Файл: Ковешникова практика муз.-ознак. бакалавр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»

Институт социально-культурных технологий Кафедра музейного дела

МУЗЕЙНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

(учебная)

Рабочая программа практики

Направление подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»

Профили «Культурный туризм и экскурсионная деятельность»

«Выставочная деятельность»

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения Очная/заочная

Кемерово 2014

1

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 072300.62 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Профили «Культурный туризм и экскурсионная деятельность», «Выставочная деятельность»

Утверждена на заседании кафедры музейного дела 05.02.2014 г., протокол № 6.

Рекомендована к изданию учебно-методическим советом института социально-

культурных технологий КемГУКИ 14.02.2014 г., протокол № .

Ковешникова, Е. А. Музейно-ознакомительная учебная [Текст]: рабочая программа практики по направлению подготовки 072300.62 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», профиль «Культурный туризм и экскурсионная деятельность», квалификация (степень) выпускника - «бакалавр». – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2014. – 18 с.

2

Содержание

1.Цели учебной практики……………………………………………………….4

2.Задачи учебной практики……………………………………………………..4

3.Место учебной практики в структуре ООП…………………………………5

4.Формы проведения учебной практики……………………………………….6

5.Место и время проведения учебной практики………………………………6

6.Основные компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной практики…………………………………………………..7

7.Структура и содержание учебной практики………………………………….9

8.Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, исполь-

зуемые на практике……………………………………………………12

9.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике………………………………………………………………………..12

10.Формы промежуточной аттестации (по итогам учебной практики)……….16

11.Учебно-методическое и информационное обеспечение практики…………17

12.Материально-техническое обеспечение учебной практики………………...17

13. Приложение 1. Титульный лист отчета по практики……………………….19

3


Введение

1. Цели учебной практики

Целями музейно-ознакомительной учебной практики являются:

формирование у студентов представлений о музее и его функциях,

видах, формах работы и методах практической музейной деятельности;

развитие профессиональных умений и личностных качеств (комму-

никативных, организаторских, аналитических) студентов.

2. Задачи учебной практики

Задачами учебной музейно-ознакомительной практики являются:

получение представлений у студентов о профессиональной музей-

ной деятельности и о специфике избранного направления и профиля подготов-

ки высшего профессионального образования;

знакомство с основными типами и видами музейных и туристиче-

ских учреждений;

изучение нормативно-правового обеспечения деятельности учреж-

дения и его сотрудников;

освоение навыков практической музейной и основами выставочной

работы;

определение адекватности профессиональной ориентации студен-

тов и формирование у них осознанного отношения к освоению избранной про-

фессии, и к обучению в вузе.

Данные задачи учебной музейно-ознакомительной практики соотносятся с задачами профессиональной деятельности:

осуществление комплекса практических мероприятий по организа-

ции культурно и социально значимых видов музейной деятельности обучаю-

щихся, развитие профессиональных инициатив, культурно-образовательных проектов.

4

3. Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата

Учебная музейно-ознакомительная практика входит в раздел Б.5 «Учебная и производственная практики» профессионального цикла образовательной про-

граммы по направлению подготовки «072300.62 – Музеология и охрана объек-

тов культурного и природного наследия», квалификация (степень) «бакалавр».

Учебная музейно-ознакомительная практика является важным этапом подготовки музееведов. Теоретическая основа данной практики формируется в результате изучения, следующих дисциплин «Археология», «Этнология», «Ос-

новы информационной культуры личности», «Музеи мира». Они в своей сово-

купности формируют у студента представления о культуре конкретных истори-

ческих эпох: феноменах, персоналиях, видах и системе памятников, методах их исследования и интерпретации.

Содержание практики охватывает круг вопросов, связанных с посещени-

ем музея, знакомством с тематическими экспозициями, анализом и обсуждени-

ем экспозиций, базовыми понятиями музеологии, зарождением музеологии, как области практической деятельности, историей музейной науки, соотношением музейной деятельности с наукой, образованием, обществом, личностью, куль-

турным и природным наследием. Практиканты получают первичные навыки экскурсионно-туристической деятельности, знакомятся с основами фондовой,

реставрационной, экспозиционно-выставочной работы.

Знания и умения, полученные в ходе музейно-ознакомительной практики,

являются предшествующими для изучения таких дисциплин как «Основы му-

зеологии», «Основные направления музейной деятельности», «Основы выста-

вочной деятельности», «Музейная педагогика», «Технология Экскурсионной деятельности».

4. Формы проведения учебной практики

Основными формами проведения музейно-ознакомительной учебной практики являются: инструктажи по безопасности, практические занятия, кон-

сультации со специалистами баз практики, самостоятельная работа студента.

5


Организация практики, также предусматривает следующие формы организации учебного процесса: мастер-классы, семинары, консультации; знакомство с ор-

ганизацией культурно-образовательных мероприятий: экскурсиями, музейными уроками, праздниками в музеях, туристических и социокультурных учреждени-

ях.

Научно-просветительские музейные акции, различные мероприятия, а

также научно-исследовательская работа: с источниками, участие в конференци-

ях и т.д.

Программой практики предусмотрены следующие формы контроля: те-

кущий контроль успеваемости в форме практического семинара, рубежный контроль в форме дифференцированного зачета.

5. Место и время проведения учебной практики

Учебная музейно-ознакомительная практика продолжительностью 2 не-

дели организуется на 2 курсе в 4 семестре обучения. Занятия по учебной музей-

но-ознакомительной практике представляют вид групповых учебных занятий,

непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подго-

товку обучающихся; организация данных занятий предполагается на базе сле-

дующих типов и видов музейных учреждений:

общеобразовательные учреждения (школьные музеи);

музеи высших учебных заведений;

музеи различных профилей;

музейные учреждения;

туристические фирмы и организации.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения

учебной практики

Процесс прохождения учебной музейно-ознакомительной практики в со-

ответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

6

высшего профессионального образования по направлению подготовки 072300

«Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»,

профили «Культурный туризм и экскурсионная деятельность», «Выставочная деятельность» направлен на формирование элементов следующих компетен-

ций:

Практические задания музейно-ознакомительной учебной практики направле-

ны на формирование общекультурных ОК-2, , ОК-5

компетенций:

способность логически верно, аргументировано и ясно строить уст-

ную и письменную речь (ОК-2);

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обла-

дает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 5);

Практика нацелена на формирование следующих профессиональных ПК-1,

ПК-2, ПК-4, ПК-13, ПК-14, ПК-17 компетенций:

быть способным применять теоретические основы и инструмента-

рий (методы) историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и при-

родного наследия (ПК-1);

способен понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования, используя адекватные ме-

тоды обработки, анализа и синтеза информации, и представлять ре-

зультаты исследования (ПК-2);

быть способным к оформлению результатов научных исследований:

научных отчетов, обзоров, аналитических справок и пояснительных записок (ПК–4);

быть готовым к участию в разработке выставочных и экспозицион-

ных проектов (ПК-13);

7


готов к участию в разработке разделов региональных программ по сохранению и освоению культурного и природного наследия, в том числе – в туристической сфере (ПК-14);

быть готовым к участию в разработке культурно-образовательных программ в системе музейных учреждений, культурных центров,

экскурсионных и туристических фирм (ПК-17);

В результате прохождения данной учебно-ознакомительной практики обу-

чающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения и профессиональные компетенции:

знать:

основы своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполне-

нию профессиональной деятельности (ОК-5);

методы исследования объектов историко-культурного и природного наследия,

сосредоточенных в музее (ПК-1);

основы работы с архивными материалами и научной литературой (ПК-4);

уметь:

анализировать научную информацию, используя профессиональные методы обработки, информации, и представлять результаты исследования (ПК-2);

разрабатывать разделы региональных программ по сохранению и освоению культурного и природного наследия, в туристической сфере (ПК-14);

владеть:

логикой изложения знаний полученных результатов и практическими навыками научно-исследовательских и прикладных разработок (ОК- 2);

основами выставочно-экспозиционного проектирования (ПК-13);

методическими приемами разработки культурно-образовательных программ в музейных, экскурсионных и туристических учреждениях

(ПК-17);

8

7. Структура и содержание учебной практики

Общая трудоемкость учебной (музейно-ознакомительной) практики со-

ставляет 2 недели, 3 зачетных единицы, 108 часов.

7.1. Структура учебной практики

Разделы (этапы) практики

Виды работы,

на практи-

Формы текущего контро-

п/п

 

ке, включая СРС и тру-

ля

 

доемкость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(в часах)

 

 

 

 

1

2

3

4

 

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

Ауд.

 

СРС

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Участие в работе установочной

4

2

 

2

Оформление в дневнике

 

конференции

 

 

 

 

практики:цели и задач

 

 

 

 

 

 

практики;

 

 

 

 

 

 

содержание заданий.

2.

Общее знакомство с деятельно-

54

26

 

30

Практические занятия.

 

стью музея: фондовой, экспозици-

 

 

 

 

Составление части отчета,

 

онной, экскурсионной

 

 

 

 

характеризующей функ-

 

 

 

 

 

 

циональную деятельность

 

 

 

 

 

 

музея.

3.

Работа с документацией

10

4

 

6

Анализ и описание доку-

 

 

 

 

 

 

ментации музея.

4.

Практическая музейно-

18

4

 

14

Практические занятия.

 

образовательная, (выставочная)

 

 

 

 

Отчет о выполнении.

 

работа и др.

 

 

 

 

 

5.

Подготовка отчета по музейно-

16

4

 

12

Проверка отчета о прохо-

 

ознакомительной практике (обра-

 

 

 

 

ждении практики, подго-

 

ботка материала, написание отчета

 

 

 

 

товка выступления на

 

о прохождении учебной практики)

 

 

 

 

итоговой конференции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

108

40

 

68

 

 

 

 

 

 

 

 

9


7.2. Содержание учебной практики

Содержание практики

 

Результаты

 

п/п

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

1. Общее знакомство с музеем и его функциями: фондовой, экспозиционно-

 

выставочной, культурно-образовательной (экскурсионной) и др. видами

 

 

1.1. Подготовительный этап практики

 

 

 

Знакомство студентов с историей создания

Формируемые компетенции:

 

– быть способным логически верно,

 

 

 

 

музея, функциями и основными видами его

аргументировано и ясно строить уст-

 

деятельности – фондовой, выставочно-

ную и письменную речь (ОК-2);

 

 

 

 

экспозиционной, экскурсионной, научно-

- быть способным применять теоре-

 

исследовательской, информационно-

тические основы и инструментарий

 

(методы) историко-культурного и му-

 

 

 

 

коммуникативной, просветительской. Состав-

зеологического знания в исследова-

 

ление индивидуального графика и плана прак-

ниях современного музея и объектов

 

культурного и природного наследия

 

 

 

 

тических заданий.

 

(ПК-1);

 

 

 

 

В результате изучения темы сту-

 

 

 

дент должен:

 

 

1.2.. Самостоятельное информационное

знать:

 

 

изучение и выявление специфики деятельно-

объекты историко-культурного и

 

природного наследия, сосредоточен-

 

 

 

 

сти музея.

 

ные в музее (ПК-1);

 

 

Определение методов работы музея на основе

уметь:

 

 

анализировать деятельность музея,

 

 

 

 

изученных различных материалов.

Составле-

направленную на сохранения истори-

 

ние списка научной литературы, информаци-

ко-культурного и природного насле-

 

дия (ПК-1);

 

 

 

 

 

 

онной справки о музее и т.д.

 

владеть: способностью грамотно и

 

 

 

логично излагать результаты полу-

 

 

 

ченных знаний (ОК-2).

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

2. Практическая музейно-образовательная, (выставочная) работа

 

 

2.1 Культурно-образовательная

работа.

 

 

 

Специфика форм культурно-образовательной

Формируемые компетенции:

 

быть готовым к участию в разработке

 

 

 

 

деятельности музея. Методические разработки

выставочных и экспозиционных про-

 

мероприятий.

 

ектов

(ПК-13);

 

 

быть готовым к участию в разработке

 

 

 

 

 

 

культурно-образовательных

про-

 

 

 

грамм в системе музейных учрежде-

 

 

 

ний, культурных центров, экскурси-

 

 

 

онных и туристических фирм (ПК-

 

 

 

17);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10