Файл: А.С. Березин Транспортные двигатели.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

78

Каждый член левой части этого уравнения определяется по

формулам вида:

 

 

 

 

qe =

Qe

100% ;

qохл =

Qохл

100% .

(10.10)

 

 

 

Qt

 

Qt

 

Ниже приводятся примерные значения относительных величин внешнего теплового баланса q в %.

 

 

 

 

Таблица 10.1

 

 

 

 

 

 

Тип двигателя

qe = η e

qохл

qгф

qнс

qост

С искровым за-

21…32

15…25

30…50

0…30

5…10

жиганием

 

 

 

 

 

Дизель

29…40

20…35

25…40

0…5

3…8

Примерный характер распределения теплоты в относительных единицах q (%) в зависимости от нагрузки при постоянной скорости вращения коленчатого вала для карбюраторного двигателя показан на рис. 24.

q, %

 

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

 

 

 

qнс

 

qост

 

 

 

 

 

80

 

 

 

qгф

 

 

 

 

 

 

60

 

 

 

 

 

 

40

 

 

 

qохл

 

20

 

 

 

qe

 

 

 

 

 

 

0

25

50

75

100, Ne, %

 

 

 

Рис. 24

 


79

Следует отметить, что каждая модель двигателя имеет свой характерный для нее тепловой баланс, вид кривых, приведенных на рис. 24, может несколько изменяться.

По мере уменьшения нагрузки (прикрытие дроссельной заслонки) в двигатель поступает все меньшее количество смеси и соответственно сокращается количество выделяемой теплоты, уменьшаются температура, давление газов в цилиндрах. Все это существенно влияет на изменение теплового баланса двигателя. Доля теплоты, превращаемой в полезную работу Qe, и равная, согласно определению, эффективному КПД двигателя, как видно на рис. 24, по мере снижения нагрузки уменьшается. Уменьшение Qe происходит, главным образом, вследствие увеличения относительных потерь на трение, относительных потерь тепла в окружающую среду, а также ухудшения (замедления) процесса сгорания и обогащения смеси на малых нагрузках (потери на химическую неполноту сгорания).

Тепловые потери в охлаждающую среду по абсолютной величине уменьшаются по мере дросселирования, но значительно медленнее, чем расход топлива. Поэтому относительная их величина qохл будет возрастать с уменьшением нагрузки, достигая максимума

при холостом ходе.

Физическая теплота Qгф , уносимая с отработавшими газами, по

мере дросселирования уменьшается прямолинейно пропорционально подводимой теплоте Qt , и вследствие этого по относительной вели-

чине qгф изменяется незначительно. В области малых нагрузок в ряде случаев наблюдается увеличение qгф из-за уменьшения скорости сгорания и угла опережения зажигания.

Относительное количество теплоты qнс , теряемое вследствие

химической неполноты сгорания, как отмечалось, будет наблюдаться в тех зонах нагрузки, где α < 1. Так, с увеличением нагрузки примерно от 80 % и выше смесь обычно делают обогащенной, и потери теплоты qнс могут достигать здесь значительной величины. В зоне сред-

них нагрузок, где α = 1,0 1,1, потери от химической неполноты сгорания будут отсутствовать. При малых нагрузках и особенно при холостом ходе величина qнс становится наибольшей.

Характер изменения qост в основном зависит от изменения других видов потерь.


80

10.3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

После прогрева двигателя на малой нагрузке устанавливают заданный преподавателем скоростной режим. Замеры желательно проводить для 5-6 нагрузочных режимов: приблизительно 15%, 25%, 50%, 70%, 80% и 100% максимальной мощности двигателя. На каждом режиме перед замером необходимо добиться стабилизации температуры двигателя и замерить следующие величины: усилие на весах тормоза Р , время τ расхода порции топлива ∆ G , расход жидкости в системе охлаждения Gw , температуру охлаждающей жидкости на

входе и выходе из двигателя twвх и twвых , часовой расход воздуха Gв

(показания дифференциального манометра h), температуру отработавших газов Tr .

Для перехода на следующий нагрузочный режим одновременно увеличивают подачу топлива и нагрузки так, чтобы скорость вращения коленчатого вала оставалась постоянной.

По результатам измерений вычисляют составляющие теплового баланса в абсолютных и относительных величинах и строят график теплового баланса.

10.4. ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ

Отчет должен содержать протокол испытаний с результатами измерений и расчёта, а также график теплового баланса на миллиметровой бумаге размером 210 х 297 мм.

10.5.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Что такое внешний тепловой баланс двигателя ?

2.Какие потери тепла включают в себя основные составляющие теплового баланса ?

3.Объясните характер изменения основных составляющих теплового баланса в зависимости от нагрузки двигателя.

4.Какие существуют различия во внешнем тепловом балансе карбюраторного двигателя и дизеля ?


81

5.Работа каких систем двигателя определяет характер изменения Qнс при изменении нагрузки двигателя ?

6.Какие параметры нужно измерить, чтобы определить Qt , Qe ,

Qохл , Qгф , Qнс , Qост .

82

Содержание

Лабораторная работа № 1. Индицирование двигателей внут-

1

реннего сгорания .…………………………………………………

Лабораторная работа № 2. Скоростная характеристика карбю-

13

раторного двигателя ..…………………………………………

Лабораторная работа № 3. Внешняя скоростная характеристи-

21

ка дизеля с регулярной ветвью .……………………………..

Лабораторная работа № 4. Нагрузочная характеристика кар-

33

бюраторного двигателя ……………………………….……..

Лабораторная работа № 5. Нагрузочная характеристика дизе-

38

ля ………………………………………………………………….

Лабораторная работа № 6. Механические потери двигателя ..

44

Лабораторная работа № 7. Регулировочная характеристика

54

карбюраторного двигателя по углу опережения зажигания ...

Лабораторная работа № 8. Регулировочная характеристика

62

карбюраторного двигателя по составу смеси …………………

Лабораторная работа № 9. Характеристика холостого хода ..

69

Лабораторная работа № 10. Внешний тепловой баланс ……...

73


83

Составитель

Александр Сергеевич Березин

ТРАНСПОРТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ

Методические указания к лабораторным работам по курсу "Транспортные двигатели" для студентов направления 551400 “Наземные транспортные системы” и специальностей 150200 “Автомобили и автомобильное хозяйство”, 240100

“Организация перевозок и управление на транспорте”

Редактор Е. Л. Наркевич

ЛР № 020313 от 23.12.96

Подписано в печать 02. 11. 99. Формат 60 × 84/16. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.- изд. л. 5,0. Тираж 150 экз. Заказ

Кузбасский государственный технический университет. 650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28.

Типография Кузбасского государственного технического универси-

тета.

650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4а.