Файл: А.И. Подгорный Диагностирование и регулировка рулевого управления автотранспортных средств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20

 

 

 

Таблица 2.1

Требования

Методы проверки

1.Изменение усилия при повороте ру-

 

 

левого колеса должно быть плавным

Проверяют

на неподвижном АТС

во всем диапазоне угла его поворота

при работающем двигателе посред-

2.Максимальный

поворот рулевого

ством поочередного поворота руле-

колеса должен ограничиваться только

вого колеса на максимальный угол

устройствами,

предусмотренными

в каждую сторону

конструкцией АТС

 

 

 

3.Самопроизвольный поворот рулево-

Проверяют наблюдением за поло-

го колеса с усилителем рулевого

жением рулевого колеса на непод-

управления от нейтрального положе-

вижном АТС с усилителем рулево-

ния при неподвижном состоянии АТС

го управления после установки ру-

и работающем двигателе не допуска-

левого колеса в положение, при-

ется

 

мерно соответствующее прямоли-

 

 

нейному движению и пуска двига-

 

 

теля

 

4.Суммарный люфт в рулевом управ-

Проверяют на неподвижном АТС с

лении не должен превышать предель-

использованием приборов для оп-

ных значений, указанных изготовите-

ределения суммарного люфта в ру-

лем АТС в эксплуатационной доку-

левом управлении, фиксирующих

ментации, или, если такие значения

угол поворота рулевого колеса и

изготовителем не указаны, следующих

начало поворота управляемых ко-

предельных допустимых значений:

лес.

 

легковые автомобили и создан-

Управляемые колеса должны

ные на базе их агрегатов грузовые и

быть предварительно приведены в

автобусы – 100

 

положение,

примерно соответст-

автобусы – 200

вующее прямолинейному движе-

грузовые – 250

нию, а двигатель АТС, оборудован-

 

 

ного усилителем, должен работать.

 

 

Рулевое колесо поворачивают

 

 

до положения, соответствующего

 

 

началу поворота управляемых ко-

 

 

лес АТС в одну сторону, а затем – в

 

 

другую сторону до положения, со-

 

 

ответствующего началу поворота


21

Продолжение табл. 2.1

 

управляемых колес. При этом из-

 

меряют угол между указанными

 

крайними положениями рулевого

 

колеса, который является суммар-

 

ным люфтом в рулевом управле-

 

нии

 

 

5. Не допускается подвижность рулевой

Проверяют

органолептически на

колонки в плоскостях, проходящих че-

неподвижном АТС при нерабо-

рез ее ось, рулевого колеса в осевом на-

тающем двигателе путем прило-

правлении, картера рулевого механиз-

жения нагрузок к узлам рулевого

ма, деталей рулевого привода относи-

управления

и

простукивания

тельно друг друга или опорной поверх-

резьбовых соединений. Допуска-

ности. Резьбовые соединения должны

ется визуальная проверка состоя-

быть затянуты и зафиксированы. Люфт

ния шарнирных

соединений на

в соединениях рычагов поворотных

специальных стендах для провер-

цапф и шарниров рулевых тяг не до-

ки рулевого привода

пускается. Устройство фиксации поло-

 

 

 

жения рулевой колонки с регулируе-

 

 

 

мым положением рулевого колеса

 

 

 

должно быть работоспособно

 

 

 

6.Применение в рулевом механизме и Проверяют визуально на неподрулевом приводе деталей со следами вижном АТС остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не допускается

7.Натяжение ремня привода насоса Проверяют измерением натяжеусилителя рулевого управления и урония ремня привода насоса усиливень рабочей жидкости в его резервуаре теля рулевого управления на недолжны соответствовать требованиям, подвижном АТС с помощью спеустановленным изготовителем АТС в циальных приборов для одновреэксплуатационной документации. Подменного контроля усилия и перетекание рабочей жидкости в гидросисмещения или с использованием

теме усилителя не допускается

линейки и динамометра с макси-

 

мальной погрешностью не более

 

7%


22

 

3. Устройство и принцип действия

оборудования,

применяемого в лабораторной работе

 

Студенты должны научиться измерять суммарный люфт в рулевом управлении, используя люфтомеры, фиксирующие начало поворота управляемых колес, и люфтомеры-динамометры.

Люфтомер, фиксирующий поворот управляемых колес, состоит из двух основных элементов: угломерного устройства и датчика поворота управляемых колес. Пользоваться им необходимо согласно заводской инструкции и указаниям преподавателя.

Для измерения суммарного люфта рулевого управления в лаборатории имеется механический универсальный люфтомер-динамометр. На рис. 3.1 представлен общий вид прибора.

Люфтомер состоит из верхнего 1 и нижнего 2 раздвижных кронштейнов, приставляемых к ободу рулевого колеса упорами 3; разрезной каретки 4, стягивающих направляющие стержни 5 кронштейнов 1 и 2 с помощью зажима; угломерной шкалы 7, устанавливаемой на оси зажима 6 с помощью поворота и самоторможения при снятии усилия за счет фрикционной, резиновой шайбы 8; резиновой нити 9, натягиваемой, с помощью присоса 10, от зажима 6 к лобовому стеклу автомобиля и играющей роль указательной «стрелки» угломерной шкалы, и нагрузочного устройства, представляющего собой пружинный динамометр 11 двухстороннего действия.

Каретка 4 с осью поворота угломерной шкалы 7 выставляется в центр поворота рулевого колеса путем обеспечения одинаковых вылетов («а» и «в») стержней 5 относительно каретки. Этим обеспечивается неподвижность «стрелки» при повороте рулевого колеса и правильность измерения люфта.

Динамометр 11 устанавливается на нижнем кронштейне 2 люфтомера с помощью кронштейна 13, который с помощью винтов 16 закрепляется на пальце 17 после регулировки в положение, при котором при установке люфтомера на ободе рулевого колеса приложенное к нагрузочному устройству усилие пришлось бы на середину сечения обода.

Метод измерения суммарного люфта заключается в выявлении угла поворота рулевого колеса по угловой шкале люфтомера, между двумя фиксированными положениями, определяемыми приложением к нагрузочному устройству, поочередно в обоих направлениях, одинаковых, регламентируемых в зависимости от собственной массы автомобиля, приходящейся на управляемые колеса, усилий. Зависимость усилий от собственной массы автомобиля, приходящейся на управляемые колеса, приведена в табл. 3.1


23

Рис. 3.1. Общий вид люфтомера:

1, 2 – верхний и нижний кронштейны; 3 – упор кронштейна; 4 – каретка; 5 – стержень направляющий; 6 – зажим; 7 – шкала угломерная; 8 – шайба фрикционная; 9 – нить резиновая; 10 – присос; 11 – динамометр; 12 – «безмен»; 13 и 14 – кронштейны динамометра или «безмена»; 15 – цапфа ; 16 – винт стопорный; 17 – палец установочный; 18– кольцо прижимное; 19

– вороток; 20 – упор шкалы

 

Таблица 3.1

Масса автомобиля приходя-

Усилие нагрузочного устрой-

 

щаяся на управляемые колеса; т

ства, Н (кгс)

 

до1,6

7,35 (0,75)

 

свыше 1,6 до 3,86

9,8 (1,00)

 

свыше 3,86

12,30 (1,25)

 

При возникновении в отдельных случаях поворота управляемых колес при приложении регламентируемого усилия на рулевом колесе фиксированные положения рулевого колеса должны соответствовать моментам начала поворота управляемых колес, определяемых визуально.

24

4. Порядок выполнения работы

1)Установить управляемые колеса рулем в нейтральное положение.

2)Ослабив зажимы 6 люфтомера, раздвинуть кронштейны 1 и 2 до размера, визуально соответствующего диаметру рулевого колеса.

3)Установить люфтомер на рулевом колесе, приставив кронштейны к ободу рулевого колеса до плотного соприкосновения с ним, в том числе и упорами 3, и поджав кольцами 18 и воротками 19.

4)Проверить и при необходимости отрегулировать положение динамометра 11 или цапфы 15, так чтобы они располагались визуально посередине сечения обода рулевого колеса.

5)Выставить каретку 4 с угломерной шкалой 7 в центр рулевого колеса, обеспечив равенство вылетов (а=в) стержней 5 относительно каретки 4.

6)Протянуть «стрелку» 9 к лобовому стеклу автомобиля и закрепить присосом 10. «Стрелка» при этом должна быть расположена примерно в центре угломерной шкалы, параллельно и как можно ближе к ней.

7)Нажимая на головку динамометра 11 справа, медленно повернуть рулевое колесо по часовой стрелке до момента достижения соответствующего регламентированного усилия (см. табл. 2.1), т.е. до совпадения соответствующей риски (1, 2 или 3 см. рис. 4.1) указателя 4 динамометра с кромкой 5 крышки 6 корпуса. В этом положении, не трогая рулевого колеса, повернуть шкалу 7 до совпадения нулевого деления с нитью.

Рис. 4.1. Вид динамометра (правая часть):

1, 2 и 3 – риски регламентируемых усилий, соответственно: 0, 75, 1,0 и 1,25 кг; 4 – указатель; 5 – кромка крышки; 6 – крышка; 7 – шпилька; 8 – чашка пружины; 9 – пружина; 10 – головка; 11 – корпус


25

8)Нажимая на головку динамометра 11 слева, медленно повернуть рулевое колесо против часовой стрелки до достижения регламентируемого усилия, так же как и в первом случае.

9)По положению нити относительно угломерной шкалы 7 определить значение суммарного люфта рулевого управления. Окончательный результат уточнить по результатам двух или более измерений и уточненное значение сравнить с допустимым (см. раздел 2). Результаты занести в протокол.

10)Дальнейшую проверку рулевого управления произвести визуально

иорганолептически согласно методике, приведенной во втором разделе настоящих методических указаний.

11)При обнаружении неисправностей в рулевом управлении, которые могут быть устранены регулировками, следует выполнить необходимые регулировочные работы. Порядок регулировок большинства рулевых механизмов разбирается в разделе 1 данных методических указаний.

5. Требования к отчету

Отчет должен содержать протокол испытаний с результатами измерений суммарного люфта в рулевом управлении, данные по органолептическим и визуальным проверкам элементов рулевого управления. При написании отчета необходимо придерживаться такой же последовательности изложения, как в табл. 2.1, при этом результаты работы лучше представить в табличной форме. Если в процессе выполнения работы выполнялись какието регулировки, то необходимо подробно описать это. По результатам проведения работы в конце отчета необходимо сделать выводы. Отчет выполняется на стандартных листах бумаги формата А-4 согласно общим требованиям к оформлению текстовой технической документации.

6.Контрольные вопросы

1.Что такое суммарный люфт в рулевом управлении согласно ГОСТ Р

51709–2001?

2.Порядок измерения суммарного люфта в рулевом управлении со-

гласно ГОСТ Р 51709–2001 и ГОСТ 25478–91.

3.Принцип действия люфтомеров, фиксирующих поворот управляемых колес, и люфтомеров-динамометров.

4.Современные требования, предъявляемые к рулевым управлениям и методы их проверки.

5.Особенности регулировки реечных рулевых механизмов.