Файл: Р.Р. Масленников Лекции по истории автомобильной науки и техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2024

Просмотров: 197

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

следние достижения металлургии, металлообработки, машиностроения, химии. Более того, дальнейшее совершенствование автомобиля стимулировало развитие этих отраслей. Широкое применение зубчатых передач в конструкции автомобиля побудило станкостроительную промышленность к резкому качественному скачку. Нужда в пневматических шинах вызвала к жизни новую отрасль – резино-техническую.

Вскоре бензиновые двигатели стали столь мощными и легкими, что их начали ставить на аппараты тяжелее воздуха. Первые аэропланы, построенные американцами - братьями Орвиллом и Уилбуром Райтами, французами Сантос-Дюмоном и Фербером, датчанином Элемахером, взлетели на заре ХХ века благодаря установленным на них автомобильным двигателям.

Рис.7.4.Купе «Дукс» с боковым входом

Рис.7.5.Автобус фирмы «Дукс» с двигателем «Понар-Левассор»

70

Рис.7.6.Дрезина фирмы «Дукс» 1903 г.

ЛЕКЦИЯ ВОСЬМАЯ

Первые шаги автомобильной промышленности США.

Возникновение автомобильной промышленности в США произошло примерно на 10 лет позже, чем в странах Западной Европы. Но благоприятные условия позволили быстро наверстать упущенное время и вывести Соединенные Штаты в лидеры по производству автомобилей. К числу благоприятных условий можно отнести: отсутствие крупных землевладельцев – помещиков и наличие большого количества средних по размерам фермерских хозяйств потребителей сельскохозяйственной, транспортной техники и силовых установок, (включая и стационарные двигатели внутреннего сгорания). Кроме того, высокая оплата труда рабочих в промышленности, порожденная нехваткой рабочих рук, образовала широкий круг потенциальных покупателей автомобилей. Быстрому развитию автомобилестроения способствовало наличие в стране развитого по тем временам машиностроения.

В г. Лансинг в 1885 г. Плини Олдс организовал производство стационарных двигателей внутреннего сгорания, для чего ему пришлось перепрофилировать свой завод, выпускавший до этого паровые экипажи. Первый работоспособный автомобиль в Соединенных штатах был построен в 1893 г. братьями Чарльзом и Френком Дюриа. Они и последовавшие за ними фирмы приняли "бенцовскую" заднемоторную компоновку автомобиля с горизонтальным двигателем. В конце прошлого века в Американском автомобилестроении шла настоящая борьба между "бензином, паром и электричеством". Состязания 1895 г. познакоми-

71


ли рядовых американцев с автомобилями и стимулировали их производство.

Между фирмами началась "гонка" – соревнование за число выпущенных в год и, естественно, проданных автомобилей, которая шла с переменным успехом то для одних, то для других производителей.

В1896 г. на первом месте по производству автомобилей была фирма "Дюриа", выпустившая 13автомобилей из 15 зафиксированных статистикой.

В1897 г. на первое место выходит фирма "Уинтон" – 4шт., за ней следует фирма "Дюриа" – 3 шт., и один экземпляр строит Ренсом Эли Олдс (1864-1950) на заводе своего отца Плини Олдса.

В1898 г. на первое место выходит новая фирма "Стенли", выпустившая 100 паровых автомобилей, на втором месте фирма "Уинтон", выпустившая 22 бензиновых автомобиля. Фирма "Стенли" основана братьями-близнецами Френсисом и Фриланомом. Они использовали идею француза Л. Серполле, разработали собственную конструкцию котла "мгновенного действия" и двухцилиндрового вертикального двигателя. В этом же году появилась новая фирма "Колумбия", занявшаяся постройкой электромобилей. На одном из них впервые в мире был установлен полностью закрытый кузов. Подобный кузов в Европе был построен фирмой "Рено" на бензиновом автомобиле в 1899 году. В 1899 г. Братья Стенли продают свой патент двум фирмам, одна из которых - "Локомобиль".

В1899 г. на первое место выходит фирма "Колумбия", построившая 500 электромобилей, а на второе - фирма "Локомобиль", выпустившая 400 паровых автомобиля по типу Стенли. В этом же году появляется фирма "Паккард", которая начинает производить как легковые, так и грузовые автомобили. Модель грузового автомобиля 1914 г. в годы первой мировой войны в больших количествах поставлялась в Россию.

В1900 г. лидерство по выпуску автомобилей сохраняется за этими фирмами. "Колумбия" по-прежнему выпускает электромобили, 1500 шт. в год, фирма "Локомобиль" - паровые, 750 шт. в год. В этом же году новая фирма "Уайт" начинает выпускать паровые автомобили, но, убедившись в неперспективности конструкции, осваивает производство грузовиков с бензиновым двигателем, аналогичным конструкции двигателя французской фирмы "Делайе".

В1901 г. на первое место выходит фирма "Локомобиль", продолжавшая выпуск паровых автомобилей. На второе место выходит фирма "Олдсмобиль", выпустившая 425 автомобилей. Фирма, несмотря на

72


сгоревший в пожаре завод и чертежи нового автомобиля, по одному опытному образцу сумела освоить его производство.

В1902 г. первое место продолжает занимать фирма "Локомобиль", выпустившая 2750 паровых автомобилей, а на втором месте фирма "Олдсмобиль", выпустившая 2500 бензиновых автомобилей.

В1903 г. на первое место выходит фирма "Олдсмобиль", выпустившая 4000 автомобилей, а на второе место - фирма "Форд". Автомобиль Форда мало отличался от автомобиля фирмы "Олдсмобиль". Это были автомобили типа "багги", с 2-цилиндровым оппозитным, горизонтальным двигателем, расположенным в задней части автомобиля.

В1904 – 1905 гг. на первом месте продолжает оставаться фирма "Олдсмобиль", выпустившая соответственно 5508 и 6500 автомобилей в год. Г. Форд много экспериментировал и по выпуску автомобилей опустился до четвертого места. Фирма "Олдсмобиль" стала первым крупносерийным производителем бензиновых автомобилей и первой фирмой, направившей свои автомобили на европейский рынок. Эти автомобили стали копироваться в ряде стран западной Европы и в России.

В1906 г. Генри Форд выходит на первое место в Америке по производству автомобилей, произведя 8729 шт., и удерживает первенство до 1926 года. Затем попеременно первое место занимают "Форд" и "Шевроле". К своему успеху Форд шел, продолжая экспериментировать и меняя одну модель за другой. Среди его автомобилей преобладали конструкции с 4-цилиндровыми двигателями разного литража, была даже конструкция с 6-цилиндровым двигателем. При анализе сбыта своих автомобилей Г. Форд пришел к выводу, что наибольшим спросом пользуются автомобили с двигателями мощностью порядка 20 л.с.

ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ

Генри Форд и его автомобиль

Автомобили изобретательского периода имели общие черты и внешнее сходство с конным экипажем. Вместе с тем в их конструкциях наблюдалось большое разнообразие самих механизмов и компоновок.

73

Только двум фирмам удалось удерживать лидирующее производство автомобилей в течение нескольких лет начала ХХ века, а их конструкции стали прототипами для ряда моделей автомобилей в разных странах мира. Это были: европейская фирма "Де-Дион" и американская "Олдсмобиль". Своим долголетием они обязаны простоте и практичности конструкций автомобилей. На процветающий завод фирмы "Олдсмобиль" пускали публику как на экскурсионный объект. Один из экскурсоводов фирмы обратил внимание, что один молодой человек часто посе-

щает завод и внимательно наблюдает за сборкой автомобилей. Поинтересовавшись, кто он такой, в ответ услыхал – Генри Форд.

Генри Форд (1863 – 1947), вырос в семье фермера, в лесном поселке Дирборн, неподалеку от заштатного по тем временам городишки Детройта. Он не получил никакого специального образования, но организатором производства и механиком оказался отличным. Когда ему исполнилось двенадцать лет, отец подарил ему часы. А к пятнадцати годам он научился ремонтировать часы всех систем и стал зарабатывать на этом деньги. Некоторое время он работал в часовой мастерской и уже тогда высказал мысль, что при массовом производстве их можно будет продавать дешево – 30 центов за штуку. Талант механика и неординарность мышления были замечены известной фирмой "Эдисон", куда он был приглашен на работу в должности инженера. В 1892 году Форд построил свой первый автомобиль с горизонтальным бензиновым двигателем, расположенным сзади. Два года на этом автомобиле он разъезжал по Детройту, а потом продал его за 200 долларов. Все ограничилось экспериментальным образцом и накоплением информации и опыта эксплуатации автомобиля. Впоследствии этот опыт позволит избежать ошибок при проектировании автомобилей.

В 1900 году, назанимав денег, Форд организует "Детройтскую автомобильную компанию", которая стала производить автомобили. Конструкции производимых компанией автомобилей не отличались оригинальностью и были подобны многим автомобилям Европы и Америки, - дорогими и сложными в эксплуатации. Интуиция подсказы-

74


вала ему, что надо делать другие автомобили, но какие, он еще не знал. Чтобы как-то обратить на себя внимание, он начинает строить два гоночных автомобиля с 4 – цилиндровыми двигателями мощностью 80 лошадиных сил. Споры с компаньонами о будущем фирмы привели к тому, что в 1902 году Форд выходит из компании. Место Форда занимает Генри Лиланд (1843 – 1932), совладелец фирмы "Лиланд и Фолькнер", изготовлявшей инструменты и зуборезные станки. В последствии компания превратится в знаменитую фирму "Кадиллак".

Выйдя из компании, Форд в 1903 году в своем сарае заканчивает изготовление гоночных автомобилей и вызывает на соревнования чемпиона США. Водителем своего автомобиля модели "999" он нанимает гонщика-профессионала. К финишу его автомобиль приходит первым, опередив соперника на целую милю. Впоследствии гонщик вспоминал, что все его силы были направлены на то, как удержать руль и автомобиль на трассе: из-за несовершенства конструкции управлялся с трудом и не «держал дорогу». Результат: всеамериканская известность и создание существующей и в настоящее время фирмы "Форд Мотор Ко". Автомобили этой компании, естественно, очень походили на популярный в Америке автомобиль фирмы "Олдсмобиль". Но скоро продажа фордовских моделей снова пошла на убыль. Однако Форду удается наладить производство, и к 1906 году он выводит фирму на первое место по производству автомобилей. Для закрепления успеха в городе Дирборне Форд создает специальную лабораторию, которой поручает проанализировать виды износов и поломок узлов различных автомобилей и на основе результатов анализа разработать новые сорта сталей. Лаборатория подбирает для различных деталей нового автомобиля Форда модели "Т" 22 сорта стали, из которых 10 содержали ванадий. Новая конструкция автомобиля по замыслам Форда должна быть доступной по цене широким слоям населения, при этом автомобиль должен быть простым, надежным, но не примитивным. Путь к этому он видел в совершенствовании технологии производства и разумной экономической политике. По замыслу Форда автомобиль должен обеспечивать необходимую безопасность движения, при этом его конструкция должна быть свободна от излишеств. Разумная простота устройства и новые прочные стали обеспечили машине массу 550кг, т.е. в 3 – 5 раз меньшую, чем у аналогичных машин конкурентов. Автомобиль массового производства по конструкции должен был стать универсальным. Рациональность конструкции начиналась с двигателя, четыре цилиндра которого были отлиты в одном блоке вместо отдельных или спаренных цилиндров, как у

75