ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.05.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 0
Роль камнерезного искусства в сохранении народной художественной культуры тувинцев Традиции искусств
Из мест Российской Федерации, где ведется художественная обработка камня, выделяется Тувинская республика, где уникальным национальным достоянием является искусство народных мастеров-резчиков по камню. Тувинский камнерезный промысел развивает глубокие и прочные традиции создания скульптуры малых форм из агальматолита. Эта разновидность камня мягких пород имеет очень спокойный пастельный оттенок, в котором как бы мягко смешаны светло-серый и розово-коричневый цвета. В зависимости от способа отделки скульптура активно проявляет цветовые оттенки камня.
Тувинская скульптура малых форм – резьба по чонар-дашу – интереснейшее и оригинальное явление, своеобразный символ народной культуры. Здесь традиции искусства резьбы по камню сложились в условиях кочевого быта. Народные мастера делали игрушки, культовые принадлежности, шахматные фигурки, используя дерево, разные сплавы металлов, более условные изображения выполнялись из войлока. Мастера современного художественного промысла предпочитают камень, а создание скульптуры из агальматолита стало традицией. В условиях нового быта каменная пластика составила один из наиболее выразительных жанров народного творчества. Важной особенностью тувинской пластики является смелое нарушение пропорций тела животного, когда декоративная скульптура тувинских мастеров подчинена принципу силуэтного решения, что помогает ее выразительности и ясному восприятию даже в очень малых размерах. Этому же способствует традиционный прием обработки поверхности камня: сопоставление гладких поверхностей объема с деталями, проработанными укрупненной резкой, доведенной до выраженной орнаментации.
Тувинская скульптура на первый взгляд проста, статична. Но такое впечатление складывается лишь при предварительном знакомстве. Черты статичности здесь действительно прослеживаются. Однако тувинские мастера и последние годы добились значительных успехов в передаче внутренней динамики движения фигурок. Это достигается путем расчленения объема, придания силуэту изображаемых животных определенного ритма. Мастера-камнерезы изображают хорошо знакомых домашних животных - верблюдов, баранов, коней, коз. Это друзья и помощники человека, хозяина степей, скотовода. И потому они наделены чертами естественности. Резчики любят изображать животных отдыхающими, кормящими своих детенышей. Тогда особенно ярко раскрывается человечное отношение мастера к животным, а через это и к родной природе.
Сюжетно - тематический диапазон и иконографический характер тувинской народной скульптуры закреплен многолетней традицией и выявляется вполне определенно. Прежде всего, это изображение животных и зверей, обитающих в горах и степях Тувы. Наиболее часто можно встретить изображение коня, горного козла - серге, характерного тувинского яка - сарлыка, верблюда, быка, оленя. Во всех этих фигурках точно сочетаются декоративная стилизация и реалистическая достоверность.Народным мастерам присуще великолепное знание животных, их повадок, особенностей строения тела: ведь каждый из резчиков - потомственный охотник, скотовод, изо дня в день наблюдающий животных. Но в скульптуре мастера дают волю мысли, фантазии не просто изображают зверя, но стремятся выразить его состояние, настроение: упрямую силу быка, могучую красоту сарлыка, изящество оленя или косули, тревожную чуткость или готовность к бегству, терпеливую медлительность или непокорную страстность молодого зверя. Фигурку покрывают богатыми резными орнаментальным узором, в стилизованной форме воспроизводящим шерсть или гриву.
Работы тувинских мастеров сохраняют привязанность скульптурных изображений к древним ритуалам и обрядам. Частыми мотивами их скульптур являются драконы, духи, похожие на львов и других хищников. Их изображения канонизированы, но имеют много вариантов. Драконы строго подчинены силуэтному решению композиции и зачастую обильно покрыты орнаментальной резьбой. Реальный мир животных, которых хорошо знают мастера, составляет большую часть тувинской малой пластики. Быки и верблюды, кони и степные бараны, всадники-скотоводы и дети изображаются в свободных, естественных движениях, которые демонстрируют наблюдательность мастеров, их умение отразить через скульптурный образ важную частицу жизни.
Особое место в тувинской резьбе по камню занимает образ арзылана, сказочного чудовищного льва. Этот образ имеет аналогии в китайском искусстве, а также в творчестве других народов Востока. В точном переводе с тувинского арзылан означает лев, но настоящих львов вживую тувинские мастера не видели, и они создают своих арзыланов как сказочных персонажей. Позднее образ арзылана приобрел в тувинском народном творчестве самостоятельный, независимый от религии характер, стал пластическим воплощением силы. Вероятно, в Туву этот иконографический тип проник из Китая и частично был связан с декором ламаистских храмов. Исполнение их в камне отмечено необыкновенной тщательностью и четкостью. В скульптуре всегда выразительны соотношения резных деталей с гладкой поверхностью, что создает декоративную остроту даже в работах небольшого размера.
Значительное место в народном искусстве занимает создание из камня украшенных резной скульптурой предметов утилитарного назначения, таких как шахматы, чернильные приборы, пепельницы, резные печати и даже государственные гербы. Статичные изображения человека и животных служат основой для создания шахматных фигур. Особенно широкое распространение имеют шахматы. Они не похожи на европейские типы шахмат, традиционная иконография шахматных фигур здесь своеобразна: арзылан - ферзь как самая сильная шахматная фигура предстает в облике этого сказочного чудовища, верблюд – слон как легкая шахматная фигура ассоциируется с этим выносливым животным, способным пройти длинное расстояние по дорогам и бездорожью тувинских степей, конь изображается не в полфигуры, а полностью, спокойно стоящем на доске, как на пастбище, на четырех ногах. Необычайно интересен король в облике дамы высокого чина, одетой изысканно и богато. Органично используются при резьбе шахмат цвета агальматолита: черный камень - для черных фигур, все оттенки светлого - для белых. Многие шахматы, созданные руками тувинских народных резчиков, имеют большую художественную ценность, на мировом рынке она выражается в золотом весе.
Есть два легендарных месторождения агальматолита в нашей республике, где мастера добывают мягкий камень тувинские мастера-резчики. В западном районе Тувы, в Бай-Тайгинском кожууне, в месте Сарыг-Хая – Желтая Скала добывается агальматолит светлых оттенков. Столетиями из темной глубины, из-под толщи почвы находил солнечный камень тот, кто владел его секретом и умел видеть заключенный в нем волшебный образ. Только в руках истинного мастера оживали причудливые фигурки, оставляя в вечности мгновения жизни. Залежи камня темных оттенков агальматолита - серпентинита, находятся на сопках Аргалыга и Шеттиг-Арга, с. Ак-Туруг, Улуг-Хемского кожууна республики Тыва
Искусство камнерезной пластики имеет в Туве свою историю и глубокие корни. Самые ранние известные нам памятники датируются концом XIX- началом XX вв., однако традиции создания мелкой пластики зародились ещё в скифском зверином стиле, продолжились в степных каменных изваяниях, наскальных изображениях зверей и сцен охоты, рельефных узорах на оружии и предметах быта. Традиции этого ремесла складывались ещё в глубоком прошлом в условиях кочевого быта, когда первоначально фигурки животных вырезались как детские игрушки и имели распространение в тувинском народном быту. В первую половину XX века каменная пластика уже имела свои устоявшиеся традиции. Она фронтальная, антроморфная – в фас, анималистическая, симметричная и уравновешенная в профиль. При использовании декоративных качеств агальматолита мастера обращаются к народному эпосу. Это придавало тувинской скульптуре национальное своеобразие, простоту выразительности и легко схватываемую сущность. В дальнейшем именно эти характерные особенности тувинской пластики сформировали её художественное своеобразие.
Горы Бай-Тайги, окрестности древнего поселения Тээли, богаты залежами цветного агальматолита, который тувинцы называют чонар - даш – буквально «камень, который можно резать». Он действительно прекрасно поддается обработке простым острым ножом, не крошится, обладает даже своеобразной эластичностью, послушно выливается в ту пластическую форму, которую придает ему рука мастера. Красивы и разнообразны цвета и оттенки этого камня: он бывает черным с легким, как иней, серебристо-серым матовым оттенком или с блеском глубокой, как антрацит черноты; бывает белым, как снег; холодным, сероватым, с прожилками жемчужной проседи; бывает золотисто-розовым, нежным, как краски солнечного заката, и порою почти горячим по цвету, красным. В советский период сформировалась традиция вырезания скульптуры из мягкого камня - агальматолита. С этого времени каменная пластика стала одним из наиболее значительных видов народного искусства России. В трактовке отдельных видов, особенно фантастических и экзотических животных дракона, змеи, заметно влияние древней юго-восточной стилистики. Вероятно, воздействие этой традиции и определило высокий художественный уровень анималистических произведений. Красота и выразительность чётко очерченных силуэтов животных, контрасты гладких и гравированных поверхностей материала дополняются оттенками камня не только чёрного, серого, но и имеющего розоватые, голубоватые, зеленоватые вариации. В скульптуре Тувы начала XX в можно отметить существование двух стилей-манер: с одной стороны – предельная достоверность образа, реалистическая проработанность деталей, с другой – декоративная стилизация формы, элементы фантазии и воображения. Эти начала могут или соединятся, или доминировать одно над другим. С 1965 года, когда был создан Союз художников Тувинской АССР, началось привлечение народных умельцев к творческой жизни, к участию в выставках. Некоторые из них (М. X. Черзи, X. К. Хертек -Хуна, Б. С. Байынды) переехали из далекой Бай-Тайги, где рядом с богатейшими залежами агальматолита в горах издавна развивалась традиция резьбы по камню, или из Ак-Туруга в Кызыл. Началась система учебы молодежи: М. X. Черзи долгие годы вел занятия с подростками при Ак-Туругском детском доме; такую же школу в Бай-тайге, в поселке Тээли, создал X. К. Тойбухаа. Педагогические традиции резчиков старшего поколения, ныне ушедших из жизни, развивают их ученики. У М. X. Черзи, X. К. Тойбухаа, Б. С. Байынды занимались современные ведущие мастера тувинской народной скульптуры. Высоким авторитетом у молодежи пользуются Р. А. Аракчаа, которая работает в Кызыле, и К. М. Саая-Когел, живущий в Кызыл-Даге. К началу 1980-х годов в Туве существуют три постоянно действующих школы камнерезов: в поселке Тээли, где педагогическую работу отца продолжает сын X. К. Тойбухаа — Д. X. Дойбухаа, в поселке Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района, где юными резчиками руководит В. Ш. Салчак, и в Эрзине, где кружок возглавил Б. С. Дупчур. Из тридцати работавших в Туве в 1983 году мастеров-резчиков двенадцать были членами Союза художников СССР, пять ведут постоянную педагогическую работу и имеют несколько поколений учеников. Особенностью тувинского камнерезного промысла является прочная преемственность традиций и мастерства. Искусство обработки камня передается из поколения в поколение в рамках одной семьи, традиции переходят от отцов к детям. В развитии традиций своего национального искусства скульптуры, мастера Тувы смело расширяют тематику пластики малых форм и обновляют выразительные средства художественной обработки камня.
Искусство камнерезной пластики имеет в Туве свою историю и глубокие корни. Самые ранние известные нам памятники датируются концом XIX- началом XX вв., однако традиции создания мелкой пластики зародились ещё в скифском зверином стиле, продолжились в степных каменных изваяниях, наскальных изображениях зверей и сцен охоты, рельефных узорах на оружии и предметах быта. Традиции этого ремесла складывались ещё в глубоком прошлом в условиях кочевого быта, когда первоначально фигурки животных вырезались как детские игрушки и имели распространение в тувинском народном быту. В первую половину XX века каменная пластика уже имела свои устоявшиеся традиции. Она фронтальная, антроморфная – в фас, анималистическая, симметричная и уравновешенная в профиль. При использовании декоративных качеств агальматолита мастера обращаются к народному эпосу. Это придавало тувинской скульптуре национальное своеобразие, простоту выразительности и легко схватываемую сущность. В дальнейшем именно эти характерные особенности тувинской пластики сформировали её художественное своеобразие.
Горы Бай-Тайги, окрестности древнего поселения Тээли, богаты залежами цветного агальматолита, который тувинцы называют чонар - даш – буквально «камень, который можно резать». Он действительно прекрасно поддается обработке простым острым ножом, не крошится, обладает даже своеобразной эластичностью, послушно выливается в ту пластическую форму, которую придает ему рука мастера. Красивы и разнообразны цвета и оттенки этого камня: он бывает черным с легким, как иней, серебристо-серым матовым оттенком или с блеском глубокой, как антрацит черноты; бывает белым, как снег; холодным, сероватым, с прожилками жемчужной проседи; бывает золотисто-розовым, нежным, как краски солнечного заката, и порою почти горячим по цвету, красным. В советский период сформировалась традиция вырезания скульптуры из мягкого камня - агальматолита. С этого времени каменная пластика стала одним из наиболее значительных видов народного искусства России. В трактовке отдельных видов, особенно фантастических и экзотических животных дракона, змеи, заметно влияние древней юго-восточной стилистики. Вероятно, воздействие этой традиции и определило высокий художественный уровень анималистических произведений. Красота и выразительность чётко очерченных силуэтов животных, контрасты гладких и гравированных поверхностей материала дополняются оттенками камня не только чёрного, серого, но и имеющего розоватые, голубоватые, зеленоватые вариации. В скульптуре Тувы начала XX в можно отметить существование двух стилей-манер: с одной стороны – предельная достоверность образа, реалистическая проработанность деталей, с другой – декоративная стилизация формы, элементы фантазии и воображения. Эти начала могут или соединятся, или доминировать одно над другим. С 1965 года, когда был создан Союз художников Тувинской АССР, началось привлечение народных умельцев к творческой жизни, к участию в выставках. Некоторые из них (М. X. Черзи, X. К. Хертек -Хуна, Б. С. Байынды) переехали из далекой Бай-Тайги, где рядом с богатейшими залежами агальматолита в горах издавна развивалась традиция резьбы по камню, или из Ак-Туруга в Кызыл. Началась система учебы молодежи: М. X. Черзи долгие годы вел занятия с подростками при Ак-Туругском детском доме; такую же школу в Бай-тайге, в поселке Тээли, создал X. К. Тойбухаа. Педагогические традиции резчиков старшего поколения, ныне ушедших из жизни, развивают их ученики. У М. X. Черзи, X. К. Тойбухаа, Б. С. Байынды занимались современные ведущие мастера тувинской народной скульптуры. Высоким авторитетом у молодежи пользуются Р. А. Аракчаа, которая работает в Кызыле, и К. М. Саая-Когел, живущий в Кызыл-Даге. К началу 1980-х годов в Туве существуют три постоянно действующих школы камнерезов: в поселке Тээли, где педагогическую работу отца продолжает сын X. К. Тойбухаа — Д. X. Дойбухаа, в поселке Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района, где юными резчиками руководит В. Ш. Салчак, и в Эрзине, где кружок возглавил Б. С. Дупчур. Из тридцати работавших в Туве в 1983 году мастеров-резчиков двенадцать были членами Союза художников СССР, пять ведут постоянную педагогическую работу и имеют несколько поколений учеников. Особенностью тувинского камнерезного промысла является прочная преемственность традиций и мастерства. Искусство обработки камня передается из поколения в поколение в рамках одной семьи, традиции переходят от отцов к детям. В развитии традиций своего национального искусства скульптуры, мастера Тувы смело расширяют тематику пластики малых форм и обновляют выразительные средства художественной обработки.