Файл: Р.Р. Масленников Лекции по истории автомобильной науки и техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Московским автомобильным заводом имени Лихачева в 1986 году осваивается производство бортового автомобиля тягача ЗИЛ-433100 4х2.2 (рис.11.74) с двигателем Дизеля модели ЗИЛ-645. Кузов – металлическая платформа с откидными боковыми и задним бортами. Передний борт – высокий, боковые борта состоят из двух частей. Предусмотрена установка каркаса и тента. Кабина – трехместная, расположена за двигателем, с шумо- и термоизоляцией, оборудована местами крепления ремней безопасности. Подвеска кабины выполнена на четырех амортизаторах и торсионе в задней части кабины. Оперение кабины (крылья, капот и облицовка радиатора) объединены в общий блок, откидывающийся вперед. Сиденье водителя – подрессоренное, регулируемое по массе и росту водителя, наклону подушки и спинки.

Первые опытные образцы легкового автомобиля ЗИЛ-4104 4х2.1 были изготовлены в конце 1975, а серийные - в конце 1978 годов. Наряду с базовой моделью, имевшей кузов "лимузин", завод выпускал и ее модификации: ЗИЛ-41041 с кузовом "седан", ЗИЛ-41042 с кузовом "универсал" и с кузовом "кабриолет" – ЗИЛ-41044. Из года в год конструкция автомобиля подвергалась изменениям, и к 1985 году была создана модификация – официальный служебный автомобиль Президента

СССР - ЗИЛ-41047 (рис.11.75). Первое время аналогичными автомобилями пользовался и Президент России. Некоторые экземпляры имели броневую защиту и средства специальной президентской связи, которые увеличивали снаряженную массу автомобиля до пяти с лишним тонн. Для столь массивного автомобиля необходима эффективная тормозная система. На всех колесах использовались вентилируемые дисковые тормоза. Колеса крепились к ступицам не пятью, а шестью шпильками. Автомобиль имел самый большой по рабочему объему бензиновый двигатель. Чтобы повысить надежность, на нем было применено две независимых системы зажигания.

Волжским автомобильным заводом с 1977 г. выпускается легковой автомобиль повышенной проходимости ВАЗ-2121 4х4.1 (рис.11.76). Автомобиль имеет четырехместный цельнометаллический несущий трехдверный кузов, для входа на заднее сиденье передние откидываются вперед. Заднее сиденье складывается и образует площадку для перевозки груза. Конструкция автомобиля оказалась настолько удачной, что ее экспортировали даже в Японию, а для Мицубиси "Паджеро" она стала прототипом. В 1986 году этот же автомобильный завод осваивает производство принципиально нового легкового автомобиля малого класса ВАЗ-2108 2х4 (рис.11.77). Легковой переднеприводный автомобиль с

152


двигателем, расположенным впереди, поперек продольной оси автомобиля. Кузов – закрытый, несущий, двухобъемный, трехдверный хетчбек. Для посадки пассажиров на заднее сиденье спинки передних сидений отклоняются вперед, а для отдыха – откидываются назад.

Рис.11.74. ЗИЛ-433100 4х2.2. Грузоподъемность, кг– 6000; двигатель – ЗИЛ-645, дизель., V – обр., 4-такт., 8-цил., верхнеклапанный, рабочий объем-8,74л, мощность185 л.с. (136 кВт); макс. скорость, км/ч- 95; шины- 260-508Р; топливный бак, л- 170; диз. топливо; контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км18,4

при 80 км/ч- 22,9.

Рис.11.75 ЗИЛ-41047 4х2.1. Число мест- 7; двигатель– ЗИЛ-4104, карб., V – обр., 4-такт., 8-цил., верхнеклапанный, рабочий объем- 7,68л, мощность315 л.с. (232 кВт); макс. скорость, км/ч- 190; шины245/70НR16; бензин- "Экстра"; контрольный расход топлива при 90 км/ч, л/100 км18,8 при 120 км/ч- 25,2 при городском цикле30,1.

153

Рис.11.76. ВАЗ-2121 4х4.1. Число мест- 4-5; масса багажа, кг120; полная допустимая масса прицепа, кг300; двигатель– 2121, карб., рядн., 4-такт., 4-цил., верхнеклапанный, рабочий объем- 1,57л, мощность80 л.с. (58,8 кВт); макс. скорость,

км/ч- 132; шины- 175-406 (6,95-14); топливный бак, л- 45; бензин- АИ-93; кон-

трольный расход топлива при 80 км/ч, л/100 км- 9,9.

Интенсивное освоение Сибири, Севера и Дальнего Востока, строительство Байкало-Амурской железной дороги, освоение нефтяных, газовых и других природных богатств этих регионов, строительство новых городов связано с массовыми перевозками крупногабаритных и других строительных грузов. Широта и масштабность этого строительства осложнялись безбрежными просторами тайги, непроходимыми болотами и топями, десятками и сотнями километров полного бездорожья или дорогами, по которым даже мощные трехосные полноприводные Уралы, ЗИЛы, КрАЗы передвигались с трудом. Выполнение этой задачи было связано с огромными техническими трудностями, решить которые взялся Минский автомобильный завод, освоивший выпуск семейства четырехосных автомобилей с колесной формулой 8х8.1, которые могли эксплуатироваться в условиях полного бездорожья и на естественных дорогах. Новое семейство включало бортовой грузовик МАЗ-7310 (рис.11.78), (прежнее обозначение МАЗ-543П), самосвал МАЗ-7510 (рис.11.79) и тягач-трубовоз МАЗ-7910(рис.11.80). Эти машины во многом унифицированы, в частности двигатель, гидромеханическая трансмиссия, состоящая из одноступенчатого гидротрансформатора и трехступенчатой планетарной коробки передач, повышающего двухступенчатого редуктора для движения по дорогам с усовершенствованным покрытием, раздаточная коробки были у всех этих автомобилей одинаковы. Ведущие мосты состоящие из центрального редуктора,

154


двух полуосевых карданных валов и двух колесных планетарных передач, так же как рулевой механизм с гидроусилителем состоящий из двух ступеней: винта с шариковой гайкой и последовательно работающей с ними рейкой с зубчатым сектором у этих автомобилей были одинаковы. Для уменьшения радиуса поворота и износа шин управляемыми сделаны колеса двух передних мостов. Все перечисленные узлы на автомобилях были одинаковые. Независимая подвеска всех колес для тяжелых грузовиков этого типа была редкой конструктивной особенностью.

Рис.11.77. ВАЗ-2108 2х4. Число мест- 5; масса багажа, кг50; полная допустимая масса прицепа, кг300; двигатель– ВАЗ-2108, карб., рядн., 4-такт., 4-цил., верхнеклапанный, рабочий объем- 1,3л, мощность63,7 л.с. (47,0 кВт); макс. скорость, км/ч- 148; шины155/80R13; топливный бак, л- 43; бензин - АИ-93; контрольный расход топлива при 90 км/ч, л/100 км- 5,7 при 120 км/ч- 7,8 при городском цикле- 8,6.

Горьковский автомобильный завод в 1982 году осваивает выпуск легкового автомобиля ГАЗ-3102 4х2.1 (рис.11.81) с форкамернофакельным зажиганием. Кузов автомобиля – закрытый, цельнометаллический, четырехдверный «седан» внешне сколько-нибудь существенных отличий от автомобиля ГАЗ-24 не имел. А вот внутренняя отделка, включая и радиоприемник, была улучшена. Форкамерно-факельная головка двигателя, так же как карбюратор, были принципиально новыми. Применение трехкамерного карбюратора и новой головки позволили поднять мощность двигателя с 85 до 105 л.с. и увеличить максимальную скорость автомобиля со 147 до 152 км/ч, а также снизить расход топлива с 10,5 до 9,3 л/100 км. Сложности, связанные с эксплуатацией форка-

155

мерно-факельного двигателя заставили завод в 1986 году вернуться к обычному двигателю, оснащенному двухкамерным карбюратором К- 151 с экономайзером принудительного холостого хода, а автомобилю присвоить индекс ГАЗ-24-10.

Рис. 11.78. МАЗ-7310 8х8.1. Грузоподъемность, кг– 20000; двигатель – Д12А525А, диз., V – обр., 4-такт., 12-цил., верхнеклапанный, рабочий объем38,8л, мощность525 л.с. (386,1 кВт); макс. скорость, км/ч- 60; шины1500х600х635; топливеый бак, л- 1220; диз. топливо; контрольный расход топлива л/100 км80; запас хода, км1525.

Рис.11.79 МАЗ-7510 (см. МАЗ-7310)

156

Рис.11.80 МАЗ-7910 (см. МАЗ-7310)

Рис.11.81.ГАЗ-3102 4х2.1. Число мест- 5; масса багажа, кг50; полная допустимая масса прицепа, кг500; двигатель– ЗМЗ-022.10, карб., рядн., 4-такт., 4-цил., верхнеклапанный, с форкамерно-факельным зажиганием; рабочий объем-2,445л, мощность105 л.с. (77,2 кВт); макс. скорость, км/ч- 152; шины205/70R14; топливный бак, л- 70; бензин - АИ-93; контрольный расход топлива при 80 км/ч,

л/100 км- 8,5.

Этап девятый (1987-1997 и по настоящее время). Этот этап характерен тем, что перестала существовать плановая система хозяйствования, т.к. прекратил свое существование Союз Советских Социалистических Республик (СССР) и на смену ему пришло Содружество Независимых Государств (СНГ). Эйфория, вседозволенность (все, что не запрещено, то разрешено), отсутствие желания и неспособность к самостоятельному руководству, - все это привело к тому, что те, кто стоял у руководства предприятиями и распределительной системы стали баснословно обогащаться, а предприятия - либо останавливаться, либо работать на грани банкротства. Следует сказать, что доведение предприятий до бан-

157


кротства чаще всего было вызвано не объективными причинами, а сознательно, с целью падения акций и рыночной цены предприятия. Надо отметить, что наша автомобильная промышленность в этих труднейших условиях смогла выстоять и даже создать ряд новых, пользующихся спросом моделей автомобилей. Надо признать, что более удачно преодолевают кризис Горьковский и Волжский автомобильные заводы.

В целом этот этап можно охарактеризовать как начало массового производства переднеприводных легковых автомобилей.

Параллельно с освоением массового производства легкового автомобиля ВАЗ-2108 Волжский автомобильный завод разрабатывает и к 1988 году осваивает производство нового легкового автомобиля ВАЗ2109 2х4 (рис.11.82). Это был автомобиль малого класса с приводом на передние колеса и поперечным расположением двигателя. Внешние очертания и основные особенности кузова были те же, что и у автомобиля ВАЗ-2108: тот же двухобъемный, только пятидверный «хетчбек». Автомобили предусматривали, а впоследствии стали комплектоваться задним стеклом с электрообогревом, очистителями и омывателями заднего стекла и фар. Кроме того, автомобиль имел большое количество модификаций вплоть до трехобъемного, четырехдверного кузова типа «седан», с багажным отделением, удлиненными передними крыльями и капотом, новой облицовкой радиатора, получившего индекс ВАЗ21099(рис.11.83). Кроме того, на эти автомобили предусматривалась постановка различных по мощности двигателей, главных передач с различным передаточным числом, 4х и 5ти-ступенчатых коробок передач. Некоторые автомобили оснащались бортовой системой контроля технического состояния, маршрутным компьютером и микропроцессорной системой зажигания.

В 1989 году заводом ВАЗ совместно с заводами КамАЗ и Серпуховским автомобильным заводом (СеАЗ) осваивается производство легкового автомобиля особо малого класса ВАЗ-1111 2х4 "Ока"(рис.11.84) , с передними ведущими колесами и поперечно расположенным двухцилиндровым силовым агрегатом. Серпуховской завод осваивает производство двух модификаций этого автомобиля для инвалидов: одна - с автоматизированным выключением сцепления, другая - с ручным управлением дроссельной заслонкой и рабочим тормозом.

158

Рис.11.82. ВАЗ-2109 2х4. Число мест- 5; масса багажа, кг50; полная допустимая масса прицепа, кг300; двигатель– ВАЗ-2108, карб., рядн., 4-такт., 4-цил., верхнеклапанный, рабочий объем- 1,3л, мощность63,7 л.с. (47,0 кВт); макс. скорость, км/ч- 148; шины155/80R13; топливный бак, л- 43; бензин- АИ-93; контрольный расход топлива при 90 км/ч, л/100 км- 6,1 при 120 км/ч- 7,8 при городском цикле- 8,6.

Рис.11.83. ВАЗ-21099 2х4. Число мест- 5; масса багажа, кг50; полная допустимая масса прицепа, кг300; двигатель– ВАЗ-21083, карб., рядн., 4-такт., 4-цил., верхнеклапанный, рабочий объем- 1,3л, мощность70 л.с. (51,5 кВт); макс. скорость, км/ч- 158; шины155/80R13; топливный бак, л- 43; бензин- АИ-93; контрольный расход топлива при 90 км/ч, л/100 км- 5,9 при 120 км/ч- 8,0 при городском цикле- 8,8.

В 1994 году ВАЗ начинает осваивать производство нового семейства автомобилей ВАЗ-2110 2х4 (рис.11.85) с четырехдверным трехобъемным кузовом «седан». Кроме базовой модели с кузовом «седан», разработаны две модели с двухобъемными кузовами «универсал» и «хэт-

159