Файл: КУРСОВАЯ КАМНЕРЕЗЫ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.05.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.4 История камнерезного искусства

Никто не знает, как давно появились у человека любовь к камням.

Археологические раскопки свидетельствуют, что все цивилизации высоко ценили их как предметы украшения культурного поколения. Мастера работавшие в этой области, выделялись среди прочих тем, что знали секреты подвластных их мастерству камней и, подобно магам и волшебником могли превращать их в любые предметы.

В течение многих веков искусство обработки камня оставалось под покровом тайны и только в последние десятилетие были раскрыты его секреты, так что любой из нас может научиться превращать материал предметы декоративно-художественного характера. [3, с. 49].

Бесцветный камень с различными оттенками от желтоватых до голубовато-зеленых, реже-красноватых или фиолетовых. Чаще встречается в виде масс, состоящих из тонких радиальных кристаллов; жногда имеет достаточную вязкость, что позволяет обрабатывать его в виде кабошонов или плоских пластин. Очень редко находят небольшие прозрачные фиолетовые кристаллы, из которых можно огранить чистые камни массой 1-3 кар (из Цумеба); такого же размера камни гранят из зеленых кристаллов из Мапими, но они редко бывают чистыми. Массивный материал поступает из Мапими (Дуранго, Мексика); фиолетовые кристаллы идут из Цумеба (Намибия), но недавно они найдены также в Мапими. [2, с. 16].

Чувствителен к нагреванию, хрупок, требует большого внимания при обдирке и наклейке; рекомендуется наклеивать холодным способом. Полируется окисью алюминия на деревянном или восковом круге. Углы коронки 40°, углы павильона 40°. Массивный материал не чувствителен к нагреванию, тогда как отдельные кристаллы.

АЗУРИТ

Минерал густого синего цвета, непрозрачный в массивном виде, но некоторые кристаллы прозрачны. Массивный азурит по сравнению с малахитом, с которым он часто встречается совместно, отличается меньшей плотностью и более низкой твердостью. Каменный материал чувствителен к нагреванию, тогда как отдельные кристаллы, пригодные для огранки, напротив, весьма чувствительны. Сырье для обработки должно быть как можно более твердым и плотным, чтобы исключить внедрение полирующего порошка в обрабатываемый материал.

Обдирка идет очень быстро; следует использовать только мелкозернистые круги и абразивы. Полируется на коже после продолжительного и осторожного мокрого шлифования абразивной бумагой с зерном 45 мкм. Наилучший полирующий материал окись алюминия, но вполне пригодна и окись хрома. После механического полирования для придания особого блеска поверхность вручную натирают куском чистой кожи, смоченной разбавленной суспензией окиси хрома. Прозрачные кристаллы можно полировать окисью алюминия на восковом круге. Углы коронки 40°, углы павильона 40°. Полирование ускоряется при добавлении одной-двух капель разбавленной соляной кислоты на столовую ложку воды, смешанной с окисью алюминия. При этом методе могут затравливаться примыкающие грани. При обработке массивного материала небольшая добавка кислоты к полирующему составу часто дает хорошие результаты.


Минерал редко встречается в значительных количествах. Большинство источников непродуктивно. Когда-то азурит поступал из различных месторождений шт. Юта и Аризона (особенно из месторождений Бисби и Моренси) в виде прекрасных образцов, содержащих малахит. Наиболее привлекателен материал с чередующимися слоями этих минералов (азурмалахит). Небольшие конкреции азурита или азурмалахита, нередко полые внутри, встречаются на месторождении Блу-Болл (горы Пайнал, шт. Аризона). Смесь куприта, азурита и малахита, имеющая низкую твердость и известная на рынке под названием «бурнит», полируется с трудом; в этом случае следует применять алмазный порошок крупностью 0,5 мкм на деревянном круге. Интересно окрашенные кристаллы азурита, пригодные для огранки, поступают из района Цумеб (Намибия). Значение камня в жизни человека, в становлении человеческого общества и особенно в истории культуры и искусства. [13, с. 64].

Как только наш далекий предок встал на ноги, он взял в руки камень. В 1891 г. на острове Ява в раннечетвертичных слоях были найдены останки одного из наших обезьяноподобных предков. Ученые назвали его питекантропом (обезьяночеловеком). Они жили около 800 тысяч лет назад. Питекантропы еще не знали огня, но уже умели изготавливать примитивные орудия труда и защиты из кремня.

В 1927-1937 гг. интересная находка была сделана в Китае, в селении Чоу-Кау-Тьен, недалеко от Пекина. Китайские ученые нашли в каменной пещере костные останки обезьянолюдей синантропов (китайский человек). Здесь же были найдены каменные орудия и обожженные камни, угли и зола.

Очень ценная находка была сделана в 1938 г. советским ученым А.П. Окладниковым. В Узбекистане, в пещере Тешик-Таш, он обнаружил останки первобытного человека. А.П. Окладникову посчастливилось найти останки неандертальцев, живших в эпоху великого оледенения.

Слово «неандерталец» происходит от названия долины Неандер - таль в Германии, где он впервые был найден. С помощью каменных ножей неандертальцы снимали шкуры с убитых животных.

И даже позже, к концу ледникового периода, около 20 тысяч лет назад, когда на земле жили уже кроманьонцы (древнейшие люди современного антропологического типа, названные так по находкам этих предков близ селения Кро-Маньон во Франции), камень играл первостепенную роль. Из него изготавливали различные предметы быта и орудия. Именно камень был первым орудием и предметом труда, благодаря которому жизнь наших предков пошла по новому пути, недоступному для животных, по пути труда, мышления и постепенного овладения силами природы.


Камень дал человеку огонь. Неизвестно, сколько прошло времени от первой искры, высеченной из кремня, до первого костра.

Огонь дал человеку не только тепло и свет в ночи, не только защиту от хищников, но и возможность сохранять добываемую пищу, особенно мясо, употреблять вареную или жареную пищу.

На каждом шагу первобытному человеку угрожала опасность и он должен был искать орудия труда и защиты. И именно камень-кремень благодаря своим исключительным свойствам стал необходим человеку для его существования. Он помогал ему добывать пищу, защищаться от хищников, а затем и обрабатывать землю, шкуры животных.

Из камня изготавливались наконечники для стрел, молотки, топоры и многие другие жизненно необходимые предметы быта.

Известны тысячи стоянок первобытного человека, десятки тысяч каменных орудий, достаточно совершенных и разнообразных. Трудно перечислить все предметы из камня и их назначение в жизни наших предков, но легко назвать камни, которые первыми были использованы человеком в те далекие времена. К ним относятся в первую очередь кремень и нефрит, кварцит, кварц, халцедон и обсидиан. И все это цветные камни. Именно цветной камень-нефрит явился незаменимым материалом для изготовления орудий.

На заре зарождения культуры в самых различных ее центрах нефрит наряду с кремнем стал первым орудием борьбы за жизнь и орудием труда. Из нефрита изготавливались ножи, молотки, наконечники к стрелам, а изделия из нефрита передавались из поколения в поколение.

Пластинки нефрита разной толщины, издающие при легком ударе чистый, прекрасный звук, использовали для услаждения слуха владетельных восточных вельмож.

В Армении, на холме Сатаридар, советскими археологами найдены тяжелые ручные рубила овальной, треугольной и миндалевидной формы не из кремня, а из обсидиана (вулканического стекла) - популярного сейчас цветного камня для изготовления художественных изделий.

Из камня же были получены первые краски. В палеолите началось использование минеральных красок-лимонита, окислов марганца. Позже в Древней Греции и Древнем Риме для получения синей краски ультрамарина-применялся цветной камень лазурит. Краска из лазурита отличалась не только красотой синего (ультрамаринового) цвета, но и стойкостью. В Великом Новгороде существовали в москательном ряду специальные красильные лавки. Именно в такой лавке приобрел афганскую чудо-краску замечательный живописец Дионисий для своего последнего творения-фресок Ферапонтова монастыря в Приозерье.


Археологи подтверждают, что в раскопках жилищ наших древних предков встречаются и предметы, не имеющие утилитарного назначения. К ним относятся коллекции цветной гальки, кэльцитовых «цветов» и натечные сталактиты и раковины. Значит, красота камня, музыка, растительный мир-не просто экзотика или развлечение. Это все значительно серьезней и тысячами путей влияет на человека, его психологию, духовный мир, настроение и, наконец, творчество.

Камень сыграл большую роль и в мореплавании. Лев Скрягин, посвятивший многие годы изучению истории якорей, считает, что якорь одно из древнейших и удивительнейших изобретений человечества. Да, но мы знаем якоря металлические, причем же тут камень? Как стало известно, первый якорь был из камня, который на протяжении тысячелетий оставался единственным приспособлением для удержания судна на воде. Якоря из камня называют якорными камнями. Форма якорного камня постепенно совершенствовалась. Первые якорные камни представляли собой обломок камня, перевязанный веревкой. Когда человек научился сверлить камень, на якорном камне появилось отверстие. Якорный камень с отверстием нашел известный советский археолог А.Я. Брюсов в Карелии в 1929 г. Находка относится к 2000 г. до н.э. Археологические находки были сделаны и в Египте.

В конце 1975 г. на Балтике в трал одного из сейнеров латвийского рыболовецкого колхоза «Узвора» попал каменно-деревянный обросший водорослями якорь. Длина его более полутора метров, масса-тонна. Вот какой привет из далекого прошлого получили латвийские рыбаки.

На основе собранного археологами даже на территории СССР обширного материала воссоздается картина развития первобытного общества от древнего каменного века до века железа, с момента становления человека до периода разложения первобытно-общинного строя и ранних государственных образований. В числе находок имеются каменные орудия труда, насчитывающие 500-300 тысяч лет.

В эпоху палеолита появляются первые произведения искусства мелкая скульптура из камня, а также рисунки на скалах и стенах древних пещер. Кто не слышал о наскальных рисунках? Мы не знаем имен первых живописцев и резчиков по камню. Возможно, это было коллективное творчество. Творчество сопровождало человека с первых его сознательных шагов, так как любой труд невозможен без творчества.

Авторы наскальных изображений, очевидно, создавали их не для потомков. Но благодаря им мы получили и получаем через века интереснейшую информацию о жизни и быте наших предков.


В крымском городе Мурзак-хоба ученые нашли на стенах древних каменных пещер, где жили некогда кроманьонцы, рисунки животных, сцены охоты, искусно выполненные неизвестными предками.

Только в урочище Саймалы-Таш в Киргизии, по утверждению археолога А.П. Бернштама, имеется около ста тысяч наскальных изображений. Древнейшие обитатели междуречья Дона и Днепра запечатлели силуэты мамонтов, носорога и лошадей на стенах пещер.

На Дону кроманьонец вырезал из мягкого камня-мергеля статуэтки мамонтов, носорога, лошади и медведя.

На Шишкинских скалах на верхней Лене можно увидеть интересную сцену: дракон, похожий на крокодила, открыв пасть, хочет проглотить диск. Их создали кроманьонцы. Изобилие рельефов с фигурами животных, людей, с небольшими сюжетными композициями высечены на фасадах домов и надгробных плитах в Азербайджане. Большая часть памятников древней культуры и в настоящее время находится там, где они были созданы сотни и тысячи лет назад.

Искусство древних азербайджанских резчиков по камню очень разнообразно. Среди них и круглая скульптура, и горельефы, и неглубокий резной рисунок. По данным азербайджанских ученых, средневековые резные камни относятся к XIII в. Самыми известными являются так называемые байловые камни, поднятые со дна Каспийского моря. На камнях-рельефные, глубоко врезанные надписи с узорами и скульптурными изображениями людей и животных.

В Азербайджане недалеко от г. Баку были найдены многочисленные наскальные изображения, относящиеся к XIII-VI вв. до н.э. Основная масса наскальных изображений имеет явно выраженное смысловое значение.

Невозможно перечислить все наскальные изображения, да это и не нужно. Возникновение искусства-закономерное следствие трудовой деятельности людей палеолита.

При раскопках главной резиденции скифских царей близ нынешнего г. Симферополя обнаружили рельефы из мрамора, множество предметов быта из камня и ювелирные украшения с камнями: кольца, бусы, медальоны. Все они относятся к III-II в. до н.э.

В 422-21 гг. до н.э. греками был основан Херсонес. Как город он просуществовал почти двадцать веков, но и сейчас он удивляет людей памятниками архитектуры и искусства из камня. [10, с. 24].

Одним из интереснейших памятников искусства античного Херсонеса I в. до н.э. является мозаичный пол в одном небольшом помещении. Мозаика пола, выполненная из цветной гальки, изображает молодых купальщиц.