Файл: Сборник описаний практических работ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство культуры Российской Федерации ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»

Кафедра технологии документальных коммуникаций

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНА

Сборник описаний семинарских занятий, практических работ для студентов дневной формы обучения и методические рекомендации

по выполнению контрольной работы для студентов-заочников по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»

Кемерово 2010

Утверждены на заседании кафедры технологии документальных коммуникаций 18.03.2010 г., протокол № 7.

Утверждены на заседании учебно-методического совета Института информационных и библиотечных технологий 18.03.2010 г., протокол № 7.

Информационное обеспечение потребностей региона [Текст]: сб. описаний семинар. занятий, практ. работ для студентов дневной формы обучения и методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов-заочников по специальности 071201 «Библиотечноинформационная деятельность» / сост. Л. Г. Тараненко. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2010. – 51 с.

Составитель: канд. пед. наук, доцент

Л. Г. Тараненко

2

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Информационное обеспечение потребностей региона» является дисциплиной регионального компонента блока специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность». Его основная цель – формирование у студентов знаний в области краеведческой и регионоведческой деятельности информационных учреждений. Курс предполагает освоение знаний и практических умений по использованию региональной библиографической и фактографической информации, изучению основных региональных информационных потребностей и носит ярко выраженный прикладной характер, что обусловливает значимость практических форм организации обучения.

Целью данного сборника является организация и управление самостоятельной работой студентов в процессе приобретения практических знаний и умений.

Задачи, выполняемые сборником описаний практических работ:

стимулирование познавательного интереса студентов к учебной дисциплине;

закрепление, углубление и расширение знаний студентов в ходе выполнения практических заданий, полученных на лекциях;

в ряде практических работ обеспечение студентов индивидуальными заданиями;

развитие аналитических умений и творческого подхода к решению задач профессиональной деятельности;

организация контроля и самоконтроля студентов.

Входе практических занятий по курсу «Информационное обеспечение потребностей региона» студенты знакомятся с системой регионального информационного обеспечения, которая включает в себя центры различного назначения и ведомственной принадлежности (Межотраслевые территориальные центры научно-технической информации, Торгово-промышленные палаты, архивы, музеи, библиотеки, образовательные учреждения, научно-исследовательские учреждения, информационные, консалтинговые службы и др.); учатся анализировать деятельность данных центров, определяя номенклатуру их региональных информационных продуктов и услуг. Большая часть практических заня-

3


тий выполняется на основе Интернет-ресурсов. Это обусловлено, с одной стороны, открытостью, доступностью данного источника региональной информации и возможностью получения основных сведений о деятельности региональных информационных учреждений. С другой стороны, в результате студенты имеют возможность развивать практические умения анализа основных региональных информационных продуктов, удовлетворения региональных информационных потребностей в среде Интернет.

Сборник разработан в соответствии с учебным планом специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», учебнометодическим комплексом дисциплины «Информационное обеспечение потребностей региона»1 и отражает основное содержание учебной программы. Основные теоретические материалы по данному курсу представлены в учебных пособиях2.

В течение семестра каждым студентом должна быть выполнена самостоятельная работа. Методические материалы по ее выполнению также приводятся в данном сборнике.

Выполнение всех практических работ должно быть оформлено студентом в отдельной тетради / на диске и представлено в полном объеме преподавателю для получения допуска к экзамену.

Студенты заочной формы обучения для допуска к экзамену должны выполнить практические задания и контрольную работу.

1Информационное обеспечение потребностей региона [Текст]: учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения по специальности 071201 «Библиотечноинформационная деятельность» / Л. Г. Тараненко. – Кемерово: КемГУКИ, 2006. – 23 с.

2Тараненко, Л. Г. Информационное обеспечение потребностей региона [Текст]: учеб. пособие / Л. Г. Тараненко; науч. ред. И. С. Пилко. – Кемерово: КемГУКИ, 2009. – 178 с.

Тараненко, Л. Г. Информационное обеспечение потребностей региона: специфика краеведческой деятельности [Текст]: учеб. пособие / Л.Г. Тараненко. – М.: Литера, 2009. 160 с.

4

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарское занятие 1 Региональная библиография: история, современное состояние,

перспективы

(2 часа)

Вопросы для обсуждения

1.Региональная библиография, ее место в информационной системе региона.

2.История возникновения Сибирской библиографии, ее основные этапы развития. Вклад политических ссыльных в развитие библиографии Сибири и Русского Севера (указатель «Книги, касающиеся Сибири» и др.).

3.Региональная библиография на современном этапе.

Список литературы

1.Информационные ресурсы региона: принципы формирования, организационная, видовая структура [Текст] / ГПНТБ СО РАН. – Ново-

сибирск, 2000. – 167 с.

2.Мамонтов, А. В. Краеведческая библиография в региональной библиографической системе [Текст] / А. В. Мамонтов // Региональные библиографические системы. – М., 1992. – С. 65–73.

3.Мамонтов, А. В. Краеведческая библиография [Текст]: учебник / А. В. Мамонтов, Н. Н. Щерба. – М., 1989. – 216 с.

4.Неверова, Т. А. Краеведческая деятельность библиотек [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т. А. Неверова. – М.: Либерея, 2005. – 286 с.

5.Проблемы краеведческой деятельности библиотек [Текст]: материалы Всерос. науч.-практ. семинара (Великий Новгород, сентябрь

2002 г.) / Рос. нац. б-ка, Новгородская обл. универсальная науч.

б-ка. – СПб., 2003. – 259 с.

6. Соболева, Е. Б. Развитие Сибирской библиографии [Текст] / Е. Б. Соболева. – Новосибирск, 1988. – 116 с.

7.Тараненко, Л. Г. Информационное обеспечение потребностей региона: специфика краеведческой деятельности [Текст]: учеб. пособие / Л. Г. Тараненко. – М.: Литера, 2009. – С.13–19.

5


Семинарское занятие 2 Информационные потребности региона: структура, проблемы изучения

(2 часа)

Вопросы для обсуждения

1.Социально-экономическая характеристика региона (на примере Кемеровской области). Информационная инфраструктура региона. Объективные информационные потребности региона.

2.Основные категории пользователей региональной информацией.

3.Проблемы изучения региональных информационных потребностей. Характеристика основных методов изучения информационных потребностей.

Список литературы

1.Алдохина, О. И. Потребители краеведческой информации и их информационные потребности [Текст] / О. И. Алдохина // Библиотечная жизнь Кузбасса. – 1999. – №3. – С. 78–83.

2.Информационные ресурсы региона: принципы формирования, организационная, видовая структура [Текст] / ГПНТБ СО РАН. – Ново-

сибирск, 2000. – 167 с.

3.Паршукова, Г. Б. Информационная компетентность инженера: виртуальное пространство [Текст] / Г. Б. Паршукова. – Новосибирск, 2005 . – С. 25–34.

4.Тараненко, Л. Г. Информационное обеспечение потребностей региона : специфика краеведческой деятельности [Текст]: учеб. пособие / Л. Г. Тараненко. – М.: Литера, 2009. – С. 20–38.

Семинарское занятие 3 Научно-просветительская краеведческая деятельность библиотек

(2 часа)

Вопросы для обсуждения

1.Историческое краеведение (на примере целевых программ «Наследие», «Рядом с настоящим – прошлое», «Малая Родина», «Здесь Родины моей начало», «Возрожденная провинция» и др.).

2.Историография населенных пунктов как вид краеведческой деятельности. История библиотек в контексте краеведения.

6

3.Культурологическое краеведение.

4.Экологическое краеведение.

Список литературы

1.Проблемы краеведческой деятельности библиотек [Текст]: материалы Всерос. науч.-практ. семинара (Великий Новгород, сентябрь 2002 г.) / Рос. нац. б-ка, Новгородская обл. универсальная науч.

б-ка. – СПб., 2003. – 259 с.

2.Второва, Т. Рядом с настоящим – прошлое [Текст] / Т. Второва //

Библиотека. – 1999. – № 9. – С. 88–89.

3. Петрова, Л. Современные летописцы малой родины [Текст] /

Л. Петрова // Библиотека. – 1999. – № 10. – С. 87–89.

4.Петрова, Т. «А хотел бы стать летописцем смиренным» [Текст] / Т. Петрова, Н. Чуприна // Библиотека. – 1998. – № 6. – С. 102–105.

5.Протопопова, С. Летопись города . . . на компьютере [Текст] / С. Протопопова // Библиотека. – 1997. – № 9. – С. 79–80.

6.Учанова, В. Не только открывать новое, но и возрождать старое [Текст] / В. Учанова // Библиотека. – 1999. – № 2. – С. 83–84.

Семинарское занятие 4 Культурные учреждения города в удовлетворении региональных

информационных потребностей

(2 часа)

После выездных семинаров в культурные учреждения города (музеи, библиотеки, архивы и др.) обсуждаются следующие вопросы.

1.Отличительные особенности деятельности данного учреждения.

2.Основные функции учреждения по удовлетворению региональных информационных потребностей.

3.Краеведческие информационные продукты и услуги, производимые в данной организации.

4.Основные категории пользователей – потребителей региональной информации.

Список литературы

1.Тараненко, Л. Г. Информационное обеспечение потребностей региона: специфика краеведческой деятельности [Текст]: учеб. пособие / Л. Г. Тараненко. – М.: Литера, 2009. – 160 c.

7


ОПИСАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практическая работа № 1 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНА»

(2 часа)

Цель работы – формирование представлений о терминологической базе дисциплины.

Задачи:

1.познакомить студентов с понятийной базой курса, используя справочные издания по библиотечно-информационной деятельности и смежным областям знаний (экономика, политология, история и др.).

Обеспечивающие средства

Персональный компьютер с доступом в Интернет; справочные издания (см. список рекомендуемой литературы).

ЗАДАНИЕ 1

На основе справочных изданий дать определения следующим понятиям:

регион;

край;

субъект РФ;

федеральный округ;

региональная информация;

регионоведческая информация;

региональная библиография;

краеведческая библиография;

краеведение;

библиотечное краеведение;

краеведческая деятельность;

информационные потребности региона;

региональные информационные потребности;

краеведческий документ.

ЗАДАНИЕ 2

Проведите анализ определений понятий по частоте встречаемости в различных справочных изданиях. Выявите и укажите трудности, которые

8

возникли при их поиске (полисемичность, отсутствие определения понятия в словарях и т. д.).

Требования к отчету

По итогам выполнения данной работы в тетради / файле должны быть представлены определения понятий, выводы и сформулированные ответы на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы

1.Какова сущность, содержание и границы понятия «край»? Каково его соотношение с термином «регион»?

2.Назовите отличительные черты региональной библиографии.

3.Определите границы понятия «краеведческая библиография», его соотношение с понятием «региональная библиография».

4.В чем заключается специфика библиотечного краеведения?

Список литературы

1.Библиотечное дело: терминолог. словарь [Текст] / Рос. гос. б-ка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1997. – 168 с.

2.Библиотечное дело [Текст]: терминолог. словарь / сост. И. М. Суслова, Л. Н. Уланова; Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книга, 1986. – 224 с.

3.Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. –

 

URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/, (дата обращения 7.03.2010).

 

4.

Кондаков,

Н.

И. Логический словарь-справочник

[Текст]

/

 

Н. И. Кондаков. – М.: Наука, 1971. – 656 с.

 

 

5.

Першиков,

В.

И. Толковый словарь по информатике

[Текст]

/

В. И. Першиков. – М.: Финансы и статистика, 1991. – 543 с.

6.Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Рос. энциклопед., 1993 . – 608 с.

7.Служба тематических словарей в Интернете Глоссарий.ru [Элек-

тронный ресурс]. – URL: http://glossary.ru/, (дата обращения 7.03.2010).

8.Социальный энциклопедический словарь [Текст] / ред. Г. В. Оси-

пов. – М.: НОРМА, 1998. – 488 с.

9. Справочник библиотекаря [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2000. – 432 с.

9


Практическая работа № 2 ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ПОСТАВЩИКИ

РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

(2 часа)

Цель работы – формирование представлений об ассортименте региональной информации, представленной на сайтах администраций субъектов РФ и муниципальных образований.

Задачи:

1.научить выявлять основные виды региональной информации на сайтах региональных, муниципальных образований;

2.сформировать представление об информационных продуктах и услугах, представленных на сайтах администраций области, городов, районов, удовлетворяющих региональные информационные потребности;

3.закрепить методику поиска региональной информации в сети Интернет.

Обеспечивающие средства

Персональный компьютер с доступом в Интернет; перечень Интер- нет-адресов официальных сайтов муниципальных образований (см. официальный сайт администрации Кемеровской области (http://www.ako.ru)).

Краткие теоретические сведения

Подробно о поставщиках региональной информации, о видах региональной информации, представленной на сайтах, см. в учебном посо-

бии3 [с. 39–61].

Региональная информация – это информация, по содержанию связанная с регионом, информация о территориальных проблемах общества и государства, информация, производимая в регионе, независимо от ее содержания.

Основными поставщиками региональной информации являются органы местного самоуправления. Освещая свою деятельность, органы местного самоуправления тем самым привлекают общественность к принятию управленческих решений. Распространение региональной инфор-

3 Здесь и далее в учебном пособии Тараненко, Л. Г. Информационное обеспечение потребностей региона: специфика краеведческой деятельности [Текст]: учеб. пособие / Л. Г. Тараненко. – М.: Литера, 2009. – 160 c.

10