Файл: Г.В. Борисова Культурология. Учебное пособия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

38

Исторический подход позволяет выявить движение и развитие культуры во времени, в соответствии с основными историческими ступенями развития человечества: от первобытной или традиционной культуры до современной.

Разновидностью исторического подхода является формационный подход, отдающий приоритет материальным факторам в развитии общества. Так, марксистская социология выделяет экономикоисторические типы общества с соответствующими типами культуры: первобытно-общинный, рабовладельческий и т.д. В русле такого подхода оказываются и критерии, выделяющие культуры по классовому, социальному (пролетарская, крестьянская, буржуазная), политическому (революционная, реакционная) признакам. Однако классовый принцип довольно ограничен – ведь многие явления культуры сложны и многогранны.

Существует типология культуры, предложенная немецким социологом Максом Вебером (1864 – 1920), в основу которой положены идеальные типы культуры, представляющие собой абстрактные модели – это теория идеальных типов. Идеальными, абстрактными типами культур оперировал и Карл Ясперс.

Типология культуры может исходить из цивилизационного подхода, о котором уже упоминалось в первой главе. В рамках этого подхода выделяется ряд цивилизаций или культур, каждая из которых самостоятельно развила свои самобытные начала. Эта линия в культурологии получила название циклизма в противовес линейным принципам анализа социокультурного процесса. Об этом пойдёт речь в настоящей главе. Оба этих подхода: и линейный, и циклический - признают оппозицию «Запад – Восток».1

Более универсальную классификацию предложил Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968). Он выделил типы культур, в основе которых лежит их мировосприятие – отношение к действительности и методам ее познания. Поиск более точных критериев продолжается и в настоящее время. На базе различных типологий формировались и различные концепции развития культуры.

1 Подробнее смотрите об этом в разделе 5.1. «Восточное традиционное общество как культурный тип».

39

4.2. Линейные концепции в культурологии

Интерпретация культуры и проблема культурных изменений занимает одно из главных мест в научном культурологическом знании. В процессе становления культурологии как науки сложились две тенденции в теоретическом осмыслении историко-культурного процесса. К ним относятся концепции линейного и циклического развития культуры. В рамках линейного представления о культуре история человечества понимается как поступательное прямолинейное движение, а идея цикличности в историко-культурном процессе трактуется как совокупность историй обособленных культур, где каждая проходит свой цикл от рождения до смерти. Идеи линейного и циклического развития культуры появились задолго до появления современных культурологических теорий. Так, в трудах у древних, античных и средневековых авторов исторический процесс представлен либо как истории отдельных народов, либо как истории народов, уже имеющих общие черты. Циклические представления о развитии культуры имели место в мифологии, например мифы об исчезнувших цивилизациях, мифы о всемирном потопе, а линейные представления нашли свое отражение на рубеже VI- V вв. до н.э. в учении зароастризма. В последующие эпохи, в ХVIIХVIII вв., доминирующее положение занимает идея линейного развития, нашедшая отражение в работах Ш.Л. Монтескье, М.Ф. Вольтера, Д. Юма, А. Смита, Г.Э. Лессинга, И.Г. Гердера, О. Конта. Теория циклов в культурном процессе была развита в трудах Г.В. Лейбница и Д. Вико.

Наиболее глубокое осмысление идеи линейного и циклического развития культуры получили в трудах ученых ХIX-XX вв. Линейная концепция культурно-исторического развития основывается на представлении о том, что человечество развивается от старого к новому, от низшего к высшему с последовательным нарастанием совершенства в результате культурного прогресса. Линейные концепции признают цель и смысл культурно-исторического развития.

Рассмотрим некоторые из известных концепций, относящихся к группе линейных, которые оказали наибольшее влияние на развитие культурологической мысли в XIX-XX вв.

Марксистская концепция культуры: В основе марксистской кон-

цепции в культурологии лежат взгляды Карла Маркса (1818-1883) – немецкого мыслителя, общественного деятеля. Совместно с Фридрихом



40

Энгельсом (1820-1895) он создал социально-политическое учение (исторический материализм), используя диалектический метод Г. Гегеля. Это учение нашло отражение в работах Маркса и Энгельса «К критике гегелевской теории права», «Святое семейство», «Немецкая идеология», «Нищета философии», «Критика Готской программы», «Манифест Коммунистической партии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Капитал».

К. Маркс и Ф. Энгельс являются авторами формационной концепции развития истории и культуры. Центральное место в марксистской концепции занимает идея материалистического понимания истории. Являясь сторонниками линейного развития культуры, Маркс и Энгельс признают наличие общих, устойчивых и повторяющихся связей и отношений в культурно-историческом процессе. В основе марксистской концепции лежит понятие общественно-экономической формации, которая определяется соответствующим способом производства, и, следовательно, духовной культуре отводится вторичная роль по отношению к материальной культуре.

По Марксу тип культуры определяется типом формации. Поэтому культурно-исторических типов ровно столько, сколько и формаций: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Н.Я. Данилевский и О. Шпенглер выделяют античную, древнеегипетскую, древнеиндийскую и прочие культуры, которые согласно марксистской точке зрения, относятся к одному рабовладельческому историческому типу, так как являются элементами рабовладельческой формации.

Переход от одной формации к другой более прогрессивной осуществляется из-за несоответствия быстро развивающегося материального производства развитию отстающих производственных отношений. В результате этого несоответствия появляется новая идеология, разворачивается классовая борьба, которая перерождается в социальную революцию, и возникает новая общественно-экономическая формация. Переход от менее прогрессивной формации к более прогрессивной предполагает, как считает Маркс, культурную революцию. В ходе нее возникает новая культура, заимствующая от прежней все ценное и отвергающая отжившее. Иначе говоря, из признания прогрессивности развития общества вытекает идея прогрессивности развития его культуры.

41

По мнению Маркса, культура достигает высшей ступени развития в коммунистическом обществе, такая культура призвана обеспечить всестороннее и гармоничное развитие человека. Важно отметить не совсем корректный подход авторов к пониманию ценностей отдельных культур. В марксизме история человечества предстает как движение к идеальной цели – коммунизму, а значит и к идеальной культуре. Согласно такой точке зрения, все реально существовавшие и существующие культуры выступают как ступени по пути к идеальной коммунистической. Поэтому они мыслятся как несовершенные культуры, которым суждено погибнуть.

Таким образом, марксистская концепция базируется на 4-х основных принципах:

1.Принципе единства человечества и, следовательно, единства культурно-исторических процессов.

2.Принципе исторических закономерностей.

3.Принципе детерминизма, т.е. признания существования в куль- турно-историческом процессе причинно-следственных связей.

4.Принципе прогресса.1 Итак, К. Маркс и Ф. Энгельс дополнили экономико-историческую

теорию культуры, положив в ее основу теорию общественноэкономических формаций, отличающихся друг от друга способами производства и системами общественных отношений. Марксистская типология культуры является обобщенной теорией, так как не охватывает специфику локальных культур. Проблемам локальных специфических культур Маркс уделяет незначительное внимание. Однако его формационный метод в познании культурно-исторического развития широко применяется в современной науке.

Концепция «осевого времени» Карла Ясперса: В ХХ веке немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) выступил как с критикой теории циклического развития культуры, так и с критикой марксистской теории культуры. Он сформулировал свою концепцию развития истории и культуры в работах «Истина, свобода и мир», «Духовная ситуация времени» и «Истоки истории и ее цель».

Являясь автором одной из линейных концепций, Ясперс считал, что исторический процесс ограничен началом и концом, а внутри этого отрезка история делится на 4 больших периода: доистория (прометеев-

1Маркс К. Немецкая идеология // Соч. – 2-е изд. - Т.3. Маркс К. Письмо Иосифу Блоху // Соч. – 2-е изд. - Т.37.


42

ская эпоха), древние культуры, период «осевого времени» и технический век.

По мнению Ясперса, у человечества общие истоки, связанные с доисторией. Именно в доисторическую эпоху, как считал ученый, человек живет вне истории, он лишен чувства времени. В то же время идет биологический процесс создания человека, накопления им земных навыков и духовных ценностей.

Доисторический период завершается в конце IV тыс. до н.э., когда начинают складываться великие культуры древности: шумероаккадская, египетско-эгейская культура, доарийская культура Индии и архаическая культура Китая. В недрах этих великих культур древности рождается культура будущего «осевого времени».

Тем, что свершилось тогда, что было создано и продумано в то время, человечество живет вплоть до сего дня. В каждом своем порыве люди, вспоминая прошлое, обращаются к «осевому времени», воспламеняются идеями той эпохи.

Сначала «осевое время» было ограничено в пространственном отношении, но исторически оно становится всеохватывающим. Народы, не воспринявшие идеи «осевого периода», остались на уровне «природного» существования, их жизнь неисторична, подобна жизни многих людей на протяжении десятков тысяч и сотен тысяч веков.1

Период «осевого времени» Ясперс хронологически относит к VIII - II вв. до н.э. По его мнению, в эту эпоху формируются духовные основы человечества. Так, в Китае создают свои философские учения Конфуций и Лао Цзы (конфуцианство и даосизм), в Индии зарождается буддизм, в Древнем Иране и Иудее проповедуют свои учения Заротустра, пророки Илия, Исайя, в эпоху античности закладываются основы научных знаний и искусства. На этом этапе происходит становление мировой истории человечества, так как до «осевого времени» имели место лишь истории локальных культур. Только в «осевой период», по утверждению Ясперса, в разных культурных центрах начинают формироваться подлинная общность людей и общая история человечества.

Великие культуры древности по мере примыкания к «осевому времени» теряют свою специфику и приближаются к общечеловеческим ценностям. В своем движении «осевое время» все подчинило своим требованиям. Но на путь «осевого времени», по мысли ученого, встали лишь индоевропейцы, китайцы и семиты. Именно у этих наро-

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.


43

дов почти одновременно произошел духовный взрыв, ставший началом «оси мировой истории». Другие народы были вынуждены либо принять идеи «осевого времени», либо остаться на природном уровне и продолжать жить вне истории. По мнению Ясперса, возможность культурного единого центра не реализовалась. Народы, не принявшие участия в «осевом времени», как, например, индейцы Южной и Северной Америки, аборигены Австралии, Центральной и Южной Африки, Полинезии, некоторые народы Севера, остановились в культурном развитии, другие погибли, как погибли культурные общности Месопотамии. Эти этносы утратили свою духовную основу – культуру, что в итоге и явилось главной причиной их гибели. Европа приобщилась к оси мировой истории через античную философию, искусство и христианство, а Восток – через буддизм, конфуцианство и даосизм.

Последняя эпоха – научно-техническая – начинается с XVII века. Техническая эпоха по своей значимости соответствует прометеевской (доисторической), для нее характерны те же процессы, только на более высоком уровне: создание новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии и т.д. Она впитала культурные достижения многих народов и эпох.

Развивая свою концепцию, Ясперс вводит понятие «двух дыханий»:

1.От прометеевской эпохи через Великие культуры древности к «осевому времени».

2.От эпохи науки и техники (второй прометеевской эпохи), через образование возможно аналогичных по значению Великих культур древности, к новому «осевому времени».

Ученый предполагает, что если в будущей истории человечества

наступит новое «осевое время», то лишь после того, как будут открыты новые условия духовной жизни людей. Цель культурной истории Ясперс видит в гуманизации, обретении человеком духовной свободы.

Таким образом, линейный подход к проблеме прогресса культуры опирается на очевидность смены этапов развития культуры, обогащения системы ее ценностей, развития всех форм жизнедеятельности человека. В рамках этого подхода множество форм и типов культур образуют единую линию духовного и материального развития человечества и рассматривают прогресс культуры как выражение целостности ее природного и культурного многообразия. Это предполагает признание преемственности в поступательной истории развития человечества.