ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
15
7.Три имени: Федор Достоевский, Василий Федоров, Владимир Чивилихин. – Кемерово, 1990.
8.Цейтлин Е. Всегда и сегодня. Литературно-критические статьи и очерки. – Кемерово, 1982.
9.Цейтлин Е. Так что же завтра? Литературно-критические статьи и очерки.– Кемерово, 1982.
10.Юбилей писателей Кузбасса // Сибирские огни. – 2002. – № 3.
Рефераты
1.Творчество А.Н. Волошина.
2.Творчество М.А. Небогатова.
3.Творчество Г.Л. Немченко.
Литература к рефератам
1.Емельянов Г. Наш поезд еще не ушел // Кузнецкий край. – 1996. – 13 июля (о Г. Немченко).
2.Кельберг С. Хорошо забытое старое // Кузнецкий край. – 2002. – 7 сентября (о А.Н. Волошине).
3.Ляхов И. Когда друзья рядом // Кузбасс. – 2001. – 17 июля (о Г. Немченко).
4.Ляхов И. Такой, как есть, такой, как был // Кузбасс. – 1996. – 5 октября.
5.Махалов В.В. Патриарх // Кузбасс. – 2002. – 31 августа (о А.Н. Волошине).
6.Небогатова С. Свет в окне согревал его душу // Кемерово. – 2001.
–21 сент.
Тема № 7. Художественное наследие Кузбасса ( II пол. ХХ века)
1.Создание союза художников Кузбасса и его деятельность.
2.Творчество кузбасских художников. Стилевые особенности.
3.Художественные коллекции музеев изобразительных искусств в Кемерове и Новокузнецке.
16
Литература
1.Евстамонова З. Сотворение рябины. Рассказы о художниках Кузбасса. – Кемерово, 1979.
2.Данилова Л. Имя музея // Камертон. – 2002. – 24 мая (о Новокузнецком музее изобразительных искусств).
3.Давыденко М.А. Из истории возникновения изобразительного искусства в Кузбассе (20 – 50-е гг.) // Современные проблемы исторического краеведения: Тез. докл. регион. науч.-практ. конф. – Кемерово, 1993.
4.Ким Н. Первая четверть // Кузнецкий край. – 1994. – 12 нояб. (25 лет Кемеровскому музею изобразительных искусств).
5.Оленич А.В. Современное изобразительное искусство Кузбасса: Учеб. пособие. – Кемерово, 1994.
6.Художники Кузбасса: Каталог. – Кемерово, 1994.
Рефераты
1.Коллекция Новокузнецкого музея изобразительного искусства.
2.Коллекция Кемеровского областного музея изобразительных искусств.
Литература к рефератам
1.Бычкова Т.А. За музейной драпировкой // Кузнецкий рабочий. – 1989. – 16 авг.
2.Данилова Л. Имя музея // Камертон. – 2002. – 24 мая (о Новокузнецком художественном музее).
3.Кайгородцева Л. Музей в городе // Кузнецкий рабочий. – 1980. – 19 янв.
4.Петрова Т. За свое место под солнцем: Новокузнецкому художественному фонду 60 лет // Кузнецкая крепость. – 2001. – 10 янв.
5.Юдин Ю. Поиски жанра // Кузнецкий край. – 2000. – 30 сент. (о коллекции картинной галереи в Кемеровском областном музее изобразительных искусств).
17
Тема № 8. Кузбасс в постсоветском культурном пространстве
1.Характер социокультурных преобразований. Общая характеристи-
ка.
2.Возрождение православной культуры. Храмы. Иконопись.
3.Проблема культурной самоидентификации. Формирование гражданского общества в регионе.
Литература
1.Батьянова Е.П. Телеуты // Народы России. Энциклопедия /
Е.П. Батьянова, Д.А. Функ. – М., 1994. – С. 331 – 334.
2.Духовная и светская культура как фактор социального развития региона: Тез. докладов и сообщений межрегион. науч.-практ. конф. – Кемерово, 1996.
3.Православие – культура – образование: Сб. статей по материалам межрегион. науч.-практ. конф. – Кемерово, 2002.
4.Подтяжкин А.В. Русская православная церковь в Кузбассе в 1988 – 2000 гг.: Автореф. дис... канд. ист. наук. – Кемерово, 2002.
5.Севостьянова А. Современное положение коренных малочисленных народов Кемеровской области // ЭКО-бюллетень, 2000. – № 9. – С. 21 – 23.
6.16-метровый поклонный крест установлен на одной из вершин горного массива Мустаг // Кузбасс. – 2001. – 20 сент.
7.Шорский сборник. Т. 1 – 2. – Кемерово, 1994 – 1995.
Рефераты
1.Православные часовни в Кузбассе.
2.Знаменский собор в Кемерове.
Литература к рефератам
1.Кемеровская епархия // Журнал Московской Патриархии. – 1996. –
№8. – С. 57 – 67.
2.Пономарев А. Родителям. Умершим и убитым // Кузнецкий край. – 1999. – 23 апр. (о часовнях).
18
3. Сергеева А. Знаменский кафедральный собор // Кузбасс. – 1996. – 24 дек.
8. Контрольные вопросы по курсу «Культурное наследие региона»
1.Понятие культурного наследия.
2.Культурное наследие региона как часть мирового культурного наследия.
3.Проблема охраны культурного наследия.
4.Охрана и использование памятников истории и культуры в Куз-
бассе.
5.Культурное наследие как совокупность артефактов. Его знаковая сущность.
6.Археологические памятники каменного века на территории Кузбасса.
7.Археологические памятники бронзового века на территории Кузбасса.
8.Памятники раннего железного века на территории Кузбасса как феномены скифо-сибирского культурного круга.
9.Этнокультурная ситуация в регионе в эпоху великого переселения народов. Памятники раннего средневековья.
10.Кузнецкая земля в сфере влияния тюркоязычного этнокультурного мира во II тыс. н.э. Шорцы и телеуты.
11.Вхождение Кузнецкой земли в состав Русского государства. Остроги как памятники эпохи.
12.Характер культурных взаимовлияний русского и аборигенного населения в ХVII в.
13.Сибирские летописи, чертежные книги, «отписки» служилых людей как часть культурного наследия региона (ХVII – нач. ХVIII вв.).
14.Московский (Сибирский) сухопутный тракт как наследие эпо-
хи.
15.Исследование Кузнецкой земли в ходе научных экспедиций ХVIII – I пол. ХIХ вв.
16.Первые рудники и заводы как памятники хозяйственного освоения региона в ХVIII – I пол. ХIХ вв.
17.Роль каторги и ссылки в колонизации Кузнецкого края и формировании культурных традиций.
19
18.Начало «золотой лихорадки» в Сибири (I пол. ХIХ в.). Мариинская и Кузнецкая тайга как культурно-исторический феномен.
19.Рост числа переселенцев и характер этнокультурных процессов
врегионе во II пол. ХIХ в.
20.Миссионерская деятельность русской православной церкви в регионе во второй половине XIX – начале XX вв.
21.Развитие регионального самосознания. Областничество. Идей- но-литературное наследие областников.
22.Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Ее роль в становлении индустриальной культуры края. Анжерские, Судженские копи, рудники «Копикуза».
23.Рост городов в конце ХIХ – начале ХХ вв. Их культурный облик. «Старый Мариинск» как памятник эпохи.
24.Социокультурная ситуация в регионе в 1914 – 1920 гг. Памятники и памятные места революции и гражданской войны в Кузбассе
(1917 – 1920 гг.).
25.Деятельность АИК «Кузбасс». Музейный комплекс «Красная
горка».
26.Сталинские лагеря и колонии как проявления тоталитарной культуры (30 – 50-е гг. ХХ в.).
27.Памятники Великой Отечественной войны на территории Куз-
басса.
28.Образование Кемеровской области в 1943 году как админист- ративно-хозяйственного субъекта. Развитие культуры региона на новых организационных основах.
29.Новый этап в развитии индустриальной культуры в регионе (II пол. ХХ в.): памятники и памятные места.
30.Литературное наследие Кузбасса (II пол. ХХ в.).
31.Художественное наследие Кузбасса (II пол. ХХ в.).
32.Кузбасс в постсоветском культурном пространстве.
Тесты по курсу «Культурное наследие региона»
1. Официальное оформление идеи общечеловеческой ответственности за сохранение наиболее ценных культурных объектов произошло:
а) в 90-е гг. ХIХ в.;
20
б) в 20-е гг. ХХ в.; в) в 70-е гг. ХХ в.; г) в 90-е гг. ХХ в.
2. Понятие «достопримечательные места» включает в себя:
а) археологические зоны, представляющие универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии, антропологии; б) мемориалы, связанные с жизнью и деятельностью великих людей; в) памятные места, связанные с выдающимися событиями истории;
г) все перечисленные.
3. К какой исторической эпохе относятся наиболее ранние изображения на Томской писанице?
а) палеолит; б) мезолит; в) неолит;
г) бронзовый век.
4. С какой культурой связано появление первых курганных могильников на территории Кузбасса?
а) собирателей и охотников; б) земледельцев; в) кочевников-скотоводов;
г) все перечисленное верно.
5. Какая разновидность искусства характерна только для раннего железного века?
а) петроглифическое искусство; б) орнаментальное искусство; в) искусство звериного стиля; г) пещерное искусство.
6.Шорцы и телеуты относятся к:
а) тюркскому этнокультурному миру; б) самодийскому этнокультурному миру; в) угорскому этнокультурному миру;
21
г) иранскому этнокультурному миру.
7.Кузнецкий острог был возведен в:
а) ХVI в.;
б) I пол. ХVII в.; в) II пол. ХVII в; г) I пол. ХVIII в.
8.Самой первой географической картой, включавшей в себя сведения о Кузнецкой земле, являются:
а) «Чертежная книга Сибири» С. Ремезова; б) «Чертеж Сибирской земли»; в) «Общая география Сибири» Г.Ф. Миллера;
г) карта, составленная П.А. Чихачевым.
9.До наших дней сохранились строения: а) Томского железоделательного завода; б) Салаирских рудников;
в) Гавриловского сереброплавительного завода; г) Гурьевского железоделательного завода.
10. Мариинская тайга как культурно-исторический феномен оформляется в:
а) I пол. ХVIII в.;
б) II пол. ХVIII в.;
в) I пол. ХIХ в.;
г) II пол. ХIХ в.
11. Промышленная разработка каменного угля в Кузбассе связана с: а) Бачатской угольной копью; б) Анжерскими копями; в) Кемеровскими копями;
г) Кольчугинским рудником.
12. Областники выдвинули идею:
а) поддержки аборигенного населения; б) автономии Сибири;
в) укрепления отношений с азиатскими государствами;
22
г) отмены крепостнических порядков.
11. Город, сохранивший культурно-исторический центр конца XIX – начала XX вв.:
а) Кемерово; б) Междуреченск; в) Мариинск; г) Прокопьевск.
12. Музей, посвященный АИК «Кузбасс», называется: а) комплекс памятников у Горелой горы; б) музейный комплекс «Красная горка»; в) музей-заповедник «Тазгол»;
г) музейный комплекс «Тюльберский городок».
23
Составители
Наталья Петровна Гаврилова Сергей Алексеевич Ковалевский
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РЕГИОНА
Программа, планы семинарских занятий для студентов дневной формы обучения специальности
230500 «Социально-культурный сервис и туризм»
Редактор З.М. Савина
Подписано в печать 20.06.03.
Формат 60х84/16.Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 1,50. Тираж 230 экз. Заказ ГУ КузГТУ.
650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28. Типография ГУ КузГТУ.
650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4 А.