Файл: В.М. Юрченко Проверочный тяговый расчет ленточного конвейера методом построения диаграммы натяжения ленты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6

угла β в тригонометрические функции (cos и sin) знак угла больше не

учитывают.

Таблица 3

Значение с2 в зависимости от длины конвейера

Длина

 

1500

1000

 

850

480

400

300

200

140

100

50

20

конвейера L,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициентм

1,05

1,08

 

1,10

1,20

1,26

1,31

1,45

1,60

1,75

2,20

3,20

с2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Определить необходимое тяговое усилие для перемещения

груженой ветви ленты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

wc

 

 

 

 

F

= F

 

= L( q

л

+q

г

)( c

2

wcos β + sin β ) + Lq

2

, даН

 

гр

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

p

 

 

 

 

где qг = 3Q,6pV – линейная (погонная) масса груза на ленте, кг/м;

qр – линейная (погонная) масса вращающихся частей роликов, под-

держивающих груженую (верхнюю) ветвь ленты, кг/м (см. табл. 2).

10. Построить диаграмму натяжения ленты.

Построение производят следующим образом (см. рис. 2).

F , даН

L

L

 

 

 

 

F34

 

F12

Fнс

Fmin

ось по

допустимому провесу

Fсц

ось

сцепления

 

0

 

L , м

Рис. 2. Построение диаграммы натяжения ленты ленточного конвейера


7

10.1.Построить три вертикальных оси на расстоянии L (в масштабе) друг от друга.

10.2.На первой оси произвольно установить точку 1.

10.3.Спроектировать точку 1 на следующую вертикальную ось, на которой будут располагаться точки 2 и 3.

10.4.Положение точки 2 помогает найти ответ на вопрос: "На какую величину отличается натяжение ленты в точке 2 по сравнению с натяжением в точке 1?" Ответ: "Натяжение в точке 2 отличается от на-

тяжения в точке 1 на величину тягового усилия F12 , необходимого для перемещения участка ленты 1-2" (для принятой в примере расчетной схемы это Fгр). В случае, если F12 >0, то от проекции точки 1 на

второй вертикальной оси отложить в масштабе вверх величину тягового усилия F12 , если F12 < 0, то величину тягового усилия F12 от-

ложить в масштабе вниз. Таким образом точка 2 найдена.

10.5. Соединить прямой линией точку 2 с точкой 1 на том основании, что F12 это линейная зависимость (т.е. уравнение прямой типа y = ax +b ).

10.6. Считать, что точка 3 находится в том же месте, на второй вертикальной оси, что и точка 2 (в расчете принято допущение, что сопротивление движению ленты на участке 2-3, т.е. необходимое тяговое усилие F23 для перемещения ленты на этом участке бесконечно мало

по сравнению с другими и приравнивается нулю).

10.7.Спроектировать точку 3 на третью вертикальную ось, на которой будет располагаться точка 4.

10.8.Положение точки 4 помогает найти ответ на вопрос: "На какую величину отличается натяжение ленты в точке 4 по сравнению с натяжением в точке 3?"

Ответ: "Натяжение в точке 4 отличается от натяжения в точке 3 на величину тягового усилия F34 , необходимого для перемещения

участка ленты 3-4 (для принятой в примере расчетной схемы – это Fnop ). В случае, если F34 >0, то от проекции точки 3 на третьей вер-

тикальной оси отложить в масштабе вверх величину тягового усилия F34 . Если F34 < 0, то величину тягового усилия отложить в масшта-

бе вниз. Таким образом, точка 4 найдена.

10.9. Соединить прямой линией точку 3 с точкой 4 на том основании, что F34 – это линейная зависимость (т.е. уравнение прямой).


8

10.10.Определить суммарное тяговое усилие, необходимое для перемещения обеих ветвей ленты (тягового контура) конвейера.

10.11.Построить на диаграмме натяжения ось по допустимому провесу ленты между роликоопорами и ось сцепления. Выбрать из них главную: ту, которая на диаграмме натяжения окажется ниже.

Нормальная работа ленточного конвейера обеспечивается выполнением двух необходимых условий:

1 – создать такое минимальное натяжение ленты, чтобы на груже-

ной ветви провисание ленты между роликоопорами не превышало максимально допустимого [fmax ]=( 0,0125 ÷0,025 )lp, м (минимальное

натяжение задается построением оси по допустимому провесу ленты); 2 – создать такое натяжение ленты, чтобы прижатие ее к приводным барабанам исключало их пробуксовку (натяжение задается по-

строением оси сцепления).

Для построения оси по допустимому провесу ленты необходимо на диаграмме от точки с минимальным натяжением ленты на груженой ветви (для рассматриваемого примера это точка 1) отложить вниз минимальное усилие натяжения ленты, определяемое по формуле

Fmin =8( qл +qг )lp, даН.

Для построения оси сцепления на диаграмме от точки сбегания ленты с приводного барабана (для рассматриваемого примера это тоже точка 1) отложить вниз усилие сцепления барабана с лентой (при Fнс>0). Если Fнс<0, то есть на диаграмме натяжение ленты в точке

4 меньше, чем натяжение в точке 1, то усилие сцепления откладывается вниз от точки 4 (характерно для тормозного режима работы конвейера).

Усилие сцепления барабана с лентой определяют по формуле

F

=

Fнсkt

, даН

 

 

 

сц

 

eµα 1

 

Fсц

=

Fнсkt

, даН

eµ(α1 2 ) 1

 

F

=

Fнсktδ2

, даН

 

сц

 

eµα2 1

 

для однобрабанного привода;

для двухбарабанного привода с жесткой кинематической связью (от одного редуктора приводятся два барабана);

для двухбарабанного привода с самостоятельными электродвигателями.


9

где kt =1,3 ÷1,4 – коэффициент запаса тяговой способности привода; e = 2,72 – основание натуральных логарифмов; µ – коэффициент сцепления ленты с приводным барабаном (см. табл. 4); α1, α2 – угол об-

хвата приводного барабана (соответственно, первого и второго, см. прил. 2) лентой; δ2 – доля второго приводного барабана в передаче

общего тягового усилия (наиболее распространенный вариант δ2 = 0,5; иногда δ2 = 0,33).

Таблица 4 Влияние материала поверхности приводных барабанов

на коэффициент сцепления с лентой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал поверхности материа-

 

Значение коэффициента µ

ла футеровки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лента с резиновыми об-

лента с обкладками

 

кладками

из ПВХ

Стальная обечайка с гладкой по-

 

0,10 015

0,10

 

 

 

верхностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,20 +0,25

 

 

 

0,12 015

 

 

 

 

То же, с насечкой

 

0,15 0,20

 

 

 

0,15 018

 

 

0,25 0,30

 

 

 

0,18 0,20

 

 

Резиновая футеровка с гладкой

 

0,25 0,30

 

0,20 0,25

поверхностью (резина твердо-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,30 0,35

 

0,25 0,30

стью по Шору 40-60 единиц)

 

 

То же, с рифленой поверхностью

 

0,30 035

 

 

0,25 030

(резина твердостью по Шору 60-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,35 0,40

 

 

0,30 0,35

80 единиц)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. В числителе даны значения для влажной поверхности, в знаменателе – для сухой.

При отрицательном значении тягового усилия Fнс (тормозной

режим) в формулу подставляют абсолютную величину.

11. Определить натяжение ленты в характерных точках тягового контура.

После построения осей по допустимому провесу ленты и сцепления принять за главную ось ту, которая расположилась на диаграмме ниже. Отсчет натяжений производить от нее. В рассматриваемом примере очевидно, что в точке 1 натяжение известно F1 = Fсц. Натяжение

в точке 2 F2 = F1 + F12 = Fсц + F12 . Учитывая тот факт, что сопротивлением на участке 2-3 пренебрегли (ввиду малости величины),