ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2024
Просмотров: 220
Скачиваний: 0
23
приобретают групповой субкультурный характер. Они утрачивают репрессивность, принудительность, выступая во все более мягких, рекомендательных формах. Однако растущая дифференциация общества имеет и обратную сторону, рождая конфликт нормативного поведения, когда человек не в состоянии сделать правильный выбор, предпочесть групповые или общечеловеческие нормы и ценности. Соотношения между общечеловеческими и групповыми нормами очень сложны. В современных условиях они часто вступают в противоречия друг с другом, образуя запутанную иерархию.
Внастоящее время в России в ситуации социокультурного кризиса все большее значение приобретают групповые нормы (социокультурный кризис проявляется не только в дестабилизации культуры, но и в ярко выраженном процессе социокультурной люмпенизации значительной части населения).
Таким образом, содержание норм исторически изменчиво, социально обусловлено и относительно. Функционирование норм связано с добровольным следованием им, с признанием их общественной роли. Культурную деятельность также регулируют обычаи, обряды, ритуалы
итрадиции. Они организуют человеческую деятельность в соответствии с определенной картиной мира.
Обряд, ритуал, обычай. В отличие от обычая, ритуал, обряд характеризует большая торжественность, упорядоченность. Например, таким обычаям, как рождественские колядки, масленица и свадьба сопутствует везде веселье, но свадебный обычай более торжественен, упорядочен, т.е. более ритуализирован. Ритуал (в переводе с латыни - обрядовый) - это выработанная обычаем совокупность и установленный порядок действий, церемониал.
Обычаи и ритуалы формируют эталоны нормального продуктивного поведения, системы образцовых мотиваций и реакций. Обычаи регламентируют основные определяющие сферы и параметры деятельности человека, в отличие от норм, которые, как правило, регулируют отдельные моменты этой деятельности. Обычай - это система норм, которая стала привычной для людей, иначе говоря, это устойчивая система поведенческих стереотипов и реакций в различных сферах жизни, ставшая традицией.
Вроли обычаев выступают религиозные обряды, праздники, производственные навыки. Традиция охватывает более широкий, чем обы-
24
чай, круг явлений, поскольку традиция – это передача и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению.
Встречать гостя хлебом и солью - это обычай, а вот хлебосольство по отношению к каждому человеку, который пришел в гости, - это традиция.
В некоторых типах обществ существует необыкновенная устойчивость традиций, почтительное отношение к ним. Такие общества называются традиционными. Их характерными чертами являются:
1.Преобладание религии в мировоззрении.
2.Преобладание коллективистского начала, неразвитость личного, индивидуального.
3.Подозрительное отношение к новому, проявлению индивидуального.
4.Установка на сохранение существующего порядка.
5.Примат государства над обществом.
6.Сильные традиции уравнительности.
7.Наличие общинного уклада в сельском хозяйстве.
Таким образом, традиции, ритуалы способствуют устойчивости и равновесию общества. В связи с этим в настоящее время в крупных коллективах вводится практика формирования собственных ритуалов, обычаев, традиций.
2.3. Менталитет и ментальность1
Менталитет – это устойчивые структуры сознания и подсознания, определяющие стремления и предпочтения людей, в которых проявляется: национальный характер, господствующие ценности и общественная психология.
В приведенном определении присутствует явная отсылка к бессознательному. Но значит ли это, что менталитет тождественен понятию архетипа Карла Юнга? Каждая социальная общность, по мнению Юнга, обладает совокупностью унаследованных из прошлого идей и чувств, которые находят свое выражение в мифах, верованиях, сказках. Архетип представляет собой своеобразную форму постижения мира. Это психический осадок культурного первоопыта, некие вневременные
1 Понятия менталитета, архетипа, национального менталитета раскрываются, анализируются, сопоставляются многими авторами. Однако наиболее содержательными и вместе с тем простыми и доходчивыми представляются формулировки, предложенные И.Н. Ионовым, И.В. Кондаковым и А.А. Веремьевым. На базе их положений создан данный раздел.
25
схемы, в соответствии с которыми формируются мысли и чувства, он передается биологическим путем. Архетипы не только определяют все психические процессы, но и оказывают влияние на образ мыслей человека и поэтому являются фактором, от которого зависит поведение людей.
Итак, общими для менталитета и архетипа являются следующие свойства:
1.Групповые образы, представления людей о мире и о себе.
2.Их содержание погружено в глубинные подсознательные, психические структуры человека, а поэтому не может быть им осознано.
3.Оба явления можно рассматривать как специфическую память людей.
4.Это относительно устойчивые формы отношения человека к миру, в значительной мере определяющие его поведение.
5.Как архетип, так и менталитет находят отражение в художественном творчестве. Они являются основанием духовной жизни людей.
И все же в своих отдельных качественных особенностях менталитет и архетип противостоят друг другу. Это различие выражается в следующем:
1.Менталитет консервативен, но он обусловлен средой жизнедеятельности людей и поэтому он меняется в соответствии с меняющимися условиями их жизни. А архетип был заложен в психику в период становления человеческого рода. Это некий изначальный, неизменный образ мира, унаследованный человеком от своих первобытных предков и наследуется он в неизменном виде от поколения к поколению биологическим путем.
2.Если каждая социальная общность обладает своим менталитетом, соответствующим ее историко-культурной среде, то архетип как психическая система, как коллективный, универсальный и безличный по своей природе идентичен у всех индивидов и социальных групп человеческого рода.
Национальный менталитет. Национальным менталитетом мы на-
зываем глубинные структуры культуры, которые определяют на протяжении долгого времени ее этническое и историческое (эпохальное) своеобразие. Как правило, черты, определяющие ментальность той или иной культуры, в отличие от идеологических, социально-политических, религиозно-конфессиональных и иных культурно-творческих факторов,
26
отличаются стабильностью и не изменяются столетиями. Более того, менталитет национальной культуры, даже изменяясь в ходе истории, в своей основе все-таки остается постоянным. Это позволяет идентифицировать культуру на всем ее историческом пути от зарождения до расцвета и, может быть, гибели.
Цивилизации также обладают менталитетом. Важную роль в формировании ментальных предпосылок цивилизации играют геополитические факторы, поэтому ментальные факторы цивилизации оказываются общими для ряда народов. Покажем это на примере России, где ментальные факторы носят надэтнический и межэтнический характер, т.е. оказываются действующими, более того системообразующими для целого ряда генетически различных культур, связанных между собой общей исторической судьбой, единством территории, сходными геополитическими и природными условиями (ландшафт, климат, почвы, акватория, флора и фауна) и вследствие этого похожими принципами земледелия и скотоводства, чертами быта, а постепенно и особенностями государственного устройства. Так, обладая своеобразными культурами, многие народы, населяющие Россию: тюркские, закавказские, – оказались причастными единой, общей для них, российской, а затем советской цивилизации. Менталитет русской культуры является ценност- но-смысловым фундаментом российской культурной истории, но одновременно это и важнейший итог, результат социокультурной истории России.
Итак, характер менталитета определяется той средой, в которой существует конкретная общность – конкретный социум. Причем, под средой, определяющей менталитет, понимаются не только природные, но и социальные условия жизни людей, которые включают в себя верования, обычаи, традиции, быт, систему экономических и политических отношений, господствующие формы общения и т.д. Следовательно, смена менталитета предполагает изменение жизненной среды, а также замену старых символов новыми. Это интуитивно понимали выдающиеся реформаторы всех эпох, например, перенося столицы государств, – будь это Аменхотен IV – Эхнатон, или Петр I.
В последнее время некоторые авторы стали производить разграничение между понятиями «менталитет» и «ментальность», полагая «менталитет» понятием более широким, нежели «ментальность», и соотнося их как общее и частное. Например, российский менталитет, но ментальность крестьянства, интеллигенции и т.д. Вместе с тем, боль-
27
шинство исследователей эти понятия не дифференцируют, используя их как тождественные.
Вопросы
1.Что понимают под культурой в культурологии?
2.Раскройте соотношение понятий культура и цивилизация.
3.Чем определяется цивилизационный код общества?
4.Как соотносятся понятия менталитета и архетипа?
5.Какие факторы определяют национальный менталитет?
Литература к первой и второй главам
1.Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурный словарь). – М., 1991
2.Анисимов А.Система цивилизационных кодов и глобальная дина-
мика // Россия ХХ – ХХI. – 1996. – № 1,2.
3.Веремьев А.А. Введение в культурологию. – Брянск, 2000
4.Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. – М., 1997
5.Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д, 1999
6.Пономарева Г.М. Основы культурологии / Г.М. Пономарева,
Л.З. Немировская, Г.И. Тюляева. – М., 1998
7.Учебный курс по культурологии / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д, 1996
8.Тайлор Э. Первобытная культура. – М., 1989
9.Шолохов М. Поднятая целина. – М., 1980
28
Глава 3
КУЛЬТУРА КАК МИР ЗНАКОВ И ЗНАЧЕНИЙ
1.Культура как язык. Понятие знака. Знаковые системы.
2.Смыслы и значения в пространстве культуры.
3.1.Культура как язык. Понятие знака. Знаковые системы
Одним из представительных направлений современной культурологии является семиотический подход к культуре. Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. В рамках такого подхода культура рассматривается как знаковая система.
Язык культуры – это те средства, т.е. знаки, формы, символы, с помощью которых люди общаются, ориентируются в пространстве культуры. Язык культуры – это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, понятия, образы и другие подобные смысловые конструкции (носители смысла). Язык культуры в качестве выражения смысла использует знаки и символы.
Явления и духовного, и материального мира могут рассматриваться как знаки. Что же такое знак?
Знак – это предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах, явлениях. Знак всегда предполагает означаемое. Знак – это материальный предмет, явление или событие, выступающее в качестве представителя, объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства, отношения предмета. Он используется для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений, информации, знаний.
Функциями знаковой системы являются не только передача сообщения, но и выражение смысла. Знаки классифицируются по определенным типам. Причем современные исследователи предлагают несколько типологий, вот пример одной из них:
1.Иконические знаки (копии) – это знаки подобия: след на снегу, фотографии, отпечатки пальцев. Иконический знак – это воспроизведение, более или менее сходное с обозначаемым.
29
2.Знаки-индексы (признаки) – народные приметы. Они характеризуют причинно-следственные отношения. Знаками-индексами, то есть признаками могут быть симптомы, приметы: дым – знак огня.
3.Знаки-символы (мандала, математическая функция, черный квадрат Малевича) - это знаки, которые не просто указывают на объект, но и на его смысл, то есть в наглядно-образной форме передают абстрактные идеи и понятия, связанные с этим объектом. Можно выделить основные типы символов:
-Условный, вещественный, опознавательный знак для членов определенной общественной группы (пионерский галстук).
-Предмет, действие, служащие условными обозначениями како- го-либо образа, понятия, идеи (крест, крестное знамение выражают одну и ту же идею).
-Художественный образ, воплощающий какую-либо идею (икона). Символ предполагает существование не одного, а нескольких смыслов, которые разворачиваются в процессе его постижения.
Символ – это условный знак, опознавательная примета, неразвернутый знак, который несет в себе обобщенный принцип дальнейшего развертывания заключенного в нем смыслового содержания. В символе прямой, первичный, буквальный смысл обозначает одновременно и другой, косвенный, вторичный, иносказательный смысл, который может быть понят лишь через первый. Знак-символ мандала – это схема, включающая круг и квадрат, крест и сегментный восьмиугольник, это архетипический символ, охватывающий все окружающее пространство, вмещающий в себя Землю и Галактику, человека и атом, составляющий основу существа. Принцип мандалы позволяет человеку отражаться в космосе, а Вселенной - в человеке.
Символ, как было сказано, предполагает существование не одного, а нескольких смыслов, которые развёртываются, разворачиваются в процессе его постижения. Например, широко известно, что двуглавый орёл является символом России. Но что символизирует сам двуглавый орёл? Это символ силы (удвоенной), могущества государства. Герб был включён в символику Российского государства после женитьбы Ивана III на византийской царевне Софии Палеолог, и это символизировало династическую правовую и духовную преемственность России по отношению к Византии. Византия же получила этот знак от Римской империи, наследницей которой она была. В ХХ в. образу двуглавого орла