Файл: Педагогика. Вопросы и ответы к экзамену.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.05.2024

Просмотров: 233

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Структура педагогической науки.

2. Понятие о коллективе. Разработка в педагогике теории коллективного воспитания.

1.Педагогика в системе наук о человеке; формы взаимодействия педагогики с другими науками.

2. Педагогическое руководство коллективом, его основные принципы. Технология создания и развития коллектива.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта

2. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

1. Понятие о педагогическом мастерстве. Педагогические умения и педагогическая техника как компоненты педагогического мастерства.

2.Дидактические принципы, их характеристика.

2.Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры. Структурные компоненты содержания образования.

Общие принципы формирования содержания образования

2. Основные факторы, детерминирующие формирование содержания образования. Принципы и критерии отбора содержания образования.

Общие принципы формирования содержания образования

1. Стили педагогического общения, их классификация.

2. Государственный образовательный стандарт, его функции и компоненты.

1. Мастерство педагогического общения. Коммуникативная культура педагога.

2. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.

1. Педагогический процесс как целостное системное явление. Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса.

2. Организационные формы и системы обучения.

1. Закономерности и этапы педагогического процесса.

2. Урок – основная форма организации обучения в школе. Основные требования к современному уроку.

1. Образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и педагогический процесс.

2. Основные подходы к типологии уроков в современной дидактике. Структура различных типов урока.

1. Понятие о системе образования, основные факторы ее развития. Образовательная система современной России.

Принципы построения системы образования в России

2. Подготовка учителя к уроку; тематическое и поурочное планирование. Анализ и самооценка урока.

1. Сущность и основные принципы управления образовательными системами. Система управления образованием в рф, ее функции.

2. Сущность методов и приемов обучения, их классификация. Выбор методов обучения.

1. Государственно-общественный характер управления системой образования. Закон рф «Об образовании»; принципы государственной политики в области образования.

2. Средства обучения. Классификация средств обучения по уровню формирования содержания образования.

1. Непрерывное образование как педагогическая концепция и парадигма научно-педагогического мышления. Цели, содержание, структура непрерывного образования; единство образования и самообразования.

2. Контроль в процессе обучения, его функции и виды. Основные требования к практической организации контроля обучения.

2. Формы и методы контроля обучения, их классификация. Оценка знаний учащихся.

1. Закономерности и принципы воспитания, их характеристика.

2. Понятие педагогической технологии. Основные подходы к классификации педагогических технологий.

1. Сущность методов и приемов воспитания, их классификация. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

2. Современные педагогические технологии, их характеристика.

1. Понятие о педагогическом мастерстве. Педагогические умения и педагогическая техника как компоненты педагогического мастерства.

См.в тетради.

2.Дидактические принципы, их характеристика.

См. в тетради.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7

  1. Педагогическое взаимодействие как базовая категория педагогики.

См. в тетради.

2.Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры. Структурные компоненты содержания образования.

Содержание образования является одним из основных понятий в дидактике.

Под содержание образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Содержание образования должно строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения, учебный материал должен соответствовать современному состоянию науки, способствовать формированию жизненной позиции.

Общие принципы формирования содержания образования

1. Гуманистичности, обеспечивающей приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности.

2. Научности, проявляющейся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса.

3. Последовательности, заключающейся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него.

4. Историзма, означающего воспроизведение в школьных курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых.

5. Систематичности, предполагающей рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры.


6. Связи с жизнью как способа проверки действенности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления образования реальной практикой.

7. Соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности учащихся, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения.

8. Доступности, определяемой структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

Общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать профессиональной ориентации учащихся. Общее образование имеет своей целью овладение основами важнейших наук о природе и обществе, развитие мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Техническое образование знакомит учащихся в теории и на практике с основными отраслями промышленного производства.

Требования к содержанию обучения в средней общеобразовательной школе определяются государственной стратегией развития образования. В содержании образования прослеживаются два аспекта – национальный и общечеловеческий. Общими основами определения содержания образования являются: гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

  1. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся.

См. в тетради.


2. Основные факторы, детерминирующие формирование содержания образования. Принципы и критерии отбора содержания образования.

Содержание образования является одним из основных понятий в дидактике.

Под содержание образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Содержание образования должно строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения, учебный материал должен соответствовать современному состоянию науки, способствовать формированию жизненной позиции.

Общие принципы формирования содержания образования

1. Гуманистичности, обеспечивающей приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности.

2. Научности, проявляющейся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса.

3. Последовательности, заключающейся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него.

4. Историзма, означающего воспроизведение в школьных курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых.

5. Систематичности, предполагающей рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры.

6. Связи с жизнью как способа проверки действенности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления образования реальной практикой.

7. Соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности учащихся, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения.


8. Доступности, определяемой структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

Общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать профессиональной ориентации учащихся. Общее образование имеет своей целью овладение основами важнейших наук о природе и обществе, развитие мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Техническое образование знакомит учащихся в теории и на практике с основными отраслями промышленного производства.

Требования к содержанию обучения в средней общеобразовательной школе определяются государственной стратегией развития образования. В содержании образования прослеживаются два аспекта – национальный и общечеловеческий. Общими основами определения содержания образования являются: гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9


1. Стили педагогического общения, их классификация.

См. в тетради.

2. Государственный образовательный стандарт, его функции и компоненты.

Стандартизация образования является одной из тенденций его развития. Основным нормативным документом наряду с Законом «Об образовании» является государственный образовательный стандарт.

Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля.

В государственном стандарте общего образования выделяются три составных компонента:

– федеральный;

– национально-региональный;

– местный, школьный.

В федеральном компоненте отражены нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент составляют нормы в области изучения родного языка, истории, географии, искусства и других учебных предметах, отражающих специфику функционирования и развития региона, населяющего его народа.

Школьный компонент отражает специфику функционирования отдельно взятого образовательного учреждения.

В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:

– описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;

– требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;

– максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.

В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает:

– владение базовыми понятиями;

– знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;

– умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;

– иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;