов о профессиональной музей-
ной деятельности и о специфике избранного направления и профиля подготов-
ки высшего профессионального образования;
знакомство с основными типами и видами музейных и туристиче-
ских учреждений;
изучение нормативно-правового обеспечения деятельности учреж-
дения и его сотрудников;
освоение навыков практической музейной и основами выставочной
работы;
определение адекватности профессиональной ориентации студен-
тов и формирование у них осознанного отношения к освоению избранной про-
фессии, и к обучению в вузе.
Данные задачи учебной музейно-ознакомительной практики соотносятся с задачами профессиональной деятельности:
осуществление комплекса практических мероприятий по организа-
ции культурно и социально значимых видов музейной деятельности обучаю-
щихся, развитие профессиональных инициатив, культурно-образовательных проектов.
4
3. Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата
Учебная музейно-ознакомительная практика входит в раздел Б.5 «Учебная и производственная практики» профессионального цикла образовательной про-
граммы по направлению подготовки «072300.62 – Музеология и охрана объек-
тов культурного и природного наследия», квалификация (степень) «бакалавр».
Учебная музейно-ознакомительная практика является важным этапом подготовки музееведов. Теоретическая основа данной практики формируется в результате изучения, следующих дисциплин «Археология», «Этнология», «Ос-
новы информационной культуры личности», «Музеи мира». Они в своей сово-
купности формируют у студента представления о культуре конкретных истори-
ческих эпох: феноменах, персоналиях, видах и системе памятников, методах их исследования и интерпретации.
Содержание практики охватывает круг вопросов, связанных с посещени-
ем музея, знакомством с тематическими экспозициями, анализом и обсуждени-
ем экспозиций, базовыми понятиями музеологии, зарождением музеологии, как области практической деятельности, историей музейной науки, соотношением музейной деятельности с наукой, образованием, обществом, личностью, куль-
турным и природным наследием. Практиканты получают первичные навыки экскурсионно-туристической деятельности, знакомятся с основами фондовой,
реставрационной, экспозиционно-выставочной работы.
Знания и умения, полученные в ходе музейно-ознакомительной практики,
являются предшествующими для изучения таких дисциплин как «Основы му-
зеологии», «Основные направления музейной деятельности», «Основы выста-
вочной деятельности», «Музейная педагогика», «Технология Экскурсионной деятельности».
4. Формы проведения учебной практики
Основными формами проведения музейно-ознакомительной учебной практики являются: инструктажи по безопасности, практические занятия, кон-
сультации со специалистами баз практики, самостоятельная работа студента.
5
Организация практики, также предусматривает следующие формы организации учебного процесса: мастер-классы, семинары, консультации; знакомство с ор-
ганизацией культурно-образовательных мероприятий: экскурсиями, музейными уроками, праздниками в музеях, туристических и социокультурных учреждени-
ях.
Научно-просветительские музейные акции, различные мероприятия, а
также научно-исследовательская работа: с источниками, участие в конференци-
ях и т.д.
Программой практики предусмотрены следующие формы контроля: те-
кущий контроль успеваемости в форме практического семинара, рубежный контроль в форме дифференцированного зачета.
5. Место и время проведения учебной практики
Учебная музейно-ознакомительная практика продолжительностью 2 не-
дели организуется на 2 курсе в 4 семестре обучения. Занятия по учебной музей-
но-ознакомительной практике представляют вид групповых учебных занятий,
непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подго-
товку обучающихся; организация данных занятий предполагается на базе сле-
дующих типов и видов музейных учреждений:
общеобразовательные учреждения (школьные музеи);
музеи высших учебных заведений;
музеи различных профилей;
музейные учреждения;
туристические фирмы и организации.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения
учебной практики
Процесс прохождения учебной музейно-ознакомительной практики в со-
ответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
6
высшего профессионального образования по направлению подготовки 072300
«Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»,
профили «Культурный туризм и экскурсионная деятельность», «Выставочная деятельность» направлен на формирование элементов следующих компетен-
ций:
Практические задания музейно-ознакомительной учебной практики направле-
ны на формирование общекультурных ОК-2, , ОК-5
компетенций:
способность логически верно, аргументировано и ясно строить уст-
ную и письменную речь (ОК-2);
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обла-
дает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 5);
Практика нацелена на формирование следующих профессиональных ПК-1,
ПК-2, ПК-4, ПК-13, ПК-14, ПК-17 компетенций:
быть способным применять теоретические основы и инструмента-
рий (методы) историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и при-
родного наследия (ПК-1);
способен понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования, используя адекватные ме-
тоды обработки, анализа и синтеза информации, и представлять ре-
зультаты исследования (ПК-2);
быть способным к оформлению результатов научных исследований:
научных отчетов, обзоров, аналитических справок и пояснительных записок (ПК–4);
быть готовым к участию в разработке выставочных и экспозицион-
ных проектов (ПК-13);
7
готов к участию в разработке разделов региональных программ по сохранению и освоению культурного и природного наследия, в том числе – в туристической сфере (ПК-14);
быть готовым к участию в разработке культурно-образовательных программ в системе музейных учреждений, культурных центров,
экскурсионных и туристических фирм (ПК-17);
В результате прохождения данной учебно-ознакомительной практики обу-
чающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения и профессиональные компетенции:
знать:
основы своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполне-
нию профессиональной деятельности (ОК-5);
методы исследования объектов историко-культурного и природного наследия,
сосредоточенных в музее (ПК-1);
основы работы с архивными материалами и научной литературой (ПК-4);
уметь:
анализировать научную информацию, используя профессиональные методы обработки, информации, и представлять результаты исследования (ПК-2);
разрабатывать разделы региональных программ по сохранению и освоению культурного и природного наследия, в туристической сфере (ПК-14);
владеть:
логикой изложения знаний полученных результатов и практическими навыками научно-исследовательских и прикладных разработок (ОК- 2);
основами выставочно-экспозиционного проектирования (ПК-13);
методическими приемами разработки культурно-образовательных программ в музейных, экскурсионных и туристических учреждениях
(ПК-17);
8
7. Структура и содержание учебной практики
Общая трудоемкость учебной (музейно-ознакомительной) практики со-
ставляет 2 недели, 3 зачетных единицы, 108 часов.
7.1. Структура учебной практики
№ |
Разделы (этапы) практики |
Виды работы, |
на практи- |
Формы текущего контро- |
||
п/п |
|
ке, включая СРС и тру- |
ля |
|||
|
доемкость |
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
||
|
|
(в часах) |
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
Ауд. |
|
СРС |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Участие в работе установочной |
4 |
2 |
|
2 |
Оформление в дневнике |
|
конференции |
|
|
|
|
практики:цели и задач |
|
|
|
|
|
|
практики; |
|
|
|
|
|
|
содержание заданий. |
2. |
Общее знакомство с деятельно- |
54 |
26 |
|
30 |
Практические занятия. |
|
стью музея: фондовой, экспозици- |
|
|
|
|
Составление части отчета, |
|
онной, экскурсионной |
|
|
|
|
характеризующей функ- |
|
|
|
|
|
|
циональную деятельность |
|
|
|
|
|
|
музея. |
3. |
Работа с документацией |
10 |
4 |
|
6 |
Анализ и описание доку- |
|
|
|
|
|
|
ментации музея. |
4. |
Практическая музейно- |
18 |
4 |
|
14 |
Практические занятия. |
|
образовательная, (выставочная) |
|
|
|
|
Отчет о выполнении. |
|
работа и др. |
|
|
|
|
|
5. |
Подготовка отчета по музейно- |
16 |
4 |
|
12 |
Проверка отчета о прохо- |
|
ознакомительной практике (обра- |
|
|
|
|
ждении практики, подго- |
|
ботка материала, написание отчета |
|
|
|
|
товка выступления на |
|
о прохождении учебной практики) |
|
|
|
|
итоговой конференции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
108 |
40 |
|
68 |
|
|
|
|
|
|
|
|
9
7.2. Содержание учебной практики
№ |
Содержание практики |
|
Результаты |
|
п/п |
|
|
||
|
|
|
|
|
1. |
|
|
|
|
|
1. Общее знакомство с музеем и его функциями: фондовой, экспозиционно- |
|||
|
выставочной, культурно-образовательной (экскурсионной) и др. видами |
|
||
|
1.1. Подготовительный этап практики |
|
|
|
|
Знакомство студентов с историей создания |
Формируемые компетенции: |
||
|
– быть способным логически верно, |
|||
|
|
|
||
|
музея, функциями и основными видами его |
аргументировано и ясно строить уст- |
||
|
деятельности – фондовой, выставочно- |
ную и письменную речь (ОК-2); |
||
|
|
|
||
|
экспозиционной, экскурсионной, научно- |
- быть способным применять теоре- |
||
|
исследовательской, информационно- |
тические основы и инструментарий |
||
|
(методы) историко-культурного и му- |
|||
|
|
|
||
|
коммуникативной, просветительской. Состав- |
зеологического знания в исследова- |
||
|
ление индивидуального графика и плана прак- |
ниях современного музея и объектов |
||
|
культурного и природного наследия |
|||
|
|
|
||
|
тических заданий. |
|
(ПК-1); |
|
|
|
|
В результате изучения темы сту- |
|
|
|
|
дент должен: |
|
|
1.2.. Самостоятельное информационное |
знать: |
|
|
|
изучение и выявление специфики деятельно- |
– объекты историко-культурного и |
||
|
природного наследия, сосредоточен- |
|||
|
|
|
||
|
сти музея. |
|
ные в музее (ПК-1); |
|
|
Определение методов работы музея на основе |
уметь: |
|
|
|
– анализировать деятельность музея, |
|||
|
|
|
||
|
изученных различных материалов. |
Составле- |
направленную на сохранения истори- |
|
|
ние списка научной литературы, информаци- |
ко-культурного и природного насле- |
||
|
дия (ПК-1); |
|
||
|
|
|
|
|
|
онной справки о музее и т.д. |
|
владеть: способностью грамотно и |
|
|
|
|
логично излагать результаты полу- |
|
|
|
|
ченных знаний (ОК-2). |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
2. Практическая музейно-образовательная, (выставочная) работа |
|
||
|
2.1 Культурно-образовательная |
работа. |
|
|
|
Специфика форм культурно-образовательной |
Формируемые компетенции: |
||
|
быть готовым к участию в разработке |
|||
|
|
|
||
|
деятельности музея. Методические разработки |
выставочных и экспозиционных про- |
||
|
мероприятий. |
|
ектов |
(ПК-13); |
|
|
быть готовым к участию в разработке |
||
|
|
|
||
|
|
|
культурно-образовательных |
про- |
|
|
|
грамм в системе музейных учрежде- |
|
|
|
|
ний, культурных центров, экскурси- |
|
|
|
|
онных и туристических фирм (ПК- |
|
|
|
|
17); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |