ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.05.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра финансов и кредита
ФИНАНСЫ
Программа курса, методические указания по выполнению контрольной работы, курсовой работы для студентов всех форм обучения специальности 060400 «Финансы и кредит»
Составитель Е.П. Аксёнов
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 3 от 24.10.02 Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 060400 Протокол № 3 от 24.10.02
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
КЕМЕРОВО 2003
1
1.ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,
ЕЕМЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Цель преподавания дисциплины
Цель преподавания дисциплины «Финансы» ─ изучение студентами специальности 060400 «Финансы и кредит» системы финансов государства, финансовых отношений, общих тенденций их развития, принципов, методов формирования, распределения, использования денежных средств, денежных фондов органами государственной власти и управления, местного самоуправления, бюджетными учреждениями, организациями, внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, международными финансовыми организациями в их взаимосвязи и взаимной обусловленности.
1.2. Задачи изучения дисциплины
Задачи изучения студентами дисциплины «Финансы»:
•овладеть основными терминами, категориями финансовых отношений органов государственной власти и управления, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, международных организаций;
•изучить цели, задачи, состав, структуру, функции, общие принципы, закономерности построения финансово-кредитной, бюджетной, налоговой, таможенной, страховой системы, внебюджетных фондов, методы финансирования, организации финансовых отношений;
•овладеть приемами экономического анализа бюджетных показателей, проведения необходимых финансово-экономических расчетов;
•закрепить навыки самостоятельной работы с литературными источниками, нормативными документами органов государственной власти и управления, местного самоуправления.
Решение перечисленных задач позволит студенту получить систематизированные знания, необходимые для изучения специальных дисциплин, выполнения курсовых работ в практической деятельности по избранной специальности.
2
1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины
Теоретической основой курса «Финансы» являются знания, полученные студентами при изучении общих гуманитарных и социальноэкономических дисциплин, общих профессиональных дисциплин, предусмотренных учебными планами специальности: «Экономическая теория», «Правоведение», «Социология», «Политология», «Статистика».
В процессе изучения дисциплины «Финансы» осуществляется дальнейшее закрепление ранее изученных курсов, получение новых знаний в соответствии с государственным образовательным стандартом специальности.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Содержание дисциплины
всоответствии с учебными планами
Всоответствии с учебными планами специальности изучение дисциплины «Финансы» предусматривает проведение аудиторных занятий
вформе лекций, практических, семинарских занятий, выполнение курсовой работы, самостоятельную работу студентов, консультации преподавателей.
Впроцессе самостоятельной работы студентом изучается основная и дополнительная литература, готовятся рефераты по актуальным вопросам, предложенным преподавателем.
Формы контроля подготовки, знаний студента:
- текущий контроль ─ опрос, обсуждение вопросов по темам учебной дисциплины, решение задач, выполнение контрольных, курсовых работ, проведение тестов;
- промежуточный контроль – зачет (для студентов очной формы обучения);
- итоговый контроль – экзамен по дисциплине.
Итоговая оценка знаний студентов осуществляется по пятибалльной системе с учетом текущей успеваемости.
3
Распределение часов по темам и видам занятий в зависимости от формы обучения студентов приведено в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Распределение часов аудиторных занятий по формам и видам обучения студентов
|
|
|
Количество |
часов |
|
по формам и видам обучения |
||||||||
|
|
ФК |
ФКду |
|
ФКз |
ФКзт |
ФКзу |
|
||||||
Наименование |
Лекции |
|
Практические занятия |
Лекции |
|
Практические занятия |
Лекции |
|
Практические занятия |
Лекции |
Практические занятия |
Лекции |
|
Практические занятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
|
3 |
4 |
|
5 |
6 |
|
7 |
8 |
9 |
10 |
|
11 |
1. Система финансов го- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сударства и ее звенья |
4 |
|
4 |
2 |
|
2 |
1 |
|
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
|
0,5 |
2. Финансы государства в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
моделях кругооборота |
4 |
|
4 |
2 |
|
2 |
1 |
|
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
|
0,5 |
доходов и продуктов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Генезис финансов го- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сударства |
4 |
|
4 |
2 |
|
2 |
1 |
|
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
- |
4. Государственные фи- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нансы в западных эконо- |
4 |
|
4 |
2 |
|
2 |
1 |
|
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
- |
мических теориях макро- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
регулирования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Система управления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
финансами государства |
2 |
|
2 |
2 |
|
2 |
1 |
|
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
|
0,5 |
6. Финансовая политика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
государства |
2 |
|
2 |
1 |
|
1 |
0, |
|
0,5 |
0, |
0,5 |
0,5 |
|
0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
5 |
|
|
|
|
7. Финансовое планирова- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ние, прогнозирование, |
4 |
|
4 |
2 |
|
2 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
программирование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Государственный фи- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нансовый контроль |
2 |
|
2 |
1 |
|
1 |
0, |
|
0,5 |
0, |
0,5 |
0,5 |
|
0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
5 |
|
|
|
|
9. Кредитная система |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Российской Федерации |
4 |
|
4 |
2 |
|
2 |
1 |
|
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
- |
10. Налоговая система |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Российской Федерации |
4 |
|
4 |
2 |
|
2 |
1 |
|
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
- |
11. Таможенная система |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Российской Федерации |
4 |
|
4 |
2 |
|
2 |
1 |
|
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
0,5 |
4
Продолжение табл. 2.1
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12. |
Бюджетное устройство, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бюджетная система Россий- |
8 |
8 |
4 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
ской Федерации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. Управление государст- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
венным долгом |
4 |
4 |
2 |
2 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
14. Внебюджетные фонды |
2 |
2 |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
15. |
Казначейская система |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Российской Федерации |
6 |
6 |
4 |
4 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
|
16. |
Система страхования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Российской Федерации |
2 |
2 |
1 |
1 |
0,5 |
- |
0,5 |
- |
0,5 |
- |
|
17. |
Финансы хозяйствующих |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
субъектов |
4 |
4 |
2 |
2 |
1 |
- |
1 |
- |
0,5 |
- |
|
18. |
Международные финан- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
совые отношения |
4 |
4 |
2 |
2 |
1 |
- |
1 |
- |
0,5 |
- |
|
|
ИТОГО: |
68 |
68 |
36 |
36 |
18 |
10 |
18 |
10 |
14 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2. Наименование тем, их содержание
Тема 1. Система финансов государства и ее звенья
Финансы как экономическая категория товарно-денежных отношений. Основные термины и понятия: продукт, товар, деньги, стоимость, цена, денежное обращение, денежный оборот, доходы, оплата труда, прибыль, налоги и налогообложение, накопления, сбережения, финансовые ресурсы, потребление, инвестиции, кредит.
Предмет, сущность, содержание, функции финансов государства. Субъекты финансовых отношений. Содержание функций финансов государства: формирование, распределение, использование денежных средств, денежных фондов субъектами финансовых отношений государства.
Система финансов государства: 1. Государственные и муниципальные финансы. 2. Финансы хозяйствующих субъектов. 3. Международные финансы. Роль, место, значение государственных и муниципальных финансов в системе финансовых отношений государства. Отличие категорий государственные финансы и финансы государства.
Звенья финансовой системы государства: бюджетная система; внебюджетные фонды; налоговая система; таможенная система; казначейская система; кредитная система; страхование; биржевая система;
5
система финансов предприятий, организаций; система финансов международных организаций, прочих субъектов воспроизводственного процесса.
Тема 2. Финансы государства в моделях кругооборота доходов и продуктов
Роль, значение финансов государства в процессе общественного воспроизводства. Сфера материального и нематериального производства. Простое и расширенное воспроизводство. Показатели, характеризующие общественное воспроизводство: совокупный общественный продукт, конечный продукт, чистый продукт, национальный доход, фонд возмещения, фонд потребления, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, валовой региональный продукт. Доходы субъектов экономических отношений в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта.
Финансовые рынки: кредитный рынок, валютный рынок, рынок инвестиций, рынок ценных бумаг, рынок драгоценных металлов и драгоценных камней, рынок недвижимости. Каналы прямого и косвенного финансирования. Капитальное финансирование, финансирование путем получения займов.
Финансы государства в моделях кругооборота доходов и продуктов: 1) основной кругооборот продуктов и доходов; 2) сбережения, инвестиции, финансовые рынки в кругообороте продуктов и доходов; 3) кругооборот продуктов и доходов с учетом роли государственного сектора экономики; 4) кругооборот продуктов и доходов с учетом воздействия иностранного сектора экономики. Оценка зависимостей между основными компонентами кругооборота продуктов и доходов: потребление, инвестиции, государственные закупки, чистые налоги, сбережения, экспорт, импорт.
Тема 3. Генезис финансов государства
Финансы как историческая экономическая категория товарноденежных отношений. Развитие товарно-денежных отношений, торговли, промышленности, городов, формирование и расширение функций государственного аппарата ─ главные факторы становления, возрастания роли, значения финансов государства. Налоги и сборы ─ основной источник доходов государства в различные исторические периоды.
6
Воззрения Ксенофонта (430-355 годы до н.э.), Аристотеля (384322 годы до н.э) на финансы государства (Древняя Греция). Первые авторы работ по финансам государства: Дж. Ботеро, Ф. Гвиччардини, Д. Караф, Н. Макиавелли, Ф. Петрарка (Италия, средние века).
Вклад в теорию финансов государства английских ученых: Т. Гоббс, Т. Мен, Дж. Локк, В. Петти, Д. Риккардо, А. Смит, Дж. Стюарт; французских ученых: Ж. Боден, В. Мирабо, Ф. Кенэ, А. Тюрго; немецких ученых: И. Зонненфельс, С. Пуфендорф, Л. Секендорф, И. Юс-
ти (XVII-XVIII века).
Российские авторы о финансах государства: И. Пересветов, Ю. Крижанич, Г. Котошихин (XVI-XVII века), С. Десницкий, А. Нарышкин, И. Посошков, А. Поленов, А. Радищев (XVIII век), Н. Тургенев, И. Горлов, Д. Толстой, М. Орлов, Н. Мордвинов, А. Шипов, Ф. Мильгаузен, Д. Львов, В. Лебедев, И. Озеров, И. Янжул, Л. Ходский, С. Витте, И. Озеров (XIX-XX века).
Советский период в развитии российской финансовой науки: А. Александров, М. Боголепов, А. Буковецкий, Э. Вознесенский, П. Гензель, В. Дьяченко, В. Твердохлебов, В. Чатладзе и другие.
Тема 4. Государственные финансы в западных экономических теориях макрорегулирования
Роль, значение классической экономической школы в развитии теории финансов государства, основные идеи, логика взглядов (XVII век – первая треть XX века). Роль государственного регулирования со- циально-экономических, финансовых процессов в масштабах государства.
Кейнсианский период в развитии финансовой науки (30-70 годы XX века): Дж. Кейнс, Э. Хансен, Р. Харрод, Е. Домар, Н. Калдор, П. Самуэльсон. Логическая взаимосвязь понятий равновесное рыночное состояние и состояние полного использования производственных ресурсов. Сущность, содержание терминов: состояние «золотого четырехугольника», инвестиционный мультипликатор. Три типа программ компенсирования Э. Хансена, предназначенных поддерживать устойчивость социально-экономической, финансовой системы государства: 1) встроенный механизм гибкости; 2) автоматически действующие компенсирующие контрмеры; 3) управляемые программы компенсирования.
7
Умеренная оппозиция, представленная западногерманскими неолибералами: В. Ойкен, А. Мюллер-Армяк, Л. Эрхард. Агрессивная «правая» оппозиция в лице М. Фридмена (США). Школа экономики предложения, представленная взглядами М. Фредстайна, А. Лаффера. Концепция институционально-социологического направления: Дж. Гелбрейт, Ф. Перру, Дж. Кларк, Г. Мюрдаль, Л. Столерю. Значение кейнсианского «переворота» в развитии финансовой мысли, практическая реализация основных положений.
Современный период в развитии финансовой мысли. Экономика общественного сектора. Значение государственных финансов в регулировании социально-экономических процессов. Целесообразность перераспределения доходов, ресурсов в масштабах государства. Паретооптимизация. Логика взаимосвязи понятий социальная достаточность и минимальное потребление. Проблема выбора между социальной справедливостью в распределении и эффективностью производства.
Тема 5. Система управления финансами государства
Сущность, содержание, цели, задачи управления государственными и муниципальными финансами. Финансовый механизм государства. Управляющая и управляемая подсистемы. Объекты, субъекты управления. Состав, структура, компетенции органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений. Законодательные и исполнительные органы управления финансами государства. Министерство финансов Российской Федерации. Министерство по налогам и сборам Российской Федерации. Межрегиональные ассоциации. Инфраструктура финансовой системы государства. Общие функции управления государственными и муниципальными финансами: организация, планирование, учет, анализ, контроль, регулирование, координация. Отличие понятий функции финансов государства и функции управления финансами государства.
Тема 6. Финансовая политика государства
Сущность, содержание финансовой политики государства, органов местного самоуправления. Виды финансовой политики: бюджетная, налоговая, денежная, кредитная, ценовая, таможенная политика. Взаимосвязь финансовой политики с экономической, социальной, национальной политикой государства. Социальная политика государства. Финан-
8
сирование отраслей социальной сферы. Содержание финансового регулирования социально-экономических процессов. Финансовые регуляторы рыночного хозяйства. Прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Объективные ограничения финансового регулирования.
Тема 7. Финансовое планирование, прогнозирование, программирование
Сущность, содержание, цель, задачи финансового планирования. Необходимость сбалансированности, значение пропорциональности финансовых ресурсов государства. Система финансовых планов государства. Перспективные финансовые планы. Сводные финансовые балансы. Баланс денежных доходов и расходов населения. Финансовое прогнозирование. Среднесрочные и долгосрочные прогнозы. Методы финансового прогнозирования: построение экономико-математических моделей, корреляционный, регрессионный анализ, метод экспертной оценки. Финансовое программирование. Программно-целевой подход. Целевые комплексные программы.
Тема 8. Государственный финансовый контроль
Финансовый контроль как средство реализации финансовой политики государства, органов местного самоуправления, создания условий для устойчивого развития экономики, финансов государства. Объекты, субъекты, цель, задачи финансового контроля. Виды финансового контроля: общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный, независимый; предварительный, текущий, последующий; полный, частичный, комплексный, тематический; сплошной, выборочный, комбинированный. Проверка, обследование, надзор, экономический анализ, ревизия. Органы государственного, муниципального финансового контроля.
Тема 9. Кредитная система Российской Федерации
Сущность, содержание, значение кредита, кредитной системы Российской Федерации. Государственный и муниципальный кредит. Бюджетный кредит. Налоговый кредит. Налоговый инвестиционный кредит. Коммерческий кредит.
Принципы государственного и муниципального кредитования. Цель, задачи, функции, значение государственного и муниципального кредита. Порядок предоставления бюджетного, налогового кредита.