Файл: Р.Р. Масленников Лекции по истории автомобильной науки и техники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.06.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 0
чбек» (ВАЗ-2111 (рис.11.86) и ВАЗ-2112(рис.11.87) соответственно). В конструкции автомобиля нашли применение: бортовая система контроля технического состояния, маршрутный компьютер, микропроцессорная система зажигания, кроме того, в ряде модификаций предусматривалась установка двигателя с впрыском топлива и постановка антиблокировочной системы (АБС) тормозов.
Рис.11.84. ВАЗ-1111 "Ока" 2х4. Число мест- 4; масса багажа, кг40; полная допустимая масса прицепа, кг200; двигатель– ВАЗ-1111, карб., рядн., 4-такт., 2-цил., верхнеклапанный, рабочий объем- 0,649л, мощность29,3 л.с. (21,5 кВт); макс. скорость, км/ч- 120; шины135/80R12; топливный бак, л- 30; бензин- АИ-93; контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км- 3,2 при 90 км/ч- 4,5 при городском цикле- 6,0.
Рис.11.85. ВАЗ-2110
Кроме новых моделей Волжский автомобильный завод продолжает выпускать и устаревшие автомобили. Среди них и полюбившийся в народе автомобиль «Нива». Долгое время он устраивал потребителя своей проходимостью, неплохими ходовыми качествами на дорогах с улуч-
160
шенным покрытием и относительно комфортными условиями. В кузове тепло, мало пыли, но слишком мало места как для пассажиров, так и для багажа. С целью сохранения пошатнувшегося престижа на фоне большого количества джипов зарубежного производства заводом было освоено производство длиннобазных автомобилей ВАЗ-2129 4х4.1 (рис. 11.88) и ВАЗ-2131 4х4.1 (рис.11.89). Первый их них имел трехдверный, второй - пятидверный кузов.
Рис.11.86. ВАЗ-2111
Рис.11.87. ВАЗ-2112
Освоение производства автомобиля ЗИЛ-433100 и доводка собственного двигателя дизеля сдерживали снятие с производства базового автомобиля ЗИЛ-130, устаревшего морально как по кабине, так и по двигателю. Некоторое время положение спасал вариант нового автомобиля ЗИЛ-433100 со старым карбюраторным двигателем. Но как бы то
161
ни было, к новым экономическим условиям завод, как и все государство, был не готов.
Рис.11.88. ВАЗ-2129
Рис.11.89. ВАЗ-2131
Обвальное падение спроса на продукцию завода ЗИЛ привело к тому, что к середине 90-х годов завод вынужден был почти остановиться. Основная причина падения спроса на автомобили завода скорее всего не морально устаревшие конструкции, а снижение потребности России в перевозках на автомобилях такого класса. Даже если не учитывать экономический кризис и связанное с ним общее падение производства в России, объективная потребность в грузовиках класса ЗИЛ все равно была ниже производственной мощности завода. План завода формировался искусственно, поскольку существовали централизованные закупки и плановое обновление парка автомобилей.
162
Промышленные предприятия и организации были лишены возможности выбирать автомобиль, а приобретали то, на что имели лимит. Так уж случилось, что значительное количество автомобилей ЗИЛ-130 выполняли не свои перевозки: часть из них – работу, предназначенную для автомобиля ГАЗ-53, а часть - для автомобиля КамАЗ. Это было возможно потому, что завод КамАЗ построен относительно недавно и ниша, где успешно работают его автомобили, долгое время оставалась свободной. Заполнялась она постепенно, параллельно с освоением производства КамАЗов. Возможность частично занимать нишу автомобиля ГАЗ-53 можно объяснить тем, что он сам, т.е. ГАЗ-53 вынужден был работать в нише автомобилей меньшей грузоподъемности. В настоящее время, чтобы сохранить статус гиганта, завод ЗИЛ решил дополнить производственную программу за счет изготовления как более легких, так и более тяжелых машин. Это достигается тем, что завод теперь уже совершенно сознательно вторгается в секторы рынка, в которых работают заводы ГАЗ и КамАЗ.
Тяжелые автомобили с осевой нагрузкой 10 и более тонн планируется выпускать на нормальном и укороченном шасси автомобиля ЗИЛ133ГЯ. Так, уже сегодня, на укороченном шасси с силовым агрегатом и кабиной от ЗИЛ-43310 выпускается самосвал ЗИЛ-4514 6х4.2 (рис.11.90) грузоподъемностью 10т и полной массой 18,6т.
Семейство грузовиков легкого класса полной массой около 6т и грузоподъемностью 3т планируется выпускать на базе нового автомобиля ЗИЛ-5301 "Бычок". На рис.11.91 представлен автомобиль ЗИЛ5301 с кузовом «фургон».
Уральский автомобильный завод специализируется на производстве армейских грузовиков, поэтому все его машины рассчитаны главным образом, на плохие дороги и бездорожье. Они совершенно не подходят для хороших дорог с твердым покрытием. Завод сохраняет свое направление на выпуск автомобилей для армии и тех, кому необходимо перевозить гражданские грузы по бездорожью и в любых погодных условиях. Поэтому завод работает над выпуском полноприводного четырехосного грузовика УралАЗ-5323 8х8.1 (рис.11.92). Снижение военных поставок заставило завод обратить внимание на потребности народного хозяйства. Он стал сотрудничать с зарубежной компанией – IVECO (ИВЕКО). Налаживается сборка тяжелых внедорожных самосвалов компоновки "кабина над двигателем", полной массой 33-38т с двигателями и кабинами фирмы ИВЕКО. Планируется применение отечественных двигателей Тутаевского и Кустанайского моторных заводов. В на-
163
стоящее время выпускается сельскохозяйственный самосвал Урал-5557 6х6.1 (рис.11.93) и седельный тягач Урал-44223 6х6 (4.2) (рис.11.94) с
новым оперением и двухскатной ошиновкой задних колес с двигателем Дизеля воздушного охлаждения Кустанайского завода.
Рис.11.90.ЗИЛ-4514
Рис.11.91.ЗИЛ-5301
Ульяновский автомобильный завод в настоящее время выпускает безнадежно устаревшие модели автомобилей. Грузовые автомобили УАЗ-452Д иУАЗ-452 4х4.1 разработаны соответственно в 1965 и 1966
164
годах, а легковой УАЗ-469 - в 1972 году. Сегодня завод выпускает не только устаревшие, но еще и некачественные автомобили. На обновление производства средств нет. Положение спасает только то, что завод УАЗ долгое время был единственным в России изготовителем легких полноприводных грузовиков и грузопассажирских автомобилей. Следует сказать, что завод выпускает их настолько мало, что спрос на эти автомобили практически не снижается. Положение монополиста привело к тому, что, производя старую модель, завод не беспокоился о ее надежности, долговечности, качестве сборки, мало занимался ее конструктивным совершенствованием. Справедливости ради надо отметить, что завод произвел некоторое усовершенствование своих автомобилей, улучшив конструкцию тормозной системы и двигателея. Завод сможет просуществовать до тех пор, пока его автомобили будут покупаться. Спрос на грузовики завода может упасть, т. к. Горьковский автомобильный завод выпустил на рынок автомобиль ГАЗель и ее разновидность "Соболь", имеющие полноприводные модификации и работающие в нише, которую долго занимал монополист УАЗ.
Рис.11.92. УралАЗ-5323
Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК), (Москва), в 1990 году осваивает выпуск переднеприводного автомобиля малого класса АЗЛК 2141-01 2х4 (рис.11.95). Автомобиль имел закрытый, двухобъемный, несущий, пятидверный кузов типа "хэтчбек" (комби). В отличие от ранее выпускавшихся автомобилей, этот имел стеклоочиститель окна пятой (задней) двери, гидрокорректор луча света фар, противотуманные фары, очиститель фар, безасбестовые фрикционные накладки тормозов. Все в этом автомобиле задумано было очень хорошо; при внешне скромных размерах салон автомобиля был просторным и по
165
уровню комфорта для пассажиров приближался к салону автомобиля "Волга". Однако качество изготовления автомобиля свело на нет все его достоинства, и покупатель потерял интерес к этому автомобилю. Снижение цены на автомобиль несколько продлило угасающий интерес к нему покупателей. Освоение автомобилей с двигателями "Рено-2,0" и несколько улучшенным кузовом и привлекательными названиями "Святогор"-214102R5 2х4 (рис.11.96) и "Долгорукий"-2141R5 ненадолго привлекло интерес покупателя к этому автомобилю.
Рис.11.93Урал-5557
Рис.11.94Урал-44223 6х6
В1992 году на базе автомобиля АЗЛК-2141-01 завод осваивает выпуск автомобиля пикап АЗЛК-2335 с кабиной вместимостью 2 человека
игрузоподъемностью 500 килограмм.
В1992 году Горьковский автомобильный завод в автомобиль ГАЗ- 24-10 переносит внутреннюю отделку автомобиля ГАЗ-3102 и присваи-
166
вает этому автомобилю индекс ГАЗ-31029. У автомобиля несколько изменены передние крылья, капот и облицовка радиатора.
Рис.11.95АЗЛК 2141-01.
Рис.11.96"Святогор"-214102R5.
Сделав ставку на собственные силы и коммерческую изворотливость, Горьковский автомобильный завод занялся масштабным обновлением производства. В 1993 году он создает принципиально новую, надежную, комфортабельную базовую модель полуторатонного грузовика с трехместной кабиной ГАЗ-3302 4х2.2 (несколько позже - с семиместной кабиной ГАЗ-33023 4х2.2), которому дает название "ГАЗель". Новая "полуторка" – вполне современный автомобиль: классическая компоновка, рамное шасси, цельная балка переднего моста на продольных рессорах, двухскатная ошиновка задних колес. Впервые в России грузовой автомобиль стал оснащаться передними дисковыми тормозами
167
и рулевой колонкой с двумя ступенями регулировок. На базе этого грузовика создается микроавтобус ГАЗ-3221 4х2.2, а на его базе - фургон ГАЗ-2705 4х2.2 с цельнометаллическим кузовом с трехили семиместной кабиной. Большой семейный автомобиль "Соболь" ГАЗ-2217 4х2.1(рис.11.97) на семь человек, включая водителя, представляет собой уменьшенную (короче и ниже) копию автобуса ГАЗ-3221, в салоне этого автомобиля сиденья расположены навстречу друг другу и разделены откидывающимся столом. В свою очередь, уже у семейства автомобилей "Соболь" появился автофургон ГАЗ-2752 4х2.1 с низкой или средней крышей и кабиной на три или семь мест, и грузовой автомобиль ГАЗ-2310 4х2.1 с трехместной кабиной и грузовой платформой. В семействе автомобилей ГАЗель кроме автомобилей, предназначенных для работы на дорогах с улучшенным покрытием есть полноприводные автомобили и автобусы, способные успешно работать на дорогах всех категорий, включая и сельские. Автомобили могут оснащаться широко известными (правда устаревшими) двигателями ЗМЗ-402 или новыми ЗМЗ-406 с уменьшенным ходом поршня и шестнадцатиклапанной головкой блока цилиндров. Этот двигатель имеет два распределительных вала, расположенных в головке блока приводимы цепью, и гидротолкатели клапанов. Планируется постановка двигателя Дизеля того же рабочего объема, что и бензиновый. Надо признать, что автомобиль нашел своего покупателя, вытеснив с российского рынка зарубежные модели.
Микроавтобус нашел своего покупателя не только в России, но и в странах ближнего зарубежья. Кроме поставок автомобилей завод там открывает новые совместные производства. На сегодняшний день работает более 20ти филиалов в России и в странах ближнего зарубежья, заключено соглашение о постройке завода по сборке микроавтобусов в ЮАР. Не дожидаясь постройки сборочного завода, Южноафриканский национальный совет таксистов принял решение закупить в России 5500 "Газелей".
В настоящее время просматривается перспектива и в производстве легковых автомобилей. Так, разработан прототип новой "Волги" ГАЗ3111, впервые показанный на выставке "Мотор-шоу-98". Кузов нового автомобиля принципиально отличается от кузовов старых моделей, – нет ни одной общей панели и выштамповки. Новый дизайн автомобиля полностью разработан стилистами Горьковского автомобильного завода, которые постарались отразить в нем преемственность поколений "Волги".
168
Рис.11.97 "Соболь" ГАЗ-2217 4х2.1. Число мест- 7; масса багажа, кг50; полная допустимая масса прицепа, кг500; двигатель– ЗМЗ-4061.10 (4063.10), карб., рядн., 4-такт., 4-цил., 16клапанный; рабочий объем-2,3л, мощность100 л.с. (73.5
кВт) (110 л.с. (80.9 кВт)); макс. скорость, км/ч- 120 (132); шины225/60R16; топ-
ливный бак, л- 70; бензин- А-76 (АИ-93); контрольный расход топлива при 60
км/ч, л/100 км- 9,5 (10,5) при 80 км/ч- 10,7 (13).
Кроме кузова, специально для ГАЗ-3111 были разработаны: передняя подвеска на поперечных рычагах, рулевое управление с гидроусилителем; тормозная система будет иметь дисковые тормоза на всех колесах и антиблокировочную систему. Многие узлы и агрегаты ГАЗ-3111 будут унифицированы с автомобилем ГАЗ-3110. Вероятно, этот автомобиль будет последним автомобилем классической заднеприводной компоновки. Уже разработаны переднеприводная модель ГАЗ-3103 и полноприводная ГАЗ-3104.
Кроме дорожных легковых автомобилей завод работает над комфортабельным легковым автомобилем повышенной проходимости ГАЗ-3106 4х4.1 (рис.11.98). Двигателями для него будут четырех и пятицилиндровые дизели, выпущенные по лицензии "Штайр" и бензиновые четарехцилиндровые объемом 2,3 и 2,7 л, а также моторы V6 и V8 объемом 3,0 - 3,5 и даже 5,5 л. Конструкции узлов и агрегатов этого автомобиля будут отрабатываться на грузовом автомобиле "Атаман" ГАЗ2308 4х4.2 (рис.11.99) с кузовом "Пикап" и грузоподъемностью до одной тонны. Машины этого семейства – рамные, с зависимой подвеской колес. Как передний, так и задний мосты этого автомобиля снабжены стабилизаторами поперечной устойчивости. Кроме кузова "Пикап" будет выпускаться автомобиль с закрытым "утилитарным" цельнометаллическим кузовом (рис.11.100). В кузове будут располагаться сидения в
169