ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
Министерство культуры российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Кемеровский государственный университет культуры и искусства
Институт музыки
Семинар №1 по разделу «Основные вопросы курса» (Вопросы с 1-7)
Дисциплина: Гармония
Выполнил: студентка I курса (заочного отделения)
Кричевская Влада
Проверил: Синельникова О.В.
Г. Кемерово 2013 г.
Определите понятие «гармония» в различных его значениях.
Гармо́ния (др.-греч. ἁρμονία — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность) — комплекс понятий теории музыки. В научной перспективе это представление приводит ккомпозиционно-техническому понятию гармонии как объединения звуков в созвучия и их закономерного последования. Гармония как научная и учебно-практическая дисциплина изучает звуковысотную организацию музыки.
Понятие гармонии применяется для характеристики логически организованной звуковысотной системы: типа лада(модальная гармония, тональная гармония), музыкального стиля (например, «гармония барокко»), индивидуально специфического воплощения звуковысотности («гармония Прокофьева»), характерной аккордики (гармония как синоним слов «аккорд», «созвучие»[1]).
Понятие гармонии, однако, не следует смешивать с понятиями «сопровождение», гомофония (например, в выражении «мелодия и гармония» вместо «мелодия и аккомпанемент» или вместо «мелодия и аккордика»; «полифония и гармония» вместо «полифония и гомофония»).
Сущность музыкальной гармонии — проекция общеэстетического понятия гармонии на область звуковых явлений, объединяющая наиболее специфические для музыкального искусства художественные элементы и отношения: созвучия, ладовые функции и т. д. (тогда как, например, метр и ритм свойственны также поэзии). Осознание благозвучности гармонически упорядоченных отношений звуков явилось величайшим завоеванием художественного мышления.
При этом восприятие того или иного аккорда как «гармонии» (то есть созвучия) или как набора несвязанных звуков зависит от музыкального опыта слушателя и его эстетических предпочтений. Так, неподготовленному слушателю гармония музыки XX — XXI веков (особенно в произведениях композиторов-авангардистов) может показаться хаотичным набором звуков, «какофонией».
-
Как эволюционировало понимание гармонии в различные эпохи?
Становление многоголосной гармонии (IX—XI века) — важнейший этап эволюции музыкального мышления. Связанность всех звуков отношением к тону-устою выражается категорией лада, а дифференциация их значений — системой ладовых функций. Первичная форма многоголосия — бурдон — представляет собой гармонию в рамках монодического принципа музыкального мышления. В условиях развитого многоголосия гармония становится системой созвучий, важнейшие из неустоев монодии — неаккордовыми звуками. Многоголосная гармония в процессе развития включает как эстетически оптимальные и поэтому самостоятельные всё более сложные созвучия — от кварто-квинтовых до большесептово-тритоновых и полигармонических (в XX—XXI веках).
Одновременно с эволюцией гармонии внутренне реорганизуется ладовая система (также и звуковая система музыки) как совокупность и средоточие музыкально-смысловых значений тонов и созвучий; одним из вершинных достижений этого процесса стала классическая тональность с её тональными гармоническими функциями (тоникой, субдоминантой идоминантой).
Гармоническая (ладовая) структура в европейской музыке является одним из основополагающих средствформообразования.
-
Что такое натуральный звукоряд или обертоновый ряд?
Натура́льный звукоря́д (от лат. natura — природа, естество), также обертоновый (звуко)ряд — звукоряд, состоящий из основного тона и его гармонических обертонов.
Часто́ты последовательных звуков натурального звукоряда образуют арифметическую прогрессию:
f, 2f, 3f, 4f, …,
где f — частота основного тона (нижнего звука натурального звукоряда). Таким образом, натуральный звукоряд образован всеми звуками, частота которых кратна частоте основного тона.
Натуральный звукоряд соответствует гармоническому спектру сложных колебаний осциллятора — физического источника звука (например, струны или воздушного столба в трубе)[1]: частота f основного тона, или первой гармоники, соответствует частоте основного колебания (осциллятора в целом), частоты гармонических обертонов (или высших гармоник) 2f, 3f, 4f, … — частотам колебаний его равных частей[2]. Отношение частот звуков интервала, образованного звуками натурального звукоряда, равно отношению их номеров.
Нотная иллюстрация первых 16 тонов натурального звукоряда, построенного от звука до большой октавы:
Примечание. Помеченные стрелками тоны отклоняются от равномерно темперированных более чем на 10 центов.
Натуральный звукоряд не следует путать со звукорядами натуральных ладов.
-
Определите понятия «консонанса» и «диссонанса».
Консонанс и диссонанс (фр. consonance, от лат. consonantia — созвучие, согласное звучание, и фр. dissonance, отлат. dissonantia — нестройность, нестройное звучание) — противоположные понятия теории музыки, характеризующие слияние или неслияние в восприятии одновременно звучащих тонов, а также сами созвучия (интервалы, аккорды), воспринимаемые как слитные и неслитные.
Несмотря на то, что для объяснения кон- и диссонирования зачастую привлекаются математико-акустические аргументы, ни консонанс, ни диссонанс не являются абсолютными, «физическими» данностями. За исключением октавы и квинты (иконкордов, составленных из них), на протяжении тысячелетий считавшихся совершенными консонансами, качество всех прочих интервалов и многозвучий, их парные и групповые «сонантные» оппозиции неоднократно пересматривались (по-разному воспринимались) на протяжении истории. Этот процесс продолжается и поныне.
В системе классико-романтической гармонии консонансами считаются унисон (условно относимый к интервалам), октава,квинта, кварта, большая и малая терции, большая и малая сексты, мажорное и минорное трезвучия и их обращения. К созвучиям-диссонансам относят септимы и секунды, тритон, все увеличенные и уменьшённые интервалы (в частности —энгармонически равные консонансам), а также аккорды с участием этих интервалов.
Кварта — так называемый неустойчивый консонанс — трактуется как диссонанс, если её нижний звук помещается в басу(например, во втором обращении трезвучия, квартсекстаккорде).
-
Очертите классификацию интервалов по их фоническим свойствам.
Интервалы классифицируются:
1. По взятию: одновременному (гармонический, или вертикальный, интервал) или последовательному (мелодический, или горизонтальный, интервал).
2. По объёму (количеству) заключённых в них ступеней. Число, обозначающее количество ступеней в интервале, также является кратким обозначением этого интервала в музыкальной грамоте.
Количество ступеней |
Название интервала |
1 |
Прима |
2 |
Секунда |
3 |
Терция |
4 |
Кварта |
5 |
Квинта |
6 |
Секста |
7 |
Септима |
8 |
Октава |
9 |
Нона (секунда через октаву) |
10 |
Децима (терция через октаву) |
11 |
Ундецима (кварта через октаву) |
12 |
Дуодецима (квинта через октаву) |
13 |
Терцдецима (секста через октаву) |
14 |
Квартдецима (септима через октаву) |
15 |
Квинтдецима (двойная октава) |
Интервалы от примы до октавы называются простыми, от октавы до квинтдецимы — составными. Интервалы шире, чем квинтдецима, традиционно не рассматриваются как самостоятельные.
3. По «качеству» (количеству заключённых в интервале тонов и полутонов при известном количестве ступеней). «Качество» интервала определяется словами «большая» (сокращённо б.), «малая» (м.), «чистая» (ч.), «увеличенная» (ув.), «уменьшённая» (ум.), «дважды увеличенная» (дв. ув.) и «дважды уменьшённая» (дв. ум.). Качественная характеристика интервала в элементарной теории музыки служит дополнением его количественной характеристики.
-
Большими и малыми могут быть секунды, терции, сексты и септимы, а также ноны, децимы, терцдецимы и квартдецимы;
-
Чистыми могут быть примы, кварты, квинты и октавы;
-
Увеличенными и уменьшёнными могут быть любые интервалы (за исключением уменьшённой примы, которая не может существовать на практике);
Количество полутонов |
Большие, малые, чистые интервалы |
Краткая запись |
Увеличенные и уменьшённые интервалы |
Краткая запись |
Альтернативные названия |
0 |
Чистая прима |
ч.1 |
Уменьшённая секунда |
ум.2 |
Унисон |
1 |
Малая секунда |
м.2 |
Увеличенная прима |
ув.1 |
Полутон |
2 |
Большая секунда |
б.2 |
Уменьшённая терция |
ум.3 |
Целый тон |
3 |
Малая терция |
м.3 |
Увеличенная секунда |
ув.2 |
|
4 |
Большая терция |
б.3 |
Уменьшённая кварта |
ум.4 |
|
5 |
Чистая кварта |
ч.4 |
Увеличенная терция |
ув.3 |
|
6 |
|
|
Уменьшённая квинта |
ум.5 |
Тритон |
Увеличенная кварта |
ув.4 |
||||
7 |
Чистая квинта |
ч.5 |
Уменьшённая секста |
ум.6 |
|
8 |
Малая секста |
м.6 |
Увеличенная квинта |
ув.5 |
|
9 |
Большая секста |
б.6 |
Уменьшённая септима |
ум.7 |
|
10 |
Малая септима |
м.7 |
Увеличенная секста |
ув.6 |
|
11 |
Большая септима |
б.7 |
Уменьшённая октава |
ум.8 |
|
12 |
Чистая октава |
ч.8 |
Увеличенная септима |
ув.7 |
|