Файл: З.П. Савосина Бизнес-планирование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.05.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики и организации машиностроительной промышленности

БИЗНЕС - ПЛАНИРОВАНИЕ

Рабочая программа, методические указания к выполнению контрольной работы

для студентов ускоренного обучения заочной формы специальности 060500 "Бухгалтерский учет и аудит"

Составители З.П. Савосина И.В. Савосин

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 9 от 6.03.2000 Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 060500 Протокол № 2 от 6.03.2000

Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса КузГТУ

Кемерово 2000

1

Цель и задачи дисциплины, её место в учебном процессе

Бизнес-планирование – одна из специальных экономических дисциплин в подготовке специалиста по бухгалтерскому учету и аудиту. Цель дисциплины – дать студентам необходимые знания и навыки в понимании бизнес-планирования, его содержания, структуры, методов разработки.

Бизнес-планирование как учебная дисциплина в системе подготовки специалиста по бухгалтерскому учету и аудиту связана с предшествующими и последующими дисциплинами учебного плана:

-в технико-экономическом направлении с экономической теорией, экономикой предприятия, основами менеджмента, маркетинга, являющимися фундаментом для изучения бизнес-планирования;

-в направлении специализации экономических дисциплин с инновационным и финансовым менеджментом, бухгалтерским учетом, аудитом.

Рабочая программа дисциплины

Наименование тем курса, содержание, количество часов

Таблица 1

 

 

 

Количество часов

 

Наименование темы

 

 

 

 

 

 

 

ЭУз - 5

ЭУзу – 3

ЭУзт - 3

 

лекц.

прак.

лекц.

прак.

лекц.

прак.

1

2

3

4

5

6

7

1. Понятие бизнес-планиро-

 

 

 

 

 

 

вания, содержание, этапы

 

 

 

 

 

 

разработки

4

 

2

 

2

 

2.История фирмы, резюме

иосновные производственные фонды

3.Производство и персонал

4.

Товары и услуги

4

4

2

5.

Маркетинг и продажи

 

 

 


2

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

5.1. Стратегия маркетинга

 

 

 

 

 

 

5.2. Исследование рынка

 

 

4

 

4

 

5.3. Анализ покупателя

4

 

 

 

5.4.Ценовая политика

5.5.Товаропродвижение и

сбыт 6. Конкуренция

7.

НИОКР

2

 

2

 

2

 

8.

Менеджмент

 

 

 

 

 

 

9.

Структура капитала

4

2

4

2

4

2

10. Финансовый план (фи-

нансовая отчетность)

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

18

2

16

2

14

2

Введение

Актуальность бизнес-планирования в условиях рыночной экономики. Основные сферы использования бизнес-планирования. Понятие бизнеспланирования, основная цель, этапы разработки бизнес-плана и их характеристика.

Тема 1. Содержание бизнес-плана

Основные разделы бизнес-плана, их краткая характеристика.

Тема 2. История фирмы, резюме и основные производственные фонды

2.1. История фирмы

В этом разделе приводятся следующие данные – дата и место создания фирмы, её юридический статус, имена основателей, основные достижения и т.д.

2.2. Резюме

Краткая характеристика основных направлений деятельности фирмы,


3

источников финансирования, характеристики конкурентов, покупателей. Прогнозируемые объёмы продаж, прибыли, рентабельности, сроки

окупаемости инвестиций.

2.3. Основные производственные фонды

Характеристика основных производственных фондов, производственных мощностей. Виды амортизационной политики, методы оценки основных производственных фондов.

Тема 3. Производство и персонал

Характеристика производственной структуры, производственного процесса, типа производства, уровня механизации и автоматизации, опе- ративно-производственное планирование. Расчет численности, производительности труда, уровня затрат с выделением постоянных и переменных расходов. Методика расчета точки безубыточности и построения графика.

Тема 4. Товары и услуги

Характеристика товара, качество его, конкурентоспособность. Схема оценки конкурентоспособности. Элементы процесса развития продаж.

Тема 5. Маркетинг и продажи

5.1. Стратегия маркетинга

Цели развития фирмы. Маркетинговая стратегия. Основные направления стратегического планирования. Стратегия балансирования, сохранения рынка, развитие рынка, стратегия роста, риски. Факторы, влияющие на бюджет маркетинга.

5.2. Исследование рынка

Рыночная сегментация. Параметры сегментации – географические, демографические, психографические, поведенческие.

5.3. Анализ покупателя

Изучение потребности покупателя, требования его к товару. Основные факторы выбора покупателя.

4

5.4. Ценовая политика

Политика ценообразования. Основные типы ценовой политики. Политика «проникновения на рынок». Политика «снятия сливок». Политика ценового лидерства. Политика следования за лидером, виды цен.

5.5. Товаропродвижение и сбыт

Каналы товародвижения и факторы их выбора. Торговые агенты и факторы, влияющие на выбор агентов. Затраты фирмы на товаропродвижение и их структура. Система комиссионных вознаграждений, стимулирование работы продавцов.

Тема 6. Конкуренция

Конкуренты, их характеристика – объём продаж, доходы, технический сервис, дизайн, уровень цен, ценовая политика.

Тема 7. НИОКР

Концепция НИОКР фирмы, научно-технический потенциал фирмы. Политика фирмы в отборе научно-технических проектов. Стратегия НИОКР. Коммерческие и финансовые результаты НИОКР.

Тема 8. Менеджмент

Организационная структура управления фирмы, анализ репутации возможностей фирмы. Стимулирование творчества.

Тема 9. Структура капитала

Формы собственности, источники формирования финансовых средств, перспективы изменения структуры финансовых средств.

Тема 10. Финансовая отчетность фирмы (финансовый план)

Отчет о прибыли (план доходов и расходов). Показатели рентабельности. Отчет о движении денежных средств («денежный поток»). Типичная структура отчета движения денежных средств. Балансовый отчет. Размер балансовых средств. Структура основного и оборотного капита-


5

ла. Источники ресурсов и их размещение.

Методические указания к выполнению контрольной работы

Для закрепления теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины «Бизнес-планирование», а также приобретения практических навыков в экономических расчетах студенты должны выполнить контрольную работу.

Контрольная работа представляет собой разработку бизнес-плана, основанного на исходном материале предприятия (фирмы), где студент работает, или подобранном по литературным источникам.

Составление бизнес-плана - процесс творческий и поэтому может иметь определенную специфику в зависимости от объекта бизнеса. Однако, выполняя работу студенту необходимо придерживаться структуры рабочей программы данной дисциплины и дать ответы на следующие вопросы.

Раздел 1. Краткая информация о предприятии

Ключевой вопрос – что за предприятие и чего уже оно добилось?

1. История действующего предприятия или предложения по организации нового предприятия.

2.Организационно-правовая форма.

3.Имидж предприятия (опыт и способность работы в аналогичном бизнесе, работа на внешнем рынке и прочие).

4.Источники профессиональной поддержки вашего бизнеса (юридическая, банковская, страховых компаний, союзов предпринимателей и т.д.).

5.Основные проблемы предполагаемого бизнеса.

6.Правовые аспекты, влияющие на безопасность вашего бизнеса.

7.Законодательные и нормативные акты, регулирующие ваш бизнес.

Раздел 2. Резюме (концепция бизнеса)

8.Что и кто предлагает для бизнеса, где и как это будет производиться?

9.Основные потребители.

10.Цели предлагаемого бизнеса.

11.Цели составления бизнес плана.

6

12.Основные преимущества и уникальность предлагаемого бизнеса. 13.Необходимые инвестиции, их целесообразность и условия инвестиро-

вания, риск инвестирования.

14.Основные финансовые результаты и прогнозируемая эффективность для инвестора и для производителя.

Раздел 3. Основные производственные фонды

Ключевой вопрос – технический уровень производства. 15.Характеристика основных фондов, которыми владеет предприятие и

их использование.

16.Характеристика парка (состава) производственного оборудования 17.Характеристика производственных мощностей и степень их загрузки. 18.Потребность в производственных помещениях и как она обеспечива-

ется.

19.Потребность в оборудовании и как обеспечивается.

Раздел 4. Производство и персонал

Ключевой вопрос – организационно-экономический уровень. 20.Способ производства вашей продукции, технология. 21.Основные стадии производственного процесса.

22.Рациональность технологической схемы, обеспечивает ли она экономию затрат ресурсов, гибкость производства.

23.Производственная структура предприятия.

24.Потребность в сырье, материалах, комплектующих изделиях и как она обеспечивается.

25.Репутация фирм-поставщиков и опыт работы с ними. Местоположение основных поставщиков.

26.Обеспечение контроля качества.

27.Обеспечение экономической чистоты производства и безопасности жизнедеятельности.

28.Потребность в рабочей силе и система найма и участия в прибылях, которую вы примените.

29.Суммарные издержки, зависимость их от объема продаж и возможности снижения.


7

Раздел 5. Товары и услуги

Ключевой вопрос – что вы производите и продаете? 30.Описание продукта (услуги) и его предназначение.

31.Реалистическая оценка объекта бизнеса, основные характеристики. 32.Количественный анализ (финансовый выигрыш за счет более низкой

цены, уменьшения эксплуатационных расходов и т.д.). 33.Нематериальные выгоды (улучшения дизайна, безопасность для здо-

ровья и т.д.).

34.Уникальность продукции – с вашей точки зрения и с точки зрения рынка.

35.Особенности технологии.

36.Правовая защита вашей продукции (патенты, лицензии и т.д.). 37.Основные потребители. Причины выбора именно вашей продукции.

Докажите это.

38.Прогнозирование спроса на вашу продукцию. Возможное развитие товара.

39.Основные конкуренты и основные ключевые факторы успеха.

Раздел 6. Исследование и анализ рынка (рынки и конкуренция, или среда бизнеса)

Ключевой вопрос – какова оценка возможностей рынка? 40.Размеры ваших рынков (география рынков).

41.Основные сегменты ваших рынков (по продукции и потребителям) и их местонахождение.

42.Емкость рынков и ваша доля на них.

43.Ваша «ниша» в рынках.

44.Положение на рынках и предполагаемое развитие ( стабилизация, рост, снижение).

45.Состояние спроса и его прогноз.

46.Основные виды конкуренции (цена, качество, репутация и прочие). Прогноз конкуренции.

47.Сильные и слабые стороны (ваши и конкурентов).

48.Возможный прогнозный объем продаж в натуральном и денежном выражении.

8

Раздел 7. План маркетинговых действий (комплекс маркетин-

га)

Ключевой вопрос – каков комплекс маркетинга и как он приведет к успеху?

49.Определение основной стратегии развития объекта бизнеса.

50.Маркетинговая стратегия по всем сегментам рынка.

51.Товарная стратегия в вашем бизнесе.

52.Кратко- и долгосрочные цели в принятой вами политике ценообразования.

53.Методы установления цен на продукцию и цели конкурентов. 54.Соответствие предполагаемых цен тому имиджу, который вы старае-

тесь создать для объекта бизнеса.

55.Определяющие факторы для выбора каналов распределения (профиль заказчика, географическое положение, таможенные ограничения, сезонные условия и прочие).

56.Виды транспорта, которые вы используете, наличие своего транспорта на предприятии.

57.Наличие складской сети на предприятии, емкость складов. 58.Виды рекламы на предприятии и их действенность. 59.Используемые методы стимулирования продаж.

60.Организация пред- и послепродажного сервиса и как он организован у конкурентов.

61.Сравнение своих цен на сервисные услуги и их качества с ценами и качеством услуг конкурентов.

Раздел 8. Менеджмент

62.Организационная структура управления вашего предприятия. 63.Наличие «команды» при организации данного бизнеса, её опыт в дан-

ном бизнесе.

64.Количество персонала и система делегирования ответственности. 65.Анализ персонала, который может потребоваться в будущем, источ-

ники его найма, его организация и ваши гарантии.

66.Системы профессионального продвижения персонала и система стимулирования его заинтересованности в эффективности вашего бизнеса.