Файл: История этнокультурных центров курсовая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 255

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство культуры Российской Федерации

Кемеровский государственный университет культуры и искусств

Институт музыки

Кафедра теории и истории народной художественной культуры

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Курсовая работа

Кемерово 2012

Министерство культуры Российской Федерации

Кемеровский государственный университет культуры и искусств

Институт музыки

Кафедра теории и истории народной художественной культуры

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Курсовая работа

Выполнил

: Ховалыг Хеймер-оол Ким-оолович,

студент V курса группы ТиИНХК-081

________________________________________

Научный руководитель: Новиков Д. В.,

кандидат исторических наук,

доцент__________________________________

Дата допуска к защите:

Кемерово 2012

1.1. Этнополитическая ситуация в современной России

Во второй половине ХХ в. был определен особый правовой статус малочисленных коренных народов на международном уровне. С распадом Союза на местах начали развертываться национальные движения, представляющие интересы этнических групп разных регионов. К ним относится движение представителей автохтонных этносов Севера, Сибири и Дальнего Востока. 12 июня 1990 г. увидела свет декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Этот акт положил начало массовому созданию национальных общественно-политических организаций на территории Российской Федерации. На уровне субъектов РФ формируются органы, специализирующиеся на данных вопросах. Культурное возрождение коренного населения осуществляется национальной интеллигенцией, при поддержке местных органов власти.


Россия представляет собой сложное полиэтничное образование, объединяющее народы различных языковых групп, культур и конфессий. Этническим ядром страны являются русские, составляющие более 80% ее народонаселения. Однако это не позволяет отнести страну к типу моноэтнических государств по ряду причин: во-первых, территория России является исторической родиной многих народов, сохранивших свою культурную самобытность и не ассимилировавшихся с русским большинством; во-вторых, за советский период истории России многие ее народы сформировали основы своей государственности, которая осознается в настоящее время как величайшая ценность и историческое достижение; в-третьих, вследствие противоречивости национальной политики советского периода (направленной одновременно и на унификацию народов, и на организацию их государственности) повсеместно в СССР, и в России в том числе, сложилась этническая стратификация, в основе которой лежат различия в экономическом, демографическом и политическом статусах народов. Разрушение сложившейся политической системы в СССР происходило параллельно с возникновением и развитием этнополитической напряженности и конфликтности. В России этот процесс имел определенную специфику, которая определяется историческим и этнокультурным своеобразием ее регионов.

Этнополитические процессы в стране протекают по-разному в зависимости от специфики сложившихся социокультурных и социально-экономических регионов страны. Можно выделить четыре региона активного проявления этнополитического процесса: российский север (территория расселения финно-угорских народов), южно-сибирский район (зона политической активности якутов, тувинцев, бурят), татаро-башкирский район, северокавказский. Этнополитический процесс в этих регионах прошел несколько этапов.

Первый этап (конец 80-х гг. — 1991 г.) характеризуется повсеместным созданием национально-культурных обществ, декларирующих задачу возрождения этнокультурной самобытности, позднее — повышения статуса языков титульных народов. В этот период происходит суверенизация автономий России — они обретают статус самостоятельных республик в составе Российской Федерации, законодательно оформляется государственный статус языков титульных народов. Этнокультурные общества формируются в качестве общественно-политических движений, съездов народов, которые активно обсуждают проблемы становления этнократической формы государственности в республиках.


Второй этап (1991г. —1994 г.). Ведущей тенденцией данного этапа является борьба внутри республик между официальной властью и национально-политическими движениями по поводу государственного устройства республик, их политического статуса. Важными вехами этого этапа, повлиявшими на урегулирование этнополитических проблем, явились подписание Федеративного договора и утверждение Конституции Российской Федерации (1993 г.).

Третий этап начался в 1995 г. Для этого периода характерна тенденция урегулирования межэтнических противоречий на внутриреспубликанском уровне, переход к фазе укрепления республиканской государственности, потеря инициативы национально-политическими движениями и партиями (что наглядно проявилось в утрате ими поддержки электората на республиканских выборах), разработка стратегии национальной политики и оптимизации пути федерализации страны.

Развитие этнополитического процесса в России в 90-х гг. прошло фазу противостояния политических сил, ориентированных на сепаратизм и сохранение целостности страны. Можно констатировать, что непосредственная угроза распада России миновала. Однако по-прежнему остается целый комплекс пока не урегулированных проблем межэтнических отношений, в числе которых на первом месте — социально-экономическая и политическая разностатусность народов. Все более очевидной становится проблема необходимости формирования общегражданского национального самосознания населения России, которое должно приобрести доминирующий характер по отношению к локальным этнокультурным различиям. От решения этой проблемы зависит стабилизация этнополитической обстановки нежели от достижения успехов в преодолении кризисных тенденций в экономике.

На рубеже XX - XXI вв. наблюдаются кардинальные изменения в социально-экономической и этно-демографической ситуации в национальных районах. Они обозначили ряд социальных проблем, которые требуют своего разрешения в рамках федеральной концепции национальной политики и при формировании программ социально-экономического развития отдельных народов на региональном уровне.

Формирование и реализация курса политики во многом определяется позицией части коренного населения (прежде всего интеллигенции) и создаваемых социальных институтов, которые представляют интересы национальных меньшинств. Это связано с нерешенностью ряда проблем в советский период, а затем резким переходом к рыночным реформам в конце 1980-х -1990-е гг., что способствовало формированию в их среде устойчивого мнения о том, что проводимый государством курс национальной политики игнорировал, а иногда и входил в противоречие с этническими интересами коренного населения. И, во-вторых, это стало своеобразным «катализатором» возникновения и развития «национальных движений».


Для современного периода характерно формирование «политических платформ» национальных объединений по ряду ключевых вопросов: сохранение «этнической территории», правовое закрепление приоритетного природопользования для сельских анклавов, право на административно-территориальные формы автономии, формирование «национального» самоуправления.

Этнокультурное образование Тувы сохраняет ведущие позиции в современной системе образования Туве. Подавляющее большинство школ в республике являются смешанными: в них есть классы с русским и тувинским языком обучения. По данным 2008 г. из 166 школ республики 148 смешанных (89%), 13 школ с русским языком обучения (8%) и 5 школ с тувинским языком обучения (3%).

В национальных школах (классах) родной язык является языком обучения и предметом изучения с 1-го по 6-й класс. С 7-го класса предметы ведутся на русском языке, но родной язык и литература остаются предметами изучения до 11-го класса. Объемы учебной нагрузки по русскому языку в национальных школах (классах) в 0,6 раза меньше, чем в школах с русским языком обучения. В школах Тувы в 8 классе ведется «География Тувы», в 9 классе - «История Тувы», а в некоторых из них такие курсы, как «Народная педагогика», «Традиции народа» и др.

С этого года единый федеральный стандарт (ФГОС) введен в 26 школах, со следующего года на него перейдут все общеобразовательные учреждения Тувы.

Сегодня мы дадим прогноз перспективам этнокультурного образования в Туве, опираясь на анализ существующих проблем и общую ситуацию. Чтобы репрезентативные опросы школы могли проводить сами, газета впервые публикует методический инструментарий исследования. В этом номере представлены вопросы учителям, а в следующем номере будет анкета для родителей и примерная инструкция по проведению опроса в школе.

Проблемы

Во-первых, это выявленный низкий уровень информированности учителей и руководителей школ Тувы о внесенных поправках в Федеральный закон «Об образовании». Данная ситуация, безусловно, может рассматриваться как неблагоприятная, поскольку препятствует формированию активного социального отношения учителей, их участию в обсуждении важных законопроектов. Лишь со второй половины этого года информация о нововведениях начала целенаправленно доводиться до сведения учителей на семинарах и курсах повышения квалификации, в ходе консультаций.

Во-вторых, малый объем учебных часов на изучение тувинского языка и литературы и недостаточное учебно-методическое обеспечение предметов с этнокультурной направленностью (прежде всего, географии и истории Тувы). Назрела необходимость в подготовке учебника, карт и доступного атласа по географии Тувы, нового издания учебника по истории Тувы, а также рабочих тетрадей, карт и хрестоматий. По мнению учителей, это не позволяет дать ученикам глубокие системные знания, а также в полной мере использовать потенциал этих предметов вформировании регионального и российского патриотизма в молодежной среде.


В-третьих, отмеченные в ходе опроса негативные тенденции в этноязыковой сфере - активное смешениетувинского, русского и других языков (61,3%), уменьшение читательской аудитории тувинской литературы и фольклора (51%), уменьшение использования тувинского языка в разговорной речи (47,5%), недостаточное распространение и случаи неграмотного применения тувинского языка в СМИ (36,7%). Немалая часть людей выразила недовольство степенью использования тувинского языка в делопроизводстве («недостаточно часто» - 34,9%, «очень мало» - 38,5%).

В-четвертых, неустойчивость (порой противоречивость) мнения родителей. В ситуации активного внимания к теме этнокультурного образования, обсуждения его значения и перспектив родители выражают весьма заинтересованное отношение («крайне нужны»). Однако, когда речь идет о поступлении их собственного ребенка в ВУЗ и улучшении знаний русского языка предметами с этнокультурной направленностью готовы пренебречь.

Прогноз

Результаты опросов общественного мнения с учетом выявленных проблем все же позволяют дать относительно благоприятный прогноз перспективам сохранения предметов с этнокультурной направленностью в Туве. Что дает основание дать такой прогноз?

Во-первых, существование национально-государственного образования - Республики Тыва (с 1990 г.) с действующим субъектом законодательной власти (Верховный Хурал – Парламент РТ), правомочным принимать законы, действующие на территории региона. Во-вторых, численное доминирование тувинцев в республике (77% от общей численности населения по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.).

В-третьих, официально закрепленный статус тувинского языка как государственного языка РТ (с 1990 г.) и связанная с ним обязательность использования языка во многих сферах жизнедеятельности социума, прежде всего, общественно-политической и культурной.

В-четвертых, длительная (уже сложившаяся) традиция преподавания этих предметов в школах республики. Родной язык и литература преподавались еще в советский период, а история и география Тувы были введены в начале 1990-х гг. в результате настойчивых требований представителей тувинской интеллигенции и активной части местных жителей, прежде всего, в сельских школах Тувы (т.е. инициатива их введения шла «снизу», а не «сверху»).

В-пятых, наличие научно-методической основы преподавания благодаря работе Тувинского института гуманитарных исследований (секторы тувинского языка, фольклора, тувинской литературы), Института развития национальной школы Министерства образования, науки и молодежной политики РТ, Тувинского госуниверситета (кафедры теории и методики обучения русскому и тувинскому языкам в начальной школе, тувинского и общего языкознания, тувинского фольклора и литературы). По ряду курсов опубликованы научные монографии, учебники и учебные пособия. Кроме того, в ТывГУ ведется подготовка учителей родного языка и литературы, учителей истории и географии.