Файл: Психология и педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.05.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наталья Николаевна Григоренко. Психология и педагогика.

Учебники: Немов Р.С. «Пихология в 3х книгах»; Подласый «Психология и педагогика».

07.02.12Г. Введение в психологию.

1. Общие представления о психолигии как науки.

2. Основные понятия, категории, термины.

3. Методы психологии.

1.Психология в системе научного знания занимает особое место по ряду причин:

1)Психология - это наука предметом которой очень часто рассматривают психику(не все ученые разделяют эту точку зрения). Психика – свойство высокоорганизованной материи. Если говорить о психике человека – самовысокоорганизованная материя.

2) Психология находится в особом положении, т.к. в ней сливаются субъект и объект познания. Все психические способности и функции, которые человеку даны первоначально для освоения внешнего мира, человек может обратить и на познание самого себя и тогда они становятся предметом осмысления и осознания.

3) Психология имеет уникальные практические результаты и следствия. Как официальное оформление психология получила название в 1879г. в Лейбциге В.Вундтом. Как наука она появилась на пересечении двух больших областей знаний: естественных наук и философии.

Сравнение житейской психологии и научной.

Общее:

- Любая наука в качестве своей основы имеет некий житейский имперический опыт людей, у каждого человека есть собственный запас житейских психологических знаний.

Отличия:

- Житейские психологические знания конкретны, а научная психология всегда стремится к обобщению. Для этого используются научные понятия. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства и явления, связи и отношения.

– Житейские психологические знания носят интуитивный характер, научные вполне осознаны и рациональны.

– Способы передачи знаний.

– Методы получения знаний: в житейской используется только наблюдение и размышление, а в научной добавляется эксперимент.

– Весь обширный уникальный материал, которым располагает научная психология, недоступен во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Психология – наука о душе (psycho logos).

Внутренний или субъективный опыт человека и факты этого опыта рассматриваются как психические явления. Фундаментальным свойством этих явлений является их непосредственная представленность субъекту.

Д/З. Придуать и нарисовать несуществующее животное и назвать несуществующим именем. Бумага А4 матовая белая, карандаш простой, стирательная резинка.


Отрасли психологии:

- психофизиология (нейропсихология);

-генетическая психология;

-возрастная психология (изучает закономерности этапов генетического развития);

-социальная психология (психология, которая ключевыми вопросами рассматривает психологию групп и психологию личности в социальном сообществе);

-юридическая психология (принятие, осознание, развитие способностей, соответствие критериям);

-педагогическая психология (психологические основы учения и воспитания);

-медицинская психология (особенности пациентов, врачей);

-патопсихология (психология отклонений, патологий);

-психодиагностика (качественные и количественные характеристики);

-психотерапия (устранение неблагополучия).

14.02.12. Методы исследования психологии.

Методы – это те приемы и средства, с помощью которых можно получить достоверные сведения, которые могут быть использованны для дальнейшего построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Основные методы к требованиям психологических исследований: требования надежности и валидности.

Валидность – это качество метода исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.

В психологии, как и в любой другой отрасли наук, используется ряд методов, носящих обще-научный характер. Это методы наблюдения, эксперимента, моделирования и опроса. К чисто психологическим относится тестирование. Психологические явления очень сложныи разнообразны, поэтому труднодоступны для изучения. В психологии используются интегрированные методы самых различных наук (методы философии, социологии, математики, физики, информатики, кибернетики, медецины, истории, биологии и др.).

Первый метод, который связан с психологическим знанием и направлен на психологическое знание – наблюдение. С античных времен в психологии использовались умо-зрительные заключения, интроспекция (самонаблюдение). Анализ фактов благодаря этим методам был превоначальной основой для построения научных теорий. Минус этих методов и сложности психологических феномен служили причиной того, что психология долгое время оставалась неэкспериментальной наукой.

Попытка колличественной оценки психологических явлений была предпринята во второй половине 19 в. Попытка формулировки законов.

Наблюдение – метод, который представлен следующими вариантами: внешними (со стороны), внутренними (самонаблюдение, интроспекция), свободная, стандартизированная, бинарные, включенная, сторонняя.


Опрос – для качественной и количественной оценки того или иного психологического явления или феномена. Предполагает вопросно-ответную форму. Может быть использован как для больших групп. Так и в индивидуальной работе и представлен следующими вариантами: устный (беседа), письменный (анкетирование), свободный опрос, стандартизированный опрос.

Эксперимент – относится к числу самых надежных, достоверность полученной информации в эксперименте выше, чем в других методах.

Моделирование – метод построения моделей в вариантах логического, технического, кибернетического, математического моделирования.


21.02.12Г. Психические и познавательные процессы.

Психология: психология познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображение, речь, ощущения, восприятия) и психология личности (эмоции, характер, темперамент, воля, мотивация, способность).

Ощущение и восприятие как психические познавательные процессы.

1.Психологические особенности процесса ощущения.

2.Восприятие как познавательный процесс.

1.Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Представляют собой осознаваемый субъективно-представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение, продукт переработки центральной нервной системы, значимых раздражителей, возникающих во внешней и внутренней среде.

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы (цнс) сведения о состоянии внешней и внутренней среды.

Ощущения имеют некоторые свойства:

Неширокие:

-качество. Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов (слуховые ощущения характеризуются высотой, тембором, громкость, зрительные – цветом, насыщенностью, светлотой).

-интенсивность. В любом виде ощущения. Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием органа.

-длительность. Все ощущения имеют протяженность. Определяются функциональным состоянием органов чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

-пространственная локализация раздражителя. Дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные) и контактные (кожные, вкусовые, кинестетические, органические) ощущения.

Классификация ощущений:

-по контакту с раздражителем: дистантные (слух, зрение) и контактные (прикосновения);

-по расположению рецептора (проприоцептивные (гравитация), интероцептивные (сигналы, поступающие из внутренних органов в мозг, температура, давление), экстерорецептивные (зрительные, слуховые, обонятельные, кожные));

Т.к. мозг человека представляет собой сложнейшую самообучающуюся вычислительную и одновременно аналоговую машину, то он принимает решения, дает команды и контролирует их выполнение.

Восприятие – психический познавательный процесс, позволяющий нам воспринимать мир в виде образов. Всегда выступает как субъективно соотносимое, с оформленной в виде предметов вне нас существующей действительностью.


Отличие от ощущений: -ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализуются в пространстве. Этот процесс называется объективацией. Результатом восприятия является образ. Этот образ предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Для того, чтобы предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его некоторую встречную активность (исследование, уточнение, построение образа).

В зависимости от того, какой анализатор активнее работает при восприятии и перерабатывает больше информации, можно выделить разные виды восприятия (зрительный, слуховой, кожный и мышечный).

Свойства восприятия:

1.Предметность. Выражается в отношении сведений из внешнего мира.

2.Целостность. Восприятие – всегда целостный образ предмета.

3.Структурность. Вся воспринимаемая информация носит фактически абстрагированный характер от тех ощущений, которые мы получаем.

4.Константность. Позволяет воспринимать окружающие предметы, как относительно постоянные.

5.Осмысленность. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.

6.Избирательность. Преимущественное выделение одного объекта из ряда других.

Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий:

-поиск объекта;

-выделение наиболее характерных признаков объекта;

-опознание объекта (отнесение объекта к определенной категории вещей или явлений).

На восприятие всегда сказываются особенности личности воспринимающего (интересы, потребности, желания).

Апперцепция – это зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, особенности его личности.