Файл: Речевые коммуникации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.05.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аспекты: точность отражения действительности (связано с истинностью высказывания) и точность выражения мысли (отсутствие конкретности, смешение паронимов).

Логичность изложения – отражение логики действительности и логики мысли в высказывание. Логика мысли – верность отражения фактов и их связей (причина и следствие, наличие аргументов «за» и «против», сходства и различия, сведение аргументов к выводу, который доказывает или опровергает гипотезу). Основные законы логики, которые необходимо учитывать при постороении речи:

-закон тождеств (понятие слова должно употребляться в одном значении);

-закон непротиворечия (незаметное и по-иному сформулированное утверждение того, что ранее отрицалось);

-закон достаточного основания (каждая новая мысль должна быть доказана и обоснована другими суждениями, которые уже доказаны);

Логические требования к устному выступлению:

-определенность и ясность (избегать незнакомых слов или слов которые имеют несколько значений);

-последовательность (одна мысль подготавливает другую);

-непротиворечивость (утверждая что-то, нельзя это отрицать);

-обоснованность (чтобы убедить слушателей - надо это доказать).

Ясность (понятность речи адресату, однозначное употребление слов, терминов, грамматических конструкций)и доступность изложения (способность данной формы изложения быть понятной и интересной адресату).

Чистота речи – речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов или элементов, которые отвергаются нормами нравственности (слова-паразиты, диалектизмы, просторечные слова).

Выразительность речи – особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес слушателя. Бывает информационной и эмоциональной (манера речи говорящего). К выразительным средствам относятся тропы (слова и обороты, употребляемые в переносном значении, передают эмоциональную выразительность (метафора, метонимия – смежность предметов и явлений, сравнение – образное выражение построенное на сопоставлении двух предметов, эпитет – подчеркивает качество предмета, гипербола, литота, олицетворение, перефраз – замена названия предмета описательным набором слов)) и фигуры (антитеза, градация – расположение элементов в порядке возрастания или убывания, анафора – начало предложения с одного и того же слова, эпифора – повтор в конце предложения, параллелизм – одинаковое построение соседних предложений, риторическое обращение – подчеркнутое обращение к кому-то или чему-то, риторический вопрос – по интонации вопросительное, а по цели повествовательное, вопросно-ответный ход.


Разнообразие средств выражения – большой ликсический запас.

Эстетичность - непринятие оскорбительных для чести и достоинства человека средств выражения (эфемизм).

Уместность – подбор слов и выражений, которые отвечают целям и условиям общения, зависит от ситуации и характеристик личности собеседника.

Д.з. с помощью выразительных средств речи составить текст: маршрут туристический (метафоры и тд).

Задание. 1)В этом документе есть недочеты, пробелы, недостатки, дефекты.

2)Вчера вы вели себя некрасиво, ужасно и даже отвратительно.

3)Я не люблю, не переношу, терпеть не могу современную танцевальную музыку.

15.03.12г. Чтение как вид речевой деятельности и методика его совершенствования.

1.Понятие «чтения», процесс чтения.

2.Недостатки традиционного чтения и способы чтения.

3.Основные алгоритмы чтения.

Чтение – смысловое восприятие письменной речи. Специфический вид общения, который связан со всеми видами речевой деятельности. Перевод письменной речи в устную.

Чтение – процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели (Эльконин).

Чтение включает элементы кодирования и декодирования.

Чтение – вид рецептивной речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированно с помощью графических символов. Суть в декодировании графических символов и перевод их в мыслительные образы.

Процесс мышления состоит из 2 этапов:

1)Зрительное восприятие. Важны технические навыки чтения, скорость, размер поля зрения

2)Осмысление прочитанного. Происходит понимание как отдельных слов, так и всего текста или подтекста. Иногда последовательно, иногда одновременно. Умение выделять главную информацию, способность к запоминаю, умение концентрировать внимание.

Единицей чтения является слово, а не буквы. Буквы – орентиры. Доминирующие – главные буквы, которые несут основную информацию о слове.

Антицепация – стратегия чтения с забеганием одного глаза вперед.

Регрессия – движение глаза назад по тексту.

Чтение формируется в детском возрасте, начиная с букв. Происходит перевод зрительного образа в звук.

Чтение подчиненено основной задаче – пониманию написанного сообщения. Процесс чтения тесно связан с процессом восприятия.

Чтение включает 4 компонента:

-Звуко-буквенный анализ и синтез.

-Удержание информации.

-Смысловые догадки.

-Сличение догадок с написанными словами.

Недостатки традиционного чтения:


-регрессия;

-артикуляция (внутренне проговаривание текста);

-малое поле зрения;

-слабое развитие смыслового прогнозирвания (умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки);

-низкий уровень организации внимания;

-отсутствие гибкой стратегии чтения.

Прежде чем начать читать, нужно выбрать режим в котором мы будем читать, так же это зависит от того, какой материал мы будем читать.

Классификации текстов:

-тексты, которые надо подробно изучить;

-тексты с которыми надо ознакомиться;

- текты из которых надо выбрать информацию.

Способы чтения:

-углубленное чтение (важно понять какую проблему решает автор, какова его точка зрения и выводы, аргументы, нужно освоить структуру текста, сопоставить, оценить детали текста и проанализировать, постараться запомнить основную часть текста, применяется для текстов 1ой группы), углубленное аналитическое чтение;

-ознакомительное чтение (общее знакомство с содержанием текста, уделение внимания информации, которая дается в этом тексте, нужно при чтении ознакомительных текствов);

-выборочное (для 3й группы текствов);

-чтение-просмотр (читаем оглавление книги, предисловие, заключение, цель – определить нужна или не нужна книга);

-сканирование (быстрый просмотр текста, с целью быстрого поиска информации);

-быстрое чтение (требует специальной тренировки, основывается на определенных правилах, обучают в специальных школах).

Алгоритм чтения – последовательные действия при восприятии текста. Их использование повышает эффективность чтения.

1)Интегральный алгоритм – последовательность правил, которые позволяют сделать процесс чтения более эффективным. Цель – защита мозга от избыточной информации.

Полезная информация текста: название, фамилия автора, выходные данные, рассмотренная проблема, фактографические данные, оценка прочитанного с точки зрения новизны и использования на практике.

Н А В

О

Ф К

П

2)Дифференциальный логаритм (помогает провести процесс сжатия текста). 1 шаг - Выделяем смысловые опорные слова текста. Суть обусловлена избыточностью информации, поэтому нужно выбрать ключевые слова текста., которые несут основню смысловую нагрузку. Диффер. Логаритм при помощи ключевых слов позволяет выделить смвсловую доминанту текста. Предлоги, союзы, междометия не относятся к ключевым словам. Ключевые слова обозначают признак, состояние, действие. 2 шаг - Составление смсловых рядов (словосочетаний, которые состоят из ключвых слов и несут истинное содержание обзаца). 3 шаг - Выявляем доминанту текста (основное значение, возникает в результате перкодирования прочитанного с опорой на ключевые слова и смысловые ряды).


17.03.12г. Способы фиксации прочитанной информации.

Три способа фиксирования информации:

-Конспектирование. Конспект – краткая запись прочитанного содержания. Следует выделять в конспекте поля слева и справа. Справа выводы, ссылки проблемы, слева страницы оригинала, структурные разделы, в центральной части краткое изложение содержания текста, должно содержать цитаты из текста. Конспект должен отражать структуру источника.

-Аннотация (от лат. замечание) – краткая характеристика статьи, книги. Цель - ответить на вопрос «О чем говорится в статье?» и дать общее представление о статье. Структура аннотации: 1)автор, название, выходные данные; 2)тема статьи или книги; 3)проблематика (круг вопросов, которые затрагиваются в тексте); 4)адресат (для кого предназначена эта статья или книга). Язык аннотации литературный, лаконичный и ясный. В аннотации не должно быть лишней информации.

-Реферат (от лат. докладывать, сообщать) – краткое изложение статьи или книги, которы включает основные сведения и выводы автора необходимые для ознакомления с этим истчником и цлесообразности обращения. Цель – что говорится нового в статье. Два вида рефератов: монографический (составляется по одному источнику, делится на рефераты-конспекты и реферат-резюме (инфрмация которая связана с главной темой)) и обзорный (составляется по нескольким источникам). Структура монографического реферата: 1)автор, название, выходные данные; 2)особая тема книги или статьи; 3)композиция (из скольки структурных частей состоит источник); 4)основное содержание (выводы автора в соотвествии со структурой); 5)наличие иллюстративного материала; 6)адресат.

Методика составления аннотаций и рефератов с использованием дифференциального алгорима чтения.

План составления аннотации.

План составления реферата.

1.Важность совершенствования навыков чтения.

1.Чтение необходимо совершенстовать для дальнейшего развития навыков продуктивной речевой деятельности.

2.Виды чтения, в зависимости от цели и установки на степень понимания.

2.Вид чтения зависит от цели и установки на степень понимания.

3.Задания, развивающие навыки чтения.

3.Навыки чтения можно развить выполняя специальные задания.


Проблема – тот вопрос, который требует решения в тексте.

Аннотация. Чтение – важный вид речевой деятельности, позволяющий решать познавательные и профессиональные задачи. Совершенствовать чтение – означает вырабатывать навыки раскрытия смысла читаемого. Для совершенсования этих умений учитывается вид чтения (изучающий, ознакомительный или просмотровый), определяющийся целью использования информации и установкой на степень полноты понимания. Для этого используются задания, развивающие навыки и умения изучающего, такие как выделение смысловых частей текста, прогнозирование содержания, определения принадлежности к какому-либо функциональному стилю, определение проблемы текста.

Реферат. Чтение – вид речевой деятельности, обучение которому позволяет решать профессиональные и познавательные задачи. Совершенствовать чтение – означает вырабатывать навыки раскрытия смысла читаемого. Способность лучше понимать читаемое формируется только через направленное и систематическое чтение. Для совершенствования учитывается вид, который определяется целью использования информации и установки на степень полноты понимания. Выделяются три важных вида чтения – изучающее, ознакомительное и просмотровое. Сущестуют задания, развивающие навыки и умения изучающего, такие как выделение смысловых частей текста, прогнозирование содержания, определения принадлежности к какому-либо функциональному стилю, определение проблемы текста.

Культура чтения – использование тех факторов, которые помогают им сделать чтение продуктивным. Делятся на объективные (определяются внешней средой) и субъективные.

Объективные – поза при чтении, освещенность тектса, внешние шумы, продолжительность, объем словаря. Субъективные – психологическая готовность, размер поля зрения, активность мышления, стратегия чтения, утомляемость, развитость внимания.