Файл: Психология и педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.05.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

06.03.12Г. Психические и познавательные процессы: представление, воображение, внимание, память, мышление, речь.

1.Своеобразие представления.

2.Сущность воображения.

3.Внимание.

1. Представление – психический познавательный процесс, воссоздание (воспроизведение) конкретных образов предмета и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Классификация представлений:

-по видам анализаторов: зрительные, обонятельные, слуховые, осязательные, кинэстетические (двигательные).

-по степени обобщенности: единичные основаны на восприятии одного конкретного предмета) и общие (объединяет ряд подобных предметов).

-по степени проявления волевых усилий: произвольные и непроизвольные.

-по продолжительности: оперативные (извлекаются из сознания для обслуживания интересов какой-то конкретной деятельности), кратковременные и долговременные.

2. Воображение – психический познавательные процесс, создание новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

Воображение – это изменение и преобразование человеком своих представлений на основе: 1)вычленение из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства;

2)изменение величины размеров объекта в сторону преувеличения или приуменьшения;

3)соединение в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представление нового несуществовавшего ранее в природе предмета;

4)конструирование предмета в связи с его назначением;

5)мысленное усиление какого-либо свойства и качества и предание этому свойству несоразмерно большого или особенного значения в характеристике объектов;

6)создание нового образа в результате обобщения черт, которые наблюдаются у ряда сходных объектов.

Виды воображения:

1)непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) – создание образов, без каких-либо внешних побудителей.

13.03.12Г. Сущность и своеобразие памяти.

Память – это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти у него формируется представление о воспринятых ранее предметах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается имеющимися ощущениями и восприятиями, но включает в себя опыт и знания, приобретенные в прошлом. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие понятия о предметах и закономерностях их существования. Память позволяет использовать эти понятия в будущих действиях, поведении. Если бы человек не обладал памятью, его мышление стало бы очень ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемого в процессе непосредственного восприятия.


Различают следующие процессы памяти:

-запоминание, которое представляет собой запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека, новыми знаниями и формами поведения;

-сохранение, т.е. удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени;

-воспроизведение, т.е. активизация закрепленного ранее содержания в психике;

-узнавание, которое представляет собой сопровождающие процессы памяти, явления психики, позволяющие им более эффективно функционировать.

Виды памяти.

1)Наглядно-образную память, которая представляет собой память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.д. образы.

2)Словесно-логическая память, т.е. на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации.

3)Двигательная память, т.е. память на движения.

4)Эмоциональная память – память на переживания.

Механическая память – это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.

Логическая (смысловая) память – представляет собой запоминание на внешней формы, а смысла изучаемой информации.

Особенности памяти:

-объем, представляющий собой важнейшую интегральную характеристику, отражающий количественные показатели и в целом и ее отдельных процессов;

-быстрота, т.е. способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации, достигать определенной скорости её обработки и использования;

-точность, т.е. характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе замечатления, сохранения и воспроизведения информации, в качественном и продуктивном отражать её основное содержание;

-готовность, представляющая собой важнейшую характеристику памяти, свидетельствующую о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию;

-длительность, свидетельствующую о её способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию.

Общая характеристика мышления.

Мышление – психический, познавательные процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Мышление позволяет проникнуть в сущность явлений только одним путем – через отражение тех связей и отношений, которые имеются у данного явления, с другими явлениями.


Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

1)мышление всегда имеет опосредованный характер;

2)мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества;

3)мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему;

4)мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме;

5)мышление человека органически связано с практической деятельностью.

Мышление человека проявляется через операции: анализ, обобщение, синтез, абстрагирование, конкретизация.

Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез – мыслительная операция, которая позволяет в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение – операция, которая заключается в сопоставлении предметов, явлений, их свойств, отношений. Таким образом, выявляется общее и различное.

Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков, предметов, явлений и выделений в них основного существенного.

Обобщение – объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация – движение нашей мысли от общего к частному.

Мышление реализуется посредством трех форм: понятие (отражение в сознании человека общих или существенных свойств предмета и явления), суждение (основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между явлениями, предметами действительности. Суждение позволяет в словесной форме отнести предметы или явления к определенному классу), умозаключение (выделение из одного или нескольких суждений нового суждения).

Д/З. Психические познавательные процессы: 1.Ощущения и восприятия, восприятия социальных объектов, их особенности. 2.Память. Сущность и своеобразие памяти. Теории памяти. Виды памяти. Немотехники. 3.Внимание. Свойства внимания. Виды внимания. Внимание и все психические познавательные процессы.

Учебники: Петровский, Психология.


20.03.12Г. Речь как психический познавательный процесс.

1.Психологическая характеристика речи.

2.Физиологические основы речи.

3.Связь речи и мышления.

Речь – процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык, в отличии от речи – это средство общения.

Речь имеет свои свойства:

-Содержательность. Определяется количеством выраженных в речи мыслей, предложений, чувств, их значительность в соответствии с действительностью.

-Понятность. Достигается использованием синтаксически-правильного построения предложений (дополнительно могут быть паузы, ударения, интонация, выделения слов в речи.

-Выразительность речи. Выражается в эмоциональной насыщенности.

-Воздейственность. Выражается влиянием речи на наши мысли, чувства и волю.

Функции речи:

1)Выражение. Речь позволяет нам более полно выразить свои чувства, мысли, переживания.

2)Воздействие. Смысл этой функции – побуждать других к действию.

3)Обозначение. Проявляется в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности только им присущие названия.

4)Сообщение. Состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов и фраз.

Существует ряд видов речи:

-Устная речь – это общение посредством произнесенных вслух слов. Общение и восприятие на слух. Делится на речь монологическую и диалогическую.

-Письменная речь – речь посредством письменных знаков.

-Внутренняя речь – речь, обслуживающая процессы мышления конкретного человека.

Физиологические основы речи.

К периферическим системам обеспечения речи относятся: энергетическая система, генераторная система, резонаторная система. Энергетическая система необходима для возникновения звуков. Сюда входят легкие, диафрагма. Генераторная система – это звуковые вибраторы. Сюда входят звуковые связки. При их колебании образуются звуковые волны. В резонаторную входят грудная клетка, гортань, череп, носоглотка.

В основе речи человека лежит деятельность второй сигнальной системы Павлова. Первая сигнальная система – это непосредственное воздействие внутренних и внешних раздражителей на различные рецепторы. Вторая сигнальная система состоит только из слов. Работа этой сигнальной системы заключается в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

/Свойства ощущений:

1)Адаптация – повышение или понижение чувствительности в результате действия раздражителя.


2)Контраст. Слабые раздражители увеличивают чувствительность к одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают.

Пороги ощущений:

Нижний порог – минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение.

Верхний порог – максимальная величина раздражителя, сверх которой раздражение перестает ощущаться.

3)Сенсибилизация – повышение чувствительности анализатора в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под воздействием одновременной деятельности других анализаторов.

4)Последовательные образы – продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.

Д/З. Восприятие, сущность восприятия, особенности восприятия, характеристика восприятий пространства, времени и движений.

Память, сущность памяти, характеристика памяти, процессы памяти, виды памяти.

Внимание, сущность внимания, виды внимания.