Файл: А.И. Должиков Основы проектирования дорог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7

1.Начальный и конечный пункты соединяют прямой ("воздушная линия"). Вдоль этой прямой анализируют ситуацию и рельеф, выявляют места, которые следует обойти, и намечают положение трассы в виде ломаной линии.

2.Транспортиром измеряют углы поворотов и румбы прямых участков. В углах поворота вписывают кривые возможно больших радиусов. Радиусы кривых не должны быть меньше минимально допустимых значений, желательно принимать их не менее 3000 м [1]. Для вычерчивания кривых целесообразно изготовить шаблоны из плотной бумаги или фотопленки в масштабе карты.

Необходимо следить, чтобы между круговыми кривыми оставались прямые вставки, достаточные для размещения переходных кривых

[1, табл. 11].

3.Составляют ведомость углов поворота прямых, кривых участков трассы дороги в плане (прил. 1). Приведенная в методическом указании (прил. 1) ведомость отвечает требованиям ГОСТ Р21.1701-97 [12]. По мнению авторов в стандартную ведомость необходимо ввести дополнительную графу 24 – азимут или румб прямых участков трассы в плане. На рис. 1 приведена схема, поясняющая порядок расчета плана трассы:

а) определяют азимут первоначального направления (от километровой сетки карты);

б) нумеруют и измеряют углы поворота; в) в ведомость (прил. 1) записывают точки начала трассы (НТ),

номера вершин углов и конца трассы (КТ), графа 1; г) в графы 5 и 6 записывают значения углов поворота, вычисляют

румбы или азимут всех последующих направлений трассы и записывают в графу 24;

д) в зависимости от местных условий и в соответствии с принятыми нормативами назначают радиус круговой кривой (графа 7) и по таблицам [10 или 11] определяют основные элементы кривой: тангенс, длину кривой, биссектрису, которые заносят в графы 8,12,13 ведомости. Домер круговой кривой определяют как два тангенса (Т) минус длина круговой кривой (К) по формуле

Д = 2Т К ;

(14)

е) измеряют расстояние между точками НТ и ВУ № 1 (ВУ № 1 и ВУ № 2, ВУ № 2 и ВУ № 3 и т.д.), записывают в графу 22, пикетажное положение ВУ №1 (графы 2,3) определяют как пикетажное положение предыдущей вершины угла поворота (в первом случае это точка НТ)

8

плюс расстояние между вершинами углов поворота (графа 22) и минус домер предыдущего угла поворота (в первом случае Д =0), в последующих он определяется по формуле

ПКвуi = ПКву(i1) + Lмвуi Д(i1) ;

(15)

ж) определяют расчетом пикетажное положение начала круговой кривой ( ПКнк) как пикетажное положение вершины угла поворота ми-

нус тангенс круговой кривой (16). Полученные значения вписывают в графы 16,17 ведомости.

ПКнкi = ПКвуi Тi ;

(16)

з) определяют расчетом пикетажное положение конца круговой кривой ( ПКкк ) как пикетажное положение начала круговой кривой

плюс длина круговой кривой (17). Полученные значения вписывают в графы 18,19 ведомости.

ПКккi = ПКнкi + Кi ;

(17)

и) определяют расчетом длину прямой вставки ( Lпрi ) как пике-

тажное положение конца предыдущей круговой кривой минус пикетажное положение начала круговой кривой (18). Полученные значения вписывают в графу 23 ведомости.

Lпрi = ПКкк(i1) ПКнкi ;

(18)

к) в таком же порядке определяют необходимые данные и по остальным вершинам углов поворота трассы, включая точку конца трассы

(КТ).

4. После составления ведомости углов поворота, прямых и кривых производят проверку результатов расчета (см. прил. 1).

Все цифровые данные в графах 1 – 21 записывают в основных строках, а данные в графах 22, 23, 24 – в промежуточных строках, располагающихся между основными строками.

Точность измерения длин по карте – 1 м, углов – 10 мин. Значения параметров кривых, длин вставок, пикетажного положения точек должны быть вычислены с точностью до 0,01 м.

Направления прямых участков определяются их азимутами или румбами. Название и величину румба определяют по значению магнитных азимутов линий трассы. Магнитным азимутом называется угол, измеряемый по часовой стрелке между направлением на север и направлением прямой линии трассы. Румб – это направление и острый угол между ближайшим концом северного меридиана и прямой линией трассы. Значения магнитного азимута и румба приведены в табл.3.


9

 

Значения магнитного азимута

Таблица 3

 

 

 

Магнитный азимут ли-

0 – 90

90 – 180

180 – 270

270 – 360

 

нии, А

 

 

 

 

 

Направление

СВ

ЮВ

ЮЗ

СЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Величина румба

r=A

r=180 – A

r=A – 180

r=360 – A

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВУ i

 

 

 

 

L

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КТ

 

 

 

 

 

 

 

T

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

L

м в у

i+

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i

 

 

 

 

 

+

 

 

2

 

 

 

 

i

 

T

i

 

 

 

 

 

 

 

к i

+

 

 

 

 

 

у

 

 

 

 

i

 

 

 

+

1

 

 

к

 

i

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нк i + 1

 

р

 

 

 

L

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Lп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

i

 

 

К

 

R

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

T

 

 

 

 

 

 

 

i

 

L

п

р

 

к

i

i

 

 

 

 

 

1

 

в

у

 

 

 

 

 

 

 

 

T

 

L

 

 

 

 

 

i

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i+

 

i

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НТ (ВУ i - 1

)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВУ i +

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Схема к расчету пикетажа трассы

 

 

 

 

Оформление плана трассы. Варианты трассы оформляют на учебной карте тушью разного цвета. Трассу наносят сплошной линией толщиной I мм. Каждому варианту присваивают название, которое записывают на карте тушью соответствующего цвета. Прямые участки от кривых отделяют линиями толщиной 0,2 мм, проводимыми по направлениям радиусов. У линий записывают пикетажное положение начала и конца круговой кривой. У вершин углов поворота указывают порядковые номера углов и элементы кривой выписывают над кривой.

Пикеты на трассе отмечают черточками длиной 1-1,5 мм. Номера каждого пятого пикета записывают по ходу трассы с правой стороны цифрой 5. На каждом десятом пикете наносят километровый знак и ставят порядковый номер километра. Над прямыми участками пишут румбы. На карте изображают розы ветров в летний и зимний периоды.

План трассы оформляют на листе формата А2 (лист №1). Карту приклеивают в левом верхнем углу и обводят рамкой. Ниже вычерчи-



10

вают ведомости углов поворота, прямых и круговых кривых для каждого варианта (на правой стороне листа размещают сквозную таблицу сравнения вариантов трассы и примечания).

В пояснительной записке дают описание вариантов трассы, обоснование обхода препятствий, выбора переходов через водотоки и др.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ Продольный профиль разрабатывают для каждого варианта трас-

сы. Форма продольного профиля должна соответствовать ГОСТ Р21.1701-97 [12; прил. Д].

Проектирование продольного профиля заключается в нанесении проектной линии в соответствии с принятыми техническими нормативами, рельефом местности и местными природными условиями. Рекомендуется следующий порядок проектирования:

1.По карте интерполяцией от горизонталей определяют отметки земли по оси дороги на каждом пикете и плюсовых точках. На полосе миллиметровой бумаги высотой 297 мм вычерчивают черной тушью форму продольного профиля и наносят "черный профиль". Отметки земли записывают в соответствующей графе [12; прил. Д].

2.Вычерчивают на 2 см ниже "черного профиля" грунтовый профиль и наносят шурфы, скважины, отметки уровня грунтовых вод в шурфах и скважинах, отметки залегания разных пород, дна шурфов и скважин.

3.Определяют руководящие (рекомендуемые) рабочие отметки из условия защиты земляного полотна от переувлажнения и из условия снегонезаносимости в соответствии с указаниями СНиП 2.05.02 – 85 [1,

п. 6.10, 6.33, 6.34].

Руководящая отметка из условия снегонезаносимости определяется по формуле

hр = hs +∆h ,

(14)

где hр – высота незаносимой насыпи, определяется относительно бров-

ки насыпи и пересчитывается для оси, с учетом принятых уклонов в поперечном профиле, м; hs – расчетная высота снегового покрова, м

[2]; h – возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова, назначается в зависимости от технической категории дороги,

м[1, п. 6.33].

Вслучае если hs превышает 1м, необходимо проверить h по ус-


11

ловию беспрепятственного размещения снега, сбрасываемого с дороги при снегоочистке, используя формулу [1, п. 6.34]

Руководящая отметка из условия защиты земляного полотна от переувлажнения определяется по формуле

hр = hгр.в H гр.в Сi0 ,

(15)

где hгр.ввозвышение поверхности покрытия над УГВ [1, табл. 21];

H гр.в – глубина залегания грунтовых вод; C

уклон обочины.

С

i 0

h гр.в

УГВ

 

 

 

гр.в

 

 

 

H

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– ширина обочины; i0

h д.о.

Рис. 2. Схема к расчету hр по условию защиты земляного полотна от переувлажнения

Сравнивая руководящие отметки, в дальнейшем принимаем за основную отметку, удовлетворяющую обоим условиям.

4. По карте определяют пикетное положение, и фиксированные отметки оси проезжей части пересекаемых дорог, головки рельса пересекаемых железнодорожных путей и водопропускных сооружений. Назначают по указанию преподавателя расчетные уровни воды у проектируемых мостов и труб. Определяют минимальные отметки насыпей над водопропускными сооружениями в зависимости от отверстия. Отверстие назначается самостоятельно, без выполнения гидрологического расчета. Полученные данные сводят в табл. 4.

 

 

 

 

Таблица 4

Местоположение

 

Минимальная отметка

 

 

Отверстие, м

п/п

пикет

плюс

насыпи по оси дороги, м