Файл: Г.В. Борисова Культурология. Учебное пособия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2024

Просмотров: 244

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

58

Коллективное бессознательное тесно связано с личностным бес-

сознательным, которое вместе с другими системами психики образует единую психическую структуру личности. Интегрирующий центр этой структуры, обозначенной Юнгом как «das Selbst» – Самость, выражается в архетипе единства и целостности, в архетипическом стремлении объединить все элементы психической структуры, выразить психическую целостность личности и обеспечить ее реализацию в качестве субъекта. Становление Самости происходит в процессе индивидуации, т.е. в процессе усвоения сознанием содержания личного и коллективного бессознательного. На языке общечеловеческой символики Самость выражается в виде определенного геометрического символа, кратного четырем и имеющего круговую структуру с гипотетическим центром между сознательным и бессознательным. Поэтому, согласно Юнгу, она объединяет четыре системы психики, по-разному распределяющихся между сознательным и бессознательным.

-Ich (Я) – самая малая часть психики как целого, центр осознаваемых психических переживаний;

-Persona (маска) – некоторая индивидуальная система приспособления к миру; это то, чем человек не является, но то, чем он сам себя считает, та социальная роль, которую играет индивид;

-Schatten (тень) – совокупность всех личностных и коллективных элементов, которые подавлены и вытеснены в бессознательное в соответствии с избранными жизненными установками и ориентациями. В бессознательном эти элементы объединяются в некоторую более или менее самостоятельную личность;

-Anima и Animus (образы женщины и мужчины) – Анима – это архетипический женский образ в мужской личности, Анимус – это первообраз мужчины в психике женской личности. Соответствующие образы проецируются на предмет любви и определяют любое влечение и любое отвращение.

Юнг переносит эти представления о психической структуре личности на анализ культуры и приходит к выводу, что главным в ее развитии является взаимодействие бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики. С этой точки зрения, по мнению Юнга, культуре угрожают две опасности: растворение личностного начала в стихии коллективного бессознательного (мистические религиозные культы Востока) и абсолютизация человеческого «Я» при подавлении и игнорировании архетипически бессознательного (индивидуалистиче-


59

ская, технократическая европейская культура). Вторая тенденция наиболее опасна, так как подавление архетипических стремлений нарушает гармонию личности и ведет к эффекту пружины, когда подавленные архетипы прорываются на поверхность сознания в самых неуправляемых формах.

Поэтому подлинной задачей культуры Юнг считает индивидуацию, т.е. определенное уравновешивание сознательного и бессознательного начал.

Рассмотренными концепциями, конечно, не исчерпывается многообразие подходов к анализу культуры. Среди признанных теорий можно назвать также игровую теорию культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и- Гассет), структуральную антропологию (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко), постмодернистские интерпретации культуры (Ж. Деррида).

Как видим, каждая концепция предлагает свое основание для типологии культуры. Любая типология подобна лучу, высвечивающему какую-то существенную сторону сложнейшего социокультурного развития.

Вопросы

1.Основные принципы марксистской концепции культуры.

2.Что такое «осевое время» в концепции К. Ясперса?

3.Культурная история человечества в концепции К. Ясперса.

4.В чем сущность культурно-исторической типологии Н.Я. Данилевского?

5.Понятие локальных культурно-исторических типов в концепции Н.Я. Данилевского.

6.Характеристика основных культурно-исторических типов в концепции О. Шпенглера.

7.Понятия «культура» и «цивилизация» в концепции О. Шпенглера.

8. В чем сущность проблемы культурной динамики в концепции А. Тойнби?

9.«Вызов-и-Ответ» в концепции А. Тойнби.

10.Роль «творческого меньшинства» в понимании А. Тойнби.

11.Основные и переходные типы культурных суперсистем в концепции П.А. Сорокина.

12.Общее и особенное в культурно-исторической типологии

О. Шпенглера и А. Тойнби.


60

13.Принципиальные различия между концепциями К. Ясперса и А. Тойнби.

14.В чем сходство и различия идеи циклического развития культур в учениях Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера?

15.Содержание понятий «культура» и «цивилизация» в концепциях Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.

16.Общие и особенные черты в концепциях развития культуры

Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера.

17. Назовите отличия в психоанализе культур З. Фрейда и К. Юнга.

Литература

1.Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. –

М., 1998

2.Бобахо В.А. Культурология / В.А. Бобахо, С.И. Левикова. – М.,

2000

3.Веремьев А.А. Введение в культурологию. – Брянск, 2000

4.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991

5.Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н /Д, 1996

6.Культурология / Под ред. А.А.Радугина. – М., 2000

7.Культурология: Учеб. пособие / Сост. и отв. ред.: А.А. Радугин. –

М., 2000

8.Малюга Ю.Я. Культурология. – М., 2000

9.Пархоменко И.Т. Культурология в вопросах и ответах / И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин. – М., 2001

10.Пигалев А.И. Культурология: Учеб. пособие. – Волгоград, 1999

11.Сорокин П.А. Социальная культурная динамика. – М., 1992

12.Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991

13.Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений. – М.,

1989

14.Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск, 1993

15.Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991

61

Глава 5

КУЛЬТУРА ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВ ВОСТОКА

1.Восточное традиционное общество как культурный тип.

2.Культура «доосевых» цивилизаций (Древний Египет, Древняя Месопотамия).

3.Культура Индии. Культурно-историческая динамика. Система ценностей.

4.Культура Китая. Культурно-историческая динамика. Система ценностей.

5.1. Восточное традиционное общество как культурный тип

ВIV тыс. до н.э. в ходе неолитической революции возникли первые постпервобытные земледельческие общества, принадлежащие к восточному типу культуры. Среди них – государственные образования

вдолине между реками Тигр и Евфрат, в долине Нила. Несколько позднее – в III – II тыс. до н.э. возникли цивилизации в долине рек Инд и Хуанхэ, на восточном побережье Средиземного моря. Часто эти общества называют древневосточными в соответствии с европейской научной традицией деления истории на древнюю (до падения Рима в 476 г.), средневековую (до открытия Колумбом Америки и ренессансного культурного переворота) и новую. Эта схема была перенесена на периодизацию Востока. В связи с этим возникли такие понятия, как Древний Египет, Древняя Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия.

Если Древний Египет и Древняя Месопотамия вполне соответствуют упомянутому делению, то Древняя Индия и Древний Китай с трудом вычленяются в отдельный культурно-исторический феномен, так как, по общему мнению, ярко выраженной границы между древним и средневековым Китаем (Индией) ни в социально-экономическом, ни в культурном плане не существует. Поэтому термин «Древний Восток» является весьма условным. Его возникновение было обусловлено необходимостью как-то обозначить мир, вышедший за пределы первобытности, так же, как и греко-римский мир, но отличающийся от него.

Трудно говорить о Древнем Востоке как культурной целостности еще и потому, что часть названных культур принадлежит к «доосевой


62

эпохе» (Древний Египет, Древняя Месопотамия), в то время как другая часть (Индия, Китай) вошла в «осевую эпоху».

С культурологической точки зрения более целесообразно говорить не о культуре Древнего Востока, так как Древнего Востока как культурной целостности не существует, а о культуре традиционных обществ Востока. Хронологические рамки существования этих культур довольно обширны: с IV тыс. до н.э. (со времени возникновения первых постпервобытных земледельческих обществ) до середины ХIХ в. (когда начинается трансформация восточного традиционного общества в аналогичном Европе направлении). Социально-экономическое своеобразие традиционных обществ Востока нашло свое выражение в понятии «азиатский способ производства», выдвинутом К. Марксом и его последователями.

В целом для традиционных обществ Востока (так же, как и для западного традиционного общества) характерны следующие черты:

-преобладание аграрных занятий и интересов, сельского хозяйства

иремесла, основанных на ручном труде и непосредственной передаче производственных навыков из поколения в поколение;

-следование обычаю, возведенное в высший нравственный закон;

-устойчивая и малоподвижная система ценностей, основанная на религиозно-мифологическом восприятии мира;

-стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению;

-общинность, поглощающая личность.1 Однако у восточных традиционных обществ есть черты, отли-

чающие их от западного традиционного общества. Во-первых, если на Западе традиционное общество доминирует лишь в средневековую эпоху, то на Востоке оно господствовало несравнимо больший период времени и начало разлагаться лишь под влиянием западной культуры, в ходе вестернизации мировой культуры. Во-вторых, для восточных земледельческих обществ характерен примат государства и общества над личностью, в западном традиционном обществе личность более значима и в гораздо более слабой форме подчинена обществу. В-третьих, хотя в основе системы ценностей как западного, так и восточного традиционных обществ лежит религия, надо иметь в виду, что сами эти религии отражают различные ментальности, различное отношение человека к миру (природе, обществу, государству) и к самому себе. Особенно от-

1 См. Россия и мир: Учебная книга по истории: В 2-х ч. - Ч.I / Под ред. А.А. Данилова. – М., 1999.


63

четливо это различие проступает в «осевое время», когда начинается разрушение мифологического мироощущения. В традиционном обществе Запада это разрушение носит более последовательный и радикальный характер. Показателем этого служит европейская средневековая философия и теология, у истоков которых лежит принципиальное признание католичеством возможности рационального познания Бога. Кроме того, под влиянием христианства (как католичества, так и православия) закрепилось (в условиях диспропорции «избыток земли – недостаток труда») представление о самоценности человеческой личности.

В традиционных обществах Востока в «осевое время» мифологическое мироощущение не было до конца преодолено. В картине мира этих обществ мифологические элементы занимали весьма значительное место. Мифологическая картина мироздания не выделяет человека из окружающего мира, а, напротив, одушевляет последний, делая его ближе к человеку. В этих условиях не могло в полной мере сформироваться представление о самоценности человеческой личности. Сыграл здесь свою роль и хозяйственный уклад, сложившийся на базе диспропорции «недостаток земли – избыток труда».

5.2. Культура «доосевых» цивилизаций (Древний Египет, Древняя Месопотамия)

Обратимся к культуре «доосевых» цивилизаций Востока: Древнего Египта и Древней Месопотамии.

Считается, что в VI тыс. до н.э. в Передней Азии, в долине между реками Тигром и Евфратом, возникла самая древняя цивилизация – Месопотамия (Двуречье, Междуречье). Расцвет этой цивилизации представлен четырьмя культурно-историческими эпохами, которые можно рассматривать в качестве отдельных месопотамских цивилизаций, имеющих единую культурную основу:

1. Шумеро-аккадский период (ХVIII-ХХ вв. до н.э.). Он связан с деятельностью двух государственных образований: Шумера и Аккада.

Шумер представлял собой совокупность городов-государств. Среди них – Ур, Урук, Ниппур, Эриду, Лагаш, Киш и другие. Эти города были созданы шумерами, которые пришли в низовья Евфрата и

64

мирно ассимилировали местные племена. Происхождение шумеров до сих пор является загадкой.

Шумеры владели высокой культурой земледелия, создали сложную ирригационную систему, принесли с собой письменность (самое древнее литературное произведение мира – эпос о Гильгамеше – полулегендарном царе г. Урука). В ХIII в. до н.э. Шумер и другие земли между Тигром и Евфратом были захвачены семитским племенем аккадцев во главе с Шаррукином (Саргоном). Аккадцы усвоили шумерскую культуру, ликвидировали самостоятельность шумерских городов-государств и создали централизованную империю со столицей Аккадом.

Именно шумеры и аккадцы заложили основы культуры Месопотамии.

2.Вавилонский (ХIХ-ХII вв. до н.э.). Этот период связан с деятельностью Вавилонского царства, созданного семитскими племенами амореев (аморитов), которые вторглись на территорию Двуречья

изахватили здесь обширные территории. Город Вавилон («Врата Бога») был расположен на берегу реки Евфрат и занимал выгодное географическое положение. Древний Вавилон не только сохранил достижения шумерской цивилизации, но и создал условия для дальнейшего развития культуры на базе этой цивилизации. Благодаря выгодному географическому положению, широкому распространению грамотности в вавилонском обществе, его достижения вышли далеко за территориальные границы Вавилонского царства. Вавилонские жрецы обладали обширными знаниями по астрономии, математике и другим областям знания, считались хранителями особой тайной мудрости, на которой основывалась магия. Широко было распространено представление о пышном убранстве и богатстве вавилонских храмов.

Расцвет Вавилонского царства связан с правлением Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). От его времени сохранился знаменитый памятник древневосточной правовой мысли «Кодекс Хаммурапи».

3.Ассирийский (ХII-VII вв. до н.э.). Он связан с возвышением Ассирийской державы. Свое название она получила от города Ашшур (греч. Ассир), находившегося в среднем течении Тигра. В завоевательных походах (с использованием железного оружия) ассирийские правители подчинили себе огромную территорию, от Синайского полуострова до Армении. Подчинив себе Вавилон, ассирийцы по-