Файл: Речевые коммуникации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.05.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Речевые коммуникации.

Ольга Васильевна Сабелева (89617082406).

09.02.2012г.

Лекция № 1.

План.

1.Понятие речевых коммуникаций.

2.Основные теории происхождения языка.

3.Этапы развития речи как коммуникативного знания.

4.Коммуникативное образование в России и США.

1.Понятие речевых коммуникаций.

Коммуникация (от лат. сommunico – делаю общим, связываю, общаюсь).

Коммуникабельность – способность к общению.

Коммуникативный – относящийся к коммуникации (коммуникативный тип высказывания).

Коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Могут быть материальными и информационными. Информационные делятся на печатные, аудиторные, аудиокоммуникации, видеокоммуникации, компьютерные коммуникации.

Существует две системы парадигмов в понимании коммуникаций: механистическая (коммуникация – процесс кодирования передачи информации источником, принятия и декодирования информации) и деятельностная (коммуникация – совместная деятельность коммуникации участников).

Коммуникации используются у животных: для сохранения вида, сохранения индивида, обеспечения безопасности.

Коммуникация происходит через использования языка – средства человеческого общения, мышления и познания. Главная цель коммуникации – обмен информацией при помощи языка.

2.Основные теории происхождения языка.

-Гипотеза звукоподражательная (ономатопоэтическая) -первая теория происхождения языка. Высказали Демокрит и Платон.

-Междометная теория – вторая теория происхождения языка. Сторонники: Эпикур, Ч. Дарвин, Вильгельм фон Гумбольд, А.Ф. Потребняк.

-Теория инстинктивных трудовых выкриков – третья теория.

-Теория социального договора рассматривала язык как сознательное поведение людей. Получила популярноть в XVIII веке, пропагандировали А. Смит и Руссо. В первый период язык происходил от чувств, второй сознательно.

Советская психологическая школа (представители Лурре, Леонтьев, Выгодский) доказывали что внешние знаки поведения становились памятью и знаками поведения для себя, а язык человека был двойной: язык слов и язык жестов. Язык проходил три стадии развития: происхождение имя собственного, имя группы предметов и имя абстрактных понятий. Вегодский и Лурре считали, что внешние знаки превращаются во внутренние.


3.Этапы развития речи как коммуникативного знания.

Речевое понятие речевой деятельности коммуникации появилось в Древнем Египте – Памятник Нимфиской филологии IV тыс. до н.э. (язык повторяет то, что замыслено сердцем, это продукт нашей психической деятельности). В античный период возникла теория наименования (речь рассматривалась как процесс говорения который вызывает ответное действие). Платон рассматривал это в своих трудах рассматривал сложный характер взаимоотношения речи и мышления и речь как порождение самосознания. Большое влияние на понимание речи как коммуникации оказал Аристотель. Он подчеркивал что речь, это знаковое явление и человек в совей деятельности выстраивает представление предметов и знаков языка. «Человек обладает речью чтобы сообщать что-то другим». Демокрит писал, что язык служит для деятельности и общения и является символическим явлением и как явление символическое выступает средством отражения действительности.

Этапы преподавания риторики:

-Создание умственной речи – 1 этап.

-Отработка компонентов речи – 2 этап.

-Тренировка разных форм речи, разных типов в разных ситуациях – 3 этап.

В средневековьебыла знаковая система языка. Августин – Идея всеобщей грамматики. Внутреннее и внешнее слово. Речь сердца – явление которое свойтвенно всем людям.

В эпоху Просвящения Антуан Арно и Клод Ланслон – «Всеобщая рациональная грамматика». «Говорить - значит выражать свои мысли знаками которые люди изобрели для этой цели».


4.Коммуникативное образование в России и сша.

В 1914г. была создана Национальная ассоциальная преподавателей публичных выступлений.

Основы публичного выступления – новый предмет в 30гг. XIXв. В России.

Четыре культурно-исторических фактора:

1.В США отдавалось предпочтение конкретным умениям и ценностям.

2.Советская экономическая система строилась с ориентацией на производственный план.

3.В советской практики публичного выступления была ориентация на говорящего. Западная традиция – ориентация на аудиторию.

4.В советской гуманитарной науке главным является анализ языка, текста. Мало применения языка в действии.

11.02.2012г.

Лекция № 2.

Модель коммуникации и типа собеседника.

1.Функции коммуникации.

2.Модели коммуникации и элементы коммуникационного процесса.

3.Стратегии и виды общения и типы собеседников.

1.Функции коммуникации:

-информативная (передача сведений, обмен информацией);

-интерактивная (взаимодействие между людьми);

-персептивная (восприятие друг друга и установление отношений);

-экспрессивная (эмоциональный характер отношений, переживания).

Коммуникации делятся на формальные (определяеся должностными инструкциями, политикий, правилами, приказами) и неформальные (то, что происходи в системе личных отношений людей).

Формальные могут быть вертикальными (информация передается с одного уровня на другой) и горизотальными (связь между различными подразделениями и координация их деятельности).

2,3.Модели коммуникации и методы коммуникационного процесса.

Цель коммуникации – обеспечить передачу информации, понимание информации.

Модель 1: отправитель (кодирует информацию), сообщение, получатель (декодирует информацию).

Отправитель – адресант, получатель – адресат.

Модель 2: отправитель, сообщение, канал передачи, получатель.

Модель 3: Гарольд Ласвел. Кто говорит, что, кому, по какому каналу, с каким эффектом. 48г.

Модель 4: Клод Шерманн. Источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство, приемник. Ввел понятия «шум (энтропия)» и «избыточность». Негэнтропия – получение искаженного сообщения. Избыточность – повторение элементов в сообщении. Есть предел допутимого шума, за которым сообщение понять невозможно.

Этапы реализации моделей:

1)зарождение идеи (отправитель решает какую информацию хочет передать);


2)кодирование и выбор канала (определение с помощью каких звуков передавать информацию. Кодирование превращает идею в сообщение. Сообщение и канал должны соответствовать друг другу).

3)передача (один из этапов коммуникации);

4)декодирование информации (перевод символов в мысли. Символы должны быть одинаково понятны отправителю и получателю);

5)обратная связь (реакция на то, что увидено и услышано; обратная связь и шум; отправка информации назад, говорит о согласии или несогласии получателя).

Шумовые помехи могут быть:

1)неправильная интерпретация получателем толкования;

2)разные значения, предаваемые одним и тем же словам разными людьми;

3)влияние времени;

4)различие в понимании начальников и подчиненных своего должностного положения.

Коммуникативные роли:

Сторож – человек, который контролирует течение информации от одного человека к другому.

Лидер мнений – оказывает влияние на окружающих и дает им определенные установки.

Связной –устанавливает связь между различными группами.

Пограничник – человек с высокой степенью связи с организационным окружением.

Причины плохой коммуникации:

-Стереотипы, упрощение мнений, в результате которого не получается внимания

-предвзятость, отвержение всего что протеворечит взглядам человека

- плохие оношения между людьми

-отсутствие внимания и инереса собеседника

-пренебрежение фактами, привычка делать выводы при отсутствии фактов

-ошибки в построении высказываний, неправильный выбор слов, сложность сообщений, нелогичность.

-неверный выбор стратегии общения (открытые, закрытые стратегии общения; монологическая, диалогическая; ролевое, личостное общение).

Виды общения:

-контакт масок;

-примитивный (оценка человека как нужного или мешающего элемента);

-формально- ролевое (обращение к человеку не как к личности, а взависимости от его соц. Роли);

-деловое общение (в превую очередь ставятся интересы дела);

-духовное межличностное (общение друзей);

-манипулитивное (стремление извлечь выгоду из собеседника с помощью лести, запугивания, обмана);

-светское общение ( говорят не то что думают, а то, что положено в данной ситуации).

Классификация собеседников:

-вздорный, нигилист, все отрицает, нетерпелив, несдержан, смущает собеседников, провоцирует их на высказывание. Желательно заранее обсудить спорные моменты, не терять хладнокровие, дать возможность другим опровергнуть его, постараться сделать его своим сторонником, понять причину его реакци, дать возможность остыть;


-позитивный, доброжелательный, стремится к сотрудничеству. Нужно активно взаимодействовать с ним, стараться чтобы другие разделяли его точку зрения, искать помощи у него в критические моменты;

-всезнайка, все знает лучше всех и постоянно требует слова. Нужно посадить его рядом с ведущим беседы, напоминать, что другие тоже хотят высказаться, дать возможность сформулировать заключение, задавать сложные вопросы, на которые могут дать ответ другие.

-болтун, много говорит, прерывает ход беседы. Остановить если начинает отклонять от темы, спросить, в чем связь темы с разговором, установить регламент.

-трусишка, человек который чувствует себя неуверенно при публичных выступлениях. Задавать ясные вопросы, демонстрировать доброжелательность, помогать формулировать мысли, пресекать насмешки, применять одобряющие формулировки, подчеркивать позитивные моменты.

-хладнокровный, держится отчужденно, не включается в ситуацию. Постараться заинтересовать, привлечь к беседе, применить тактику «отражение».

-незаинтересованный, не интересует тема разговора. Стараться задавать вопросы информативного характера, чтобы он не смог ответить да нет, задавать вопросы из той области, где он считает себя компетентным, выяснить, что его интересует.

-важная птица, не выносит критики, ведет себя как человек, который стоит выше остальных. Не позволять ему разыгрывать роль гостя, просить всех высказаться поочередно, не допускать критики присутствующих и отсутствующих, подготовить контраргументы.

-почемучка, сгорает от желания задавать вопросы. На вопросы информационного характера отвечать сразу, если это групповая беседа, привлекать всех отвечать на вопросы, переадресовывать вопросы к нему.

-попугай, повторяет одно и то же по несколько раз. Постараться разбавить разговор новыми мыслями и сменить тему.

-энергетический вампир, самую интересную историю рассказывают нудно, без эмоций. Вести беседу более эмоционально, менять тона, окраску голоса, подчеркивать ключевые слова.

-предсказуемый рассказчик, серьезно относится к себе и к миру, отвечает всегда буквально, не шутит, не импровизирует. Высказываться неожиданно, оригинально, остроумно и находчиво.

-самовлюбленный Нарцисс, любит говорить о себе, любую тему беседы сводят к себе. Проявить заинтересованность.

Д.з. Категории коммуникации и общения.

18.02.2012г.

Лекция № 3.

Язык и речь.

1.Понятие «язык и речь». Функции речевой деятельности.