ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 372
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Предпринимательская и инновационная деятельность
Тема 1. Особенности российского предпринимательства в условиях модернизации экономики России
Тема 3. Инновации как ресурс развития предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере
Тема 5. Предпринимательская деятельность как творчество
Список рекомендуемой литературы
«Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства»
15. Выберите все правильные ответы:
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО
Кемеровский государственный университет культуры и искусства
.
Предпринимательская и инновационная деятельность
в сфере культуры и искусства
Кемерово,
2012
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»
Институт социально-культурных технологий
.
Л.И. Рудич
Предпринимательская и инновационная деятельность
в сфере культуры и искусства
Учебное пособие для студентов по направлениям подготовки
071800 «Социально-культурная деятельность»,
080200 «Менеджмент»
Кемерово,
2012
Рецензенты:
Харлампенков Е.И. канд.техн.наук, доцент, зав. кафедрой управления и технологии коммерции Кемеровского коммерческого института
( филиала РГТЭУ); Булатова С. Н. к.п.н., доцент кафедры социальной сферой КемГУКИ
Рудич, Л. И.
Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства [текст]: учебн. Пособие / Л.И. Рудич. – Кемерово, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012.- 227 с.
В пособии рассматриваются проблемы предпринимательской деятельности учреждений социально-культурной сферы на современном этапе, анализируется состояние рынка услуг и работ и намечаются пути развития предпринимательства в конкретных условиях социально-культурной деятельности Сибирского региона.
Курс нацелен на освоение теории и практическую подготовку студентов к внедрению инноваций и предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере и индустрии досуга и использованию навыков инновационного менеджмента и предпринимательства в управлении технологиями социально-культурной деятельности. Может быть полезен слушателям дополнительного профессионального образования а также руководителям и специалистам социально-культурной сферы.
УДК_________
ББК_________
С Рудич Л.И.,2012
С Кемеровский государственный
университет
культуры и искусств,2012
ISBN
Оглавление
Стр.
Введение………………………………………………………………5
Тема 1. Особенности российского предпринимательства в условиях модернизации экономики России……………………………
Тема2. Экономическая сущность и содержание инновационной деятельности и предпринимательства в социально-культурной деятельности ………………………………………………………. 13
Тема 3. Инновации как ресурс развития предпринимательства в социально-культурной сфере…………………………………………
Тема 4.Инновационное предпринимательство в социально-культурной сфере: система, взаимосвязи, классификация, виды……………………………………………………………………..
Тема 5.. Предпринимательская деятельность как творчество………………………………………………………………..
Тема 6. Организация финансовой деятельности учреждения культуры в социально-культурной сфере и оценка эффективности инновационной и ПД деятельности учреждений СКС……………………………………………………………………..
Тема 7..Личность и качества менеджера по инновациям, предпринимателя в социально-культурной сфере и индустрии досуга …………………………..……………………………………….
Заключение…………………………………………………………
Рекомендуемая литература………………………………………
Приложения…………………………………………………………
Введение
Цель данного издания – рассмотреть проблемы предпринимательской деятельности на современном этапе, донести до руководителей учреждений социально-культурной сферы важность их осознания, проанализировать состояние рынка услуг и наметить пути развития предпринимательства в конкретных условиях социально-культурной деятельности Сибирского региона. Есть мнение, что сфера культуры, социально-культурная деятельность в настоящее время одна из наименее занятых ниш бизнеса. Это дает основание предложить изучающим курс подготовиться к освоению предпринимательства в данной сфере.
Определение реальных путей развития предпринимательства занимает все более важное место в условиях модернизации экономики России. Но каждый руководитель, как человек и организатор, сам будет принимать решения и выбирать пути становления собственного коллектива или учреждения. К тому же, каждый работает в уникальной географической, финансовой, культурологической, психологической и иных ситуациях, которые изменяются непрерывно.
Нужны наиболее эффективные пути – потому что ситуация в социокультурном пространстве остается очень непростая и тревожная, и, особенно в плане духовного развития личности, мы обязаны предлагать продукт или услугу не только качественную и конкурентоспособную, но и возвышающую личность творчески, духовно. Только такой подход дает возможность учреждениям социально-культурной сферы не только выживать, но и процветать.
«Сохранение нематериального культурного наследия России» -этот тезис был выдвинут ЮНЕСКО в 2003 году. С одной стороны, мировая общественность дала нам понять, как высоко на всей планете ценится культура, и рекомендовала нашей стране уделять большее внимание духовной жизни народа.
В то же время, важнейшая примета времени, на которую мы должны обратить внимание, - консолидация различных ведомств в единое семантико-философское поле, получившее название «социально-культурная сфера». Социокультурная политика, социокультурные акции, социокультурные программы и так далее занимают всё больше жизненного и экономического пространства. При этом на первом месте стоит не просто культура, а социум, то есть достаточно чётко определены государственные интересы – социальная направленность любого вида деятельности, в том числе и в сфере культуры. Анализ документов, отражающих государственную политику на современном этапе, показывает, что культуре отводится все больше внимания в планах и программах развития страны. А многие социальные проекты, такие как «Год молодежи России», «Год учителя» программы «Семья», «Здравохранение» отражают непосредственно аспекты существования культуры в современной России.
Сегодня понятно, что экономика государства не в состоянии 100 % обеспечить обществу бесплатные услуги культуры. Как оказывается, государство не достаточно стремится защитить общество и юридически.
Вступивший в силу с 1 января 2006 года ФЗ-131 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5] реализован во всех региональных субъектах РФ, хотя этот процесс нередко был для значительной части учреждений культуры весьма сложным, и прежде всего по причине неготовности менеджмента социально-культурной сферы к развитию предпринимательской деятельности. Еще больше возможностей и свободы дают учреждениям социально-культурной сферы принятый Закон «Об автономных учреждениях» и его дополнение - Федеральный закон от 08.05.2010 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", реализация которых актуальна в настоящее время [4, 9].
Известно: «Времена не выбирают, в них живут и умирают», а современность, слава Богу, даёт реальные возможности для новых, неожиданных, смелых решений и экспериментов, то есть для успешного развития предпринимательской деятельности, в том числе и в социально-культурной сфере.
Предпринимательство - путь эффективной работы, который достаточно труден, но и очень привлекателен, если в начале пути хорошо подготовиться, объединиться для выработки стратегии. Культурная ниша все ещё почти не занята крупным капиталом и стартовые возможности очень высоки.
Предпринимательство, как одна из конкретных форм проявления общественных отношений, не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению её национального духа и национальной гордости.
Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами. Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.
Данные свидетельствуют о том, что по мере развития рыночных отношений в экономике страны предпринимательство все больше проникает в сферу культуры. Создаются частные культурно-досуговые учреждения, в том числе структуры шоу-бизнеса, ночные клубы, частные культурные центры, частные музеи и так далее. Некоторые муниципальные органы власти передают подведомственные им учреждения культуры в долгосрочную аренду. В ближайшее время есть вероятность приватизации некоторых из них. Речь идет, прежде всего, о кинотеатрах, парках и клубных учреждениях. В силу этого готовность к предпринимательской деятельности работников учреждений культуры приобретает особое значение. Принятый Федеральный закон «О государственных некоммерческих (муниципальных) автономных организациях» даёт возможность расширения формы и спектра коммерческих услуг [ 11].
Развитие предпринимательства в России отражено в работах А. И. Агеева, С. В. Преснякова. Развитию декоративно-прикладного искусства и народных промыслов посвящены работы С. С. Константиновой, Ф. С. Кодирова, Л. В.Миненко, М. А. Некрасовой и др. [8 46 49] Непосредственно предпринимательство в сфере культуры рассматривается в работах Т. Абанкиной, А. Агеевой, Т. Веселиной, Л. Рудич и Е. Утина, Е.Я Морозовой, С. В. Преснякова, Э.Д. Тихонова, Г. Л. Тульчинского. [16; 18; 23; 43; 46, 51]. Все они исследуют предпринимательство в разных областях культуры и искусства. Непосредственно предпринимательская деятельность в сфере культуры составляет небольшую часть в исследованиях и недостаточно освещена в публикациях. Для привлечения внимания к возможностям социально-культурной деятельности как предпринимательской и предназначено данное издание.
Цели освоения дисциплины:
1. Курс нацелен на освоение теоретических аспектов и практическую подготовку студентов к внедрению инноваций и предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере и индустрии досуга и использованию навыков инновационного менеджмента и предпринимательства в управлении технологиями социально-культурной деятельности.
2. Способствует усвоению студентами практических навыков и знаний, необходимых для самостоятельной и командной предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере;
3. Обеспечит студентов инструментом и методами управления малым бизнесом на муниципальном уровне социально-культурной сферы.
Задачи курса:
- воспитание ответственности за принятие управленческих решений в области предпринимательства;
- формирование готовности к организации предпринимательства и инноваций в области социально-культурной деятельности и индустрии досуга (далее СКД и ИД);
- обеспечение профессиональной компетенции в области предпринимательской деятельности в СКД и ИД;
- знакомство с наиболее успешной предпринимательской деятельностью в социально-культурной сфере, установление деловых контактов с опытными организаторами предпринимательства в социальной сфере.
Обучающийся должен знать:
- формы и методы технологии и управления предпринимательской деятельностью в СКД и ИД;
уметь:
- программировать формы и методы предпринимательской работы в СКД и ИД;
- воплощать инновационные идеи и проекты в шоу-бизнесе и другой предпринимательской деятельности в сфере СКД и ИД;
-осуществлять художественное руководство в предпринимательских проектах в области СКД и ИД;
владеть:
- технологиями менеджмента и маркетинга в управлении предпринимательством в СКД и ИД;
- правовыми и нормативными документами по предпринимательству в СКД и ИД;
- финансово-экономической деятельности в предпринимательской и инновационной деятельности.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций:
- умения применять основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач предпринимательской деятельности в СКД и ИД;