Файл: КУРСОВАЯ КАМНЕРЕЗЫ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.05.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интересные работы провели археологи в 1978 г. на Кольском полуострове. Как отмечают участники экспедиции Н. Турина, В. Шумкин, И. Гаврилова и Г. Синицина, особый интерес представляет поселение Устье Дроздовки. Получены новые данные о материальной культуре ранненеолитического (середина IV тысячелетия до н.э.) периода. Найдено много орудий из кварца, песчаника, сланца, многочисленные отщепы кремня и наконечников из них.

На стоянке Маяк обнаружены обломки наверший из мыльного камня с орнаментом. А в поселении Нерпичья Губа II-прекрасно выполненная, тоже из мыльного камня, голова белого медведя и заглаженная галька со сложным узором. Мыльный камень мягкий и хорошо поддается художественной резьбе.

Нет сомнения, что в эпоху неолита человек уже владел художественной резьбой по камню. Прошли века, но и до сих пор мыльный камень является излюбленным материалом для создания художественных изделий со сложной художественной резьбой, особенно в странах Азии.

Виртуозно владеют этим искусством вьетнамцы, китайцы и другие народы Азии. До сих пор в этих странах можно увидеть высокохудожественные объемные изделия из мыльного камня с ажурной резьбой, но не абстрактной, а с совершенно четко выраженным сюжетом.

«По бесовым следам» - это название рождено древней легендой, которая пыталась объяснить загадочное изображение следов человеческих ног на камне. Как отмечают авторы книги с таким же названием Я. Доманский и А. Столяр, «сколь бы фантастично это не звучало порой, сохранились как будто следы ног человека, жившего тысячи лет назад!…» И действительно, при изучении этих «следов» на гранитных скалах Карелии ученые убедились, что наши предки оставили следы своих ног, но не в прямом смысле слова, а в виде искусно выбитых на поверхности Карельского гранита изображений босых ног всей ступни с пятью пальцами.

Как мы видим даже из очень краткого изложения, камень был не только первым орудием труда, но и одним из первых материалов для изготовления произведений искусства.

И в бронзовом веке камень давал людям огонь, точил мечи и плуги. Из камня изготавливались саркофаги, увековечивая настоящее для будущего. Из камня создавались дворцы и храмы.

Одно из древнейших искусств-ваяние воплотило себя тоже в камне, особенно в белоснежном каррарском мраморе. И неотъемлемой частью различных украшений, в первую очередь ювелирных, был тоже камень камень-самоцвет. Первые мастерские по обработке камня были созданы еще до неолита, т.е. за многие тысячелетия. Но техника обработки камня развивалась и совершенствовалась чрезвычайно медленно.


Высохнет камень и опять потускнеет, поблекнет. Может быть, именно это удивительное явление вызвало у человека желание сохранить цвет, рисунок и блеск камня такими каковы они в воде. Природа как бы приоткрыла завесу, намекнула, вот, мол, каким может и должен быть камень, и задала человеку задачу.

Около десяти тысячелетий понадобилось, чтобы человек научился полировать камень. И до сих пор камнерез, геолог или любитель камня прежде всего смочит поверхность камня мокрой тряпкой, чтобы увидеть, каким он будет после полировки.

Древнерусское камнерезное искусство развивалось в органическом единстве с русской архитектурой. Преобразования Петра I, связанные с распространением научной жизни в России, имели самое непосредственное отношение и к развитию художественной обработки камня в России. Среди фабрик и заводов, учрежденных при Петре I, была и Петергофская гранильная фабрика.

Имеющиеся документальные данные, извлеченные из дел «Канцелярии от строений» показывают, что идея устройства фабрики по обработке камня в Петергофе относится к первой четверти XVIII в.

В 1721 г. в Петергофе строилась сначала ветряная, а затем водяная «пильная мельница», предназначенная вначале «пиловать мраморный и алебастровый камень, кроме крепкого». В 1725 г. последовал указ Петра I о расширении производства: «делать мельницу на 40 рам»; этой мельнице придавалось особое значение, и ходом ее строительства Петр I интересовался до самой смерти, требуя «делать ее с поспешением».

В период 1732-1748 гг. окончательно оформилась Петергофская «шлифовальная мельница» как фабрика изготовления художественных изделий из драгоценных и декоративных камней.

Во вторую половину XVIII в., в XIX столетии и до 1917 г. характер производства фабрики не изменялся. Значительным событием в ее истории было сооружение в 1777-1778 гг. по проекту архитектора Ю. Фельтена каменного здания взамен обветшавших деревянных строений.

На протяжении всей своей деятельности Петергофская фабрика была поистине школой культуры обработки камня в России. Художественные изделия быстро заслужили всемирную известность и неоднократно отмечались высокими наградами на международных выставках в Лондоне (1851 и 1868 гг.), Париже (1867 г.), Вене (1877 г.), Москве (1872, 1881 гг.) и т.д.

В 1940-1945 гг. А.Е. Ферсман подводит итог своим работам в области самоцветов и цветного камня. Весной 1945 г., не закончив еще работы над этим трудом, Александр Евгеньевич пишет проникновенное «Обращение к читателям» и заключительную главу будущей книги, помещенные в его посмертно издание «Очерки по истории камня».


Имя А.Е. Ферсмана навсегда вошло в историю отечественной и мировой науки, в историю камня, изучению которого он посвятил многие годы. Он верил, что «в культуре будущего, идущего по новым путям, камень как прекрасный материал природы войдет в повседневную жизнь. В нем. человек будет видеть воплощение непревзойденных красок и нетленности самой природы, к которым может прикоснуться только художник, горящий огнем вдохновения».

Как завещание ученикам, будущему поколению, а значит, и Вам, читатель, звучат слова замечательного ученого: «Шире, смелее дорогу камню в науку и технику, в искусство, архитектуру и самую жизнь яркую, красочную, полную труда и творчества!!» [3, с. 42].

Физико-механические свойства камней

Твердость. Под твердостью минерала принято понимать его сопротивляемость механическому воздействию или, точнее, способность одного тела (минерала) царапать другое, менее твердое.

Твердость минералов может быть установлена несколькими способами. Но особенно прочно в минералогию вошел склерометрический, который позволяет определить твердость путем царапания данного минерала острием из другого минерала. Соотношение твердостей по способу царапания различных материалов выражается, например, известной шкалой Мооса.

Только небольшая часть минералов имеет всегда определенный цвет. Эта окраска как бы неотъемлема от данного химического соединения-это его собственная, или так называемая идиохроматическая окраска (от греческих слов «идиос» - собственный, «хрома» - цвет, окраска); таким примером может служить малахит.

В других случаях окраска изменчива и не связана непосредственно с химическим составом минерала. Эта окраска аллохроматическая (от греческого слова «аллос» - иной, чужой). В данном случае окраска вызвана примесями красителями, которые называются хромофорами. К ним относятся в первую очередь железо, хром, медь, никель, титан, ванадий, марганец, кобальт и др. Помимо хромофоров имеются и другие причины окраски камня. А.Е. Ферсман предложил выделять следующие типы окраски минералов.

1. Идиохроматическая, обусловленная хромофорами.

2. Стереохроматическая, зависящая от структурных особенностей кристаллической решетки минерала.

3. Энергохроматическая, связанная с изменением энергетического состояния атомов под влиянием радиоактивного излучения.

4. Аллохроматическая, образуемая посторонними включениями и примесями другого минерала.


5. Псевдохроматическая, обусловленная рассеянием и интерференцией световых волн от поверхности и внутренних неоднородностей бесцветных кристаллов.

По наблюдениям А.Е. Ферсмана, чаще всего встречаются самоцветы зеленые, желтые, красные, реже фиолетовые и синие.

Из цветных камней самыми разнообразными по своей окраске являются яшмы, сочетающие в себе все цвета, кроме синего. Зато лазурит, само название которого происходит от слова «лазурь», как бы вобрал в себя все тона синего и голубого цвета.

Большую роль для восприятия цвета камня играет обработка его поверхности. Этим и объясняется особое значение полирования цветного камня, придающего обработанному изделию не только блеск, но и яркость цвета и рисунка. Часто окраска минерала зависит от освещения. Так называемый «дневной свет» меняет окраску камня.

Характер блеска зависит не только от степени отражения света от поверхности камня, но и от поглощения и преломления света во внутренних областях минерала. Эти свойства зависят также от химического состава и характера его кристаллической структуры. Для непрозрачных камней блеск определяется отражательной способностью. Сложный характер этого явления объясняет разнообразие типов блеска. Различают металлический и неметаллический блеск.

Металлический блеск (коэффициент преломления 2,6-3) характерен для непрозрачных блестящих минералов (гематит).

К неметаллическому блеску относятся:

алмазный блеск, характерный для прозрачных минералов с большим преломлением света (алмаз, фианит, циркон); коэффициент преломления таких минералов обычно 1,9-2,6;

стеклянный блеск, которым обладает группа прозрачных, полупрозрачных и непрозрачных минералов и горных пород со средним преломлением света (яшма и др.); коэффициент преломления 1,3-1,9;

перламутровый блеск (жемчуг);

шелковистый блеск, характерный для материалов с тонковолокнистым строением (селенит).

Различают также жирный, матовый и другие типы блеска.

Иризация (от латинского слова «ирис» - радуга) возникает под влиянием внутренних трещин в кварце или кальците, а также в некоторых разновидностях сероватого халцедона за счет полосчатости, уподобляющейся дифракционной решетке.

Белый луч, преломляясь на трещинах и полосах, разлагается на все цвета радуги, например у радужного агата. Частными случаями иризации является опалесценция опала-голубовато - белое мерцание поверхности камня, вызываемое интерференцией световых волн на мельчайших тонких пластинках натриево-кальциевого полевого шпата, присутствующих в пиритовых в ростках щелочных полевых шпатов.


К популярным цветовым эффектам относится переливчатость или волнистое мерцание. В некоторых случаях они обусловлены ориентированными полыми каналами или игольчатыми образованиями. Аналогичный эффект вызывают и волокнистые агрегаты, как, например, у соколиного глаза серо-синего цвета и коричневато-золотистого камня тигрового глаза. [24, с. 163].

Цветные камни и область его применения

О каждом цветном камне можно написать целую главу, а может быть, и книгу. Привыкли считать, что камни-это мир мертвого царства. А ведь камни рождаются, растут, образование их зависит от многих факторов, процессов, происходящих в недрах нашей планеты Земля, а может быть и во Вселенной.

Не случайно в настоящее время развиваются такие науки, как селенология («геология» Луны), ареология («геология» Марса); гермесология («геология» Меркурия).

Камни имеют свой характер (свойства) и даже свою судьбу, которая в большой степени зависит от человека. Задумайтесь об этом, когда будете обрабатывать камень, не относитесь к нему равнодушно. Именно от вас будет зависеть его дальнейшая судьба. От вас зависит, стать ему необходимым человеку, приносить радость или быть выброшенным на свалку.

Человеку известно более 150 видов цветных камней. Мы ознакомимся только с теми, которые находят самое широкое применение в промышленности в прикладном искусстве, для изготовления ювелирных и других художественных изделий.

К ним относятся неповторимые рисунчатые агаты, розовые сердолики, голубые и синие лазуриты, орлец, легендарные янтарь и бирюза, бесконечное разнообразие яшм, малахит и другие минералы и горные породы, которые являются гордостью нашей Родины.

В природе гипс встречается в виде кристаллов, зернистых масс и волокнистого строения. Спайность весьма совершенная. Кристаллический гипс бывает бесцветный, прозрачный или непрозрачный. Встречается белого, буроватого цвета различных оттенков.

Для художественных камнерезных изделий применяют тонкозернистый гипс, красиво окрашенный (розовый, серый с прожилками, мраморовидный). Обычно из такого гипсового камня изготавливают объемные изделия, чаще всего скульптуру малых форм. Всем известны совы (ночники), слоны и другие фигурки различных животных.

Гипс волокнистого строения с красивым шелковистым отливом белого и желтоватого цвета называется селенитом. Изделия из селенита, чаще всего малогабаритные, пользуются большим спросом. Основные предприятия по изготовлению художественных камнерезных изделий из гипсового камня находятся у его месторождений на Урале, в Ордынском районе. В Кунгуре и его окрестностях резьба по гипсу традиционна, и мастерство резчиков передается от поколения в поколение. Оно давно стало народным творчеством уральских умельцев.