ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.05.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
Рождение ребенка осмыслялось в русской деревне 18в. как приход из иного мира в наш мир. Иной мир воспринимался как мир, враждебный людям. Он был местом обитания неведомой, нечистой силы.
Принято было считать, что рожающая женщина находится между этими 2-мя мирами на их границе, а ребенок являлся существом тому, иному миру.
Родильный обряд проходил в бане с поветухой.
Крестильный обряд.
Важнейшим компонентом родильной обрядности был христианский обряд крещения и происходивший в этот же день полуязыческий обряд бабина каша. Крестьяне, как и все православные люди на Руси, считали для себя этот обряд обязательным. Т.к. она считали, что некрещеный ребенок –чертенок. Таинство крещения –одно из 7 таинств христианской религии. Церковью рассматривалось как рождение вечную жизнь Божию. Крещение предполагало прием ребенка под покровительство христианских святых, смывание с него первородного греха, открещение от дьявола, наречение имени.
Главными действующими лицами обряда по мимо священника и новорожденного были крестный отец и мать. Крестный отец и крестная мать считались вторыми родителями младенца и несли за него ответственность перед Богом. Такое духовное родство, зачастую, считалось более значительным и важным, чем кровное.
16.04.13
Мифологические истоки народной художественной культуры.
План:
-
Основные виды мифов
-
Мифы и верования древних славян
-
История изучения мифов
-
Литература: Асов «мифы и легенды древних славян» М., 1998г., Афонасьев А.Н. «Живая вода и вещее слово», «Народ –художник: Миф. Фольклор. Литература.» М., 1986г., Рыбаков «Язычество древней Руси» М., 1987г., «Язычество древних славян» М., 1981г.
Миф –древнее сказание, предание, в котором воплотились фантастические представления людей о мире.
Совокупность мифов того или иного народа составляет мифологию.
В основе русской традиционной художественной культуры лежит древнеславянская мифология. В мифах разных народов неразрывно были связаны фантазия и реальность. Опасаясь гнева Богов, древний человек пытался защититься от невзгод и поэтому приносил им жертвы, проводил обряды, ритуалы. Вера в то, что природа явление одушевленное -было основной особенностью мифологических представлений о мире.
Язычество –вера во множество Богов.
Некоторые древние народы верили в тотемы (род, племя). Т.е. в свое происхождение и родство с определенными видами животных, растений и т.д. каждый род носил имя своего тотема.
Классификация мифов:
-
Архаические мифы: самые древние мифы, повествующие о ранних представлениях людей о происхождении человека и животных.
-
Этиологические: от греч. Причинные. Указывают на причины событий, но особенность то, что повествуя о происшедшем, в прошлом они не вскрывают причину.
-
Космогонические: повествуют о происхождении космоса и его частей, связанных в единую систему. Они передают древние представления о строении вселенной. Например: о трехчастном вертикальном построении мира.
-
Календарные: тесно связаны с хозяйственностью людей. Смена времен года породила мифы об умирании и воскрешении земли. Смене дня и ночи, зимы и лета и.т.д.
-
Героические: повествуют о судьбе героя, брачные испытания, борьба с чудовищем, смерть героя. Это основа эпоса (Сказок).
-
Эсхатонические: с греч. Последний. Мифы о конце мира. Возникли сравнительно недавно. Это возмездие Богов за деятельность людей и нарушение моральных принципов.
СМ.
История изучения мифов:
Известная мифологическая школа: сбор жанров устного народного творчества середина 18в. Буслаев, Миллер, Веселовский. (о их творчестве.)
Первый собиратель сказок –Афонасьев.
Художественное творчество народа, календарного праздника и обряда.
План:
-
Возникновение и революция народных праздников и обрядов. Система понятий: традиция, обычай, праздник, обряд, ритуал, церемония.
-
Принятия христианства на Руси и его влияние на развитие русских народных праздников.
-
Русский земледельческий календарь. Годовой цикл народных праздников:
Зимние праздники
Весенние праздники
Летние праздники
Осенние праздники
-
Литература: Бакланова , Стрельцова «НХК» М., 2000г., Забелин «Русский народ, его обычаи, обряды, придания, суеверия и поэзия», Ивлева «Ряженные в русской традиционной культуре» СПб, 1994г., Снегирев И.М. «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» М., 1990г., Терещенко «Быт русского народа», журналы: «Народное творчество», «Живая старина», «Клуб», «Этносфера».
Традиции –общественные явления, которые отражают исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение порядок, нормы поведения, особую форму общественных отношений, сохраняемых силой общественного мнения.
Обычай –более узкое понятие по сравнению с традицией. Это прочно установившееся в той или иной общественной среде правило, регулирующее поведение людей. Исполнение обычая не обеспечено гос-вом, он соблюдается благодаря своему неоднократному повторению и применению в течение длительного времени.
Праздник –торжественная форма ознаменования различных событий личной или общественной жизни, основанная на поверьях и обычаях народа. День, свободный от трудов и будничных забот.
Обряд –совокупность утвердившихся в народе условно символических действий, вырожающих определенный магический смысл, связанный с отмечаемыми событиями личной или общественной жизни.
Ритуал –порядок совершения обряда, последовательность условно- символических действий, выражающих основную идею.
Церемония –совокупность установленных действий, но понятие обряд распространяется на все события жизни, а «Церемония » на наиболее официальные, важные события.
Д.З что такое пословица и поговорка. Чем отличаются не менее 5 примеров. Терещенко.
…………….
14.05.13
Родительский день или радоница.
Радоница или радуница.
Фомина неделя после пасхи. Вторник фоминой недели –радоница. В этот день вся Русь поминает родителей (усопших).
В этот день все приходили на кладбище. Священник служил панихиду на нем.
День радостного повиновения. Связь с загробным миром и отсутствие смерти.
Соловьев выдающийся историк 20в. вывел слово «радуница» от старолитовского рауда –погребальная песнь. Ею отпевали умерших, ею же и поминали их. С приходом христианства, все языческие обряды преследовались как греховные однако вытравить традиции вошедшие в плоть и кровь невозможно. Тогда церковь окрестила языческий обряд, включив его в пасхальный цикл и превратилась радуница в радостную весть о воскресении Христовом, с которой приходят на кладбище родные и близки похороненных там. Чтобы задобрить предков, они приносили на их могилы дары: блины, мясо, мед…
Новый год.
Гадать надо без крестика, без пояса и не покрестившись.
Крещение Христово. 19 января.
После вечери происходило водосвятие. Набирали воду святую.
Сретение Господне 15 февраля.
Это встреча зимы с летом. Ослабление сил зимы. Календарный рубеж.
На сретение в день снежок –весною дожжок.
Бросали поперек дорог палку, если снег заметет ее, то корм будет хорошим.
Власьев день. 24 февраля.
Покровительство и защита всего живого.
Касьян немилостивый. 29 февраля.
В ряду святых угодников, чтимых православным народом, занимает исключительное место –нелюбимый святой. Его немилостивое отношение к бедному народу стало источником охлождения к нему провославных людей.
Легенда: однажды Касьян вместе с Николаем Чудотворцем шел по дороге. Встретился им мужичок, который увяз с возом в грязи. Он попросил помочь поднять воз, Касьян отказался, побоявшись испачкать риза. Николай Чудотворец помог. Когда они пришли к Богу, то услышав оправдания, он рассердился. Поэтому день Касьяна один раз в 4 года, а у Николая Чудотворца -2 раза в год.
Касьян на что взглянет, то вянет.
Плющиха. 14 марта.
День святой Евдокии (свистунья, весенница).
Заведовала у Бога весною. У нее хранились ключи от весенних вод.
На плющиху погоже, и все лето пригоже.
«Сороки». 9 марта.
Из теплых краев возвращаются 40 птиц. Первые из них жаворонки.
Детский праздник, на который пекли из теста жаворонков и утром в этот день раздавали детям. Делали 40 гнезд и клали туда яйца из теста.
Жаворонки прилетите! Студеную зиму унесите! Теплу весну принесите! Зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!
Масленица.