Файл: Г.В. Борисова Культурология. Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2024

Просмотров: 230

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30

был придан новый смысл. Он стал пониматься как символ евразийской державы: одна глава орла обращена на восток, другая – на запад.

Знаки не функционируют независимо друг от друга, но образуют знаковые системы или языки. В современной семиотике понятия язык и текст получили расширенное толкование: языком называется не только то, что принадлежит к области лингвистики, но и любая знаковая система.

Выделяется несколько языков культуры или знаковых систем:

-естественные языки;

-искусственные языки;

-вторичные языки.

Кестественным языкам относятся вербальные знаковые системы

русский, английский, французский, немецкий и прочие языки. Естественные языки не имеют автора, возникают и изменяются закономерно и независимо от воли людей.

Естественный язык способен к неограниченному развитию. В истории развития языка отражается история культуры. В языке появляются слова, отражающие новые явления и предметы. Вместе с тем, исчезают из употребления или изменяют значения слова, связанные с уходящими в прошлое условиями жизни. Такова судьба слов «аршин», «ланиты», «вершок». Особенно много таких изменений в языке происходит в эпоху крупных социальных сдвигов. Так, в Петровскую эпоху в русский язык проникло огромное количество иностранных слов. На современном этапе Россия также переживает «лингвистическую агрессию» Запада. Особенно много иностранных слов проникает в язык массовой культуры, бизнеса и информатики.

По степени распространённости и значимости языков в межнациональном общении выделяются:

-языки международного общения;

-национальные языки, являющиеся средством общения для определённого народа или региона;

-племенные языки, бесписьменные, имеющие ограниченный ареал распространения.

Языками международного общения являются английский, испанский, русский, арабский, французский. Соответственно, по данным 1990 года, на английском языке говорят 500 млн. человек, на испанском – 300 млн., на русском –250 млн., на арабском – 200 млн., на французском - 100 млн. человек. Между тем, на китайском языке го-


31

ворит 1 миллиард человек. Указанные языки составляют «клуб мировых языков» и обычно являются рабочими языками на международных форумах.1

Искусственными языками являются языки науки, компьютерные языки, различные конвенциональные знаковые системы, то есть такие языки, которые были выработаны и приняты в результате соглашения, общественного договора, например азбука Морзе, дорожные знаки, искусственный язык эсперанто и т.д.

Вторичные языки – это языки таких форм культуры, как миф, религия, искусство. Эти формы также являются знаковыми системами.

Обратимся к проблеме искусства как знаковой системе. Рассмотрим её на примере живописи.

Дошедшие до нас с древнейших времен предметы украшались орнаментом. Орнамент был прост, геометризирован, в нём ощущался чёткий ритм, он воспринимался как украшение. По мере дальнейшего изучения и сопоставления орнаментов и рисунков, найденных в различных регионах, выявилась устойчивая их повторяемость. Сходные геометрические мотивы встречались на предметах, найденных на разных континентах. Предположить наличие в древности культурных связей между столь отдалёнными регионами невозможно. Если бы орнамент имел целью только украшение предметов, то человеческая фантазия сделала бы его буйным, неповторимым и уникальным для каждого ареала. Но дело обстояло так, что за своеобразным региональным почерком проглядывался устойчивый стереотип. Наиболее часто встречались кресты, звёзды, спирали, зигзаги, волнистые линии, лабиринты и т.д. Всё указывало на то, что мы имеем дело с универсальным символическим языком. Применяя комплексный анализ, перекрёстные сопоставления данных древней словесности, мифологии, археологии, этнографии, учёные смогли расшифровать значительную часть этих графем. Орнамент и рисунки являются символами, фиксирующими графически религиозные понятия древности, отстоящей от нас на 20-30 тысяч лет. Причём, многие элементы этого орнамента сохранились вплоть до Х1Х века, но символическое значение его ныне забыто самими наследниками древней культуры.2

1Данные взяты из кн.: Кармин А.С. Основы культурологии. - М.,1997.

2См. : Голан А. Миф и символ. - М., 1994.

32

Если обратиться к более близкому для нас периоду – средневековому искусству, то и здесь невозможно обойтись без семиотического подхода.

Религиозному сознанию в особой мере присущ символизм. Мир человека средневековья не ограничивался видимой и ощущаемой частью мира. Предметы и события видимого мира – «мира дольнего» рассматривались как знаки мира невидимого – «мира горнего», как разговор человека с Богом. Поэтому искусство средневековья отличается особой символической насыщенностью. Возьмём для примера иконопись.

Иконописные сюжеты в основном являются иллюстрацией библейских событий. Однако если мы будем рассматривать икону как простую иллюстрацию к Библии, то для нас окажутся скрытыми глубинные богословские смыслы, которые несёт в себе икона. Чтобы понять эти смыслы, надо знать символику изображённых на иконе предметов, символику одежд, вещей, одним словом, знать и уметь читать язык иконы.

Попытаемся «прочесть» знаменитую икону А. Рублёва «Троица». «Троица» является иллюстрацией библейского сюжета, который называется гостеприимство Авраама, когда к Аврааму, сидящему под деревом, явились три мужа или три ангела, в которых он узнал вестников Царства Божия. Авраам велел заколоть тельца и достойно встретил ангелов. Они предсказали ему рождение сына и объявили о судьбе Содома и Гоморры. Этот сюжет получил особое значение в иконописи, так как в нём содержится намёк на Бога-Троицу. Андрей Рублев отказался от подробной иллюстрации сюжета. На его иконе мы видим только трёх сидящих за столом ангелов. На столе одна чаша с головой тельца – символ искупительной жертвы. Видно, что между ангелами происходит какая-то беседа. Три ангела символизируют Бо- га-Троицу. В центре с золотым клавом на правом плече – Бог-Отец. Он благословляет жертвенную чашу, обращая взор на ангела, сидящего справа, Бога-Сына, призывая его к жертве. Бог-Сын тоже благословляет чашу, выражая согласие на жертву, ту жертву, на которую пойдёт Иисус Христос, спасая людей. Третий ангел, сидящий слева, символизирует Духа Святого и является свидетелем происходящего. Таким образом, икона Рублёва не только иллюстрирует библейский сюжет «гостеприимство Авраама», но и богословствует. Как считают современные исследователи, Андрей Рублёв изобразил то, что извест-


33

но в христианстве как Предвечный совет Троицы. Совет накануне создания человека, на котором как раз решался вопрос о жертве: что делать, если человек, наделённый свободой воли, отклонится от путей Господних. Уже было принято решение о будущей жертве Христа.

Таким образом, символизм языка иконы позволяет свернуть в изображение многие смыслы и предполагает развёртывание этих смыслов при «прочтении».

Ну а если сам художник не вкладывал никакой особенный символизм в своё произведение, можем ли мы к такому произведению подходить как к знаковой системе? Конечно. Любой жанр искусства имеет свой язык. Живопись говорит с помощью композиции, линий, их ритма, цвета; скульптура - с помощью пластики и т.д. Этот язык тоже можно уметь понимать и «читать». Например, грустный осенний пейзаж художник передаст, скорее всего, используя наклонные или тяготеющие к горизонтали линии, холодные или приглушённые цвета, горизонтальный формат, так как именно эти выразительные средства вызывают грустное настроение. Зритель может не знать этого, но любая картина написана именно на этом языке и воздействует на нас помимо нашего незнания.

3.2. Смыслы и значения в пространстве культуры

Мы определили, что культура – это знаковая система. Являясь языком, культура раскрывает свои смыслы и значения «читателю». Можно сказать и по-другому: именно «читатели» наделяют факты культуры тем или иным смыслом. «Читателями» культуры могут выступать отдельные лица, социокультурные группы, целые поколения. Культура как текст не может быть независима от воспринимающего её субъекта. Каждая эпоха и каждое поколение по-новому прочитывают и свою собственную прошлую культуру, и культуру других народов.

Например, статуя Венеры – изделие из камня или другого материала, которому приданы пропорциональные черты женской фигуры. Грек или римлянин видели в ней воплощение плодоносящей силы жизни, женской красоты. Для христианина она стала воплощением бесовской прелести, страшной и губительной. Греки поклонялись своим скульптурам, совершали паломничества к лучшим из них, а фанатичные христиане уничтожали подобные скульптурные изображения.

34

Факты культуры, наделяются смыслами и значениями в процессе их восприятия. Вне восприятия и переживания нам может быть дан только материальный факт, материальное тело. Он становится фактом культуры, лишь прорастая теми смыслами и значениями, которые заложены в нём как потенция.

Укажем на пример, который приводит в своём исследовании Г.С. Кнабе. Он рассматривает изменение оценки и отношения к известному факту римской истории: убийство Юлия Цезаря в сенате заговорщиками во главе с Брутом. Полководец и государственный деятель Марк Брут участвовал в заговоре как защитник республики, считая, что Цезарь установил режим личной диктатуры. Высказывались предположения, что Брут был незаконным сыном Цезаря. Точно, однако, то, что он был его лучшим другом. Эти обстоятельства породили в разные эпохи разные образы Брута и оценки его поступка. Приёмный сын Цезаря Октавиан, ведший гражданскую войну ради продолжения дела отца, добился победы над республиканской партией не в последнюю очередь потому, что общественное мнение видело в Бруте, прежде всего, человека, изменившего законам дружбы, которые в римском сознании были незыблемы. В Октавиане же видели мстителя за отца, что полностью соответствовало римской шкале ценностей. На исходе средневековья Данте в «Божественной комедии» поместил Брута в нижнем, самом страшном круге ада вместе с Иудой. Речь уже шла не о мести Октавиана за отца, не о нарушении Брутом обязанностей сына и друга. Жертвы девятого круга терпели кару за предательство величия божеского (Иуда) и величия земного (Брут), т.е. тех двух властей, которые должны были, согласно распространённому мировоззрению эпохи, в лице папы и в лице императора соединиться для преодоления распрей, раздиравших Европу. Во времена Французской революции и декабризма Брут стал героем, принесшим себя в жертву. Считалось, что он преодолел собственные чувства ради сокрушения самодержавной диктатуры и утверждения исконной ценности Рима - республиканской свободы.1

От того, каким смыслом и какой ценностью наделяли последующие поколения факты прошлой культурной истории, зависело их место в современности и даже само их существование.

Поучительно в этом ракурсе проследить судьбу древнерусской иконописи. В средневековую эпоху в Древней Руси иконы писались ис-

1 Кнабе Г.С. Основы общей теории культуры // История мировой культуры. Наследие Запада.-

М., 1998.


35

ключительно в византийском стиле, все другое оценивалось как искажение православного образа. Иконы письма Андрея Рублёва, Дионисия оценивались очень высоко, их стоимость достигала двадцати рублей, что равнялось стоимости одной деревни средней величины. В Новое время под влиянием западной культуры изменились вкусы. В живописи утвердилась итальянская школа. Древнерусская иконопись стала казаться некрасивой, неумелой, было утрачено понимание красоты древнерусской иконописи, забылись имена великих иконописцев. Л. Любимов в связи с этим приводит один красноречивый факт. Гёте в Веймаре попали в руки иконы из России. Его заинтересовало то, что в России сохраняется древнейшая византийская ветвь иконописи. Гёте направил записку в Петербург. Сделали запрос историку Карамзину. Карамзин ответил, что «греческие живописцы были учителями наших, из коих знаем св. Алимпия Печерского».1 Удивительно, что не названы имена ни Андрея Рублёва, ни Дионисия. В соответствии с новыми вкусами стали делать росписи церквей. При этом древние фрески покрывались новыми. Под новыми фресками оказались фрески Андрея Рублёва в Успенском соборе во Владимире. Старые иконостасы заменялись на новые, выполненные в итальянском стиле. Ненужные иконы продавались или просто сбрасывались в рухлядные. Именно в рухлядной Спасского монастыря была найдена знаменитая икона ХIII века, известная ныне на весь мир, Ярославская Оранта. Иконы Звенигородского чина Андрея Рублёва, которые без сомнения можно причислить к шедеврам, были найдены в 1919 году в сарае под дровами близ собора в Звенигороде.

Ещё более жестокая участь постигла иконы после революции 1917 года. Большевистский атеистический режим признал иконы идейно вредными. Иконы уничтожались возами, вагонами вывозились за границу, распродавались на аукционах в Европе. Антикварные лавки в обеих столицах были забиты иконами. В русских церквях высокие иконостасы золотили. Ради того, чтобы добыть 6 - 7 граммов золота, сжигались искусные резные иконостасы вместе с иконами.

Известна и печальная участь тысяч православных церквей, взорванных большевиками в 30-е годы.

Большевистская идеология стала примером радикальной переоценки всей культуры. Ленин выделил во всей человеческой культуре два элемента: прогрессивный, демократический и реакционный, пред-

1 Любимов Л. Искусство Древней Руси.- М.,1974/


36

ставляющий господствующие классы. В соответствии с этим переоценивалась вся культура прошлого, из культурной сферы изымались целые «идейно вредные» пласты. Таковыми были объявлены творчество Достоевского, Серебряный век русской культуры (конец ХIХ – начало ХХ вв.), всё авангардное искусство и т.д. Особые симпатии большевиков вызывало творчество революционеров-демократов, передвижников, произведения, написанные в стиле критического реализма.

Итак, новая эпоха по-своему прочитывает текст культуры, вкладывает в неё свои смыслы и оценки. К культуре в полной мере приложим афоризм: «быть – значит быть для сознания». Усвоение культуры, наделение ценностью тех или иных её элементов зависят от усваивающего времени, от его характера, картины мира, его потребностей. Культурология смотрит на явления культуры именно через призму этих смыслов, пытаясь понять и объяснить вызванные временем оценки.

Вопросы

1.Что понимают под языком культуры?

2.Назовите типы знаков.

3.Что такое символ?

4.Перечислите разновидности языков культуры.

5.Покажите на примерах изменение смыслов и значений фактов культуры.

Литература

1.Веремьев А.А. Введение в культурологию. – Брянск, 2000

2.Голан А. Миф и символ. – М., 1994

3.Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 2000

4.Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология. – СПб., 1997

5.Кнабе Г.С. Основы общей теории культуры. Методы науки о культуре и её актуальные проблемы // История мировой культуры. Наследие Запада. – М., 1998

6.Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. – М., 2000

7.Культурология / Под ред. Н.Г.Багдасарьян. – М.,1998

8.Любимов Л. Искусство Древней Руси. – М., 1974

37

Глава 4

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ. ШКОЛЫ И КОНЦЕПЦИИ В КУЛЬТУРОЛОГИИ

1.Типология культуры.

2.Линейные концепции культуры.

3.Циклические концепции культуры.

4.Психоаналитические концепции культуры.

4.1.Типология культуры

Смена эпох в истории человечества неизбежно отражается в культуре. Более того, люди могут еще не замечать существенных изменений, хотя они уже проявляются как в духовной, так и в материальной культуре. Наконец, когда они полностью реализуются, мы говорим, что мир вступил в новую эпоху. Исторические судьбы культуры, механизм социокультурной динамики пытались изучать, анализировать многие ученые. А поскольку проявления культуры разнородны и многогранны, возникала задача их упорядоченного описания и объяснения. Это позволяет создать научный метод типологии (от греческого tupos – отпечаток, форма, образец + logos – слово, учение). В его основе лежит операция расчленения системы объектов и их группировка с помощью определенной обобщающей модели. Типологические построения при изучении культуры стали использоваться еще в ХVIII – ХIХ вв. Типология позволяет выяснить закономерности развития сложных систем, их структурные элементы, сходства и различия составляющих их объектов и способы их идентификации. С помощью типологии феномены культуры классифицируются, сводятся к определенным типам. Критерии, при помощи которых выделяются типы, могут быть различны, однако обязательным условием должно быть единство избранного основания.

Например, хозяйственно-культурный подход, позволяющий выделить типы культуры по отношению людей к природе и формам организации хозяйственной деятельности (бронзовая культура, пастушеская культура, земледельческая, технологическая и т.п.). Однако различные историко-географические условия вели к существенным отличиям в традициях, например, кочевников сибирского севера и аравийского полуострова. Таким образом, подобная типология достаточно обобщенна.