Файл: КУРСОВАЯ КАМНЕРЕЗЫ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.05.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно изготовить сто брошей с яшмой в одинаковой металлической оправе, но они будут все разные. Их художественная ценность будет зависеть от цвета и рисунка каменной вставки в сочетании с металлической оправой. [21, с. 139].

Для художественной промышленности, которая изготавливает изделия из цветных камней, самой удобной классификацией является минералогическая шкала твердости, предложенная еще в 1822 г. австрийским минерологом Ф. Моосом. Она представляет собой набор стандартных минералов для определения относительной твердости методом царапания эталоном испытываемого минерала. За эталон приняты следующие 10 минералов, расположенные в порядке возрастания твердости: 1-тальк, 2-гипс, 3-кальцит, 4-флюорит, 5-апатит, 6-ортоклаз, 7-кварц, 8-топаз, 9-корунд, 10-алмаз. [4, с. 41].

По шкале твердости Мооса все камни делятся на три группы:

I-мягкие породы камня твердостью от 1 до 3, II-средние твердостью от 3 до 5 и III-твердые твердостью от 5 до 10.

Эти группы характеризуются не только относительной твердостью, но, что самое важное, технологией обработки.

Мягкие породы камня, например, обрабатывают режущими инструментами, изготовленными из инструментальных сталей, и абразивными инструментами из естественных материалов.

Средние породы камня обрабатывают твердосплавными, абразивными и алмазными инструментами. Абразивные инструменты изготавливаются из искусственных материалов.

Твердые породы камня обрабатывают в основном абразивно - алмазными инструментами и алмазными пастами. Применяются твердые абразивные материалы-карбид бора, карбид кремния, электрокорунд.

Все минералы и горные породы, применяемые для изготовления ювелирных и других художественных изделий, можно условно разделить на самоцветы и цветные камни (поделочные).

Как считает А.Е. Ферсман, строгого различия между цветными камнями нет. Все они обладают яркостью красок, блеском. Большинство из них устойчивы к кислотам и естественному выветриванию. [6, с. 21].

К самоцветам, по Ферсману, относят прозрачные или полупрозрачные минералы, обладающие высокими оптическими свойствами и идущие преимущественно в огранку (алмаз, рубин, сапфир, изумруд, топаз и многие другие). Твердость самоцветов 6-10 по Моосу.

Особую группу представляют органогенные материалы, т.е. органические вещества, применяемые в ювелирной промышленности (жемчуг, янтарь, гагат, кораллы). [1, с. 14].


При классификации камней следует учитывать и их назначение.

Как было указано выше, одни и те же самоцветы и цветные камни могут быть ювелирными, техническими или облицовочными. [20, с. 54].

Характерным примером является рубин-один из популярных камней в ювелирных изделиях, широко применяемый также и в технике. Всем известно, что из рубина изготавливают камни для часов. Технология изготовления граненых рубинов для ювелирной и часовой промышленности совершенно различна.

Лабрадорит-один из известных облицовочных камней, применяемых в строительстве. В то же время лабрадорит можно широко применять для ювелирных и других художественных изделий.

Халцедон (агат) - прекрасный материал для изготовления художественных и ювелирных изделий. В то же время из халцедона изготавливают ступки и другую техническую продукцию для химических лабораторий. В этом случае халцедон рассматривается уже как технический камень.

Естественно, что технология обработки изделий из одного и того же камня в зависимости от их назначения меняется. Но для каждого камня неизменным остается инструмент и вспомогательные материалы для его обработки. [11, с. 29].


1.4 История камнерезного искусства

Никто не знает, как давно появились у человека любовь к камням.

Археологические раскопки свидетельствуют, что все цивилизации высоко ценили их как предметы украшения культурного поколения. Мастера работавшие в этой области, выделялись среди прочих тем, что знали секреты подвластных их мастерству камней и, подобно магам и волшебником могли превращать их в любые предметы.

В течение многих веков искусство обработки камня оставалось под покровом тайны и только в последние десятилетие были раскрыты его секреты, так что любой из нас может научиться превращать материал предметы декоративно-художественного характера. [3, с. 49].

Бесцветный камень с различными оттенками от желтоватых до голубовато-зеленых, реже-красноватых или фиолетовых. Чаще встречается в виде масс, состоящих из тонких радиальных кристаллов; жногда имеет достаточную вязкость, что позволяет обрабатывать его в виде кабошонов или плоских пластин. Очень редко находят небольшие прозрачные фиолетовые кристаллы, из которых можно огранить чистые камни массой 1-3 кар (из Цумеба); такого же размера камни гранят из зеленых кристаллов из Мапими, но они редко бывают чистыми. Массивный материал поступает из Мапими (Дуранго, Мексика); фиолетовые кристаллы идут из Цумеба (Намибия), но недавно они найдены также в Мапими. [2, с. 16].

Чувствителен к нагреванию, хрупок, требует большого внимания при обдирке и наклейке; рекомендуется наклеивать холодным способом. Полируется окисью алюминия на деревянном или восковом круге. Углы коронки 40°, углы павильона 40°. Массивный материал не чувствителен к нагреванию, тогда как отдельные кристаллы.

АЗУРИТ

Минерал густого синего цвета, непрозрачный в массивном виде, но некоторые кристаллы прозрачны. Массивный азурит по сравнению с малахитом, с которым он часто встречается совместно, отличается меньшей плотностью и более низкой твердостью. Каменный материал чувствителен к нагреванию, тогда как отдельные кристаллы, пригодные для огранки, напротив, весьма чувствительны. Сырье для обработки должно быть как можно более твердым и плотным, чтобы исключить внедрение полирующего порошка в обрабатываемый материал.

Обдирка идет очень быстро; следует использовать только мелкозернистые круги и абразивы. Полируется на коже после продолжительного и осторожного мокрого шлифования абразивной бумагой с зерном 45 мкм. Наилучший полирующий материал окись алюминия, но вполне пригодна и окись хрома. После механического полирования для придания особого блеска поверхность вручную натирают куском чистой кожи, смоченной разбавленной суспензией окиси хрома. Прозрачные кристаллы можно полировать окисью алюминия на восковом круге. Углы коронки 40°, углы павильона 40°. Полирование ускоряется при добавлении одной-двух капель разбавленной соляной кислоты на столовую ложку воды, смешанной с окисью алюминия. При этом методе могут затравливаться примыкающие грани. При обработке массивного материала небольшая добавка кислоты к полирующему составу часто дает хорошие результаты.


Минерал редко встречается в значительных количествах. Большинство источников непродуктивно. Когда-то азурит поступал из различных месторождений шт. Юта и Аризона (особенно из месторождений Бисби и Моренси) в виде прекрасных образцов, содержащих малахит. Наиболее привлекателен материал с чередующимися слоями этих минералов (азурмалахит). Небольшие конкреции азурита или азурмалахита, нередко полые внутри, встречаются на месторождении Блу-Болл (горы Пайнал, шт. Аризона). Смесь куприта, азурита и малахита, имеющая низкую твердость и известная на рынке под названием «бурнит», полируется с трудом; в этом случае следует применять алмазный порошок крупностью 0,5 мкм на деревянном круге. Интересно окрашенные кристаллы азурита, пригодные для огранки, поступают из района Цумеб (Намибия). Значение камня в жизни человека, в становлении человеческого общества и особенно в истории культуры и искусства. [13, с. 64].

Как только наш далекий предок встал на ноги, он взял в руки камень. В 1891 г. на острове Ява в раннечетвертичных слоях были найдены останки одного из наших обезьяноподобных предков. Ученые назвали его питекантропом (обезьяночеловеком). Они жили около 800 тысяч лет назад. Питекантропы еще не знали огня, но уже умели изготавливать примитивные орудия труда и защиты из кремня.

В 1927-1937 гг. интересная находка была сделана в Китае, в селении Чоу-Кау-Тьен, недалеко от Пекина. Китайские ученые нашли в каменной пещере костные останки обезьянолюдей синантропов (китайский человек). Здесь же были найдены каменные орудия и обожженные камни, угли и зола.

Очень ценная находка была сделана в 1938 г. советским ученым А.П. Окладниковым. В Узбекистане, в пещере Тешик-Таш, он обнаружил останки первобытного человека. А.П. Окладникову посчастливилось найти останки неандертальцев, живших в эпоху великого оледенения.

Слово «неандерталец» происходит от названия долины Неандер - таль в Германии, где он впервые был найден. С помощью каменных ножей неандертальцы снимали шкуры с убитых животных.

И даже позже, к концу ледникового периода, около 20 тысяч лет назад, когда на земле жили уже кроманьонцы (древнейшие люди современного антропологического типа, названные так по находкам этих предков близ селения Кро-Маньон во Франции), камень играл первостепенную роль. Из него изготавливали различные предметы быта и орудия. Именно камень был первым орудием и предметом труда, благодаря которому жизнь наших предков пошла по новому пути, недоступному для животных, по пути труда, мышления и постепенного овладения силами природы.


Камень дал человеку огонь. Неизвестно, сколько прошло времени от первой искры, высеченной из кремня, до первого костра.

Огонь дал человеку не только тепло и свет в ночи, не только защиту от хищников, но и возможность сохранять добываемую пищу, особенно мясо, употреблять вареную или жареную пищу.

На каждом шагу первобытному человеку угрожала опасность и он должен был искать орудия труда и защиты. И именно камень-кремень благодаря своим исключительным свойствам стал необходим человеку для его существования. Он помогал ему добывать пищу, защищаться от хищников, а затем и обрабатывать землю, шкуры животных.

Из камня изготавливались наконечники для стрел, молотки, топоры и многие другие жизненно необходимые предметы быта.

Известны тысячи стоянок первобытного человека, десятки тысяч каменных орудий, достаточно совершенных и разнообразных. Трудно перечислить все предметы из камня и их назначение в жизни наших предков, но легко назвать камни, которые первыми были использованы человеком в те далекие времена. К ним относятся в первую очередь кремень и нефрит, кварцит, кварц, халцедон и обсидиан. И все это цветные камни. Именно цветной камень-нефрит явился незаменимым материалом для изготовления орудий.

На заре зарождения культуры в самых различных ее центрах нефрит наряду с кремнем стал первым орудием борьбы за жизнь и орудием труда. Из нефрита изготавливались ножи, молотки, наконечники к стрелам, а изделия из нефрита передавались из поколения в поколение.

Пластинки нефрита разной толщины, издающие при легком ударе чистый, прекрасный звук, использовали для услаждения слуха владетельных восточных вельмож.

В Армении, на холме Сатаридар, советскими археологами найдены тяжелые ручные рубила овальной, треугольной и миндалевидной формы не из кремня, а из обсидиана (вулканического стекла) - популярного сейчас цветного камня для изготовления художественных изделий.

Из камня же были получены первые краски. В палеолите началось использование минеральных красок-лимонита, окислов марганца. Позже в Древней Греции и Древнем Риме для получения синей краски ультрамарина-применялся цветной камень лазурит. Краска из лазурита отличалась не только красотой синего (ультрамаринового) цвета, но и стойкостью. В Великом Новгороде существовали в москательном ряду специальные красильные лавки. Именно в такой лавке приобрел афганскую чудо-краску замечательный живописец Дионисий для своего последнего творения-фресок Ферапонтова монастыря в Приозерье.