Файл: Речевые коммуникации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.05.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.Внешняя и внутренняя речь.

3.Виды речевой деятельности.

1.Язык – система знаков, единица, которая образует упорядоченную структуру. Единицами языка являются звуки (фонемы), морфемы (части слов), слова, словосочетания и предложения. Выстраиваются уровни: звуковой, морфологический, синтаксический и семантический. В каждом языке существуют свои правила для правильного использования единиц. Язык включает слова и синтаксис.

Существует два подхода к изучению языка: структурно-классификационный и процессуальный.

В структурно-классификационном изучаются конечные продукты (произведения, тексты).

В процессуальном подходе описывается реальный языковой процесс в речевой деятельности человека. Выделяются три составляющих: языковая способность, языковой процесс, языковые произведения. Языковая способность – способность использовать средства языка для осуществления речевой деятельности. Языковой процесс – реализация звуковой способности (речевая деятельность). Языковые произведения – результат языкового процесса.

Речь – используется в двух значениях: 1)вид коммуникационной деятельности (использования языка для общения с людьми) выражается либо в звуковой либо в письменной форме. 2)результат деятельности (текст).

Язык – это система, речь – это деятельность.

Функции языка и речи:

1)коммуникативная (передача информации);

2)конструктивная (мыслительная) - для формирования мышления;

3)познавательная (аккумулятивная) - передача, накопление и хранение информации;

4)волюнтативная (призывно-побудительная) - для воздействия;

5)метаязыковая (разъяснение средствами языка самого языка, для формулировки понятий, определений);

6)фатическая (контактоустанавливающая) – для установления контактов;

7)идеологическая (язык используется д ля выражения идеологий);

8)метолингвистическая (во всех знаковых системах язык является орудием объяснения и организации);

9)конативная (выражение направлено на конкретную личность);

10)эстетическая (сфера творчества);

11)эмотивная (выражение чувств и эмоций);

12)магическая, заклинательная (слово имеет воздействие, может околдовать);

13)этническая (признак этноса);

14)биологическая (коммуникации животного мира).

Речь нужна во всех видах деятельности (трудовая, игровая, познавательная). Она имеет место только тогда, когда есть мотив. Отличительными признаками являются:

1)предметность (во взаимодействии с окружающим миром);


2)целенаправленность (имеет цель);

3)мотивированность (есть побуждающий мотив);

4)иерархическая организация деятельности (звуки, морфемы, слова, предложения);

5)фазная организация (побудительно-мотивационная, ориентировочно-исследовательская, исполнительская).

Речевая деятельность – активный, целенаправленный, мотивированный процесс передачи информации, который формируется посредством языка. Важна для развития личности. Является одной из функций выражения мыслей. Речь неотделима от мысли.

Мыслить – оперировать понятиями. Чтобы мыслить - надо знать слова, выражающие эти понятия.

2.Внешняя и внутренняя речь.

Различают два вида речи:

Внутренняя – языковое оформление мысли без ее высказывания. Три типов внутренней речи:

1)внутреннее проговаривание (сохраняет структуру вешней речи, но отсутствует графическое и словесное начало);

2)внутренняя речь, как средство мышления (пользуется предметными кодами и знаками);

3)внутренне программирование (формирование и закрепление программ речевого высказывания).

Внешняя – процесс деятельности, включающий кодирование и декодирование информации. То, что мы произносим, слышим, пишем, читаем. Речевая деятельность имеет два воплощения: речевая коммуникация; мыслительная деятельность.

Для их реализации существуют этапы:

1)подготовка высказывания (осознание мотива, цели, прогнозирование результата, результат – план высказывания);

2)структурирование высказывания (выбор слов, их расположение и грамматическое оформление);

3)переход к внешней речи (звуковое или графическое оформление высказывания);

Восприятие речи происходит через след этапы:

1)переход акустических или графических кодов во внутреннюю речь

2)расшифровка грамматических и синтаксических структур

3)понимание общего плана высказывания

4)понимание замыслов и мотивов;

5)оценка полученной информации;

6)понимание выбора языковых средств;

7)обратная связь.

Качество понимания зависит от контекста: явного (то, что мы слышим или видим) или скрытого (то, что не поддается наблюдению (мотивы, цели, характер, образование)).

Для любой формы коммуникации есть ряд признаков:

1)условия общения (прямое с активной или пассивной обратной связью (диалог, заявление), опосредованное (выступление по радио);

2)количество участников общения (монолог, диалог, полилог);

3)цель общения (информирование, убеждение, развлечение);

4)характер ситуации (деловое, бытовое).


Речевая деятельность бывает четырех видов:

-говорение;

-слушание;

-чтение;

-письмо.

Особый вид деятельности – думанье. Может быть вербальным и невербальным.

Говорение – отправление акустических сигналов, несущих информацию.

Слушание – восприятие акустических сигналов и их понимание.

Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.

Чтение – расшифровка графических символов, понимание их значения.

От них зависит эффективность общения.

Эффективное получение информации относится как к устной, так и к письменной речи.

Для достижения поставленной цели необходимо владение речевыми тактиками и риторическими приемами. Получение дополнительной информации происходит на основе знания основных закономерностях функционирования языка. Для позитивной самопрезентации необходимо владеть культурой речи, нормами языка, умением строить речь.

В.А. Ковшивов, Пухов. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. 3 гл.

Кашкин. Введение в теорию коммуникации.

Гойхман, Надеина.

25.02.12г. Функциональные разновидности современного русского языка.

План:

1.Литературный язык

2.Территориальные диалекты

3.Просторечия и жаргоны

4.Лексика фразеология.

1.Литературный язык.

Общенародный язык – это язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт и отличающий его от других языков. Любой национальный язык не является единым.

Разновидности национального языка:

-литературный язык (основное средство коммуникации, главные свойства – обработанность ( возникает в результате отбора) и нормированность(употребление языковых средств регулируется единой обязательной нормой, норма необходима для целостности языка)). Основные требования: единство и общепонятость. Современный лит. Язык многофункционален и используется в разной деятельности человека. Делится на две разновидности: книжный язык (монолог, письменная форма). Главное свойство – сохранять текст и служить связью между поколениями. Ощуществляет все непрямые коммуникациию. Функциональные стили: научный (отвлеченность, логика, изобилие терминов, особенности синтаксиса. Используется специальная и стилистически-нейтральная лексика. Жанры: статья, аннотация, рецензия ), официально-деловой (точность формулировок ьезличность, стандартность, устойчивость речевых оборотов, клише. Жанры: закон, договор, инструкция, объявления, жалоба), публицистический (СМИ, 2 функции: информационная и агитационная, лексика экспрессивно-оценочная. Жанры: передовая статья, очерк, репортаж, фельетон); и разговорная речь (ситуации непринужденного общения, основные черты: устная форма, реализуется в виде диалога, непосредственный контакт между коммуникантами. Норма в разговорном языке – результат речевой традиции. Три стиля произношения, в зависимости от произношения слов: полный (отчетливая артикуляция, произношение всех звуков, неторопливый темп, пр: телепередачи), нейтральный (досаточно отчетливая артикуляция, некоторая редукция звуков, более быстрый темп речи, средний, пр: ведутся деловые беседы) и разговорный (общение в быту, в непринужденной обстановке,нечеткая артикуляция, проглатывание звуков, быстрый темп).


-Территориальные диалекты. Диалект – разновидность общенародного языка, употребляемая в качестве средства общения людьми, связанными территориальной общностью; Три группы: северно-русские (Новгородская, Костромская, Архангельская) особенности: оканье и цоканье (неразличение звуков ц и ч)стежение гласных при окончаниях глаголов; южно-русские (Колужская, Тульская, Орловская, Тамбовская, Воронежская область) особенность: аканье и яканье, произношение мягкого звука «т» в глаголах; средне-русские, особенности: твердый «т», аканье, иканье Звук «и» вместо «я» и «е», произношение долго «ш» и «ж».

-Просторечия. Одна из разновидностей общенародного языка, в отличии от местных диалектов, которые территорально ограничены, просторечие не привязо к определенному месту. Основная черта – анормативность (отсутствие норм в области произношения, морфологии, лексики, несклоняемость числительных, существительных);

-Жаргоны. Речь людей, составляющих обособленные группы или объединяет общая профессия. Не представляют целостной системы. Специфика в лексике. Может быть профессиональным и социальным. Сленг – совокупность жаргонных слов. Пиджен – тип языка, который не имеет исконных носителей и развивается путем упрощения языка источника (в бывших колониях), испорченный первоначальный язык. Койне – язык, который использует в качестве средства общения в разных коммуникативных сферах (в науке – латынь).

Для художествееной речи могут использоваться разные стили языка.

Лексика – совокупность слов данного языка, его словарный запас.

Три слоя:

-нейтальная лексика (употребляется во всех разновидностях языка);

-стилистически-окрашенные слова (в конкретной разновидности или функциональном стиле);

-эспресивно-оценночная лексика (отражает эмоции говорящего и его отношение к предмету речи).

Частота употребления лексики бывет активной (часто) и пассивной (редко).

Историзмы – слова которые вышли из употребления и не заменяются синонимами.

Архаизмы – устаревшие слова, вместо которых сейчас употребляются синонимы.

Неологизмы – сначала возникают в пассивной лексике, затем переходят в активную.

Интернационализмы – слова везде употребляются с одним значением, не имеют родины, но имеют латинские корни (мораль, бюррократия).

Экзотизмы – слова, свойственные культуре другого народа (кеп).

Варваризмы – иноязычные слова, которые используются в обиходе русских слов и употребляются не к месту. 18-19вв. (тет-а-тет).


Фразеология – совокупность устойчивых выражений. Симантически несвободное сочетание слов, которые воспроизводятся в речи, как единое целое. Могут относиться к книжному (повергнуть в прах) и просторечному (без царя в голове) стилю. Стилистически нейтральные фразеологизмы (восходящая звезда, точка зрения).

Естественные и искусственные языки – доклад.

Понятие общенародного языка, свойство лит. Языка и его функциональные разновидности, разговорная речь и три стиля произношения, характер функциональных стилей( научного, офиц-делового, публицистического) Просторечия, диалект, жаргон (примеры), три слоя лексики (примеры), фразеологизмы и разновидности – на семинар.

03.03.12г. Компоненты и нормы речевой культуры.

План:

1.Речевая норма.

2.Культура речи и ее компоненты.

1.Речевая норма – совокупность устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе коммуникации.

Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется следующими признаками:

1)Соответствие структуре языка.

2)Массовая и регулярная воспроизводимость.

3)Общественное одобрение и признание.

При формировании нормы, действуют стихийные и сознательные процессы. Стихийность – массовое регулярное употребление той или иной нормы носителями языка. Осознанный – процесс кодификации (фиксации сложившихся в общественной практике языковых норм и явлений, осуществляется филологами).

Норма существует на всех уровнях языка и во всех функциональных стилях. Наиболее известные нормы – орфография (правильность написания слов), пунктуация (правильность расстановки знаков препинания), орфоэпия (правильное литературное произношение).

2.Культура речи играет важную роль в процессе коммуникации.

Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (произношение, ударение, грамматика, стилистика) и умение использовать выразительнве средства языка в различных условиях.

Два показателя культурной речи: правильность и коммуникативная целесообразность.

Правильность – соблюдение языковых норм. Правильной является речь, которая согласуется с нормами языка (произносительными, грамматическими и стилистическими).

Коммуникативная целесообразность - правильное употребление в соответствующей коммуникативной ситуации.

Точность высказывания – умение четко и ясно выражать свои мысли. Ошибки: плохое знание языка, плохое знание предмета разговора.