Файл: Н.Р. Масленников Транспортные машины. Расчет ленточного конвейера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6

Продолжение табл. 5

Показатели

Обозна-

Численные

Ссылки на

чение

значения

источник

 

 

 

 

 

Погонная масса ленты, кг/м

qл

 

 

Масса вращающихся частей ролико-

mр

 

 

опор на груженой ветви, кг

 

 

 

Масса вращающихся частей ролико-

mр′′

 

 

опор на порожней ветви, кг

 

 

 

Расстояние между роликоопорами

lр

 

 

груженой ветви ленты, м

 

 

 

Расстояние между роликоопорами по-

lр′′

 

 

рожней ветви ленты, м

 

 

 

Погонная масса роликов на груженой

qр

 

 

ветви, кг/м

 

 

 

Погонная масса роликов на порожней

qр′′

 

 

ветви, кг/м

 

 

 

Тяговый фактор привода конвейера

А

 

 

При тяговом расчете конвейера методом обхода по контуру натяжение ленты в каждой последующей по ходу точке контура Sn (Н) принимается равным натяжению в предыдущей Sn-1 плюс сумма сопротивлений на участках между этими точками.

Общее сопротивление движению ленты конвейера Wо (Н), равное полному тяговому усилию привода Fо (Н), определяется как сумма распределенных и сосредоточенных сопротивлений, имеющихся по трассе конвейера:

Wо = Fo = Wв + Wн + Wб + Wкр + Wзаг + Wраз + Wоч,

где Wв, Wн – сопротивления движению ленты на прямолинейных участках соответственно грузовой (верхней) и порожняковой (нижней) ветвей, Н; Wб – сопротивления на отклоняющих или поворотных барабанах, Н; Wкр – сопротивления движению ленты на криволинейных участках, Н; Wзаг – сопротивления в месте загрузки ленты транспортируемым грузом, Н; Wраз – сопротивления, возникающие от разгрузки ленты, Н; Wоч – сопротивления очистных устройств, Н.

Сопротивления движению ленты на прямолинейных участках конвейера определяют из выражений:

для грузовой (верхней) ветви

Wв = [(q + qл + qр) ω′сosβ ± (q + qл) sinβ] L g,

для порожняковой (нижней) ветви

Wн = [(qл + qр′′) ω′cosβ ± qл sinβ] L g,


7

где ω′ – коэффициент сопротивления движению ленты, значения которого приведены в табл. 6 и регламентированы в зависимости от длины конвейера L (м) и ширины ленты В (м); g – ускорение свободного падения (м/с2); ± -знаки, принимаемые в зависимости от направления движения ветвей конвейера, «+» – если рассматриваемая ветвь движется вверх и « – » – если рассматриваемая ветвь движется вниз.

Таблица 6 Значения эквивалентного коэффициента сопротивления

движению ленты ω′

Ширина ленты

Значения эквивалентного коэффициента сопротив-

ления движению ленты ω′ в зависимости от длины

В, м

конвейера

L, м

 

L > 200

 

L 200

В = 0,8

0,04

 

0,05

В >0,8

0,035

 

0,04

Сопротивления движению (Н) при огибании лентой поворотного или отклоняющего барабана Wб, или при огибании роликовой батареи выпуклостью вверх Wкр определяют, соответственно, как:

Wб = Sн(k1 – 1),

Wкр = Sн(k2 – 1) = Sн(eωψ – 1)

где Sн – натяжение набегающей ветви; k1 и k2 – обобщенные коэффициенты сопротивления (принимают по табл. 7); е = 2,72 – основание натуральных логарифмов; ψ – центральный угол криволинейного участка, рад.

 

 

 

Таблица 7

Значения обобщенных коэффициентов сопротивления

 

Угол обхвата барабана

Значение коэффициентов для

Коэффициент

или роликовой батареи,

условий работы

 

град

тяжелых

очень тяжелых

k1

<90

1,03

1,04

90

1,04

1,05

 

180

1,05

1,06

k2

<15

1,05

1,05

15 – 30

1,05

1,06

 

Сопротивления движению (Н) в месте загрузки конвейера: Wзаг= 0,1q(vо2- v12)g + f hб2 gγlб k3 + k4 lб,


8

где f – коэффициент трения груза о стенки металлических бортов (при расчете можно принимать: для угля f = 0,35-0,40; для сухой породы f = 0,5-0,6; для влажной породы f = 0,8-0,9); lб – длина загрузочных бортов, м; k3 = 0,6-0,9 – коэффициент бокового давления; k4 – удельное сопротивление трению уплотнительных резиновых полос о

ленту (при В<1,0 м k4 = 30-50 Н/м; при В>1,0 м k4 = 60-100 Н/м); v1

проекция скорости движения груза на направление движения ленты, м/с; hб – высота борта, м.

v1= сosβвvн2 + 2qhв(1 – f сtgβв),

где vн –составляющая начальной скорости поступления груза на наклонную стенку воронки, направленная вдоль наклонной стенки скольжения груза, м/с; hв – высота наклонной стенки воронки, м; βв – угол наклона стенки воронки, по которой груз поступает на конвейер (по отношению к расположению ленты), град.

В практических расчетах значение (vо2-v12) в формуле можно принимать от 2 (при hв = 1 м) до 10 м22 (при hв = 10 м).

Сопротивления движению (Н) в месте разгрузки ленты (за исключением концевого разгрузочного барабана):

на разгрузочной тележке

Wраз = 3000В2;

на сбрасывающем плужке

Wраз = q(1,5В + 0,2)g.

Сопротивление движению (Н) в месте очистительного устройства: скребкового типа (скребки и плужки):

Wоч = pс.оВ,

где pс.о = 300-500 Н/м – удельное сопротивление очистки (меньшие значения принимают для неабразивного сухого груза, большие – для влажного абразивного и липкого груза);

щеточного типа с собственным приводом:

Wоч = 0,2pщ vщВ,

где vщ – окружная скорость щетки очистителя, м/с; pщ – удельное сопротивление очистителя (для сухих и влажных, но не липких грузов pщ = 200-250 Н/м; для влажных и липких pщ = 300-350 Н/м).

При выполнении тягового расчета по укрупненным показателям

все местные сопротивления (Wб, Wкр, Wзаг, Wраз, Wоч), действующие на ветвях конвейера, можно учесть с помощью обобщенного коэффи-

циента kо, учитывающего в целом эти дополнительные сопротивления, значения которого принимают по табл.8.


9

Таблица 8 Значения коэффициента ko в зависимости от длины конвейера L

ko

4,5

3,2

2,8

2,4

1,9

1,75

1,5

1,4

1,3

1,1

L, м

10

20

30

50

80

100

200

300

500

1000

В этом случае сопротивления движению ленты на грузовой и порожняковой ветвях определят, соответственно, как:

Wгр = koWв = ko [(q + qл + qр) ω′ сosβ ± (q + qл) sinβ] L g; Wпор = koWн = ko[(qл + qр′′) ω′ cosβ ± qл sinβ] L g.

Тогда расчетная схема конвейера будет представлена в виде тягового контура, содержащего один приводной и один концевой барабаны (независимо от реального их количества), а характерных точек контура будет четыре, начиная с первой – точки сбегания тягового органа с приводного барабана. Остальные точки нумеруются по ходу движения ленты.

L

4

3 1

â

2

Рис. 1. Тяговый контур конвейера

Условие исключения пробуксовки ленты на приводных барабанах выполняется, если минимальное натяжение ленты у привода равно:

для горизонтальных или уклонных конвейеров, привод которых работает в двигательном режиме (тяговое усилие привода Fo которых положительно):

Sсб.min Fо kтс/(А – 1),

где Fo = Wгр + Wпор – тяговое усилие привода;

kтс – коэффициент запаса тяговой способности привода для обеспечения пуска и торможения конвейера без пробуксовки.

Для конвейеров, привод которых работает во всех режимах загрузки в двигательном режиме, он принимается равным: